Устойчивые – это, как вам известно, первая, третья и пятая ступеньки (I-III-V), которые имеют отношение к тонике и вместе составляют тоническое трезвучие. В примерах – это не закрашенные нотки. Неустойчивые ступеньки – это все остальные, то есть вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II-IV-VI-VII). В примерах эти нотки закрашены черным цветом. Например: Устойчивые и неустойчивые ступени в до мажоре и ля миноре КАК РАЗРЕШАЮТСЯ НЕУСТОЙЧИВЫЕ СТУПЕНИ? Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно. Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё. ПЕТЬ СТУПЕНИ НУЖНО В НАТУРАЛЬНОМ МАЖОРЕ И ГАРМОНИЧЕСКОМ МИНОРЕ Вы наверняка уже знаете, что мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов. Если подзабыли, то можно прочитать об этом здесь. Так вот, для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой. Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах. КАК ОПЕВАТЬ СТУПЕНИ? Очень просто: просто поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот. То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие: 1) до-ре-до-си-до – опеваем до; 2) ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми; 3) соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль. Ну а теперь рассмотрим ступеньки во всех остальных тональностях: Устойчивые и неустойчивые ступени в соль мажоре и ми миноре Устойчивые и неустойчивые ступени в фа мажоре и ре миноре Источник: https://music-education.ru/ustojchivye-i-neustojchivye-stupeni-v-raznyh-tonalnostyah/ 1. Названия звуков ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ Названия белых клавиш фортепиано: • Белая клавиша между двумя черными - РЕ. • Две белые клавиши справа от РЕ - МИ, ФА. • Две белые клавиши справа от ФА (между трех черных) - СОЛЬ, ЛЯ. • Две белые клавиши справа от ЛЯ (после трех черных) - СИ, ДО. 2. Названия октав Октавой называется группа звуков от ДО до каждого следующего ДО. Октава, которая находится в середине фортепианной клавиатуры, называется первой. Октавы, которые находятся выше (правее) первой октавы, называются: вторая октава, третья октава, четвертая октава. Октавы, которые находятся ниже (левее) первой, называются: малая октава, большая октава, контроктава, субконтроктава. 3. Размещение нот на нотоносце Ноты - это знаки для записи музыки. Нотным станом, или нотоносцем, называется строка из пяти линий, на которых размещаются ноты. Счет линий нотоносца ведется снизу вверх. Ноты располагаются на линиях, между линиями, под первой линией, над пятой линией, на нижних добавочных линиях, на верхних добавочных линиях. 4. Скрипичный ключ Скрипичный ключ - это знак, который указывает, что звук СОЛЬ первой октавы записывается на второй линии нотоносца. Ноты первой октавы в скрипичном ключе записываются так: ДО - на первой дополнительной линии, РЕ - под первой линией, МИ - на первой линии, ФА - между первой и второй линиями, СОЛЬ - на второй линии, ЛЯ - между второй и третьей линиями, СИ - на третьей линии. 5. Нотное обозначение длительности звуков Продолжительность звука обозначается различными видами нот. Белая нота (круг) без палочки - целая нота. Белая нота (круг) c палочкой - половинная нота. Черная нота (круг) с палочкой - четвертная нота Черная нота с палочкой и хвостиком - восьмая нота. Основное деление длительности звуков: Целая делится на 2 половинные, половинная - на 2 четверти, четверть - на 2 восьмые Направление палочек нот на нотоносце: до третьей линии палочки пишутся вверх, выше третьей линии - вниз. 6. Размер 2/4 Размер 2/4 - это двухдольный такт, в котором каждая доля длится четверть, первая доля сильная, вторая - слабая. Схема дирижирования на 2/4: вниз, вверх. 7. Восьмые в двухдольном такте Длительности, которые исполняются в 2 раза быстрее, чем четверти, называются восьмыми. На одну четверть приходятся две восьмые. Деление первой доли такта на две равные части: две восьмые , четверть Деление второй доли такта на две равные части: четверть, две восьмые Деление первой и второй долей такта на две равные части: две восьмые, две восьмые. 8. Запись песни со словами и без слов Если песня записывается без слов, две восьмые, которые составляют четверть, соединяются ребром. Если песня записывается со словами, то каждая восьмая, которая приходится на один слог текста, пишется отдельно. 