Именно благодаря советскому театральному режиссёру и педагогу Георгию Товстоногову Большой драматический театр в Санкт-Петербурге стал легендой.
Он создал великолепный театр, который и сегодня называется "театр Товстоногова". Театр стал его настоящим домом на тридцать три года. Он не просто управлял им - он жил им.....
Георгий Александрович Товстоногов (15 [28] сентября 1915 — 23 мая 1989).
Согласно официальной информации, Георгий Александрович Товстоногов родился в Тбилиси (ныне Тбилиси, Грузия) в семье потомственного дворянина Александра Толстоногова (букву в фамилии он изменил по настоянию жены) и грузинской певицы Тамары Папиташвили. Однако, по словам младшей сестры режиссёра, Нателы Товстоноговой, он родился в Санкт-Петербурге, где семья жила на Фурштатской улице, и только в 1919 году переехала в Тбилиси.
Когда в 1931 году Товстоногов подавал документы на факультет ГИТИСа, он исправил в документах дату своего рождения и добавил два года, чтобы соответствовать возрастным требованиям к абитуриентам. С тех пор Георгий всю жизнь официально считал годом своего рождения 1913-й, поскольку именно с этого года он отсчитывал круглые даты для наград по выслуге лет и праздновал их дважды - официально и неофициально.
Георгий Александрович Товстоногов с сестрой.
Гоша окончил школу в возрасте 15 лет. Будучи школьником, будущий режиссёр проводил много времени в театре, в котором его дядя служил актёром. После окончания школы Георгий поступил в железнодорожный институт в Тбилиси, где его отец был заведующим кафедрой, но вскоре он понял, что его призвание - театр.
Он начал свою театральную карьеру в 1931 году в качестве актёра и помощника режиссёра в русском Тбилисском театре юного зрителя, художественным руководителем которого был Николай Маршак, основатель Грузинского детского театра.
В 1933 году Товстоногов перешёл на режиссёрский факультет ГИТИСа и продолжил работу в Тбилисском ТЮЗе. Дебютировав в этом же году с пьесой "Предложения", Георгий Александрович каждый следующий год ставил как минимум одну новую пьесу.
После окончания ГИТИСа он работал режиссёром в Тбилисском русском драматическом театре имени Грибоедова с 1938 по 1946 год. В 1939 году руководитель Тбилисского театрального института Акакий Хорава, высоко ценивший молодого режиссёра, доверил ему руководство актёрским курсом, где он проявил себя как прекрасный педагог.
В 1946 году он покинул Тбилиси, переехал в Москву и стал режиссёром Центрального детского театра и художественным руководителем Гастрольного реалистического театра. В это же время он ставил спектакли в других московских театрах и в Русском драматическом театре в Алма-Ате.
Переехав в Ленинград в 1949 году, Товстоногов стал режиссёром Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, а через год занял в нём пост главного режиссёра. Выпуская не менее четырех премьер в сезон и работая над несколькими пьесами одновременно, Георгий Александрович приобрёл известность и признание. Его постановки стали событием в театральной жизни страны. Наибольший успех принесла ему пьеса "Оптимистическая трагедия", которая была поставлена в 1955 году в Ленинградском театре драмы имени Пушкина, и за которую Товстоногов был удостоен Ленинской премии в 1958 году. Постановка произвела впечатление не только на зрителей в стране и за рубежом, но и на партийное руководство: она сыграла важную роль в повторном назначении режиссёра.
Георгий Александрович Товстоногов (15 [28] сентября 1915 — 23 мая 1989).
В начале 1956 года ему предложили пост главного режиссёра Большого драматического театра в Ленинграде. В то время театр переживал сложный период и находился на задворках театральной жизни Ленинграда: с 1949 по 1956 год четыре раза менялись главные режиссёры, штат был непомерно раздут и неуправляем, репертуарная политика была непродуманной. Всё это привело к снижению посещаемости театра в середине 1950-х годов и значительной финансовой задолженности, что почти привело к его закрытию.
Товстоногов не сразу принял предложение возглавить театр. Однако по настоянию ленинградских партийных органов, курировавших театры, 13 февраля 1956 года он взял на себя ответственность за спасение "первого пролетарского театра".
На первой встрече с труппой Товстоногов заявил: - "Я несъедобный! Помните об этом. Несъедобный!", объявил свою программу и уволил примерно треть труппы (более 30 актёров).
С 1958 года он преподавал в качестве профессора в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии, где в 1970 году возглавил режиссёрский факультет. Воспитав несколько поколений театральных режиссёров, Товстоногов продемонстрировал силу системы творческих источников Станиславского, которую он развил и обогатил во второй половине XX века, посредством собственных исследований, разрабатывая и применяя в своей практике эффективные методы анализа. Товстоногов также ставил спектакли в других театрах страны и за рубежом (Финляндия, Германия, Болгария, Польша и др.).
Товстоногов имел успех и в кинематографе. Помимо полудюжины телевизионных драм, поставленных им и другими режиссёрами под его руководством с 1957 по 1989 год, он снял телевизионный фильм "Гром на Платановой улице" и записал радиоспектакль "Верность" по пьесе Ольги Берггольц.
