В Польше кинофильм «Знахарь» (1982) в постановке режиссера Ежи Гофмана и по сегодняшний день считается одним из самых удачных отечественных фильмов ХХ столетия, который имел невероятный успех по всему миру. Трогательная история известного профессора медицины, потерявшего семью и память, ставшего деревенским знахарем, который в результате спас свою дочь и вернул прежнюю жизнь — стала для жителей Польши в годы правления военного режима, воплощением известной латинской поговорки «Пока дышу, надеюсь».
«Знахарь» оказался одним из самых пронзительных фильмов о вере и возможности изменить жизнь. С момента его премьеры прошло уже почти четыре десятилетия, а он не утратил своей актуальности. Эту киноленту до сих пор смотрят, пересматривают и обсуждают. Благодаря ему режиссер картины Ежи Гофман вмиг получил всемирную славу, как и исполнители главных ролей. Наверняка многим нашим читателям интересно будет узнать, как же сложились судьбы актеров культового фильма. Об этом вы узнаете чуть позже. А ведь не менее интересна сама история экранизации этого романа.
Что любопытно, первая версия этого кинофильма была снята еще в 1937 году режиссером Михаилом Вашиньски. Однако, изначально написанный как киносценарий, «Знахарь» был неожиданно отвергнут на киностудии. Тогда Доленга–Мостович переделал его в полноценный роман, который, наконец, заинтересовал киноматографистов. Именно тогда и была осуществлена первая экранизация «Знахаря».
На волне успеха в 1939–м по новому роману «Профессор Вильчур» было снято продолжение. И буквально сразу Доленга–Мостович написал сценарий для третьего фильма «Завещание профессора Вильчура». Но работу над фильмом прервала вторая мировая, и закончить его все–таки смогли спустя несколько лет.
Когда польский режиссер Ежи Гофман, известный зрителю на то время по двум батальным постановкам из исторической трилогии Генрика Сенкевича «Потоп» (1974) и «Пан Володыёвский» (1969), задумал экранизировать «Знахаря», и коллеги, и критики, и пресса весьма скептически отнеслись к самой идее режиссера. "Не ко времени", - гудели все вокруг. Шел 1980 год, вся Польша буквально кипела уличными протестами, забастовками и «Солидарностью». Культурная богема на тот момент, когда страна переживала не лучшие времена, была остро озабочена происходящим, а именно конфликтными отношениями общества и власти, поэтому и считала совершенно неуместной слезную мелодраму с достаточно банальным сюжетом.
Некоторые коллеги по цеху идею Ежи Гофмана восприняли едва ли не как творческое предательство. «Вокруг безумствовали вихри истории, вокруг раскаленные добела политические страсти... А мы жили совсем в другом мире», — вспоминал о работе над фильмом спустя годы Ежи Гофман. Однако в декабре 1981 года генерал Войцех Ярузельский ввел в стране военное положение, «праздник непослушания» в Польше прекратился, и обстановка в корне изменилась. А режиссер Гофман приступил к съемочному процессу.
«Знахарь» Ежи Гофмана попал в точку. Романтическая история, казалось бы, такой далекой, красивой жизни 30–х годов буквально разукрасила зрителям серые будни. «Знахарь», вышедший на польские экраны в апреле 1982 года, хотя и косвенно, но нес собой надежду и веру в то, что, пройдя тяжелые испытания, все в итоге закончится хорошо. Зрители покидали кинотеатры, растроганные до слез, а критикам и недоброжелателям оставалось лишь скрежетать зубами...
Летом польский фильм «Знахарь» появился и на широких экранах необъятного Советского Союза. Трогательная история о варшавском профессоре медицины Рафале Вильчуре, в одночасье потерявшего семью и память, растрогала до глубины души и советскую многомиллионную аудиторию зрителей.
Однако самым значимым и близким эта кинолента оказалась для жителей Белоруссии, и хотя в фильме напрямую об этом не говорилось, многие догадались, что сюжет картины развивается на территории довоенной Западной Белоруссии. И это совсем неудивительно, ведь автор романа Тадеуш Доленга–Мостович, по которому был снят кинофильм, являлся уроженцем Витебщины. Известный в свое время журналист и писатель нередко использовал для своих произведений привязку к западно белорусским городам и местечкам.