9. Мажор и минор. Тоника Мажор и минор - наиболее распространенные в музыке лады. Бодрым, жизнерадостным мелодиям, светлым мелодиям соответствует мажорный лад. Печальным, грустным мелодиям соответствует минорный лад. Главный, опорный звук лада называется тоникой. На тонике чаще всего оканчивается мелодия. 10. Гамма ДО мажор Гамма До мажор Гамма - это звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до ее октавного повторения. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Полная гамма состоит из восьми ступеней. Восьмая ступень гаммы является повторением первой. Ступени обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII. Название гаммы дается по ее главному тону, то есть тонике. В ДО мажоре тоникой является звук ДО. Ступени гаммы ДО мажор: ДО - I, РЕ - II, МИ - III, ФА - IV, СОЛЬ - V, ЛЯ - VI, СИ - VII, ДО - снова I. 11. Тоническое трезвучие Кроме тоники (первая ступень), к опорным звукам лада относятся также третья и пятая ступени. Первая, третья и пятая ступени образуют тоническое трезвучие. Тоническое трезвучие в ДО мажоре: ДО - I, МИ - III, СОЛЬ - V. 12. Вводные звуки Вводные звуки - звуки, окружающие тонику (VII и II ступени). Вводные звуки в ДО мажоре: СИ - РЕ. Восходящий вводный звук в ДО мажоре - СИ. Нисходящий вводный звук в ДО мажоре - РЕ. Переход восходящего вводного звука в тонику: СИ переходит в ДО. Переход нисходящего вводного звука в тонику: РЕ переходит в ДО. 13. Полутон и тон Полутон - это расстояние между двумя ближайшими звуками. Два полутона составляют целый тон. Тоны и полутоны в гамме ДО мажор: ДО-РЕ - тон, РЕ-МИ - тон, МИ-ФА - полутон, ФА-СОЛЬ - тон, СОЛЬ-ЛЯ - тон, ЛЯ-СИ - тон, СИ-ДО - полутон. А здесь есть музыкальные аудио-диктанты для 1 класса сольфеджио - в ДО мажоре. 14. Диез, бемоль, бекар Знаки повышения и понижения отдельных звуков называются знаками альтерации, или хроматическими знаками. Диез - знак повышения звука на полтона: # Бемоль - знак понижения звука на полтона: b Бекар - знак, который отменяет действие диеза или бемоля. Названия черных клавиш фортепиано: • Черная клавиша между ДО и РЕ - ДО-диез или РЕ-бемоль. • Черная клавиша между РЕ и МИ - РЕ-диез или МИ-бемоль. • Черная клавиша между ФА и СОЛЬ - ФА-диез или СОЛЬ-бемоль. • Черная клавиша между СОЛЬ и ЛЯ - СОЛЬ-диез или ЛЯ-бемоль. • Черная клавиша между ЛЯ и СИ - ЛЯ-диез или СИ-бемоль. 15. Ключевые и неключевые знаки альтерации Диезы или бемоли, поставленные около ключа, называются ключевыми знаками альтерации. Ключевые знаки сохраняются на протяжении всей мелодии. Диез или бемоль, стоящие перед нотой, называются неключевыми, или случайными, знаками альтерации. Случайные знаки сохраняются только в данном такте. 16. Тональность СОЛЬ мажор Тональность СОЛЬ мажор СОЛЬ мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук СОЛЬ (лад с одним диезом в ключе). Звуки, из которых состоит СОЛЬ мажор: • СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ, МИ, ФА-диез, (СОЛЬ). Ключевой знак в тональности СОЛЬ мажор: • ФА-диез. Гамма Соль мажор и ее ступени: • СОЛЬ - I, ЛЯ - II, СИ - III, ДО - IV, РЕ - V, МИ - VI, ФА-диез - VII, (СОЛЬ) - I. Тоническое трезвучие в СОЛЬ мажоре: • СОЛЬ - I, СИ - III, РЕ - V. Вводные звуки в СОЛЬ мажоре: • ФА-диез - VII, ЛЯ - II. 17. Тональность ФА мажор Тональность ФА мажор ФА мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук ФА (лад с одним бемолем в ключе). Звуки, из которых состоит ФА мажор: • ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль, ДО, РЕ, МИ, (ФА). Ключевой знак в тональности ФА мажор: • СИ-бемоль. Гамма ФА мажор и ее ступени: • ФА -I, СОЛЬ - II, ЛЯ - III, СИ-бемоль - IV, ДО - V, РЕ - VI, МИ - VII, (ФА) - I. Тоническое трезвучие в ФА мажоре: • ФА-I, ЛЯ - III, ДО - V. Вводные звуки в ФА мажоре: • МИ - VII, СОЛЬ - II. 19. Пауза Паузой называется перерыв в звучании (знак молчания). Целая пауза, равная по длительности целой ноте, записывается как черный прямоугольник под четвертой линейкой. Половинная пауза, равная по длительности половинной ноте, записывается как черный прямоугольник на третьей линейке. Четвертная пауза, равная по длительности четвертной ноте, записывается как знак, напоминающий зигзаг. Восьмая пауза, равная по длительности восьмой ноте, записывается как знак, напоминающий цифру четыре. 