Револьвер) — седьмой студийный альбом рок-группы The Beatles, выпущенный 5 августа 1966 года. В хронологии американских изданий, подготавливаемых компанией Capitol Records, Revolver был одиннадцатой пластинкой группы, изданной в США 8 августа 1966 года. В американское издание не вошли песни «I’m Only Sleeping», «And Your Bird Can Sing» и «Dr. Robert», уже выпущенные 20 июня 1966 года на альбоме Yesterday and Today. Одновременно с пластинкой Revolver в продажу поступил сингл «Yellow Submarine» / «Eleanor Rigby». Группа приступила к студийной работе 6 апреля, начав с записи песни «Tomorrow Never Knows». Последней для альбомаRevolver была создана «She Said, She Said». Все композиции записывались в студии Эбби Роуд в Лондоне. Музыкальным продюсером и звукорежиссёром, как и в предыдущих работах The Beatles, был Джордж Мартин, а новым звукооператором стал Джефф Эмерик. К записи нескольких песен были привлечены сторонние музыканты: струнный ансамбль для музыкального сопровождения «Eleanor Rigby»; Анил Бхагват, сыгравший на барабанах табла для песни «Love You To»;валторнист Алан Сивил, принявший участие в записи «For No One»; трое трубачей и двое саксофонистов для исполнения партии духовых инструментов в песне «Got to Get You into My Life». Вскоре после августовского релиза в 1966 году альбом возглавил чарты и удерживал первую позицию в течение семи недель в Великобритании и в течение шести недель в США. Критиками было отмечено новаторство The Beatles: новые методы звукозаписи, эксперименты с музыкальными стилями, расширение тематики текстов песен. Revolver с заметным постоянством зачислялся во всевозможные списки лучших записей XX века, претерпел множество переизданий, на песни с данной пластинки создано более 270 кавер-версий. По данным Американской ассоциации звукозаписывающих компаний альбом неоднократно сертифицирован как мультиплатиновый По сложившейся практике «турне — фильм — запись — турне» участникам коллектива предстояло в начале 1966 года приступить к работе над новым фильмом, но они никак не приходили к согласию насчёт сюжета и даже темы картины. В итоге было решено нарушить устоявшийся график. Работа над предполагаемым фильмом так и не была начата. Завершив своё британское турне, группа с апреля 1966 года погрузилась в студийную работу над новым альбомом. Запись материала для новой пластинки длилась почти три месяца — с 6 апреля по 22 июня. Как и прежде, музыканты работали в студии Эбби Роуд в Лондоне — хотя, по словам Пола Маккартни, альбом сначала собирались записывать в Америке, но предлагаемые цены за аренду и оборудование были «фантастическими», к тому же срок их контракта с звукозаписывающей компанией EMI истекал лишь в июне 1966 года Кроме песен, написанных в соавторстве Джоном и Полом, на альбоме представлены три новые композиции Джорджа Харрисона, а Ринго Старру было доверено спеть песню «Yellow Submarine», написанную специально для него. За звукозапись отвечали продюсер Джордж Мартин и звукооператор Джефф Эмерик. Помимо основных участников группы для записи отдельных композиций были приглашены профессиональные музыканты: струнный ансамбль для музыкального сопровождения «Eleanor Rigby»; Анил Бхагват, сыгравший на барабанах табла для песни «Love You To»; валторнист Алан Сивил, принявший участие в записи «For No One»; трое трубачей и двое саксофонистов для исполнения партии духовых инструментов в песне «Got to Get You into My Life». К тому же в записи припева «Yellow Submarine» приняли участие: концертный менеджер группы Нил Эспинолл, его помощник Мэл Эванс, продюсер Джордж Мартин, Донован, Патти Харрисон, звукооператор Джефф Эмерик, Брайан Джонс, Марианна Фэйтфулл и шофёр Альф Биккнелл. Помимо основных для группы гитары, бас-гитары и ударной установки также использовались струнные, духовые и другие инструменты. Из перкуссии не раз применялись в записи нескольких композиций бубен и маракасы. В песне «Taxman» можно услышать сенсерро. В записи «Love You To» Джордж Харрисон играет на ситаре, который был им впервые использован ещё в работе над «Norwegian Wood» для альбома Rubber Soul. Помимо ситара, в записи звучат индийские барабаны табла. Наибольшее инструментальное разнообразие характерно для песен Пола Маккартни. Для «Got to Get You into My Life» он пожелал записать партию духовых музыкальных инструментов, и продюсер пригласил троих трубачей и двоихсаксофонистов. В той же песне «Got to Get You into My Life» звучит орган Хаммонда, на котором сыграл Джордж Мартин. Для записи «Eleanor Rigby» пришлось нанять струнный ансамбль. А в песне «For No One» Полу хотелось, чтобы звучалавалторна, что