сюжетно-ролевых игр Собираемся на прогулку Цель: разви¬вать у детей умение подби¬рать одежду для разного сезона, научить правильно назы-вать элементы одежды, закреп¬лять обоб¬щен¬ные поня¬тия «одежда», «обувь», воспи¬ты¬вать забот-ли¬вое отно¬ше¬ние к окружающим. Обору¬до¬ва¬ние: куклы, одежда для всех пери¬одов года (для лета, зимы, весны и осени), маленький шкаф¬чик для одежды и стульчик. Возраст: 3–4 года. Ход игры: в гости к детям прихо¬дит новая кукла. Она знако¬мится с ними и хочет поиграть. Но ребята соби¬ра¬ются на прогулку и пред¬ла¬гают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята пред¬ла¬гают ей свою помощь. Дети достают из шкаф¬чика кукольную одежду, назы¬вают ее, выби¬рают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспи¬та¬теля в правильной после¬до¬ва¬тельности они одевают куклу. Затем дети одева¬ются сами и выхо¬дят вместе с куклой на прогулку. По возв¬ра¬ще¬нии с прогулки дети разде¬ва¬ются сами и разде-вают куклу в нужной последовательности, коммен¬ти¬руя свои действия. Магазин Цель: научить детей клас¬си¬фи¬ци¬ро¬вать пред¬меты по общим признакам, воспи¬ты¬вать чувс-твовзаимопомощи, расши¬рить словар¬ный запас детей: ввести поня¬тия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда». Оборудование: все игрушки, изоб¬ра¬жа¬ющие товары, кото¬рые можно купить в магазине, распо¬ло-жен¬ные на витрине, деньги. Возраст: 3–7 лет. Ход игры: воспи¬та¬тель пред¬ла¬гает детям размес¬тить в удоб¬ном месте огром¬ный супер¬мар¬кет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булоч¬ная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самос¬то¬ятельно расп¬ре¬де¬ляют роли продавцов, кассиров, торго¬вых работ¬ни¬ков в отделах, рассор¬ти¬ро¬вы¬вают товары по отде¬лам – продукты, рыба, хлебо¬бу¬лоч¬ные изделия, мясо, молоко, быто¬вая химия и т. д. Они прихо¬дят в супер¬мар¬кет за покуп¬ками вместе со своими друзьями, выби¬рают товар, сове¬ту¬ются с продавцами, расп¬ла¬чи¬ва¬ются в кассе. В ходе игры педа-гогу необ¬хо¬димо обра¬щать внима¬ние на взаимо¬от¬но¬ше¬ния между продав¬цами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отде¬лов и това¬ров может быть в супермаркете. Игрушки у врача Цель: учить детей уходу за больными и пользо¬ва¬нию меди¬цин¬с¬кими инструментами, воспи¬ты¬вать в детях внимательность, чуткость, расши¬рять словар¬ный запас: ввести поня¬тия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар». Оборудование: куклы, игру¬шеч¬ные зверята, меди¬цин¬с¬кие инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача. Возраст: 3–7 лет. Ход игры: воспи¬та¬тель пред¬ла¬гает поиграть, выби¬ра¬ются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игру¬шеч¬ных зверю¬шек и кукол, прихо¬дят в полик¬ли¬нику на прием. К врачу обра¬ща-ются паци¬енты с различ¬ными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прище¬мила дверью пальчик и т. д. Уточ¬няем действия: Доктор осмат¬ри¬вает больного, назна¬чает ему лечение, а Медсес¬тра выпол¬няет его указания. Неко¬то¬рые больные требуют стаци¬онар¬ного лечения, их кладут в больницу. Дети стар¬шего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специ¬алис¬тов – терапевта, окулиста,хирурга и других извес¬т¬ных детям врачей. Попа¬дая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспи¬та¬тель обсуж¬дает с детьми, можно ли было этого избежать, гово¬рит, что нужно с большей забо¬той отно-ситься к своему здоровью. В ходе игры дети наблю¬дают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, изме¬ряет температуру. Воспи¬та¬тель оценивает, как дети обща¬ются между собой, напо-ми¬нает о том, чтобы выздо¬ро¬вев¬шие игрушки не забы¬вали благо¬да¬рить врача за оказан¬ную помощь. Аптека Цель: расши¬рить знания о профес¬сиях работ¬ни¬ков аптеки: фарма¬цевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заве¬ду¬ющая апте¬кой зака¬зы¬вает нужные травы и другие препа¬раты для изго-тов¬ле¬ния лекарств, расши¬рить словар¬ный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения». Оборудование: игру¬шеч¬ное обору¬до¬ва¬ние аптеки. Возраст: 5–7 лет. Ход игры: прово¬дится беседа о том, люди каких профес¬сий рабо¬тают в аптеке, чем занимаются. Знако¬мимся с новой ролью – Заве¬ду¬ющей аптекой. Она прини¬мает от насе¬ле¬ния лекар¬с¬т¬вен¬ные травы и пере¬дает их Фармацевтам, чтобы они приго¬то¬вили лекар¬с¬т¬вен¬ные препараты. Заве¬ду¬ющая помо¬гает Работ¬ни¬кам аптеки и Посе¬ти¬те¬лям разоб¬раться в затруд¬ни¬тельных ситуациях. Лекар¬с¬тва выда¬ются строго по рецептам. Роли дети расп¬ре¬де¬ляют самостоятельно, по желанию. День рождения Степашки Цель: расши¬рить знания детей о спосо¬бах и после¬до¬ва¬тельности серви¬ровки стола для праз¬д¬нич-ного обеда, закре¬пить знания о столо¬вых предметах, воспи¬ты¬вать внимательность, заботливость, ответственность, жела¬ние помочь, расши¬рить словар¬ный запас: ввести поня¬тия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис». Оборудование: игрушки, кото¬рые могут прийти в гости к Степашке, столо¬вые пред¬меты – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики. Возраст: 3–4 года. Ход игры: воспи¬та¬тель сооб¬щает детям о том, что у Степашки сегодня день рождения, пред¬ла¬гает пойти к нему в гости и позд¬ра¬вить его. Дети берут игрушки, идут в гости к Степашке и позд¬рав¬ляют его. Степашка пред¬ла¬гает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети активно учас¬т¬вуют в этом, с помощью воспи¬та¬теля серви¬руют стол. Необ¬хо¬димо обра¬щать внима¬ние на взаимо¬от¬но¬ше¬ния между детьми в процессе игры. Строим дом Цель: позна¬ко¬мить детей со стро¬ительными профессиями, обра¬тить внима¬ние на роль техники, облег¬ча¬ющей труд строителей, научить детей соору¬жать пост¬ройку неслож¬ной конструкции, воспи¬тать дружес¬кие взаимо¬от¬но¬ше¬ния в коллективе, расши¬рить знания детей об особен¬нос¬тях труда строителей, расши¬рить словар¬ный запас детей: ввести поня¬тия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал». Оборудование: круп¬ный стро¬ительный материал, машины, подъем¬ный кран, игрушки для обыг¬ры¬ва-ния постройки, картинки с изоб¬ра¬же¬нием людей стро¬ительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д. Возраст: 3–7 лет. Ход игры: воспи¬та¬тель пред¬ла¬гает детям отга¬дать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспи¬та¬тель пред¬ла¬гает детям пост¬ро-ить большой, прос¬тор¬ный дом, где бы могли посе¬литься игрушки. Дети вспоминают, какие бывают стро¬ительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они расс¬мат¬ри¬вают изоб¬ра¬же¬ния стро¬ите-лей и расс¬ка¬зы¬вают об их обязанностях. Затем дети дого¬ва¬ри¬ва¬ются о пост¬ройке дома. Расп¬ре¬де-ля¬ются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подво¬зят стро¬ительный мате¬риал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе стро¬ительс¬тва следует обра¬щать внима¬ние на взаимо¬от¬но¬ше¬ния между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самос¬то¬ятельно играют. Зоопарк Цель: расши¬рить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспи¬ты¬вать любовь, гуман¬ное отно¬ше¬ние к животным, расши¬рить словар¬ный запас детей. Оборудование: игру¬шеч¬ные дикие звери, знако¬мые детям, клетки (из стро¬ительного материала), билеты, деньги, касса. Возраст: 4–5 лет. Ход игры: воспи¬та¬тель сооб¬щает детям, что в город приехал зоопарк, и пред¬ла¬гает сходить туда. Дети поку¬пают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там расс¬мат¬ри¬вают животных, расс¬ка¬зы¬вают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обра¬щать внима¬ние детей на то, как надо обра¬щаться с животными, как ухажи¬вать за ними. Детский сад Цель: расши¬рить знания детей о назна¬че¬нии детс¬кого сада, о профес¬сиях тех людей, кото¬рые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музы¬кального работника, воспи¬тать у детей жела¬ние подра¬жать дейс¬т¬виям взрослых, забот¬ливо отно¬ситься к своим воспитанникам. Оборудование: все игрушки, необ¬хо¬ди¬мые для игры в детс¬кий сад. Возраст: 4–5 лет. Ход игры: воспи¬та¬тель пред¬ла¬гает детям поиг¬рать в детс¬кий сад. По жела¬нию назна¬чаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музы¬кального руководителя. В качес¬тве воспи¬тан¬ни¬ков высту¬пают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимо¬от¬но¬ше¬ни¬ями с детьми, помо¬гают им найти выход из слож¬ных ситуаций. Парикмахерская Цель: позна¬ко¬мить детей с профес¬сией парикмахера, воспи¬ты¬вать культуру общения, расши¬рить словар¬ный запас детей. Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инст¬ру¬менты парик¬ма¬хера – расческа, ножницы, флакон¬чики для одеколона, лака, фен и т. д. Возраст: 4–5 лет. Ход игры: стук в дверь. В гости к детям прихо¬дит кукла Катя. Она знако¬мится со всеми детьми и заме¬чает в группе зеркало. Кукла спра¬ши¬вает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле пред¬ла¬гают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них рабо¬тают хоро-шие мастера, и они быстро приве¬дут прическу Кати в порядок. Назна¬чаем Парикмахеров, они зани¬мают свои рабо¬чие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя оста-ется очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благо¬да¬рит детей и обещает в следу¬ющий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязан¬нос¬тях парик¬ма-хера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре. В библиотеке Цель: расши¬рить круго¬зор детей, научить детей правильно пользо¬ваться услу¬гами библиотеки, приме¬нять знания лите¬ра¬тур¬ных произведений, ранее полу¬чен¬ных на занятиях, закре¬пить знания о профес¬сии библиотекаря, воспи¬тать уваже¬ние к труду библи¬оте¬каря и береж¬ное отно¬ше¬ние к книге, расши¬рить словар¬ный запас детей: «библиотека», «профессия», «библиотекарь», «читальный зал». Оборудование: книги, знако¬мые детям, ящик с картинками, картотека, карандаши, наборы открыток. Возраст: 5–6 лет. Ход игры: воспи¬та¬тель пред¬ла¬гает детям поиг¬рать в библиотеку. Все вместе вспо¬ми¬нают о том, кто рабо¬тает в библиотеке, чем там занимаются. Дети сами выби¬рают 2–3 