20. Музыкальная фраза Фразы - это части, на которые разделяется мелодия. Ритмические остановки или паузы в мелодии (они называются цезурами) указывают на окончание музыкальных фраз. Всякая повторность в мелодии - точная или с некоторыми изменениями - создает ощущение начала новой музыкальной фразы. Конец фразы обозначается знаком "галка" или "запятая". 21. Реприза Репризой называется знак повторения, это две точки - выше второй и выше третьей линеек около двух вертикальных линий. 22. Басовый ключ Басовый ключ - это знак, который указывает, что звук ФА малой октавы записывается на четвертой линии нотоносца. Соответственно расположению ноты ФА на четвертой линии располагаются и другие ноты, например, нота ДО большой октавы записывается на второй дополнительной линии снизу, а нота ДО малой октавы - между второй и третьей линией. 23. Тональность ЛЯ минор Тональность ЛЯ минор ЛЯ минор - минорный лад, в котором тоникой является звук ЛЯ. Это лад, параллельный ДО мажору. Параллельными называются мажорная и минорная тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Тоника параллельной минорной тональности является шестой ступенью мажорной тональности. Гамма ЛЯ минор и ее ступени: ЛЯ - I, СИ - II, ДО - III, РЕ - IV, МИ - V, ФА - VI, СОЛЬ - VII, (ЛЯ) - I. Тоническое трезвучие в ЛЯ миноре: ЛЯ - I, ДО - III, МИ - V. 24. Тональность МИ минор Тональность ми минор МИ минор - минорный лад, в котором тоникой является звук "МИ" (лад, параллельный СОЛЬ мажору, с одним диезом в ключе). Звуки, из которых состоит МИ минор: МИ, ФА-диез, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ, МИ. Ключевой знак в тональности МИ минор: ФА-диез, записывается на пятой линии нотного стана. Гамма МИ минор и ее ступени вверх: МИ - I, ФА-диез - II, СОЛЬ - III, ЛЯ - IV, СИ - V, ДО - VI, РЕ -VII , МИ - I. Гамма МИ минор и ее ступени вниз: МИ -I, РЕ -VII, ДО - VI, СИ - V, ЛЯ - IV, СОЛЬ - III, ФА-диез - II, МИ - I. Тоническое трезвучие в МИ миноре: МИ -I, СОЛЬ - III, СИ - V. 25. Тональность РЕ минор Тональность ре минор РЕ минор - минорный лад, в котором тоникой является звук "РЕ" (лад, параллельный ФА мажору, с одним бемолем в ключе). Звуки, из которых состоит РЕ минор: РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль, ДО, РЕ. Ключевой знак в тональности РЕ минор: СИ-бемоль, записывается на третьей линии нотного стана. Гамма РЕ минор и ее ступени вверх: РЕ - I, МИ - II, ФА - III, СОЛЬ - IV, ЛЯ - V, СИ-бемоль - VI, ДО -VII, РЕ - I. Гамма РЕ минор и ее ступени вниз: РЕ -I, ДО -VII, СИ-бемоль - VI, ЛЯ - V, СОЛЬ - IV, ФА - III, МИ - II, РЕ - I. Тоническое трезвучие в РЕ миноре: РЕ -I, ФА - III, ЛЯ - V. 26. Размер 3/4 Размер 3/4 - это трехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. За каждой сильной долей следуют две слабые. Схема дирижирования на 3/4: вниз - в сторону - вверх. 27. Размер 3/8 Размер 3/8 - это трехдольный такт, в котором каждая доля длится одну восьмую. За каждой сильной долей следуют две слабые. Схема дирижирования на 3/8: вниз - в сторону - вверх. 28. Затакт Затакт - это неполный такт, с которого начинается мелодия. Мелодии, в которых есть затакт, всегда начинаются со слабой доли такта. Затакты - четверть, восьмая, две восьмые. 29. Тональность РЕ мажор Тональность РЕ мажор РЕ мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук РЕ (лад с двумя диезами в ключе). Звуки, из которых состоит РЕ мажор: РЕ, МИ, ФА-диез, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО-диез, РЕ. Ключевые знаки в тональности РЕ мажор: ФА-диез, ДО-диез. Гамма РЕ мажор и ее ступени: РЕ -I, МИ - II, ФА-диез - III, СОЛЬ - IV, ЛЯ - V, СИ- VI, ДО-диез - VII, (РЕ) - I. Тоническое трезвучие в РЕ мажоре: РЕ-I, ФА-диез - III, ЛЯ - V. Вводные звуки в РЕ мажоре: ДО-диез - VII, МИ - II. 30. Лига Если лига (дуга) стоит над или под двумя соседними нотами одинаковой высоты, то она связывает эти ноты в один непрерывно тянущийся звук, увеличивая его длительность. Если же лига стоит над нотами различной высоты, то она обозначает необходимость связного, или плавного, их исполнения, называемого легато. 31. Четверть с точкой в двухдольном размере Точка около ноты увеличивает ее длительность наполовину. 32. Фермата Фермата - это знак, который показывает, что данный звук надо выдержать несколько дольше, чем написано. Знак ферматы обозначается как лига над или под точкой. 