и было осуществлено. Кроме валторны была записана партия фортепиано, на котором играл сам Маккартни. Для «Good Day Sunshine» на фортепиано играл Джордж Мартин. Можно выделить четыре основных инновации в области звукозаписи, которые применены во время работы над альбомомRevolver: • Впервые при записи был использован метод «искусственного наложения» голоса (англ. ADT — artificial double tracking), изобретённый звукоинженером компании EMI Кеном Таунсендом в апреле 1966 года. Суть приёма заключалась в том, чтобы накладывать две дорожки с одной и той же вокальной партией, не записывая её дважды. Описанный метод, к примеру, был использован для записи вокала Джона Леннона в первой половине песни «Tomorrow Never Knows». • Вторым ключевым моментом было использование процесса записи звука в обратном направлении. Этот приём впервые был использован при записи песни «Rain» 14 апреля 1966 года, которая была издана в качестве двухстороннего сингла «Paperback Writer» / «Rain». В работе над альбомом Revolver этот приём был использован в композициях «I’m Only Sleeping» и «Tomorrow Never Knows». • Третьей инновацией стало использование склеенных в кольца магнитофонных лент (англ. Tape loop) с записанными звуками. Идея была предложена Полом Маккартни, который почерпнул её из произведений немецкого композитора Карлхайнца Штокхаузена. В работе над «Tomorrow Never Knows» применялись пять подобных колец: первое с записью криков и смеха Пола Маккартни; второе с оркестровым аккордом си-бемоль мажор; третье со звуками флейты, извлечёнными при помощи меллотрона; четвёртое со звуками скрипок, извлечёнными при помощи меллотрона; пятое с искажённым звуком ситара. Подобным методом позже добавили гитарное соло Пола Маккартни записанное для песни «Taxman». Соло было перевёрнуто в обратном направлении и замедлено. • Четвёртой особенностью была технология записи вокала при помощи Лесли-спикера с вращающимся динамиком. Подобный приём обеспечивал пульсирующее звучание. Этот метод был использован для записи вокала Джона Леннона во второй половине песни «Tomorrow Never Knows». Как отмечает биограф Барри Майлс в книге Many Years From Now, «Revolver означает не оружие, а нечто, что вращается, как пластинка» (англ. Revolver did not mean a gun, but something that revolves, like a record). Первоначально планировалось дать новой записи название Abracadabra. В той же книге Many Years From Now рассказывается, что 24 июня 1966 года, во время обсуждения названия нового альбома, высказывались предложения озаглавить пластинку Pendulums, Fat Man или Bobby. Ринго предлагал название After Geography, Джон —Beatles on Safari, а Пол — Magic Circle. Несмотря на все предложения, в итоге альбом был назван Revolver. Revolver был вторым альбомом после Rubber Soul, на обложке которого отсутствовало название группы. Оформление доверили Клаусу Фоорманну — художнику, участнику группы Manfred Mann, с которым участники The Beatles познакомились ещё в начале своей карьеры, во время выступлений в Гамбурге. Обложка представляет собой композицию из нарисованных ручкой портретов Пола Маккартни, Джона Леннона, Джорджа Харрисона и Ринго Старра. Между изображениями их лиц находится коллаж, созданный из вырезок фотографий The Beatles, отснятых ранее Робертом Фриманом и Робертом Уитакером, который также работал в качестве фотографа при создании обложек для ранних записей группы. За работу Фоорману заплатили 40 фунтов стерлингов. В 1967 году обложка была удостоена премии «Грэмми» в номинации «Лучшая обложка альбома, графическая работа» (Best Album Cover, Graphic Arts). В 2011 году обложка альбома заняла 31-е место в списке лучших обложек альбомов всех времён по по мнению читателей интернет-издания Music Radar Как сказал Джон Робертсон в своей книге «Полный путеводитель по музыке The Beatles», «Revolver показал, что The Beatles могут браться поистине за любой музыкальный жанр». Подобное высказывание связано с экспериментальным характером некоторых композиций. Во всех песнях, написанных преимущественно Джоном Ленноном, критиками отмечается наркотическая подоплёка. К примеру, Ричи Унтербергер в своей публикации на сайте Allmusic назвал «Tomorrow Never Knows» «самым экспериментальным и психоделическим треком альбома Revolver» (англ. the most experimental and psychedelic track on Revolver). Музыкальные жанры психоделический рок и британская психоделия указаны среди прочих на странице, посвящённой альбому на том же сайте Allmusic. Пол Маккартни продолжил жанровые эксперименты и записал «Got to Get You into My Life» в стиле псевдо-соула. Джон Робертсон пишет, что «выразив в названии