БАГ ЧОНС
21 мая

#багчонсахурлтууж Бага-Чоносовский хурул имеет очень древнюю, уникальную историю.

В современном здании хурула хранится документ, который проливает свет на историю возникновения хурула. Это пожелтевший от времени лист бумаги, где написано, что в 1758 году в Год Земляного Барса, Бага-Чоносовский зайсанг Таскир, получив соизволение у нойона Галдан Церена, благословение у Авгатн Ламы, снарядил священнослужителя из Дунду хурула Гадж багшу в Тибет к Далай-Ламе получить благословение на строительство хурула.
Хурул был назван «Галдан Раши Чолонг». Автор документа - Авла Жава гелонг. Составлен предположительно в 30-е годы 20 века. (Это выписка из истории Калмыцкого хурула, которая хранилась у бывшего гелонга Убушиева Эрдни.
Материал предоставил хурулу профессор Калмыцкого государственного университета Кичиков Анатолий Шалхакович)
Документ не противоречит историческим данным. Так, по сведениям, сохранившимся до нашего времени, Бага-Чоносовский хурул прикочевал на территорию современной Калмыкии из Джунгарии в начале 19 века и до конца столетия оставался кочевым.
Первым известным упоминанием о месте его расположения является река Джурак (Ремонтненский район Ростовской области). В 1904 году на территории нынешнего п. Аршан Булуг (п. Целинный) Целинного района был возведен хурульный комплекс, именовавшийся «Араш Линг», что значит «Обитель Святости». Одним из инициаторов постройки был Бага-Чоносовский зайсанг Эмген Убаши Дондуков. Он же финансировал строительство. Первыми подрядчиками были русские строители Петр Сыромятников и братья Лапшины, владевшие калмыцким языком. Они завезли строительные материалы и выполнили часть работы.
На подробной пятиверстной карте Астраханской губернии, хурульный комплекс отмечен на левой стороне балки Боодг, протока которой входит в озеро Омн Хулсун Нур. На севере располагались озера: Дунду Хулсун Нур и Ар Хулсун Нур. Вблизи хурула располагались почтовая станция Омн Нур и усадьба зайсанга Эмген Убаши Дондукова.
Сохранился фотоснимок хурульного комплекса, на нем запечатлены две постройки. Та, что в левой части, представляет главное Сюме (Гол Сюме); оно деревянное, крыто железом и покоится на каменном фундаменте. Второе строение (Кюрдин Сюме) построено из такого же материала. Обе постройки похожи на отдельные храмовые строения знаменитого комплекса Дунду-хурула.
Бага- Чоносовский хурул занимал одно из ведущих мест в ламаистской церкви Калмыкии. В июле 1923 года на первом духовном съезде Калмыцкой области в Центральный Духовный Совет от Бага-Чоносовского прихода был избран Мус Намруев, окончивший реальное училище в г. Астрахани.
В 1926 году глава Питерского буддийского храма Агван Дорджиев провел одно из собраний настоятелей калмыцких хурулов именно в Бага-Чоносовском хуруле. Приход хурула в то время составлял более 300 мирян.
По некоторым данным, в Бага-Чонсовском хуруле числилось до 250 священнослужителей. В 1930 году воинствующие атеисты разрушили хурульный комплекс. Все святыни, ритуальные принадлежности, утварь были вывезены в п. Улан Эрге, а дальше - в г. Астрахань. Священнослужители подверглись репрессиям, гонениям.
Бага-Чоносовский хурул
Для верующих всех конфессий нашего края начинались тяжелые времена. Официальные средства информации подвергали жесткой критике священнослужителей, религиозные воззрения граждан. Областная газета «Ленинский путь» 10 апреля 1933 года писала: «Наша задача - повести решительную борьбу за отказ от религии и церкви.
В октябре 1999 года благодаря положительным переменам в стране багчоносовцы вновь возродили свой хурул. На этот раз его возвели в п. Бага-Чонос, т.к. это место наиболее удобное для посещения хурула прихожанами из поселков Аршан Булуг (п. Целинный), Овата, Шатта.
Идейным вдохновителем возрождения Бага-Чонсовского хурула был наш славный земляк, настоящий патриот своей Родины
Кичиков Анатолий Шалхакович. Своей энергией, энтузиазмом он воодушевил всех багачоносовцев.
Его идею поддержали Ольдеев Б.С, Соков И.Б, Натыров А.М, Кикеев Д.Х. Биткеев П.Ц. и другие выходцы из бага-чоносовского рода.

Показать ещё

Комментарии

Комментариев нет.