33. Интервалы Интервалы Интервалом называется сочетание двух звуков. Если звуки интервала берутся раздельно (один за другим), то интервал называется мелодическим. Если звуки интервала берутся одновременно, то интервал называется гармоническим. Основных названий интервалов - восемь. Каждый интервал заключает в себе определенное количество ступеней. Названия интервалов: Прима - первая, обозначается цифрой 1 Секунда - вторая, обозначается цифрой 2 Терция - третья, обозначается цифрой 3 Кварта - четвертая, обозначается цифрой 4 Квинта - пятая, обозначается цифрой 5 Секста - шестая, обозначается цифрой 6 Септима - седьмая, обозначается цифрой 7 Восьмая - восьмая, обозначается цифрой 8 Мелодические интервалы от звука ДО вверх: ДО-ДО (прима), ДО-РЕ (секунда), ДО-МИ (терция), ДО-ФА (кварта), ДО-СОЛЬ (квинта), ДО-ЛЯ (секста), ДО-СИ (септима), ДО-ДО (октава). Мелодические интервалы от звука до вниз: ДО-ДО (прима), ДО-СИ (секунда), ДО-ЛЯ (терция), ДО-СОЛЬ (кварта), ДО-ФА (квинта), ДО-МИ (секста), ДО-РЕ (септима), ДО-ДО (октава). Гармонические интервалы от звука ДО те же, только их ноты звучат одновременно. 34. Главные ступени лада и их названия Главные ступени лада - первая ступень (тоника), пятая ступень (доминанта) и четвертая ступень (субдоминанта). Главные ступени в тональности ДО мажор: тоника - ДО(I), доминанта - СОЛЬ(V), субдоминанта - ФА(IV). Главные ступени в тональности ЛЯ минор: тоника - ЛЯ(I), доминанта - МИ(V), субдоминанта - РЕ(IV). 35. Устойчивые и неустойчивые звуки лада Устойчивые (опорные) звуки - I, III и V ступени. Неустойчивые звуки - VII, II, IV и VI ступени. Устойчивые звуки в ДО мажоре: ДО-МИ-СОЛЬ. Наиболее устойчивый звук в ДО мажоре: ДО. Неустойчивые звуки в ДО мажоре: СИ-РЕ-ФА-ЛЯ. Окружение устойчивых звуков неустойчивыми звуками в ДО мажоре: СИ-ДО-РЕ, РЕ-МИ-ФА, ФА-СОЛЬ-ЛЯ. Восходящее тяготение VII ступени на полтона вверх: СИ-ДО. Нисходящее тяготение IV и VI ступеней: ФА-МИ, ЛЯ-СОЛЬ. Двойное тяготение II ступени: РЕ-ДО, РЕ-МИ. 36. Размер 4/4 Размер 4/4 - это четырехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. Состоит из двух простых тактов по 2/4. Обозначение размера 4/4: 4/4 или С. Сильные и слабые доли в такте на 4/4: первая - сильная; вторая - слабая; третья - относительно сильная; четвертая - слабая. Схема дирижирования на 4/4: вниз - к себе - в сторону - вверх. 37. Три вида минорного лада Три вида минорного лада Минорный лад бывает трех видов: натуральный, гармонический, мелодический. Натуральный минор - минор, в котором ступени не изменены. Гармонический минор - минор с повышенной VII ступенью. Мелодический минор - минор с повышенными VI и VII ступенями (в восходящем порядке). В нисходящем порядке гамма мелодического минора исполняется как натуральная. Гамма ЛЯ минор натуральная: ЛЯ - СИ - ДО - РЕ - МИ - ФА - СОЛЬ - ЛЯ. Гамма ЛЯ минор гармоническая: ЛЯ - СИ - ДО - РЕ - МИ - ФА - СОЛЬ-диез - ЛЯ. Гамма ЛЯ минор мелодическая: ЛЯ - СИ - ДО - РЕ - МИ - ФА-диез - СОЛЬ-диез - ЛЯ. 38. Тональность СИ минор Тональность СИ минор СИ минор - минорный лад, в котором тоникой является звук "СИ" (лад, параллельный РЕ мажору, с двумя диезами в ключе). Звуки, из которых состоит СИ минор: СИ, ДО-диез, РЕ, МИ, ФА-диез, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Ключевые знаки в тональности СИ минор: ФА-диез, записывается на пятой линии нотного стана; ДО-диез, записывается между третьей и четвертой линиями. Гамма СИ минор натуральная: СИ - I, ДО-диез - II, РЕ - III, МИ - IV, ФА-диез - V, СОЛЬ - VI, ЛЯ -VII , СИ - I. Гамма СИ минор гармоническая: СИ - I, ДО-диез - II, РЕ - III, МИ - IV, ФА-диез - V, СОЛЬ - VI, ЛЯ-диез -VII , СИ - I. Гамма СИ минор мелодическая: СИ - I, ДО-диез - II, РЕ - III, МИ - IV, ФА-диез - V, СОЛЬ-диез - VI, ЛЯ-диез -VII, СИ - I. Тоническое трезвучие в СИ миноре: СИ -I, РЕ - III, ФА-диез - V. Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом СИ миноре: ЛЯ-диез - в СИ, ДО-диез - в СИ, ДО-диез - в РЕ, МИ - в РЕ, СОЛЬ - в ФА-диез. 39. Большая и малая секунды Секунда - это интервал, который содержит две ступени. Секунда называется большой, если она составляет целый тон. Секунда называется малой, если она составляет полтона. Большая секунда обозначается б.2, малая секунда обозначается м.2. Например: Большая секунда от звука ДО вверх - ДО-РЕ. Малая секунда от звука ДО вверх - ДО-РЕ-бемоль. Большая секунда от звука ДО вниз - ДО-СИ-бемоль. Малая секунда от звука ДО вниз - ДО-СИ.
Хор, теория. ДШИ Ачаирский
КАКИЕ СТУПЕНИ УСТОЙЧИВЫЕ, А КАКИЕ НЕУСТОЙЧИВЫЕ?