альбома Rubber Soul желание белых музыкантов играть негритянскую музыку, Пол Маккартни всё же не преминул пройтись по популярному в 1966 году направлению соул, написав эту замечательную композицию в стиле „псевдостакс“ и добавив финальные штрихи в виде медной группы из пяти музыкантов». Свой вклад в стилевое разнообразие альбома внёс и Джордж Харрисон. Записанная им «Love You To» считается одной из первых композиций, исполненных в жанре рага-рока, зарождавшегося в середине 1960-х годов. Экспериментируя со стилями, The Beatles уделяли внимание не только звучанию. Существенно разнообразилась и тематика песен. Джордж Харрисон выступил с социально-политической сатирой в композиции «Taxman». В другой своей песне «Love You To» Харрисон использовал переводы буддийских духовных трактатов, которые читал в ту пору. На альбомеRevolver отмечается расцвет сочинительского творчества Пола Маккартни. В одной из своих лучших песен «Eleanor Rigby» он затрагивает тему одиночества. Джон Леннон написал текст «Tomorrow Never Knows» по мотивам книги «Психоделический эксперимент» Тимоти Лири, Ричарда Олперта и Ральфа Мецнера, основанной в свою очередь на тексте «Тибетской книги мёртвых». А известная песня «Yellow Submarine» повествует о жизни внутри жёлтой подводной лодки. Первая сторона «Taxman» (рус. Сборщик налогов) — песня Джорджа Харрисона, записанная 21, 22 апреля и 16 мая 1966 года. Текст о сборщике налогов Джордж написал, ссылаясь на подоходный налог, который, по его мнению, отнимал значительную часть их заработков. Джон Леннон неохотно согласился помочь Харрисону с текстом, ему принадлежат строчки, в которых упоминаются премьер-министр Гарольд Вильсон и лидер оппозиции Эдвард Хит. Впервые кто-либо из живущих людей был назван в песне The Beatles. Eleanor Rigby» (рус. Элинор Ригби) — песня дуэта Леннон/Маккартни, записанная 28, 29 апреля и 6 июня 1966 года. Как говорит Пол Маккартни: «Я сочинял её сидя за фортепьяно, просто отбивая ритм на аккорде ми минор в качестве сопровождения и пытаясь придумать мелодию» (англ. I wrote it at the piano, just vamping an E minor chord; letting that stay as a vamp and putting a melody over it). Название появилось не сразу. Сначала Пол обдумывал имя «Дейзи Хокинс» (англ. Miss Daisy Hawkins), но оно ему показалось недостаточно реалистичным. Позднее фамилия «Ригби» была заимствована с магазинной вывески в Бристоле — «Rigby & Evens Ltd, Wine & Spirit Shippers», на которую Маккартни обратил внимание, когда навещал свою подругу Джейн Эшер. Имя «Элинор» принадлежало актрисе Элинор Брон, которая участвовала в съёмках фильма «На помощь!» Текст песни, по словам Пола Маккартни, был написан преимущественно им самим. Примечательно, что Джон Леннон в 1980 году говорил обратное и приписывал своему авторству порядка 70 % текста песни. Хотя, как отмечал Джон, идея скрипичного сопровождения принадлежала Полу, которого в своё время познакомила с музыкой Вивальди подруга Джейн Эшер. На выбор музыкального сопровождения песни оказала влияние также музыка Бернарда Херрманна из фильмаФрансуа Трюффо «451 градус по Фаренгейту». Музыкальное сопровождение было возложено исключительно на приглашённый струнный ансамбль. Пол исполнял песню, а Джон Леннон и Джордж Харрисон записали партии бэк-вокала. Ринго Старр в записи песни не участвовал. Известен факт, что реальная женщина с именем Элинор Ригби родилась в 1895 году и жила в Ливерпуле, где вышла замуж за человека по имени Томас Вудс. Она скончалась 10 октября 1939 года в возрасте 44 лет и была похоронена рядом с её дедом Джоном Ригби, его женой Франческой и их дочерью Дорис. «I’m Only Sleeping» (рус. Я всего лишь сплю) — песня дуэта Леннон/Маккартни. Запись проходила 27, 29 апреля и 5, 6 мая 1966 года. Вероятно, к написанию текста Джона Леннона подтолкнула привычка Пола Маккартни будить его в полуденное время, когда уже начиналась работа в студии. Журналистка Морин Клив, взявшая у Джона интервью в марте 1966 года, называла его «возможно самым ленивым человеком в Англии» (англ. probably the laziest person in England). Джон Робертсон в своей книге «Полный путеводитель по музыке The Beatles» говорит следующее: «Наполовину наркотическая фантазия, наполовину рассказ Леннона о своей лени, „I’m Only Sleeping“ стала своего рода гимном празднику жизни без забот». «Love You To» (рус. Люблю тебя до…) — песня Джорджа Харрисона, записанная 11, 13 апреля 1966 года. На момент выпуска альбома это была одна из первых композиций в стиле рага-рока. Харрисон говорил, что хотел сочинить мелодию специально для ситара (англ. I wanted to write a tune that was specifically for the sitar). Для