К слову сказать, белорусскую провинцию Ежи Гофман снимал в городе Бельск–Подляски (Бельск-Подляшский). Этот город с начала 19 века, будучи в составе Российской империи, относился к Западной Белоруссии. Лишь после Второй мировой эта территория отошла к Польше. Здесь до сих пор сохранился белорусский колорит и, прогуливаясь по старым улочкам, можно прикоснуться к истории, такой далекой по времени и трогательно близкой. И сегодня достопримечательностью города является тот самый магазинчик, где работала Марыся. К слову, есть белорусский след и в судьбе исполнительницы главной роли Анны Дымной, сыгравшей Марысю.
Упорядоченная и отлаженная жизнь талантливого хирурга профессора Рафала Вильчура в один миг развалилась как карточный домик: от него ушла жена вместе с маленькой дочерью. В тот же день он подвергся покушению и оказался на улице без денег и документов. Но, самое страшное - от удара по голове, он потерял память. Цепочка трагических событий кардинально изменила всю дальнейшую судьбу Рафала, который теперь даже имени своего не помнил. Несчастному, волею случая, удалось заполучить документы на чужое имя...Нищенствуя и скитаясь, теперь уже под именем Антония Косибы, главный герой находит приют в семье одного мельника и спасает его прикованного к постели сына. С тех пор за Антонием закрепилась слава «знахаря». Главный герой как-то в местной лавке встречает очаровательную девушку Марысю, которая своей внешностью напомнила Антонию образ женщины из далекой забытой жизни. Но как ни старался он что-либо вспомнить, ничего не вышло.
Параллельно в фильме развивается еще одна сюжетная линия - любовные отношения двух молодых людей. А именно бедной сироты Марыси и знатного молодого графа Лешека Чиньского, родители которого, по законам жанра, категорически были против этих отношений. Но молодой граф был влюблен без памяти, и никакие запреты родителей не могли остановить молодого человека.
Однако влюбленная пара попадает в аварию, в результате чего молодой человек отделался легкими травмами, а вот несчастная девушка оказалась на грани жизни и смерти. Доктор, которого пригласили к умирающей констатировал, что травмы, полученные Марысей, несовместимые с жизнью.
Антоний Косиба стал свидетелем страшного "приговора", и желая помочь несчастной девушке, он крадет хирургические инструменты и, сам того не осознавая, проводит высококвалифицированную хирургическую операцию. Девушка выжила, Косибу арестовали за воровство медицинских инструментов, а окрепший после болезни граф, думая, что его невеста погибла, решил покончить с жизнью. Однако, от слуги узнав, что родители намеренно его ввели в заблуждение, тут же отправляется к возлюбленной с огромным букетом роз.
Впечатляющая развязка фильма, разумеется, более чем оптимистична: на судебном процессе было доказана невиновность подсудимого, а также и то, что Знахарь Антоний Косиба является никем другим как известным хирургом профессором Рафалом Вильчуром, и отцом Марыси. В одночасье профессор Вильчур обретает дочь после утраты состояния, личности и памяти, после тюремного заключения и многолетних скитаний. В финальной сцене фильма зритель видит как Рафал, Марыся и Лешек приносят цветы на могилу Беаты Вильчур, умершей от простуды несколько лет тому назад.
Ну, скажите, кого могла оставить такая душещипательная история равнодушным... Публика заливалась слезами, сопереживая главным героям. Даже скептикам не оставалось повода для злословия. Несмотря на банальный сюжет, благодаря потрясающему мастерству режиссера и актеров, фильм совершенно не походил на мыльную оперу, он был преисполнен искренности и живых душещипательных эмоций.
Одним из самых ярких эпизодов, неоспоримо, является момент, когда молодой граф, приказав срезать в саду все розы и письменно простившись с родителями, был готов распрощаться с жизнью на могиле возлюбленной. Однако, в последний момент он узнает о ее счастливом выздоровлении. С букетом желтых роз он мчится, чтобы рассыпать цветы у ног любимой девушки.