Устойчивые – это, как вам известно, первая, третья и пятая ступеньки (I-III-V), которые имеют отношение к тонике и вместе составляют тоническое трезвучие. В примерах – это не закрашенные нотки. Неустойчивые ступеньки – это все остальные, то есть вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II-IV-VI-VII). В примерах эти нотки закрашены черным цветом. Например: Устойчивые и неустойчивые ступени в до мажоре и ля миноре
КАК РАЗРЕШАЮТСЯ НЕУСТОЙЧИВЫЕ СТУПЕНИ? Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно. Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.
ПЕТЬ СТУПЕНИ НУЖНО В НАТУРАЛЬНОМ МАЖОРЕ И ГАРМОНИЧЕСКОМ МИНОРЕ Вы наверняка уже знаете, что мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов. Если подзабыли, то можно прочитать об этом здесь. Так вот, для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой. Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах. КАК ОПЕВАТЬ СТУПЕНИ? Очень просто: просто поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот. То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие:
1) до-ре-до-си-до – опеваем до;
2) ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми;
3) соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль.
Ну а теперь рассмотрим ступеньки во всех остальных тональностях: Устойчивые и неустойчивые ступени в соль мажоре и ми миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в фа мажоре и ре миноре
Источник: https://music-education.ru/ustojchivye-i-neustojchivye-stupeni-v-raznyh-tonalnostyah/ 1. Названия звуков
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ
Названия белых клавиш фортепиано:
• Белая клавиша между двумя черными - РЕ.
• Две белые клавиши справа от РЕ - МИ, ФА.
• Две белые клавиши справа от ФА (между трех черных) - СОЛЬ, ЛЯ.
• Две белые клавиши справа от ЛЯ (после трех черных) - СИ, ДО.
2. Названия октав
Октавой называется группа звуков от ДО до каждого следующего ДО.
Октава, которая находится в середине фортепианной клавиатуры, называется первой.
Октавы, которые находятся выше (правее) первой октавы, называются: вторая октава, третья октава, четвертая октава.
Октавы, которые находятся ниже (левее) первой, называются: малая октава, большая октава, контроктава, субконтроктава.
3. Размещение нот на нотоносце
Ноты - это знаки для записи музыки. Нотным станом, или нотоносцем, называется строка из пяти линий, на которых размещаются ноты. Счет линий нотоносца ведется снизу вверх.
Ноты располагаются на линиях, между линиями, под первой линией, над пятой линией, на нижних добавочных линиях, на верхних добавочных линиях.
4. Скрипичный ключ
Скрипичный ключ - это знак, который указывает, что звук СОЛЬ первой октавы записывается на второй линии нотоносца.
Ноты первой октавы в скрипичном ключе записываются так:
ДО - на первой дополнительной линии, РЕ - под первой линией, МИ - на первой линии, ФА - между первой и второй линиями, СОЛЬ - на второй линии, ЛЯ - между второй и третьей линиями, СИ - на третьей линии.
5. Нотное обозначение длительности звуков
Продолжительность звука обозначается различными видами нот.
Белая нота (круг) без палочки - целая нота.
Белая нота (круг) c палочкой - половинная нота.
Черная нота (круг) с палочкой - четвертная нота
Черная нота с палочкой и хвостиком - восьмая нота.
Основное деление длительности звуков:
Целая делится на 2 половинные, половинная - на 2 четверти, четверть - на 2 восьмые
Направление палочек нот на нотоносце: до третьей линии палочки пишутся вверх, выше третьей линии - вниз.
6. Размер 2/4
Размер 2/4 - это двухдольный такт, в котором каждая доля длится четверть, первая доля сильная, вторая - слабая.
Схема дирижирования на 2/4: вниз, вверх.
7. Восьмые в двухдольном такте
Длительности, которые исполняются в 2 раза быстрее, чем четверти, называются восьмыми. На одну четверть приходятся две восьмые.
Деление первой доли такта на две равные части: две восьмые , четверть
Деление второй доли такта на две равные части: четверть, две восьмые
Деление первой и второй долей такта на две равные части: две восьмые, две восьмые.
8. Запись песни со словами и без слов
Если песня записывается без слов, две восьмые, которые составляют четверть, соединяются ребром.
Если песня записывается со словами, то каждая восьмая, которая приходится на один слог текста, пишется отдельно.
9. Мажор и минор. Тоника
Мажор и минор - наиболее распространенные в музыке лады. Бодрым, жизнерадостным мелодиям, светлым мелодиям соответствует мажорный лад. Печальным, грустным мелодиям соответствует минорный лад. Главный, опорный звук лада называется тоникой. На тонике чаще всего оканчивается мелодия.
10. Гамма ДО мажор
Гамма До мажор
Гамма - это звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до ее октавного повторения. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Полная гамма состоит из восьми ступеней. Восьмая ступень гаммы является повторением первой. Ступени обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII. Название гаммы дается по ее главному тону, то есть тонике. В ДО мажоре тоникой является звук ДО.
Ступени гаммы ДО мажор: ДО - I, РЕ - II, МИ - III, ФА - IV, СОЛЬ - V, ЛЯ - VI, СИ - VII, ДО - снова I.
11. Тоническое трезвучие
Кроме тоники (первая ступень), к опорным звукам лада относятся также третья и пятая ступени. Первая, третья и пятая ступени образуют тоническое трезвучие.