игры на парных индийских барабанах табла был специально приглашён Анил Бхагват. Джон Леннон не участвовал в записи песни. «Here, There and Everywhere» (рус. Здесь, там и повсюду) — песня дуэта Леннон/Маккартни, записанная 14, 16, 17 июня 1966 года. Текст написан Полом Маккартни. На запись оказал влияние альбом Pet Sounds группы The Beach Boys, вышедший в мае 1966 года. Пол утверждает, что демоверсия песни была готова ещё в марте 1965 года, когда проходили съёмки фильма На помощь! в Австрии. «Yellow Submarine» (рус. Жёлтая подводная лодка) — песня дуэта Леннон/Маккартни, записанная 26 мая и 1 июня 1966 года. Идея песни принадлежит Полу Маккартни. С текстом ему помогли Джон Леннон и Донован, который придумал строку «Sky of blue and sea of green / In our yellow submarine». Поёт песню Ринго Старр. По словам Пола, «Yellow Submarine» изначально задумывалась для Ринго. В записи хорового припева приняли участие: концертный менеджер группы Нил Эспинолл, его помощник Мэл Эванс, продюсер Джордж Мартин, Донован, Патти Харрисон, звукооператор Джефф Эмерик, Брайан Джонс, Марианна Фэйтфулл и шофёр Альф Биккнелл. По мотивам песни в 1968 году был снят одноимённый мультфильм «Жёлтая подводная лодка», в создании которого участники The Beatles приняли непосредственное участие. «She Said, She Said» (рус. Она сказала, она сказала) — песня дуэта Леннон/Маккартни, записанная 21 июня 1966 года. История гласит, что песня была написана Ленноном под впечатлением от слов Питера Фонды, который на одной из вечеринок сообщил, что «знает, каково это — быть мёртвым». Джон принял в тот вечер ЛСД и был напуган подобным заявлением. Эта фраза так и вошла в песню, только местоимение «он» сменилось на «она». Фактически «She Said, She Said» была записана последней из всех песен альбома Revolver. Джордж Харрисон помог Леннону в создании текста. По его словам, отрывок, использованный в середине «She Said, She Said», был из другой песни. Примечательно, что, несмотря на формально указанное авторство дуэта Леннон/Маккартни, Пол не участвовал в записи по причине какой-то мелкой ссоры, и на бас-гитаре вместо него играл Харрисон Вторая сторона «Good Day Sunshine» (рус. Солнце хорошего дня) — песня дуэта Леннон/Маккартни, записанная 8, 9 июня 1966 года. По словам Пола Маккартни, на запись их вдохновила композиция «Daydream» американской рок-группы The Lovin' Spoonful. Они пытались записать нечто подобное. Текст песни написан преимущественно Полом. «And Your Bird Can Sing» (рус. И твоя птичка может петь) — песня дуэта Леннон/Маккартни, записанная 26 апреля 1966 года Авторство текста в основном принадлежит Леннону. Изначальным названием было «You Don’t Get Me». Позже Джон пренебрежительно называл песню бросовой и малоинтересной. Энергичное гитарное соло, заложенное в основу «And Your Bird Can Sing», исполняется вживую, без наложений Полом Маккартни и Джорджем Харрисоном. Как отмечает Джон Робертсон, в музыкальном плане песня «одна из сильнейших в альбоме, её питает неординарная гитарная мелодия и уверенный вокал Леннона». В списке «100 самых выдающихся гитарных соло» журнала Rolling Stone композиция заняла 69 место. «For No One» (рус. Ни для кого) — песня дуэта Леннон/Маккартни, записанная 9, 16, 19 мая 1966 года. Пол Маккартни рассказывает, что сочинил её во время своего отпуска в Швейцарии, который он проводил вместе с Джейн Эшер. Первоначальное название было «Why Did It Die?». В записи кроме самого Пола участвовал лишь Ринго, исполнив партию ударных. Специально для записи был приглашён Алан Сивил из Лондонской филармонии. Он сыграл на валторне по нотам, написанным Джорджем Мартином. «Dr. Robert» (рус. Доктор Роберт) — песня дуэта Леннон/Маккартни, записанная 17, 19 апреля 1966 года. Текст написан преимущественно Джоном Ленноном. Он назвал песню автобиографичной, пояснив, что речь в ней идёт о наркотиках. Пол Маккартни говорит, что идея была навеяна легендой о нью-йоркском докторе Роберте Фрейманне, который своим пациентам вместе с инъекциями витамина B12 вводил изрядные дозы амфетаминов. «I Want to Tell You» (рус. Хочу сказать тебе) — третья песня Джорджа Харрисона на альбоме Revolver, записанная 2, 3 июня 1966 года. По выражению Джорджа это песня о «потоке мыслей, которые так трудно записать, выразить или передать» (англ. about the avalanche of thoughts that are so hard to write down or say or transmit). Первоначальное наименованием композиции во время записи — «Laxton’s Superb» (так зовётся один из сортов яблок), сменилось в процессе работы на «I Don’t Know», но в итоге песню назвали «I Want to Tell You». «Got to Get You into My Life» (рус. Должен