Библиотекарей, у каждого из них по несколько книжек. Остальные дети расп¬ре¬де¬ля¬ются на несколько групп. Каждую группу обслу¬жи¬вает один Библиотекарь. Он пока¬зы¬вает много книг, а чтобы взять понра¬вив¬шу¬юся книгу, ребе¬нок должен назвать ее или коротко расс¬ка¬зать о том, что в ней написано. Можно расс¬ка¬зать стихот¬во¬ре¬ние из книги, кото¬рую берет ребенок. В ходе игры дают советы детям, кото¬рые затруд¬ня¬ются выбрать книгу. Библи¬оте¬карю необ¬хо¬димо быть повни-ма¬тельнее к посетителям, пока¬зы¬вать иллюс¬т¬ра¬ции к понра¬вив¬шимся книгам. Неко¬то¬рые дети желают остаться в читальном зале, чтобы посмот¬реть наборы картинок, открытки. Они делятся своими впечатлениями. В конце игры дети рассказывают, как они играли, какие книги пред¬ла¬гал им Библиотекарь, гово¬рят о том, что им больше всего понравилось. Космонавты Цель: расши¬рить тема¬тику сюжет¬ных игр, позна¬ко¬мить с рабо¬той космо¬нав¬тов в космосе, воспи-тать смелость, выдержку, расши¬рить словар¬ный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос». Оборудование: косми¬чес¬кий корабль и стро¬ительный материал, прис¬те¬ги¬ва¬ющие ремни, инст¬ру-менты для работы в космосе, игру¬шеч¬ные фотоаппараты. Возраст: 5–6 лет. Ход игры: воспи¬та¬тель спра¬ши¬вает у детей, хотели бы они побы¬вать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы поле¬теть в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он пред¬ла¬гает отпра-виться в космос, чтобы оста¬вить там спутник, кото¬рый будет пере¬да¬вать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотог¬ра¬фии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыг¬ры¬вают ситуацию. Они выпол¬няют зада¬ние и возв¬ра¬ща¬ются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капи¬тана расп¬ре¬де¬ля¬ются по жела¬нию детей. Семья Цель: форми¬ро¬вать пред¬с¬тав¬ле¬ние о коллек¬тив¬ном веде¬нии хозяйства, семей¬ном бюджете, о семей¬ных взаимоотношениях, совмес¬т¬ных досугах, воспи¬ты¬вать любовь, доброжелательное, забот¬ли¬вое отно¬ше¬ние к членам семьи, инте¬рес к их деятельности. Оборудование: все игрушки, необ¬хо¬ди¬мые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д. Возраст: 5–6 лет. Ход игры: воспи¬та¬тель пред¬ла¬гает детям «поиграть в семью». Роли расп¬ре¬де¬ля¬ются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки пред¬с¬тоит день рождения. Все хлопо¬чут об устро¬ении праздника. Одни Члены семьи заку¬пают продукты, другие гото¬вят праз¬д¬нич¬ный обед, серви¬руют стол, третьи подго¬тав¬ли¬вают разв¬ле¬ка¬тельную программу. В ходе игры нужно наблю¬дать за взаимо¬от¬но¬ше¬ни¬ями между Членами семьи, вовремя помо¬гать им. В кафе Цель: учить культуре пове¬де¬ния в общес¬т¬вен¬ных местах, уметь выпол¬нять обязан¬ности повара, официанта. Оборудование: необ¬хо¬ди¬мое обору¬до¬ва¬ние для кафе, игрушки-куклы, деньги. Возраст: 5–6 лет. Ход игры: в гости к детям прихо¬дит Буратино. Он позна¬ко¬мился со всеми детьми, подру¬жился с другими игрушками. Бура¬тино решает прига¬сить своих новых друзей в кафе, чтобы угос¬тить их мороженым. Все отправ¬ля¬ются в кафе. Там их обслу¬жи¬вают Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благо¬да¬рят за обслуживание. Кругосветное путешествие Цель: расши¬рять круго¬зор детей, закреп¬лять знания о частях света, разных стран, воспи¬ты¬вать жела¬ние путешествовать, дружес¬кие взаимоотношения, расши¬рить словар¬ный запас детей: «капитан», «путешествие вокруг света», «Азия», «Индия», «Европа», «Тихий океан». Оборудование: корабль, сделан¬ный из стро¬ительного материала, штурвал, бинокль, карта мира. Возраст: 6–7 лет. Ход игры: воспи¬та¬тель пред¬ла¬гает детям отпра¬виться в кругос¬вет¬ное путе¬шес¬т¬вие на корабле. По жела¬нию выби¬рают детей на роли Капитана, Радиста, Матроса, Мичмана. Закреп¬ляем знания о том, что делают на корабле эти люди – их права и обязанности. Корабль проп¬лы¬вает и Африку, и Индию, и другие страны и континенты. Моря¬кам прихо¬дится ловко управ¬лять кораблем, чтобы не стол¬к¬нуться с айсбергом, спра¬виться с бурей. Только слажен¬ная работа и дружба помо¬гают им спра¬виться с этим испытанием. На дорогах города Цель: закре¬пить знания детей о прави¬лах дорож¬ного движения, позна¬ко¬мить с новой ролью – регулировщик, воспи¬ты¬вать выдержку, терпение, внима¬ние на дороге. Оборудование: игру¬шеч¬ные машины, флажки для регу¬ли¬ров¬щика – крас¬ный и зеленый. Возраст: 5–7 лет. Ход игры: детям пред¬ла¬гают пост¬ро¬ить краси¬вое здание – театр. Выби¬раем место для постройки. Но сначала нужно пере¬везти стро¬ительный мате¬риал в нужное место. С этим легко спра¬вятся води¬тели на машинах. Дети берут машины и едут за стройматериалом. Но вот неудача – на глав-ных доро¬гах не рабо¬тает светофор. Чтобы не было аварии на дороге, необходимо, чтобы движе-нием машин управ¬лял регулировщик. Выби¬раем Регулировщика. Он стано¬вится в кружок. В руках у него крас¬ный и зеле¬ный флажки. Крас¬ный флажок – «стой», зеле¬ный флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регу¬ли¬ров¬щик управ¬ляет