Тоническое трезвучие в ДО мажоре: ДО - I, МИ - III, СОЛЬ - V.
12. Вводные звуки
Вводные звуки - звуки, окружающие тонику (VII и II ступени).
Вводные звуки в ДО мажоре: СИ - РЕ.
Восходящий вводный звук в ДО мажоре - СИ.
Нисходящий вводный звук в ДО мажоре - РЕ.
Переход восходящего вводного звука в тонику: СИ переходит в ДО.
Переход нисходящего вводного звука в тонику: РЕ переходит в ДО.
13. Полутон и тон
Полутон - это расстояние между двумя ближайшими звуками. Два полутона составляют целый тон.
Тоны и полутоны в гамме ДО мажор:
ДО-РЕ - тон, РЕ-МИ - тон, МИ-ФА - полутон, ФА-СОЛЬ - тон, СОЛЬ-ЛЯ - тон, ЛЯ-СИ - тон, СИ-ДО - полутон.
А здесь есть музыкальные аудио-диктанты для 1 класса сольфеджио - в ДО мажоре.
14. Диез, бемоль, бекар
Знаки повышения и понижения отдельных звуков называются знаками альтерации, или хроматическими знаками.
Диез - знак повышения звука на полтона: #
Бемоль - знак понижения звука на полтона: b
Бекар - знак, который отменяет действие диеза или бемоля.
Названия черных клавиш фортепиано:
• Черная клавиша между ДО и РЕ - ДО-диез или РЕ-бемоль.
• Черная клавиша между РЕ и МИ - РЕ-диез или МИ-бемоль.
• Черная клавиша между ФА и СОЛЬ - ФА-диез или СОЛЬ-бемоль.
• Черная клавиша между СОЛЬ и ЛЯ - СОЛЬ-диез или ЛЯ-бемоль.
• Черная клавиша между ЛЯ и СИ - ЛЯ-диез или СИ-бемоль.
15. Ключевые и неключевые знаки альтерации
Диезы или бемоли, поставленные около ключа, называются ключевыми знаками альтерации. Ключевые знаки сохраняются на протяжении всей мелодии.
Диез или бемоль, стоящие перед нотой, называются неключевыми, или случайными, знаками альтерации. Случайные знаки сохраняются только в данном такте.
16. Тональность СОЛЬ мажор
Тональность СОЛЬ мажор
СОЛЬ мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук СОЛЬ (лад с одним диезом в ключе).
Звуки, из которых состоит СОЛЬ мажор:
• СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ, МИ, ФА-диез, (СОЛЬ).
Ключевой знак в тональности СОЛЬ мажор:
• ФА-диез.
Гамма Соль мажор и ее ступени:
• СОЛЬ - I, ЛЯ - II, СИ - III, ДО - IV, РЕ - V, МИ - VI, ФА-диез - VII, (СОЛЬ) - I.
Тоническое трезвучие в СОЛЬ мажоре:
• СОЛЬ - I, СИ - III, РЕ - V.
Вводные звуки в СОЛЬ мажоре:
• ФА-диез - VII, ЛЯ - II.
17. Тональность ФА мажор
Тональность ФА мажор
ФА мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук ФА (лад с одним бемолем в ключе).
Звуки, из которых состоит ФА мажор:
• ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль, ДО, РЕ, МИ, (ФА).
Ключевой знак в тональности ФА мажор:
• СИ-бемоль.
Гамма ФА мажор и ее ступени:
• ФА -I, СОЛЬ - II, ЛЯ - III, СИ-бемоль - IV, ДО - V, РЕ - VI, МИ - VII, (ФА) - I.
Тоническое трезвучие в ФА мажоре:
• ФА-I, ЛЯ - III, ДО - V.
Вводные звуки в ФА мажоре:
• МИ - VII, СОЛЬ - II.
19. Пауза
Паузой называется перерыв в звучании (знак молчания).
Целая пауза, равная по длительности целой ноте, записывается как черный прямоугольник под четвертой линейкой.
Половинная пауза, равная по длительности половинной ноте, записывается как черный прямоугольник на третьей линейке.
Четвертная пауза, равная по длительности четвертной ноте, записывается как знак, напоминающий зигзаг.
Восьмая пауза, равная по длительности восьмой ноте, записывается как знак, напоминающий цифру четыре.
20. Музыкальная фраза
Фразы - это части, на которые разделяется мелодия.
Ритмические остановки или паузы в мелодии (они называются цезурами) указывают на окончание музыкальных фраз. Всякая повторность в мелодии - точная или с некоторыми изменениями - создает ощущение начала новой музыкальной фразы. Конец фразы обозначается знаком "галка" или "запятая".
21. Реприза
Репризой называется знак повторения, это две точки - выше второй и выше третьей линеек около двух вертикальных линий.
22. Басовый ключ
Басовый ключ - это знак, который указывает, что звук ФА малой октавы записывается на четвертой линии нотоносца.
Соответственно расположению ноты ФА на четвертой линии располагаются и другие ноты, например, нота ДО большой октавы записывается на второй дополнительной линии снизу, а нота ДО малой октавы - между второй и третьей линией.