впустить тебя в мою жизнь) — песня дуэта Леннон/Маккартни. Запись проходила 8, 11 апреля, 18 мая, 17 июня 1966 года. Фактически это вторая песня записанная для альбома Revolver. Текст принадлежит авторству Маккартни. Джон Леннон высоко оценил «Got to Get You into My Life», назвав её одной из лучших песен Пола. Леннон полагал, что в песне Пол «описал свой опыт с кислотой», но позже выяснилось, что, по утверждению самого Маккартни, песня написана о марихуане. На запись группу вдохновила популярная в ту пору музыка в стиле соул. Специально для записи были приглашены пятеро музыкантов игравших на саксофонах и трубе. «Tomorrow Never Knows» (рус. Завтра не узнает никогда) — песня дуэта Леннон/Маккартни, записанная 6, 7, 22 апреля 1966 года. Создание альбома Revolver началось именно с неё. Текст песни Джон Леннон написал после прочтения им книги «Психоделический эксперимент» Тимоти Лири, Ричарда Олперта и Ральфа Мецнера, основанной на тексте «Тибетской книги мёртвых».[32] В частности, в книге приводились сравнения между процессом «умирания эго» при приёме ЛСД и других психоделиков и реальной смертью. Запись нового альбома начиналась именно с песни «Tomorrow Never Knows», хотя она расположена последней по порядку. Продюсеру Джорджу Мартину Джон сказал, что «хотел бы, чтобы голос звучал, как у Далай-ламы, распевающего песнопения на горной вершине» с тысячью скандирующих тибетских монахов. Для названия песни Джон Леннон использовал выражение Ринго, так же, как и в случае с «A Hard Day’s Night». Во время интервью для телекомпании «Би-би-си» в начале 1964 года Ринго перефразировал британскую пословицу «Завтра никогда не наступит» (англ. Tomorrow never comes). Получившийся каламбур«Tomorrow Never Knows» не забылся и был использован в названии песни. По мнению Ринго Старра, в музыкальном плане альбом получился интересным и проработанным благодаря плодотворной студийной работе. Никогда до этого музыканты не тратили столько времени на запись одной пластинки. По словам Пола Маккартни, обычно они отправлялись в студию, имея в запасе порядка восьми наработанных номеров. В данном же случае приходилось сочинять заново весь материал. Участники группы единодушно сходились во мнении, что альбом получился хорошим, Пол даже назвал Revolver их лучшим альбомом (англ. I think it'll be our best album). Джордж Харрисон отмечал сходство с предыдущей записью Rubber Soul, говоря, что для него они подобны двум последовательным выпускам (англ. To me, they could be Volume One and Volume Two). Список композиций Британское издание Первая сторона № Название Слова Вокал Длительность 1. «Taxman» Джордж Харрисон Джордж Харрисон 2:39 2. «Eleanor Rigby» Леннон/Маккартни Пол Маккартни 2:07 3. «I’m Only Sleeping» Леннон/Маккартни Джон Леннон 2:56 4. «Love You To» Джордж Харрисон Джордж Харрисон 3:01 5. «Here, There and Everywhere» Леннон/Маккартни Пол Маккартни 2:25 6. «Yellow Submarine» Леннон/Маккартни Ринго Старр 2:42 7. «She Said, She Said» Леннон/Маккартни Джон Леннон 2:37 Вторая сторона № Название Слова Вокал Длительность 1. «Good Day Sunshine» Леннон/Маккартни Пол Маккартни 2:09 2. «And Your Bird Can Sing» Леннон/Маккартни Джон Леннон 1:58 3. «For No One» Леннон/Маккартни Пол Маккартни 1:55 4. «Dr. Robert» Леннон/Маккартни Джон Леннон 2:15 5. «I Want to Tell You» Джордж Харрисон Джордж Харрисон 2:29 6. «Got to Get You into My Life» Леннон/Маккартни Пол Маккартни 2:30 7. «Tomorrow Never Knows» Леннон/Маккартни Джон Леннон 2:57 Участники: • The Beatles: • Джон Леннон — гитара, ритм-гитара, орган, фисгармония, бубен, вокал, звуковые эффекты • Пол Маккартни — гитара, фортепиано, бас-гитара, вокал • Джордж Харрисон — соло-гитара, ситар, бубен, вокал, звуковые эффекты • Ринго Старр — ударные, бубен, сенсерро, вокал • Джордж Мартин — продюсер, звукорежиссёр, фортепиано («Good Day Sunshine», «Tomorrow Never Knows»), орган Хаммонда («Got to Get You into My Life»), бэк-вокал • Джефф Эмерик — звукооператор, бэк-вокал • Нил Эспинолл, Мэл Эванс, Патти Харрисон, Донован — бэк-вокал («Yellow Submarine») • Тони Гилберт, Юрген Хесс, Сидней Сакс, Джон Шарп — скрипка («Eleanor Rigby») • Стефен Шинглс, Джон Андервуд — альт («Eleanor Rigby») • Дерек Симпсон, Норман Джонс — виолончель («Eleanor Rigby») • Лес Конлон, Ян Хаммер, Эдди «Tan Tan» Торнтон — труба («Got to Get You into My Life») • Алан Брэнскомб, Питер Коу — саксофон («Got to Get You into My Life») • Анил Бхагват — табла («Love You To») • Алан Сивил — валторна («For No One») • Аарон Бремнер — фотомонтаж • Клаус Форман — оформление и дизайн обложки • Роберт Уитакер — фотограф
MUSIC - IS LIFE.....
