Комментарии
- 24 июн 2022 19:00Олег ОлегГений...таких больше не будет.
- 24 июн 2022 19:18Ольга ОсолихинаСпасибо! Теперь буду знать, кто прекрасно исполнил песню "Серёжка ольховая"
- Ольга ФрейбергКомментарий удалён.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Filmoskoppoint - Фильмоскоп
Геннадий Трофимов - советский певец с уникальным диапазоном. Творческая судьба «закадрового вокалист
Именно он первым исполнил роль Резанова в культовой рок-опере «Юнона и Авось», пел за кадром многих советских кинофильмов.Известная песня Евгения Крылатова на стихи Евгения Евтушенко впервые прозвучала в фильме «И это всё о нём» его голосом.
Геннадий Васильевич не только пел, но и сам сочинял музыку, занимался преподавательской деятельностью, у него в учениках ходили именитые советские поющие актеры, в том числе и "классические" Кончита с Резановым - Елена Шанина и Николай Караченцов, которому Геннадий Трофимов уступил место на сцене театра «Ленком». Вклад этого певца, музыканта, вокального педагога в отечественную песенную культуру значителен и масштабен, сегодня предлагаю воздать ему должное, поговорить о творческой судьбе и самых известных исполнительских работах Геннадия Трофимова.
Творческим «крестным отцом» певца Геннадия Трофимова, человеком, который ввел его в круги именитых музыкантов и композиторов можно назвать известного поэта-песенника Юрия Энтина. Их встреча состоялась в Грузии, в городе Сухум, где талантливый вокалист пел в ресторане.
Из интервью Геннадия Трофимова:
«Я в Сухуми специально поехал, чтобы петь каждый день и в наивной надежде, что меня заметят».
И эта надежда оправдалась. Сначала судьба подарила ему знакомство с Ингой Церетели, влиятельной дамой, у которой в знакомых ходили именитые деятели советской песенной культуры, в том числе и Юрий Энтин. Поэт приехал на отдых в Сухуми вместе со своим другом и соавтором Геннадием Гладковым. Инга Церетели привела его в ресторан, где пел Трофимов, специально, чтобы Юрий Сергеевич послушал талантливого вокалиста.
Юрий Энтин, обратив внимание на талантливого музыканта, предложил ему перебраться в Москву и пообещал поддержку.
Прошло около года с момента встречи, и в московской квартире поэта-песенника раздался звонок. На пороге стоял Геннадий Трофимов. Дело было примерно в 1976 году.
Энтин своё обещание выполнил и познакомил певца с композитором Алексеем Рыбниковым. Он в тот период сотрудничал с Марком Захаровым и при его посредничестве Трофимова приняли в штат «Ленкома».
Алексей Рыбников как раз закончил работу над рок-оперой «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Она была написана по мотивам произведения чилийского поэта Пабло Неруды, автор русского либретто – Павел Грушко. Эта рок-опера стала первой работой Трофимова в «Ленкоме».
Рыбников оценил способности молодого вокалиста и понял, что у него достаточно умений, необходимых для рок-оперы, он владел основами жанра и правильным звукоизвлечением. Рыбников порекомендовал его Захарову и как артиста, и как педагога. Уже опытный преподаватель принимал участие в репетициях, занимаясь вокалом с участниками постановки.
«Когда мы уже поставили спектакль в театре, мы записали пластинку. Мне пришлось петь две главных роли, вообще подразумевалось, что это будут два разных артиста. Он пробовал на разные роли, но не получалось так, как нужно»,
- рассказывал Геннадий Трофимов.
В постановке «Ленкома» роли Хоакина и Смерти исполнили Николай Караченцов и Александр Абдулов, которые обучались вокалу у Трофимова.
Легендарная рок-опера «Юнона и Авось» создавалась, можно сказать, на глазах Геннадия Васильевича. Изначально Рыбников планировал написать рок-оперу по мотивам «Слово о полку Игореве». Трофимов вспоминал о том, как Рыбников принес и показал Захарову какие-то «духовные песнопения», за либретто обратились к Вознесенскому, и он в корне поменял планы режиссера и композитора, предложив для постановки собственную поэму. Роль Резанова было предложено исполнить Трофимову, и он сыграл её в самой первой постановке, но поскольку Геннадий Васильевич был в первую очередь певцом, а не драматическим актером, Марк Захаров принял решение артиста заменить, так роль досталась Караченцову. Сколько бы артистов впоследствии не играли на сцене «Ленкома» и в других театрах России, в памяти поколений «главным Резановым» навсегда останется именно Николай Караченцов.
Как и в случае со «Звездой и смертью Хоакина Мурьете» для пластинки, которая была выпущена в 1980-м партии главного героя записал Геннадий Трофимов.