23. Тональность ЛЯ минор
Тональность ЛЯ минор
ЛЯ минор - минорный лад, в котором тоникой является звук ЛЯ. Это лад, параллельный ДО мажору.
Параллельными называются мажорная и минорная тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Тоника параллельной минорной тональности является шестой ступенью мажорной тональности.
Гамма ЛЯ минор и ее ступени:
ЛЯ - I, СИ - II, ДО - III, РЕ - IV, МИ - V, ФА - VI, СОЛЬ - VII, (ЛЯ) - I.
Тоническое трезвучие в ЛЯ миноре: ЛЯ - I, ДО - III, МИ - V.
24. Тональность МИ минор
Тональность ми минор
МИ минор - минорный лад, в котором тоникой является звук "МИ" (лад, параллельный СОЛЬ мажору, с одним диезом в ключе).
Звуки, из которых состоит МИ минор:
МИ, ФА-диез, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ, МИ.
Ключевой знак в тональности МИ минор:
ФА-диез, записывается на пятой линии нотного стана.
Гамма МИ минор и ее ступени вверх:
МИ - I, ФА-диез - II, СОЛЬ - III, ЛЯ - IV, СИ - V, ДО - VI, РЕ -VII , МИ - I.
Гамма МИ минор и ее ступени вниз:
МИ -I, РЕ -VII, ДО - VI, СИ - V, ЛЯ - IV, СОЛЬ - III, ФА-диез - II, МИ - I.
Тоническое трезвучие в МИ миноре:
МИ -I, СОЛЬ - III, СИ - V.
25. Тональность РЕ минор
Тональность ре минор
РЕ минор - минорный лад, в котором тоникой является звук "РЕ" (лад, параллельный ФА мажору, с одним бемолем в ключе).
Звуки, из которых состоит РЕ минор:
РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль, ДО, РЕ.
Ключевой знак в тональности РЕ минор:
СИ-бемоль, записывается на третьей линии нотного стана.
Гамма РЕ минор и ее ступени вверх:
РЕ - I, МИ - II, ФА - III, СОЛЬ - IV, ЛЯ - V, СИ-бемоль - VI, ДО -VII, РЕ - I.
Гамма РЕ минор и ее ступени вниз:
РЕ -I, ДО -VII, СИ-бемоль - VI, ЛЯ - V, СОЛЬ - IV, ФА - III, МИ - II, РЕ - I.
Тоническое трезвучие в РЕ миноре:
РЕ -I, ФА - III, ЛЯ - V.
26. Размер 3/4
Размер 3/4 - это трехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. За каждой сильной долей следуют две слабые.
Схема дирижирования на 3/4: вниз - в сторону - вверх.
27. Размер 3/8
Размер 3/8 - это трехдольный такт, в котором каждая доля длится одну восьмую. За каждой сильной долей следуют две слабые.
Схема дирижирования на 3/8: вниз - в сторону - вверх.
28. Затакт
Затакт - это неполный такт, с которого начинается мелодия. Мелодии, в которых есть затакт, всегда начинаются со слабой доли такта.
Затакты - четверть, восьмая, две восьмые.
29. Тональность РЕ мажор
Тональность РЕ мажор
РЕ мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук РЕ (лад с двумя диезами в ключе).
Звуки, из которых состоит РЕ мажор: РЕ, МИ, ФА-диез, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО-диез, РЕ.
Ключевые знаки в тональности РЕ мажор:
ФА-диез, ДО-диез.
Гамма РЕ мажор и ее ступени:
РЕ -I, МИ - II, ФА-диез - III, СОЛЬ - IV, ЛЯ - V, СИ- VI, ДО-диез - VII, (РЕ) - I.
Тоническое трезвучие в РЕ мажоре:
РЕ-I, ФА-диез - III, ЛЯ - V.
Вводные звуки в РЕ мажоре:
ДО-диез - VII, МИ - II.
30. Лига
Если лига (дуга) стоит над или под двумя соседними нотами одинаковой высоты, то она связывает эти ноты в один непрерывно тянущийся звук, увеличивая его длительность.
Если же лига стоит над нотами различной высоты, то она обозначает необходимость связного, или плавного, их исполнения, называемого легато.
31. Четверть с точкой в двухдольном размере
Точка около ноты увеличивает ее длительность наполовину.
32. Фермата
Фермата - это знак, который показывает, что данный звук надо выдержать несколько дольше, чем написано. Знак ферматы обозначается как лига над или под точкой.
33. Интервалы
Интервалы
Интервалом называется сочетание двух звуков.
Если звуки интервала берутся раздельно (один за другим), то интервал называется мелодическим. Если звуки интервала берутся одновременно, то интервал называется гармоническим. Основных названий интервалов - восемь. Каждый интервал заключает в себе определенное количество ступеней.
Названия интервалов:
Прима - первая, обозначается цифрой 1
Секунда - вторая, обозначается цифрой 2
Терция - третья, обозначается цифрой 3
Кварта - четвертая, обозначается цифрой 4
Квинта - пятая, обозначается цифрой 5
Секста - шестая, обозначается цифрой 6
Септима - седьмая, обозначается цифрой 7
Восьмая - восьмая, обозначается цифрой 8
Мелодические интервалы от звука ДО вверх:
ДО-ДО (прима), ДО-РЕ (секунда), ДО-МИ (терция), ДО-ФА (кварта), ДО-СОЛЬ (квинта), ДО-ЛЯ (секста), ДО-СИ (септима), ДО-ДО (октава).
