Варган под различными названиями распространён у большинства народов мира. Наиболее употребляемые названия: шанкобыз, аура, комуз, хомус, доромб, дрымба, зубанка, васанг, морчанг, пымель, вывко, тумра, кубыз, ванияр, маультроммель, коусян, При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента. Кроме того, новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы звукоизвлечения. Выделяют два основных типов варганов — пластинчатый и дугообразный: Пластинчатый варган представляет собой тонкую, узкую деревянную или бамбуковую, костяную или металлическую пластину. Его язычок вырезывается в середине пластинки (например, вьетнамский дан мои). Дугообразный (дуговой) варган выковывается из железного прута, в центре которого прикрепляется тонкий стальной язычок с крючком на конце. На территории России наиболее распространены дугообразные варганы. Существуют варганы с несколькими язычками (китайские коусяны). Русский варган(Зубанка) Согласно словарю Брокгауза и Ефрона, этот инструмент встречался среди русского народа в II—XX веках, в особенности в Поволжье. Этот обычай был практически утерян, но есть мастера, которые возрождают традиционный русский варган. В раскопках проводимых на территории Новгорода Великого начиная с 2003 года, найдено 6-ть варганов, датируемых XIII-XIV веком. Одна из находок представлена в государственном историческом музее (Зал 9. Древнерусский город. (XI — первая половина XIII вв.)). Тем не менее, несмотря на попытки мастеров возродить традиционный русский варган, на сегодняшний момент нет ни одной реконструкции найденных при раскопках образцов. Ещё в XIX в. музыковед Владимир Одоевский писал: «Нигде может быть нельзя собрать большего числа опытов по этому предмету, чем в России, где варганы составляют забаву почти всякого простолюдина». Варган в классической музыке. Экзотичность его звука, да и способа игры привлекли к инструменту внимание композиторов XVIII века. Широко известным варганистом-виртуозом был Бруно Глацл (Bruno Glatzl), бенедиктинский монах из Мелька, в свое время он исполнил несколько концертов для Императора Йозефа II. Йоханн Георг Альбрехтсбергер, учитель Бетховена и один из любимых композиторов Брукнера, написал в 1765 году семь концертов для варгана, мандоры и струнных, три из которых были найдены в Будапеште. Альбрехтсбергер трактуя мелодии и ритмику австрийской народной музыки в современной ему светской манере создал выдающиеся и необычные по звучанию музыкальные произведения.
ЭТНО-ДОМ - магазин необычайных вещей!
Варган(от древнеславянского варга — рот, уста) — древнейший духовой язычковый музыкальный инструмент.
Варган под различными названиями распространён у большинства народов мира. Наиболее употребляемые названия: шанкобыз, аура, комуз, хомус, доромб, дрымба, зубанка, васанг, морчанг, пымель, вывко, тумра, кубыз, ванияр, маультроммель, коусян,
При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента. Кроме того, новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы звукоизвлечения.
Выделяют два основных типов варганов — пластинчатый и дугообразный:
Пластинчатый варган представляет собой тонкую, узкую деревянную или бамбуковую, костяную или металлическую пластину. Его язычок вырезывается в середине пластинки (например, вьетнамский дан мои).
Дугообразный (дуговой) варган выковывается из железного прута, в центре которого прикрепляется тонкий стальной язычок с крючком на конце.
На территории России наиболее распространены дугообразные варганы.
Существуют варганы с несколькими язычками (китайские коусяны).
Русский варган(Зубанка)
Согласно словарю Брокгауза и Ефрона, этот инструмент встречался среди русского народа в II—XX веках, в особенности в Поволжье. Этот обычай был практически утерян, но есть мастера, которые возрождают традиционный русский варган.
В раскопках проводимых на территории Новгорода Великого начиная с 2003 года, найдено 6-ть варганов, датируемых XIII-XIV веком. Одна из находок представлена в государственном историческом музее (Зал 9. Древнерусский город. (XI — первая половина XIII вв.)). Тем не менее, несмотря на попытки мастеров возродить традиционный русский варган, на сегодняшний момент нет ни одной реконструкции найденных при раскопках образцов.
Ещё в XIX в. музыковед Владимир Одоевский писал: «Нигде может быть нельзя собрать большего числа опытов по этому предмету, чем в России, где варганы составляют забаву почти всякого простолюдина».
Варган в классической музыке.
Экзотичность его звука, да и способа игры привлекли к инструменту внимание композиторов XVIII века. Широко известным варганистом-виртуозом был Бруно Глацл (Bruno Glatzl), бенедиктинский монах из Мелька, в свое время он исполнил несколько концертов для Императора Йозефа II. Йоханн Георг Альбрехтсбергер, учитель Бетховена и один из любимых композиторов Брукнера, написал в 1765 году семь концертов для варгана, мандоры и струнных, три из которых были найдены в Будапеште. Альбрехтсбергер трактуя мелодии и ритмику австрийской народной музыки в современной ему светской манере создал выдающиеся и необычные по звучанию музыкальные произведения.