движением. Правила движения Цель: продол¬жать учить детей ориен¬ти¬ро¬ваться по дорож¬ным знакам, соблю¬дать правила дорож-ного движения. Воспи¬ты¬вать умение быть вежливыми, внима¬тельными друг к другу, уметь ориен¬ти-ро¬ваться в дорож¬ной ситуации, расши¬рить словар¬ный запас детей: «постГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф». Оборудование: игру¬шеч¬ные автомобили, дорож¬ные знаки, светофор; для сотруд¬ника ГИБДД – мили¬цей¬с¬кая фуражка, палочка, радар; води¬тельс¬кие удостоверения, техталоны. Возраст: 6–7 лет. Ход игры: детям пред¬ла¬гают выбрать сотруд¬ни¬ков ГИБДД, чтобы те следили за поряд¬ком на доро-гах города. Остальные дети – автомобилисты. По жела¬нию дети расп¬ре¬де¬ляют между собой роли работ¬ни¬ков бензозаправки. В ходе игры дети стара¬ются не нару¬шать правила дорож¬ного движения. Мы – спортсмены Цель: дать детям знания о необ¬хо¬ди¬мости заня¬тий спортом, совер¬шен¬с¬т¬во¬вать спор¬тив¬ные навыки – ходьбу, бег, метание, лазание. Разви¬вать физи¬чес¬кие качества: быстроту, ловкость, коор¬ди¬на-цию движений, глазомер, ориен¬ти¬ровку в пространстве. Оборудование: медали победителям, реклам¬ный щит для демон¬с¬т¬ра¬ции коли¬чес¬тва зара¬бо¬тан¬ных баллов, спор¬тив¬ный инвен¬тарь – мячи, скакалки, кегли, канат, лесенки, скамейки и т. д. Возраст: 6–7 лет. Ход игры: воспи¬та¬тель пред¬ла¬гает детям провести сорев¬но¬ва¬ние по разным видам спорта. По жела¬нию детей выби¬рают судей, орга¬ни¬за¬то¬ров соревнования. Остальные дети – спортсмены. Каждый самос¬то¬ятельно выби¬рает вид спорта, в кото¬ром будет состя¬заться с соперниками. Судьи присуж¬дают баллы за выпол¬не¬ние задания. Игра закан¬чи¬ва¬ется награж¬де¬нием победителей. На станции технического обслуживания автомобилей Цель: расши¬рять тема¬тику стро¬ительных игр, разви¬вать конс¬т¬рук¬тив¬ные умения, прояв¬лять творчество, нахо¬дить удач¬ное место для игры, позна¬ко¬мить с новой ролью – слеса¬рем по ремонту автомашин. Оборудование: стро¬ительный мате¬риал для пост¬ройки гаража, слесар¬ные инст¬ру¬менты для ремонта машин, обору¬до¬ва¬ние для мойки и покраске автомобилей. Возраст: 6–7 лет. Ход игры: сооб¬щить детям о том, что на доро¬гах города очень много авто¬мо¬би¬лей и эти авто¬мо-били очень часто ломаются, поэтому нам надо открыть стан¬цию техни¬чес¬кого обслу¬жи¬ва¬ния автомобилей. Детям пред¬ла¬гают пост¬ро¬ить большой гараж, обору¬до¬вать место под мойку автомашин, выбрать сотрудников, обслу¬жи¬ва¬ющий персонал. Их знако¬мят с новой рабо¬чей специ-альнос¬тью – слеса¬рем по ремонту машин (мотора, руле¬вого управления, тормо¬зов и т. д.). Пограничники Цель: продол¬жать знако¬мить детей с воен¬ными профессиями, уточ¬нить распо¬ря¬док дня военнослужащих, в чем заклю¬ча¬ется их служба, воспи¬ты¬вать смелость, ловкость, умение четко выпол¬нять приказы командира, расши¬рить словар¬ный запас детей: «граница», «пост», «охрана», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод». Оборудование: граница, погра¬нич¬ный столб, автомат, погра¬нич¬ная собака, воен¬ные фуражки. Возраст: 6–7 лет. Ход игры: воспи¬та¬тель пред¬ла¬гает детям побы¬вать на госу¬дар¬с¬т¬вен¬ной границе нашей Родины. Прово¬дится беседа о том, кто охра¬няет границу, с какой целью, как прохо¬дит служба пограничника, каков распо¬ря¬док дня воен¬ного человека. Дети самос¬то¬ятельно расп¬ре¬де¬ляют роли Воен¬ного командира, Начальника погра¬нич¬ной заставы, Пограничников, Собаководов. В игре дети приме¬няют знания и умения, полу¬чен¬ные на преды¬ду¬щих занятиях. Необ¬хо¬димо обра¬щать внима¬ние детей на поддер¬жку и дружес¬кую взаимопомощь. Школа Цель: уточ¬нить знания детей о том, чем зани¬ма¬ются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель, воспи¬тать жела¬ние учиться в школе, уваже¬ние к труду учителя, расши¬рить словар¬ный запас детей: «школьные принадлежности», «портфель», «пенал», «ученики» и т. д. Оборудование: ручки, тетради, детс¬кие книжки, азбука, цифры, доска, мел, указка. Возраст: 6–7 лет. Ход игры: воспи¬та¬тель пред¬ла¬гает детям поиг¬рать в школу. Прово¬дится беседа о том, зачем нужна школа, кто там работает, что делают ученики. По жела¬нию детей выби¬ра¬ется Учитель. Остальные дети – Ученики. Учитель задает учени¬кам задания, они самос¬то¬ятельно и стара¬тельно выпол¬няют его. На другом уроке другой Учитель. Дети зани¬ма¬ются на уроках математики, родного языка, физкультуры, пения и т. д. Космическое приключение Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром». Оборудование: космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов нашей планеты из космоса. Возраст: 6–7 лет. Ход игры: ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю. Мы – военные разведчики Цель: развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты». Оборудование: элементы военной одежды для детей, оружие. Возраст: 6–7 лет. Ход игры: воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков, предлагает детям поиграть в них. Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за их выполнением.
