Его фильмы — истинно авторское кино: они живут по собственным законам, здесь возможны чудеса, здесь целая система образов и аллегорий.

И в то же время его фильмы — народные: растасканные на цитаты, с любимыми артистами, а их эскапизм и их образы были понятны современному зрителю. В театральном мире Захарова прозвали Магистром, и даже в этом прозвище было скорее что-то волшебное: не просто Мастер, нечто более загадочное и непостижимое.
На экране этот мир формировался постепенно. В дебютной музыкальной мелодраме «Стоянка поезда две минуты» еще нет чудесного мира, зато есть здесь мир другой — противопоставление понятной Москвы и дивной, неразгаданной провинции. Одним словом, «городок наш маленький, но очень знаменитый».
Затем была первая экранизация — а значит, прочтение чужого текста. «12 стульев» с Мироновым перелопачивал книгу Ильфа и Петрова: все действие, как это бывает у Захарова, заточено в декорации, явь и театр переплелись, на экран выскакивает титр «Это ему кажется», а Бендер то и дело бросается петь и танцевать.
Потом — «Обыкновенное чудо» по пьесе Шварца, где возникала фигура Волшебника, где сказка была грустной с самого своего начала, а финал ее требовал «затосковать навеки». «Тот самый Мюнхгаузен», где камера из павильонов вырывалась на просторы вместе с героем, вечно и лукаво улыбающимся бароном-путешественником. «Комическая фантазия о жизни, любви и смерти» — гласил титр, а о чем же еще могла быть комическая фантазия? В 1980-е Захаров вступил уже как народный сказочник со своей верной командой: Янковский, Абдулов и Леонов возвращаются в «Доме, который построил Свифт». Метафорическое кино Захарова говорило со зрителем эзоповым языком до конца 1980-х — а в новом времени автор не нашел возможным что-то еще сказать. Волшебный экран Магистра погас.
Фильмы Марка Захарова в каталоге Okko — https://okko.tv/person/mark-zakharov

Комментарии

Комментариев нет.