22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.

Тяжелая, кровопролитная и беспощадная, она продолжалась до 9 мая 1945 года. Мы публикуем фрагменты воспоминаний и писем сотрудников Ленинградской части Института этнографии АН СССР (ныне - МАЭ (Кунсткамера) РАН), живших в те годы, работавших и сохранивших для нас и уникальные коллекции Музея, и само историческое здание Петровской Кунсткамеры.
После полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в январе 1944 года в городе начинаются энергичные восстановительные работы.
«Вот вам трудовой день МАЭ, июль-август 1944 г. Явка в 9 ч. утра. Строго, без опозданий… Работа до 6 вечера… сегодня – 3/VIII – пасмурный день. Сушить коллекции нельзя. На очереди «разбор каменных оконных заделок с укладкой материалов»… надо разобрать всего за месяц 21 окно… Разбираем кирпичные заделки со стороны Таможенного переулка. В.В. Федоров и я – с ломами в руках отбиваем кирпичную кладку; надо делать это с силой, но осторожно. Это «мужская» работа. Каплан З.И., Вяткина, Максимова и Ястребова переносят кирпичи на носилках».
Из письма Дмитрия Алексеевича Ольдерогге от 03.08.1944.
«…Теперь происходят у нас новые дискуссии. Глафира Макарьевна [Василевич] с быстротой молнии освоила строительную профессию (оказывается, что я напрасно затратил на это почти 40 лет) и непрерывно вносит свои предложения и рационализацию… У нас уже имеются и нарушения «техники безопасности». Максимова категорически отказалась привязать себя к трубе во время окраски и ремонта крыши и едва не слетела с крыши. Почти все поперерезалисебе стеклом пальцы. Андрей Александрович [Попов] во время зашивок окон башни фанерой (с двух привязанных одна над другой лестниц) был настолько сильно ранен сорвавшимся с верхнего переплета осколком стекла, что из вены фонтаном хлынула кровь, и мы, кое-как перевязав руку, отправили его в клинику для перевязки. Теперь он ходит с забинтованной рукой и поневоле занимается научной работой (это счастье теперь никому не дается)…»
Из письма Роберта Исааковича Каплан-Ингеляот 21.09.1944 г.
В связи с юбилеем Академии наук (220 лет!) все здание нашего музея в ремонте. Сверху донизу его белят, остекляют, красят и моют. Правда, за починку отопления еще не брались, но быть может, и это придет со временем. Надо к 15–20 июня развернуть экспозицию в трех залах второго этажа: бывших Дальнего Востока, Индии, Индонезии и Океании. Выставка историко-отчетного характера: старинные коллекции XVIII века, бывшие в Кунсткамере, новейшие достижения археологов и антропологов, среднеазиатские экспедиции и искусство народов Сибири.
Конечно, в работах принимает участие весь коллектив Музея. Он невелик – это те несколько человек, которые провели блокадное время в Ленинграде, приехавшие ташкентцы и два-три человека принятых вновь…»
Из письма Дмитрия Алексеевича Ольдерогге от 30.05.1945 г.
Весной 1945 года заместитель директора ИЭ АН СССР, архитектор Роберт Исакович Каплан-Ингель, при поддержке С.И. Вавилова и Г.А. Князева подал в Архитектурный совет Ленинграда проект восстановления исторического облика зданияКунсткамеры, предусматривавший не только ремонт, но и восстановление сгоревшей еще во время пожара 1747 года башни. Предложение Каплана-Ингеля было поддержано. Так, именно в трудные послевоенные годы историческому зданию Кунсткамеры был возвращен первоначальный вид.
#Кунсткамера #СохраняяКультуру #ДеньПобеды

http://collection.kunstkamera.ru/entity/OBJECT/246328- Здание Кунсткамеры, ремонт залов, город Санкт-Петербург, город Ленинград, вторая половина 1940-х гг
Сотрудники музея ремонтируют крышу Кунсткамеры. 1944 г.

Комментарии