:Леся Леся
Revolver (рус.
Револьвер) — седьмой студийный альбом рок-группы The Beatles, выпущенный 5 августа 1966 года. В хронологии американских изданий, подготавливаемых компанией Capitol Records, Revolver был одиннадцатой пластинкой группы, изданной в США 8 августа 1966 года. В американское издание не вошли песни «I’m Only Sleeping», «And Your Bird Can Sing» и «Dr. Robert», уже выпущенные 20 июня 1966 года на альбоме Yesterday and Today. Одновременно с пластинкой Revolver в продажу поступил сингл «Yellow Submarine» / «Eleanor Rigby».
Группа приступила к студийной работе 6 апреля, начав с записи песни «Tomorrow Never Knows». Последней для альбомаRevolver была создана «She Said, She Said». Все композиции записывались в студии Эбби Роуд в Лондоне. Музыкальным продюсером и звукорежиссёром, как и в предыдущих работах The Beatles, был Джордж Мартин, а новым звукооператором стал Джефф Эмерик. К записи нескольких песен были привлечены сторонние музыканты: струнный ансамбль для музыкального сопровождения «Eleanor Rigby»; Анил Бхагват, сыгравший на барабанах табла для песни «Love You To»;валторнист Алан Сивил, принявший участие в записи «For No One»; трое трубачей и двое саксофонистов для исполнения партии духовых инструментов в песне «Got to Get You into My Life».
Вскоре после августовского релиза в 1966 году альбом возглавил чарты и удерживал первую позицию в течение семи недель в Великобритании и в течение шести недель в США. Критиками было отмечено новаторство The Beatles: новые методы звукозаписи, эксперименты с музыкальными стилями, расширение тематики текстов песен. Revolver с заметным постоянством зачислялся во всевозможные списки лучших записей XX века, претерпел множество переизданий, на песни с данной пластинки создано более 270 кавер-версий. По данным Американской ассоциации звукозаписывающих компаний альбом неоднократно сертифицирован как мультиплатиновый
По сложившейся практике «турне — фильм — запись — турне» участникам коллектива предстояло в начале 1966 года приступить к работе над новым фильмом, но они никак не приходили к согласию насчёт сюжета и даже темы картины. В итоге было решено нарушить устоявшийся график. Работа над предполагаемым фильмом так и не была начата. Завершив своё британское турне, группа с апреля 1966 года погрузилась в студийную работу над новым альбомом. Запись материала для новой пластинки длилась почти три месяца — с 6 апреля по 22 июня. Как и прежде, музыканты работали в студии Эбби Роуд в Лондоне — хотя, по словам Пола Маккартни, альбом сначала собирались записывать в Америке, но предлагаемые цены за аренду и оборудование были «фантастическими», к тому же срок их контракта с звукозаписывающей компанией EMI истекал лишь в июне 1966 года
Кроме песен, написанных в соавторстве Джоном и Полом, на альбоме представлены три новые композиции Джорджа Харрисона, а Ринго Старру было доверено спеть песню «Yellow Submarine», написанную специально для него. За звукозапись отвечали продюсер Джордж Мартин и звукооператор Джефф Эмерик.
Помимо основных участников группы для записи отдельных композиций были приглашены профессиональные музыканты: струнный ансамбль для музыкального сопровождения «Eleanor Rigby»; Анил Бхагват, сыгравший на барабанах табла для песни «Love You To»; валторнист Алан Сивил, принявший участие в записи «For No One»; трое трубачей и двое саксофонистов для исполнения партии духовых инструментов в песне «Got to Get You into My Life». К тому же в записи припева «Yellow Submarine» приняли участие: концертный менеджер группы Нил Эспинолл, его помощник Мэл Эванс, продюсер Джордж Мартин, Донован, Патти Харрисон, звукооператор Джефф Эмерик, Брайан Джонс, Марианна Фэйтфулл и шофёр Альф Биккнелл.
Помимо основных для группы гитары, бас-гитары и ударной установки также использовались струнные, духовые и другие инструменты. Из перкуссии не раз применялись в записи нескольких композиций бубен и маракасы. В песне «Taxman» можно услышать сенсерро. В записи «Love You To» Джордж Харрисон играет на ситаре, который был им впервые использован ещё в работе над «Norwegian Wood» для альбома Rubber Soul. Помимо ситара, в записи звучат индийские барабаны табла.