- так Алексей Рыбников отзывался о Трофимове
Композитору Рыбникову и исполнителю Трофимову доводилось сотрудничать не только в театре, но и в кино. В 1978 году на экраны выходит фильм «Новые приключения капитана Врунгеля». Картину по мотивам повести Андрея Некрасова на киностудии имени Горького снимал режиссер Геннадий Васильев. Музыку писать пригласили Алексея Рыбникова, одним из исполнителей песен стал Трофимов. В его исполнении звучит вокальная импровизация и «Песня о море»
Текст её вышел из-под пера Юрия Энтина, «открывшего» певца Геннадия Трофимова. За свою карьеру «закадрового вокалиста» Геннадию Васильевичу доведется спеть немало песен на его стихи.
Шестисерийный телевизионный фильм Игоря Шатрова по мотивам произведения Виля Липатова снимался в 1977 году. Главные роли в картине исполнили Игорь Костолевский и Евгений Леонов. Авторами песен к этой картине стали два Евгения – композитор Крылатов и поэт Евтушенко. Всего было написано 6 песен– по количеству серий, и все звучат за кадром голосом Геннадия Трофимова.
«Сережка ольховая» стала, пожалуй, самой известной, о чем в интервью говорил и сам исполнитель.
«Больше всех как-то люди пели её, больше всех нравилась, но видимо и стихи такие, близкие очень русской душе»»
- рассказывал Трофимов.
Также в этом фильме в исполнении Геннадия Трофимова прозвучали композиции: «Когда человек человека предаст», «Песня моя», «Я хочу довести», «Шаги», «Не надо бояться».
В «Маленьком Муке» можно услышать голоса сразу нескольких известных исполнителей: Альберта Асадуллина, Олега Анофриева, Гарри Бардина. Наиболее известную песню «Дорога добра» исполнил известный дуэт Татьяны Рузавиной и Сергея Таюшева.
Довелось Трофимову поработать и младшим из именитых композиторов Дунаевских – Максимом Исааковичем. Он - один из ведущих советских авторов музыки и песен для кино, и многие его широко популярные песни появились и снискали известность именно благодаря кинематографу.
«Когда работаешь с этим человеком, закрывая глаза, не верится, что это поёт один человек. Ибо это голос, который дарован природой, и, конечно же, развит кропотливой работой огромного таланта. Когда ты работаешь с певцом, то всегда предлагаешь какие-то свои варианты, и когда ты слышишь первый результат этой работы, то всегда есть возможность что-то поправить, что-то изменить, потому что в голове у каждого творца есть какая-то модель того, что он написал, как это исполнить. Так вот с Геной Трофимовым это не происходит потому, что он сразу предлагает такой вариант, которого никогда даже не было в проекте в твоей голове», - рассказывал Максим Дунаевский о сотрудничестве с Трофимовым.
Трофимов подарил свой голос нескольким персонажам. Он поёт за главного антагониста фильма барона Чезаре, роль которого исполнил Павел Кадочников, и за отца главного героя Тима Талера, сыгранного актером Леонидом Бакштаевым.
Также его голосом звучат «Песня о детстве» и «Песня о контрасте». Совместно с матерью и дочерью Рождественскими Трофимов исполняет песню «Великий спор». Песенных произведений в этой картине очень много. Я назвал лишь некоторые.
Голос Геннадия Трофимова звучит не только в советском, но и в российском кино. На рубеже веков, в 2000-м году композитор Максим Дунаевский вместе со своим коллегой Игорем Матвиенко пишут музыку к одному из самых известных сериалов миллениума - теленовелле Александра Митты «Граница. Таежный роман». В этой картине прозвучит знаменитый хит группы «Любэ» «Ты неси меня, река», песню "Я тебя никому не отдам" споёт солист "Морального кодекса" Сергей Мазаев.
Композиторское наследие Геннадия Васильевича в массах, пожалуй, ещё менее известно, чем исполнительское. В качестве автора музыки он также проявился в кино. Геннадий Васильевич вспоминал, что писать музыку к фильмам стал «с подачи» Эдуарда Артемьева.
«Его музыка к кинофильмам и спектаклям, очень для меня узнаваема и хороша. Мало кто знает, что он еще прекрасно владеет музыкальными инструментами. Ну, в общем – чудеса! Ну, вот почему Россия наша, точней наша российская действительность – не ценит наши таланты?»
– рассказывает о своём коллеге Эдуард Артемьев.
Первой работой Трофимова в кино в качестве композитора указывается фильм 1988 г. «Честь имею» режиссера Олега Тулаева, который снимался на Молдавской киностудии. (Не следует путать с более поздним одноименным фильмом 2004 года, композитор Игорь Корнелюк).
В фильме «Честь имею» соединилась композиторская и исполнительская ипостаси Геннадия Трофимова. Он исполняет собственную песню «Боярыня» на стихи поэта серебряного века Велимира Хлебникова.
В 1989 году он пишет музыку к другому фильму того же режиссера Олега Тулаева – «Тайные милости».
В композиторской фильмографии Геннадия Трофимова также значатся картины «Казачья быль» и «Ехали два шофера».