Так вот, эти очаровательные розы оказались самыми дорогими во всей истории польского кино. Перед съемкой этого эпизода декоратору было поручено найти в Бельске самый красивый букет роз. Каково же было недоумение у съемочной группы, когда тот явился со скромным букетиком розочек, которые смахивали на чайные. Что было поделать - страна тогда жила в условиях тотального дефицита. Но режиссер тут же выдвинул ультиматум: не будет роз — не будем снимать. И это означало срыв съемочного процесса, за что никто по головке не погладит. Поэтому в экстренном порядке было принято решение отправиться за цветами на такси за двести километров в Варшаву. На столичном рынке было куплено несколько десятков действительно прекрасных желтых роз и доставлено на съемочную площадку.
Как вспоминал актер Томаш Стокингер:«... счет был астрономический. Такие цветы могли позволить себе в те времена лишь иностранцы. Когда розы, наконец приехали, Гофман потратил огромный метраж купленной за иностранную валюту пленки лишь на одну эту сцену. Можно было сделать два, в крайнем случае, три дубля. Он сделал их одиннадцать. Со стороны могло показаться, что тут особенного: розы падают на землю, чего тут дублировать. Но Гофман знал свое дело, сцену запомнили все зрители».
Filmoskoppoint - Фильмоскоп
"Знахарь" фильм 1982 года. Пока живу - надеюсь...
В Польше кинофильм «Знахарь» (1982) в постановке режиссера Ежи Гофмана и по сегодняшний день считается одним из самых удачных отечественных фильмов ХХ столетия, который имел невероятный успех по всему миру. Трогательная история известного профессора медицины, потерявшего семью и память, ставшего деревенским знахарем, который в результате спас свою дочь и вернул прежнюю жизнь — стала для жителей Польши в годы правления военного режима, воплощением известной латинской поговорки «Пока дышу, надеюсь».Шел 1980 год, вся Польша буквально кипела уличными протестами, забастовками и «Солидарностью». Культурная богема на тот момент, когда страна переживала не лучшие времена, была остро озабочена происходящим, а именно конфликтными отношениями общества и власти, поэтому и считала совершенно неуместной слезную мелодраму с достаточно банальным сюжетом.
Летом польский фильм «Знахарь» появился и на широких экранах необъятного Советского Союза. Трогательная история о варшавском профессоре медицины Рафале Вильчуре, в одночасье потерявшего семью и память, растрогала до глубины души и советскую многомиллионную аудиторию зрителей.
Несчастному, волею случая, удалось заполучить документы на чужое имя...Нищенствуя и скитаясь, теперь уже под именем Антония Косибы, главный герой находит приют в семье одного мельника и спасает его прикованного к постели сына. С тех пор за Антонием закрепилась слава «знахаря». Главный герой как-то в местной лавке встречает очаровательную девушку Марысю, которая своей внешностью напомнила Антонию образ женщины из далекой забытой жизни. Но как ни старался он что-либо вспомнить, ничего не вышло.
Однако влюбленная пара попадает в аварию, в результате чего молодой человек отделался легкими травмами, а вот несчастная девушка оказалась на грани жизни и смерти. Доктор, которого пригласили к умирающей констатировал, что травмы, полученные Марысей, несовместимые с жизнью.
Антоний Косиба стал свидетелем страшного "приговора", и желая помочь несчастной девушке, он крадет хирургические инструменты и, сам того не осознавая, проводит высококвалифицированную хирургическую операцию. Девушка выжила, Косибу арестовали за воровство медицинских инструментов, а окрепший после болезни граф, думая, что его невеста погибла, решил покончить с жизнью. Однако, от слуги узнав, что родители намеренно его ввели в заблуждение, тут же отправляется к возлюбленной с огромным букетом роз.
Одним из самых ярких эпизодов, неоспоримо, является момент, когда молодой граф, приказав срезать в саду все розы и письменно простившись с родителями, был готов распрощаться с жизнью на могиле возлюбленной. Однако, в последний момент он узнает о ее счастливом выздоровлении. С букетом желтых роз он мчится, чтобы рассыпать цветы у ног любимой девушки.