Георгий Александрович Товстоногов (15 [28] сентября 1915 — 23 мая 1989). Изображение из интернета
Георгий Александрович написал две важные, для русской театральной культуры, книги по теории и практике режиссуры - "О профессии режиссёра" и "Круг мыслей".
По мнению критиков, творчество Товстоногова занимает особое, чрезвычайно значительное место в отечественной театральной жизни. Его не обойдут сознательным пренебрежением, не откажутся от его определяющего, прочно укоренившегося влияния на советский театр.
Талант Георгия Александровича носил эпический характер, не зря его пьесы называли сценическими романами. За каждой пьесой, будь то классическая или современная драма, Георгий Александрович видел большой кусок жизни, который служил для него источником информации. Товстоногов с презрением отвергал режиссёрские приёмы, как проявление изобретательности. Ему не понравилось слово "концепция", и он предпочел другое слово - "разгадка".
В течение 33 лет он руководил БДТ и сделал его "первым театром страны". В истории театра эта эпоха была названа "золотой". За свою карьеру Георгий Товстоногов завоевал множество титулов и наград в области искусства и за его пределами. Имя великого режиссёра было присвоено Большому драматическому театру Санкт-Петербурга в 1992 году.
Георгий Александрович Товстоногов (15 [28] сентября 1915 — 23 мая 1989).
Filmoskoppoint - Фильмоскоп
Именно благодаря советскому театральному режиссёру и педагогу Георгию Товстоногову Большой драматический театр в Санкт-Петербурге стал легендой.
Он создал великолепный театр, который и сегодня называется "театр Товстоногова". Театр стал его настоящим домом на тридцать три года. Он не просто управлял им - он жил им.....
Согласно официальной информации, Георгий Александрович Товстоногов родился в Тбилиси (ныне Тбилиси, Грузия) в семье потомственного дворянина Александра Толстоногова (букву в фамилии он изменил по настоянию жены) и грузинской певицы Тамары Папиташвили. Однако, по словам младшей сестры режиссёра, Нателы Товстоноговой, он родился в Санкт-Петербурге, где семья жила на Фурштатской улице, и только в 1919 году переехала в Тбилиси.
Когда в 1931 году Товстоногов подавал документы на факультет ГИТИСа, он исправил в документах дату своего рождения и добавил два года, чтобы соответствовать возрастным требованиям к абитуриентам. С тех пор Георгий всю жизнь официально считал годом своего рождения 1913-й, поскольку именно с этого года он отсчитывал круглые даты для наград по выслуге лет и праздновал их дважды - официально и неофициально.
Гоша окончил школу в возрасте 15 лет. Будучи школьником, будущий режиссёр проводил много времени в театре, в котором его дядя служил актёром. После окончания школы Георгий поступил в железнодорожный институт в Тбилиси, где его отец был заведующим кафедрой, но вскоре он понял, что его призвание - театр.
Он начал свою театральную карьеру в 1931 году в качестве актёра и помощника режиссёра в русском Тбилисском театре юного зрителя, художественным руководителем которого был Николай Маршак, основатель Грузинского детского театра.
В 1933 году Товстоногов перешёл на режиссёрский факультет ГИТИСа и продолжил работу в Тбилисском ТЮЗе. Дебютировав в этом же году с пьесой "Предложения", Георгий Александрович каждый следующий год ставил как минимум одну новую пьесу.
В 1946 году он покинул Тбилиси, переехал в Москву и стал режиссёром Центрального детского театра и художественным руководителем Гастрольного реалистического театра. В это же время он ставил спектакли в других московских театрах и в Русском драматическом театре в Алма-Ате.
В начале 1956 года ему предложили пост главного режиссёра Большого драматического театра в Ленинграде. В то время театр переживал сложный период и находился на задворках театральной жизни Ленинграда: с 1949 по 1956 год четыре раза менялись главные режиссёры, штат был непомерно раздут и неуправляем, репертуарная политика была непродуманной. Всё это привело к снижению посещаемости театра в середине 1950-х годов и значительной финансовой задолженности, что почти привело к его закрытию.
Товстоногов не сразу принял предложение возглавить театр. Однако по настоянию ленинградских партийных органов, курировавших театры, 13 февраля 1956 года он взял на себя ответственность за спасение "первого пролетарского театра".
С 1958 года он преподавал в качестве профессора в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии, где в 1970 году возглавил режиссёрский факультет. Воспитав несколько поколений театральных режиссёров, Товстоногов продемонстрировал силу системы творческих источников Станиславского, которую он развил и обогатил во второй половине XX века, посредством собственных исследований, разрабатывая и применяя в своей практике эффективные методы анализа. Товстоногов также ставил спектакли в других театрах страны и за рубежом (Финляндия, Германия, Болгария, Польша и др.).
Георгий Александрович написал две важные, для русской театральной культуры, книги по теории и практике режиссуры - "О профессии режиссёра" и "Круг мыслей".
По мнению критиков, творчество Товстоногова занимает особое, чрезвычайно значительное место в отечественной театральной жизни. Его не обойдут сознательным пренебрежением, не откажутся от его определяющего, прочно укоренившегося влияния на советский театр.