Наибольшее инструментальное разнообразие характерно для песен Пола Маккартни. Для «Got to Get You into My Life» он пожелал записать партию духовых музыкальных инструментов, и продюсер пригласил троих трубачей и двоихсаксофонистов. В той же песне «Got to Get You into My Life» звучит орган Хаммонда, на котором сыграл Джордж Мартин. Для записи «Eleanor Rigby» пришлось нанять струнный ансамбль. А в песне «For No One» Полу хотелось, чтобы звучалавалторна, что и было осуществлено. Кроме валторны была записана партия фортепиано, на котором играл сам Маккартни. Для «Good Day Sunshine» на фортепиано играл Джордж Мартин.
Можно выделить четыре основных инновации в области звукозаписи, которые применены во время работы над альбомомRevolver:
• Впервые при записи был использован метод «искусственного наложения» голоса (англ. ADT — artificial double tracking), изобретённый звукоинженером компании EMI Кеном Таунсендом в апреле 1966 года. Суть приёма заключалась в том, чтобы накладывать две дорожки с одной и той же вокальной партией, не записывая её дважды. Описанный метод, к примеру, был использован для записи вокала Джона Леннона в первой половине песни «Tomorrow Never Knows».
• Вторым ключевым моментом было использование процесса записи звука в обратном направлении. Этот приём впервые был использован при записи песни «Rain» 14 апреля 1966 года, которая была издана в качестве двухстороннего сингла «Paperback Writer» / «Rain». В работе над альбомом Revolver этот приём был использован в композициях «I’m Only Sleeping» и «Tomorrow Never Knows».
• Третьей инновацией стало использование склеенных в кольца магнитофонных лент (англ. Tape loop) с записанными звуками. Идея была предложена Полом Маккартни, который почерпнул её из произведений немецкого композитора Карлхайнца Штокхаузена. В работе над «Tomorrow Never Knows» применялись пять подобных колец: первое с записью криков и смеха Пола Маккартни; второе с оркестровым аккордом си-бемоль мажор; третье со звуками флейты, извлечёнными при помощи меллотрона; четвёртое со звуками скрипок, извлечёнными при помощи меллотрона; пятое с искажённым звуком ситара. Подобным методом позже добавили гитарное соло Пола Маккартни записанное для песни «Taxman». Соло было перевёрнуто в обратном направлении и замедлено.
• Четвёртой особенностью была технология записи вокала при помощи Лесли-спикера с вращающимся динамиком. Подобный приём обеспечивал пульсирующее звучание. Этот метод был использован для записи вокала Джона Леннона во второй половине песни «Tomorrow Never Knows».
Как отмечает биограф Барри Майлс в книге Many Years From Now, «Revolver означает не оружие, а нечто, что вращается, как пластинка» (англ. Revolver did not mean a gun, but something that revolves, like a record). Первоначально планировалось дать новой записи название Abracadabra. В той же книге Many Years From Now рассказывается, что 24 июня 1966 года, во время обсуждения названия нового альбома, высказывались предложения озаглавить пластинку Pendulums, Fat Man или Bobby. Ринго предлагал название After Geography, Джон —Beatles on Safari, а Пол — Magic Circle. Несмотря на все предложения, в итоге альбом был назван Revolver.
Revolver был вторым альбомом после Rubber Soul, на обложке которого отсутствовало название группы. Оформление доверили Клаусу Фоорманну — художнику, участнику группы Manfred Mann, с которым участники The Beatles познакомились ещё в начале своей карьеры, во время выступлений в Гамбурге. Обложка представляет собой композицию из нарисованных ручкой портретов Пола Маккартни, Джона Леннона, Джорджа Харрисона и Ринго Старра. Между изображениями их лиц находится коллаж, созданный из вырезок фотографий The Beatles, отснятых ранее Робертом Фриманом и Робертом Уитакером, который также работал в качестве фотографа при создании обложек для ранних записей группы. За работу Фоорману заплатили 40 фунтов стерлингов.
В 1967 году обложка была удостоена премии «Грэмми» в номинации «Лучшая обложка альбома, графическая работа» (Best Album Cover, Graphic Arts).
В 2011 году обложка альбома заняла 31-е место в списке лучших обложек альбомов всех времён по по мнению читателей интернет-издания Music Radar
Как сказал Джон Робертсон в своей книге «Полный путеводитель по музыке The Beatles», «Revolver показал, что The Beatles могут браться поистине за любой музыкальный жанр». Подобное высказывание связано с экспериментальным характером некоторых композиций. Во всех песнях, написанных преимущественно Джоном Ленноном, критиками отмечается наркотическая подоплёка. К примеру, Ричи Унтербергер в своей публикации на сайте Allmusic назвал «Tomorrow Never Knows» «самым экспериментальным и психоделическим треком альбома Revolver» (англ. the most experimental and psychedelic track on Revolver). Музыкальные жанры психоделический рок и британская психоделия указаны среди прочих на странице, посвящённой альбому на том же сайте Allmusic.