Развивающие игры для детей.
:Марина Половникова
Картотека
сюжетно-ролевых игр
Собираемся на прогулку
Цель: разви¬вать у детей умение подби¬рать одежду для разного сезона, научить правильно назы-вать элементы одежды, закреп¬лять обоб¬щен¬ные поня¬тия «одежда», «обувь», воспи¬ты¬вать забот-ли¬вое отно¬ше¬ние к окружающим.
Обору¬до¬ва¬ние: куклы, одежда для всех пери¬одов года (для лета, зимы, весны и осени), маленький шкаф¬чик для одежды и стульчик.
Возраст: 3–4 года.
Ход игры: в гости к детям прихо¬дит новая кукла. Она знако¬мится с ними и хочет поиграть. Но ребята соби¬ра¬ются на прогулку и пред¬ла¬гают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята пред¬ла¬гают ей свою помощь. Дети достают из шкаф¬чика кукольную одежду, назы¬вают ее, выби¬рают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспи¬та¬теля в правильной после¬до¬ва¬тельности они одевают куклу. Затем дети одева¬ются сами и выхо¬дят вместе с куклой на прогулку. По возв¬ра¬ще¬нии с прогулки дети разде¬ва¬ются сами и разде-вают куклу в нужной последовательности, коммен¬ти¬руя свои действия.
Магазин
Цель: научить детей клас¬си¬фи¬ци¬ро¬вать пред¬меты по общим признакам, воспи¬ты¬вать чувс-твовзаимопомощи, расши¬рить словар¬ный запас детей: ввести поня¬тия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».
Оборудование: все игрушки, изоб¬ра¬жа¬ющие товары, кото¬рые можно купить в магазине, распо¬ло-жен¬ные на витрине, деньги.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспи¬та¬тель пред¬ла¬гает детям размес¬тить в удоб¬ном месте огром¬ный супер¬мар¬кет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булоч¬ная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самос¬то¬ятельно расп¬ре¬де¬ляют роли продавцов, кассиров, торго¬вых работ¬ни¬ков в отделах, рассор¬ти¬ро¬вы¬вают товары по отде¬лам – продукты, рыба, хлебо¬бу¬лоч¬ные изделия,
мясо, молоко, быто¬вая химия и т. д. Они прихо¬дят в супер¬мар¬кет за покуп¬ками вместе со своими друзьями, выби¬рают товар, сове¬ту¬ются с продавцами, расп¬ла¬чи¬ва¬ются в кассе. В ходе игры педа-гогу необ¬хо¬димо обра¬щать внима¬ние на взаимо¬от¬но¬ше¬ния между продав¬цами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отде¬лов и това¬ров может быть в супермаркете.
Игрушки у врача
Цель: учить детей уходу за больными и пользо¬ва¬нию меди¬цин¬с¬кими инструментами, воспи¬ты¬вать в детях внимательность, чуткость, расши¬рять словар¬ный запас: ввести поня¬тия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».
Оборудование: куклы, игру¬шеч¬ные зверята, меди¬цин¬с¬кие инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспи¬та¬тель пред¬ла¬гает поиграть, выби¬ра¬ются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игру¬шеч¬ных зверю¬шек и кукол, прихо¬дят в полик¬ли¬нику на прием. К врачу обра¬ща-ются паци¬енты с различ¬ными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прище¬мила дверью пальчик и т. д. Уточ¬няем действия: Доктор осмат¬ри¬вает больного, назна¬чает ему лечение, а Медсес¬тра выпол¬няет его указания. Неко¬то¬рые больные требуют стаци¬онар¬ного лечения, их кладут в больницу. Дети стар¬шего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специ¬алис¬тов – терапевта, окулиста,хирурга и других извес¬т¬ных детям врачей. Попа¬дая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспи¬та¬тель обсуж¬дает с детьми, можно ли было этого избежать, гово¬рит, что нужно с большей забо¬той отно-ситься к своему здоровью. В ходе игры дети наблю¬дают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, изме¬ряет температуру. Воспи¬та¬тель оценивает, как дети обща¬ются между собой, напо-ми¬нает о том, чтобы выздо¬ро¬вев¬шие игрушки не забы¬вали благо¬да¬рить врача за оказан¬ную помощь.
Аптека
Цель: расши¬рить знания о профес¬сиях работ¬ни¬ков аптеки: фарма¬цевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заве¬ду¬ющая апте¬кой зака¬зы¬вает нужные травы и другие препа¬раты для изго-тов¬ле¬ния лекарств, расши¬рить словар¬ный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».
Оборудование: игру¬шеч¬ное обору¬до¬ва¬ние аптеки.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: прово¬дится беседа о том, люди каких профес¬сий рабо¬тают в аптеке, чем занимаются. Знако¬мимся с новой ролью – Заве¬ду¬ющей аптекой. Она прини¬мает от насе¬ле¬ния лекар¬с¬т¬вен¬ные травы и пере¬дает их Фармацевтам, чтобы они приго¬то¬вили лекар¬с¬т¬вен¬ные препараты. Заве¬ду¬ющая помо¬гает Работ¬ни¬кам аптеки и Посе¬ти¬те¬лям разоб¬раться в затруд¬ни¬тельных ситуациях. Лекар¬с¬тва выда¬ются
строго по рецептам. Роли дети расп¬ре¬де¬ляют самостоятельно, по желанию.