Мелодические интервалы от звука до вниз:
ДО-ДО (прима), ДО-СИ (секунда), ДО-ЛЯ (терция), ДО-СОЛЬ (кварта), ДО-ФА (квинта), ДО-МИ (секста), ДО-РЕ (септима), ДО-ДО (октава).
Гармонические интервалы от звука ДО те же, только их ноты звучат одновременно.
34. Главные ступени лада и их названия
Главные ступени лада - первая ступень (тоника), пятая ступень (доминанта) и четвертая ступень (субдоминанта).
Главные ступени в тональности ДО мажор:
тоника - ДО(I), доминанта - СОЛЬ(V), субдоминанта - ФА(IV).
Главные ступени в тональности ЛЯ минор:
тоника - ЛЯ(I), доминанта - МИ(V), субдоминанта - РЕ(IV).
35. Устойчивые и неустойчивые звуки лада
Устойчивые (опорные) звуки - I, III и V ступени.
Неустойчивые звуки - VII, II, IV и VI ступени.
Устойчивые звуки в ДО мажоре:
ДО-МИ-СОЛЬ.
Наиболее устойчивый звук в ДО мажоре:
ДО.
Неустойчивые звуки в ДО мажоре:
СИ-РЕ-ФА-ЛЯ.
Окружение устойчивых звуков неустойчивыми звуками в ДО мажоре:
СИ-ДО-РЕ, РЕ-МИ-ФА, ФА-СОЛЬ-ЛЯ.
Восходящее тяготение VII ступени на полтона вверх:
СИ-ДО.
Нисходящее тяготение IV и VI ступеней:
ФА-МИ, ЛЯ-СОЛЬ.
Двойное тяготение II ступени:
РЕ-ДО, РЕ-МИ.
36. Размер 4/4
Размер 4/4 - это четырехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. Состоит из двух простых тактов по 2/4.
Обозначение размера 4/4:
4/4 или С.
Сильные и слабые доли в такте на 4/4:
первая - сильная;
вторая - слабая;
третья - относительно сильная;
четвертая - слабая.
Схема дирижирования на 4/4:
вниз - к себе - в сторону - вверх.
37. Три вида минорного лада
Три вида минорного лада
Минорный лад бывает трех видов: натуральный, гармонический, мелодический.
Натуральный минор - минор, в котором ступени не изменены.
Гармонический минор - минор с повышенной VII ступенью.
Мелодический минор - минор с повышенными VI и VII ступенями (в восходящем порядке). В нисходящем порядке гамма мелодического минора исполняется как натуральная.
Гамма ЛЯ минор натуральная:
ЛЯ - СИ - ДО - РЕ - МИ - ФА - СОЛЬ - ЛЯ.
Гамма ЛЯ минор гармоническая:
ЛЯ - СИ - ДО - РЕ - МИ - ФА - СОЛЬ-диез - ЛЯ.
Гамма ЛЯ минор мелодическая:
ЛЯ - СИ - ДО - РЕ - МИ - ФА-диез - СОЛЬ-диез - ЛЯ.
38. Тональность СИ минор
Тональность СИ минор
СИ минор - минорный лад, в котором тоникой является звук "СИ" (лад, параллельный РЕ мажору, с двумя диезами в ключе).
Звуки, из которых состоит СИ минор: СИ, ДО-диез, РЕ, МИ, ФА-диез, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
Ключевые знаки в тональности СИ минор:
ФА-диез, записывается на пятой линии нотного стана;
ДО-диез, записывается между третьей и четвертой линиями.
Гамма СИ минор натуральная:
СИ - I, ДО-диез - II, РЕ - III, МИ - IV, ФА-диез - V, СОЛЬ - VI, ЛЯ -VII , СИ - I.
Гамма СИ минор гармоническая:
СИ - I, ДО-диез - II, РЕ - III, МИ - IV, ФА-диез - V, СОЛЬ - VI, ЛЯ-диез -VII , СИ - I.
Гамма СИ минор мелодическая:
СИ - I, ДО-диез - II, РЕ - III, МИ - IV, ФА-диез - V, СОЛЬ-диез - VI, ЛЯ-диез -VII, СИ - I.
Тоническое трезвучие в СИ миноре:
СИ -I, РЕ - III, ФА-диез - V.
Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом СИ миноре:
ЛЯ-диез - в СИ, ДО-диез - в СИ, ДО-диез - в РЕ, МИ - в РЕ, СОЛЬ - в ФА-диез.
39. Большая и малая секунды
Секунда - это интервал, который содержит две ступени. Секунда называется большой, если она составляет целый тон. Секунда называется малой, если она составляет полтона. Большая секунда обозначается б.2, малая секунда обозначается м.2.
Например:
Большая секунда от звука ДО вверх - ДО-РЕ. Малая секунда от звука ДО вверх - ДО-РЕ-бемоль.
Большая секунда от звука ДО вниз - ДО-СИ-бемоль. Малая секунда от звука ДО вниз - ДО-СИ.