22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.

Тяжелая, кровопролитная и беспощадная, она продолжалась до 9 мая 1945 года. Мы публикуем фрагменты воспоминаний и писем сотрудников Ленинградской части Института этнографии АН СССР (ныне - МАЭ (Кунсткамера) РАН), живших в те годы, работавших и сохранивших для нас и уникальные коллекции Музея, и само историческое здание Петровской Кунсткамеры.
В первые дни войны главным для всех музейщиков Ленинграда было упаковать и перевезти (перенести) в безопасное место ценные музейные предметы.
«25 июня предельно краткий приказ по Институту: «Музей для посетителей закрыт до особого распоряжения». Удары молотков, визг пил, шуршание бумаги заменили в залах голоса экскурсоводов. Спешно делались ящики и в них упаковывались коллекции. Но вот забит последний ящик, уложены уникальные и наиболее ценные предметы…».
Из воспоминаний научного сотрудника Отдела Сибири Валентины Васильевны Антроповой о деятельности Института этнографии в первые дни после начала Великой Отечественной войны
«…Началась разборка экспозиций и укладка вещей в ящики, которые тут же изготовлялись. Основная масса упакованных коллекций была перенесена и уложена в подвалах. Работа осложнялась тем, что многие сотрудники ушли на фронт, в том числе и заведовавший фондами И.Я. Треногов. Объем работ был велик – сюда входила и очистка помещений фондов, главным образом чердаков, где накопилось немало всевозможных вещей – безномерные черепа, кости, части археологических предметов, запасы хозчасти и т.п. Часть этих безномерных предметов мы зарыли в большую яму, вырытую около ворот, ведущих в Архив АН СССР (между нашим и Зоологическим музеем). Надо об этом вспомнить, чтобы будущие археологи не удивились обилию и разнообразию черепов в одном «погребении».
Из воспоминаний Дмитрия Алексеевича Ольдерогге
« …к осени мы закончили свертывание экспозиций, составление описей, упаковку коллекций в ящики. Вопрос об эвакуации коллекций был уже снят – враг железным кольцом окружил город».
Из воспоминаний Андрея Александровича Попова
«Уже в первые дни войны не ушедшие на фронт сотрудники своими силами переоборудовали институтский подвал под бомбоубежище и упаковали в ящики наиболее ценные коллекции Музея, но 8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо вражеской блокады и эвакуировать коллекции не удалось. 125 ящиков с музейными вещами были тогда переданы на хранение в кладовые Государственного Эрмитажа, а другие вместе с упакованной библиотекой сложили в своем бомбоубежище. Когда потом в них обнаружилась сырость, пришлось эти несколько сот ящиков перетаскивать в экспозиционные залы Музея. Затем учет направления вражеского артиллерийского огня заставил снова переносить те же ящики в другие, более безопасные места».
Из воспоминаний Саула Матвеевича Абрамзона(в годы Великой Отечественной войны он исполнял обязанности директора Института этнографии (ныне МАЭ РАН).
#Кунсткамера #СохраняяКультуру #ДеньПобеды

Федоров В.В. Музей во время Великой Отечественной войны: круглый зал первого этажа, город Санкт-Петербург, город Ленинград. 1941-1945
Антропова В.В.
Ольдерогге Д.А.
Попов А.А.
Абрамзон С.М.

Комментарии

Комментариев нет.