День рождения Степашки
Цель: расши¬рить знания детей о спосо¬бах и после¬до¬ва¬тельности серви¬ровки стола для праз¬д¬нич-ного обеда, закре¬пить знания о столо¬вых предметах, воспи¬ты¬вать внимательность, заботливость, ответственность, жела¬ние помочь, расши¬рить словар¬ный запас: ввести поня¬тия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».
Оборудование: игрушки, кото¬рые могут прийти в гости к Степашке, столо¬вые пред¬меты – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.
Возраст: 3–4 года.
Ход игры: воспи¬та¬тель сооб¬щает детям о том, что у Степашки сегодня день рождения, пред¬ла¬гает пойти к нему в гости и позд¬ра¬вить его. Дети берут игрушки, идут в гости к Степашке и позд¬рав¬ляют его. Степашка пред¬ла¬гает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети активно учас¬т¬вуют в этом, с помощью воспи¬та¬теля серви¬руют стол. Необ¬хо¬димо обра¬щать внима¬ние на взаимо¬от¬но¬ше¬ния между детьми в процессе игры.
Строим дом
Цель: позна¬ко¬мить детей со стро¬ительными профессиями, обра¬тить внима¬ние на роль техники, облег¬ча¬ющей труд строителей, научить детей соору¬жать пост¬ройку неслож¬ной конструкции, воспи¬тать дружес¬кие взаимо¬от¬но¬ше¬ния в коллективе, расши¬рить знания детей об особен¬нос¬тях труда строителей, расши¬рить словар¬ный запас детей: ввести поня¬тия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».
Оборудование: круп¬ный стро¬ительный материал, машины, подъем¬ный кран, игрушки для обыг¬ры¬ва-ния постройки, картинки с изоб¬ра¬же¬нием людей стро¬ительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспи¬та¬тель пред¬ла¬гает детям отга¬дать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспи¬та¬тель пред¬ла¬гает детям пост¬ро-ить большой, прос¬тор¬ный дом, где бы могли посе¬литься игрушки. Дети вспоминают, какие бывают стро¬ительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они расс¬мат¬ри¬вают изоб¬ра¬же¬ния стро¬ите-лей и расс¬ка¬зы¬вают об их обязанностях. Затем дети дого¬ва¬ри¬ва¬ются о пост¬ройке дома. Расп¬ре¬де-ля¬ются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подво¬зят стро¬ительный мате¬риал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе стро¬ительс¬тва следует обра¬щать внима¬ние на взаимо¬от¬но¬ше¬ния между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самос¬то¬ятельно играют.
Зоопарк
Цель: расши¬рить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспи¬ты¬вать любовь, гуман¬ное отно¬ше¬ние к животным, расши¬рить словар¬ный запас детей.
Оборудование: игру¬шеч¬ные дикие звери, знако¬мые детям, клетки (из стро¬ительного материала), билеты, деньги, касса.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: воспи¬та¬тель сооб¬щает детям, что в город приехал зоопарк, и пред¬ла¬гает сходить туда. Дети поку¬пают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там расс¬мат¬ри¬вают животных, расс¬ка¬зы¬вают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обра¬щать внима¬ние детей на то, как надо обра¬щаться с животными, как ухажи¬вать за ними.
Детский сад
Цель: расши¬рить знания детей о назна¬че¬нии детс¬кого сада, о профес¬сиях тех людей, кото¬рые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музы¬кального работника, воспи¬тать у детей жела¬ние подра¬жать дейс¬т¬виям взрослых, забот¬ливо отно¬ситься к своим воспитанникам.
Оборудование: все игрушки, необ¬хо¬ди¬мые для игры в детс¬кий сад.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: воспи¬та¬тель пред¬ла¬гает детям поиг¬рать в детс¬кий сад. По жела¬нию назна¬чаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музы¬кального руководителя. В качес¬тве воспи¬тан¬ни¬ков высту¬пают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимо¬от¬но¬ше¬ни¬ями с детьми, помо¬гают им найти выход из слож¬ных ситуаций.
Парикмахерская
Цель: позна¬ко¬мить детей с профес¬сией парикмахера, воспи¬ты¬вать культуру общения, расши¬рить словар¬ный запас детей.
Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инст¬ру¬менты парик¬ма¬хера – расческа, ножницы, флакон¬чики для одеколона, лака, фен и т. д.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: стук в дверь. В гости к детям прихо¬дит кукла Катя. Она знако¬мится со всеми детьми и заме¬чает в группе зеркало. Кукла спра¬ши¬вает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле пред¬ла¬гают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них рабо¬тают хоро-шие мастера, и они быстро приве¬дут прическу Кати в порядок. Назна¬чаем
Парикмахеров, они зани¬мают свои рабо¬чие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя оста-ется очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благо¬да¬рит детей и обещает в следу¬ющий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязан¬нос¬тях парик¬ма-хера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.
В библиотеке
Цель: расши¬рить круго¬зор детей, научить детей правильно пользо¬ваться услу¬гами библиотеки, приме¬нять знания лите¬ра¬тур¬ных произведений, ранее полу¬чен¬ных на занятиях, закре¬пить знания о профес¬сии библиотекаря, воспи¬тать уваже¬ние к труду библи¬оте¬каря и береж¬ное отно¬ше¬ние к книге, расши¬рить словар¬ный запас детей: «библиотека», «профессия», «библиотекарь», «читальный зал».
Оборудование: книги, знако¬мые детям, ящик с картинками, картотека, карандаши, наборы открыток.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспи¬та¬тель пред¬ла¬гает детям поиг¬рать в библиотеку. Все вместе вспо¬ми¬нают о том, кто рабо¬тает в библиотеке, чем там занимаются. Дети сами выби¬рают 2–3 Библиотекарей, у каждого из них по несколько книжек. Остальные дети расп¬ре¬де¬ля¬ются на
несколько групп. Каждую группу обслу¬жи¬вает один Библиотекарь. Он пока¬зы¬вает много книг, а чтобы взять понра¬вив¬шу¬юся книгу, ребе¬нок должен назвать ее или коротко расс¬ка¬зать о том, что в ней написано. Можно расс¬ка¬зать стихот¬во¬ре¬ние из книги, кото¬рую берет ребенок. В ходе игры дают советы детям, кото¬рые затруд¬ня¬ются выбрать книгу. Библи¬оте¬карю необ¬хо¬димо быть повни-ма¬тельнее к посетителям, пока¬зы¬вать иллюс¬т¬ра¬ции к понра¬вив¬шимся книгам. Неко¬то¬рые дети желают остаться в читальном зале, чтобы посмот¬реть наборы картинок, открытки. Они делятся своими впечатлениями. В конце игры дети рассказывают, как они играли, какие книги пред¬ла¬гал им Библиотекарь, гово¬рят о том, что им больше всего понравилось.
Космонавты
Цель: расши¬рить тема¬тику сюжет¬ных игр, позна¬ко¬мить с рабо¬той космо¬нав¬тов в космосе, воспи-тать смелость, выдержку, расши¬рить словар¬ный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
Оборудование: косми¬чес¬кий корабль и стро¬ительный материал, прис¬те¬ги¬ва¬ющие ремни, инст¬ру-менты для работы в космосе, игру¬шеч¬ные фотоаппараты.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспи¬та¬тель спра¬ши¬вает у детей, хотели бы они побы¬вать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы поле¬теть в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он пред¬ла¬гает отпра-виться в космос, чтобы оста¬вить там спутник, кото¬рый будет пере¬да¬вать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать
фотог¬ра¬фии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыг¬ры¬вают ситуацию. Они выпол¬няют зада¬ние и возв¬ра¬ща¬ются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капи¬тана расп¬ре¬де¬ля¬ются по жела¬нию детей.
Семья
Цель: форми¬ро¬вать пред¬с¬тав¬ле¬ние о коллек¬тив¬ном веде¬нии хозяйства, семей¬ном бюджете, о семей¬ных взаимоотношениях, совмес¬т¬ных досугах, воспи¬ты¬вать любовь, доброжелательное, забот¬ли¬вое отно¬ше¬ние к членам семьи, инте¬рес к их деятельности.
Оборудование: все игрушки, необ¬хо¬ди¬мые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспи¬та¬тель пред¬ла¬гает детям «поиграть в семью». Роли расп¬ре¬де¬ля¬ются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки пред¬с¬тоит день рождения. Все хлопо¬чут об устро¬ении праздника. Одни Члены семьи заку¬пают продукты, другие гото¬вят праз¬д¬нич¬ный обед, серви¬руют стол, третьи подго¬тав¬ли¬вают разв¬ле¬ка¬тельную программу. В ходе игры нужно наблю¬дать за взаимо¬от¬но¬ше¬ни¬ями между Членами семьи, вовремя помо¬гать им.
В кафе
Цель: учить культуре пове¬де¬ния в общес¬т¬вен¬ных местах, уметь выпол¬нять обязан¬ности повара, официанта.
Оборудование: необ¬хо¬ди¬мое обору¬до¬ва¬ние для кафе, игрушки-куклы, деньги.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: в гости к детям прихо¬дит Буратино. Он позна¬ко¬мился со всеми детьми, подру¬жился с другими игрушками. Бура¬тино решает прига¬сить своих новых друзей в кафе, чтобы угос¬тить их мороженым. Все отправ¬ля¬ются в кафе. Там их обслу¬жи¬вают Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благо¬да¬рят за обслуживание.
Кругосветное путешествие
Цель: расши¬рять круго¬зор детей, закреп¬лять знания о частях света, разных стран, воспи¬ты¬вать жела¬ние путешествовать, дружес¬кие взаимоотношения, расши¬рить словар¬ный запас детей: «капитан», «путешествие вокруг света», «Азия», «Индия», «Европа», «Тихий океан».
Оборудование: корабль, сделан¬ный из стро¬ительного материала, штурвал, бинокль, карта мира.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспи¬та¬тель пред¬ла¬гает детям отпра¬виться в кругос¬вет¬ное путе¬шес¬т¬вие на корабле. По жела¬нию выби¬рают детей на роли Капитана, Радиста, Матроса, Мичмана. Закреп¬ляем знания о том, что делают на корабле эти люди – их права и обязанности. Корабль проп¬лы¬вает и Африку, и Индию, и другие страны и континенты. Моря¬кам прихо¬дится ловко управ¬лять кораблем, чтобы не стол¬к¬нуться с айсбергом, спра¬виться с бурей. Только слажен¬ная работа и дружба помо¬гают им спра¬виться с этим испытанием.
На дорогах города
Цель: закре¬пить знания детей о прави¬лах дорож¬ного движения, позна¬ко¬мить с новой ролью – регулировщик, воспи¬ты¬вать выдержку, терпение, внима¬ние на дороге.
Оборудование: игру¬шеч¬ные машины, флажки для регу¬ли¬ров¬щика – крас¬ный и зеленый.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: детям пред¬ла¬гают пост¬ро¬ить краси¬вое здание – театр. Выби¬раем место для постройки. Но сначала нужно пере¬везти стро¬ительный мате¬риал в нужное место. С этим легко спра¬вятся води¬тели на машинах. Дети берут машины и едут за стройматериалом. Но вот неудача – на глав-ных доро¬гах не рабо¬тает светофор. Чтобы не было аварии на дороге, необходимо, чтобы движе-нием машин управ¬лял регулировщик. Выби¬раем Регулировщика. Он стано¬вится в кружок. В руках у него крас¬ный и зеле¬ный флажки. Крас¬ный флажок – «стой», зеле¬ный флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регу¬ли¬ров¬щик управ¬ляет движением.
Правила движения
Цель: продол¬жать учить детей ориен¬ти¬ро¬ваться по дорож¬ным знакам, соблю¬дать правила дорож-ного движения. Воспи¬ты¬вать умение быть вежливыми, внима¬тельными друг к другу, уметь ориен¬ти-ро¬ваться в дорож¬ной ситуации, расши¬рить словар¬ный запас детей: «постГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».
Оборудование: игру¬шеч¬ные автомобили, дорож¬ные знаки, светофор; для сотруд¬ника ГИБДД – мили¬цей¬с¬кая фуражка, палочка, радар; води¬тельс¬кие удостоверения, техталоны.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: детям пред¬ла¬гают выбрать сотруд¬ни¬ков ГИБДД, чтобы те следили за поряд¬ком на доро-гах города. Остальные дети – автомобилисты. По жела¬нию дети расп¬ре¬де¬ляют между собой роли работ¬ни¬ков бензозаправки. В ходе игры дети стара¬ются не нару¬шать правила дорож¬ного движения.
Мы – спортсмены
Цель: дать детям знания о необ¬хо¬ди¬мости заня¬тий спортом, совер¬шен¬с¬т¬во¬вать спор¬тив¬ные навыки – ходьбу, бег, метание, лазание. Разви¬вать физи¬чес¬кие качества: быстроту, ловкость, коор¬ди¬на-цию движений, глазомер, ориен¬ти¬ровку в пространстве.
Оборудование: медали победителям, реклам¬ный щит для демон¬с¬т¬ра¬ции коли¬чес¬тва зара¬бо¬тан¬ных баллов, спор¬тив¬ный инвен¬тарь – мячи, скакалки, кегли, канат, лесенки, скамейки и т. д.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспи¬та¬тель пред¬ла¬гает детям провести сорев¬но¬ва¬ние по разным видам спорта. По жела¬нию детей выби¬рают судей, орга¬ни¬за¬то¬ров соревнования. Остальные дети – спортсмены. Каждый самос¬то¬ятельно выби¬рает вид спорта, в кото¬ром будет состя¬заться с соперниками. Судьи присуж¬дают баллы за выпол¬не¬ние задания. Игра закан¬чи¬ва¬ется награж¬де¬нием победителей.
На станции технического обслуживания автомобилей
Цель: расши¬рять тема¬тику стро¬ительных игр, разви¬вать конс¬т¬рук¬тив¬ные умения, прояв¬лять творчество, нахо¬дить удач¬ное место для игры, позна¬ко¬мить с новой ролью – слеса¬рем по ремонту автомашин. Оборудование: стро¬ительный мате¬риал для пост¬ройки гаража, слесар¬ные инст¬ру¬менты для ремонта машин, обору¬до¬ва¬ние для мойки и покраске автомобилей.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: сооб¬щить детям о том, что на доро¬гах города очень много авто¬мо¬би¬лей и эти авто¬мо-били очень часто ломаются, поэтому нам надо открыть стан¬цию техни¬чес¬кого обслу¬жи¬ва¬ния автомобилей. Детям пред¬ла¬гают пост¬ро¬ить большой гараж, обору¬до¬вать место под мойку автомашин, выбрать сотрудников, обслу¬жи¬ва¬ющий персонал. Их знако¬мят с новой рабо¬чей специ-альнос¬тью – слеса¬рем по ремонту машин (мотора, руле¬вого управления, тормо¬зов и т. д.).
Пограничники
Цель: продол¬жать знако¬мить детей с воен¬ными профессиями, уточ¬нить распо¬ря¬док дня военнослужащих, в чем заклю¬ча¬ется их служба, воспи¬ты¬вать смелость, ловкость, умение четко выпол¬нять приказы командира, расши¬рить словар¬ный запас детей: «граница», «пост», «охрана», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод».
Оборудование: граница, погра¬нич¬ный столб, автомат, погра¬нич¬ная собака, воен¬ные фуражки.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспи¬та¬тель пред¬ла¬гает детям побы¬вать на госу¬дар¬с¬т¬вен¬ной границе нашей Родины. Прово¬дится беседа о том, кто охра¬няет границу, с какой целью, как прохо¬дит служба пограничника, каков распо¬ря¬док дня воен¬ного человека. Дети самос¬то¬ятельно
расп¬ре¬де¬ляют роли Воен¬ного командира, Начальника погра¬нич¬ной заставы, Пограничников, Собаководов. В игре дети приме¬няют знания и умения, полу¬чен¬ные на преды¬ду¬щих занятиях. Необ¬хо¬димо обра¬щать внима¬ние детей на поддер¬жку и дружес¬кую взаимопомощь.
Школа
Цель: уточ¬нить знания детей о том, чем зани¬ма¬ются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель, воспи¬тать жела¬ние учиться в школе, уваже¬ние к труду учителя, расши¬рить словар¬ный запас детей: «школьные принадлежности», «портфель», «пенал», «ученики» и т. д.
Оборудование: ручки, тетради, детс¬кие книжки, азбука, цифры, доска, мел, указка.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспи¬та¬тель пред¬ла¬гает детям поиг¬рать в школу. Прово¬дится беседа о том, зачем нужна школа, кто там работает, что делают ученики. По жела¬нию детей выби¬ра¬ется Учитель. Остальные дети – Ученики. Учитель задает учени¬кам задания, они самос¬то¬ятельно и стара¬тельно выпол¬няют его. На другом уроке другой Учитель. Дети зани¬ма¬ются на уроках математики, родного языка, физкультуры, пения и т. д.
Космическое приключение
Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром».
Оборудование: космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов нашей планеты из космоса.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.
Мы – военные разведчики
Цель: развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».
Оборудование: элементы военной одежды для детей, оружие.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков, предлагает детям поиграть в них. Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за их выполнением.