Пол Маккартни продолжил жанровые эксперименты и записал «Got to Get You into My Life» в стиле псевдо-соула. Джон Робертсон пишет, что «выразив в названии альбома Rubber Soul желание белых музыкантов играть негритянскую музыку, Пол Маккартни всё же не преминул пройтись по популярному в 1966 году направлению соул, написав эту замечательную композицию в стиле „псевдостакс“ и добавив финальные штрихи в виде медной группы из пяти музыкантов». Свой вклад в стилевое разнообразие альбома внёс и Джордж Харрисон. Записанная им «Love You To» считается одной из первых композиций, исполненных в жанре рага-рока, зарождавшегося в середине 1960-х годов.
Экспериментируя со стилями, The Beatles уделяли внимание не только звучанию. Существенно разнообразилась и тематика песен. Джордж Харрисон выступил с социально-политической сатирой в композиции «Taxman». В другой своей песне «Love You To» Харрисон использовал переводы буддийских духовных трактатов, которые читал в ту пору. На альбомеRevolver отмечается расцвет сочинительского творчества Пола Маккартни. В одной из своих лучших песен «Eleanor Rigby» он затрагивает тему одиночества. Джон Леннон написал текст «Tomorrow Never Knows» по мотивам книги «Психоделический эксперимент» Тимоти Лири, Ричарда Олперта и Ральфа Мецнера, основанной в свою очередь на тексте «Тибетской книги мёртвых». А известная песня «Yellow Submarine» повествует о жизни внутри жёлтой подводной лодки.
Первая сторона
«Taxman» (рус. Сборщик налогов) — песня Джорджа Харрисона, записанная 21, 22 апреля и 16 мая 1966 года. Текст о сборщике налогов Джордж написал, ссылаясь на подоходный налог, который, по его мнению, отнимал значительную часть их заработков. Джон Леннон неохотно согласился помочь Харрисону с текстом, ему принадлежат строчки, в которых упоминаются премьер-министр Гарольд Вильсон и лидер оппозиции Эдвард Хит. Впервые кто-либо из живущих людей был назван в песне The Beatles.
Eleanor Rigby» (рус. Элинор Ригби) — песня дуэта Леннон/Маккартни, записанная 28, 29 апреля и 6 июня 1966 года. Как говорит Пол Маккартни: «Я сочинял её сидя за фортепьяно, просто отбивая ритм на аккорде ми минор в качестве сопровождения и пытаясь придумать мелодию» (англ. I wrote it at the piano, just vamping an E minor chord; letting that stay as a vamp and putting a melody over it). Название появилось не сразу. Сначала Пол обдумывал имя «Дейзи Хокинс» (англ. Miss Daisy Hawkins), но оно ему показалось недостаточно реалистичным. Позднее фамилия «Ригби» была заимствована с магазинной вывески в Бристоле — «Rigby & Evens Ltd, Wine & Spirit Shippers», на которую Маккартни обратил внимание, когда навещал свою подругу Джейн Эшер. Имя «Элинор» принадлежало актрисе Элинор Брон, которая участвовала в съёмках фильма «На помощь!»
Текст песни, по словам Пола Маккартни, был написан преимущественно им самим. Примечательно, что Джон Леннон в 1980 году говорил обратное и приписывал своему авторству порядка 70 % текста песни. Хотя, как отмечал Джон, идея скрипичного сопровождения принадлежала Полу, которого в своё время познакомила с музыкой Вивальди подруга Джейн Эшер. На выбор музыкального сопровождения песни оказала влияние также музыка Бернарда Херрманна из фильмаФрансуа Трюффо «451 градус по Фаренгейту». Музыкальное сопровождение было возложено исключительно на приглашённый струнный ансамбль. Пол исполнял песню, а Джон Леннон и Джордж Харрисон записали партии бэк-вокала. Ринго Старр в записи песни не участвовал.
Известен факт, что реальная женщина с именем Элинор Ригби родилась в 1895 году и жила в Ливерпуле, где вышла замуж за человека по имени Томас Вудс. Она скончалась 10 октября 1939 года в возрасте 44 лет и была похоронена рядом с её дедом Джоном Ригби, его женой Франческой и их дочерью Дорис.
«I’m Only Sleeping» (рус. Я всего лишь сплю) — песня дуэта Леннон/Маккартни. Запись проходила 27, 29 апреля и 5, 6 мая 1966 года. Вероятно, к написанию текста Джона Леннона подтолкнула привычка Пола Маккартни будить его в полуденное время, когда уже начиналась работа в студии. Журналистка Морин Клив, взявшая у Джона интервью в марте 1966 года, называла его «возможно самым ленивым человеком в Англии» (англ. probably the laziest person in England). Джон Робертсон в своей книге «Полный путеводитель по музыке The Beatles» говорит следующее: «Наполовину наркотическая фантазия, наполовину рассказ Леннона о своей лени, „I’m Only Sleeping“ стала своего рода гимном празднику жизни без забот».
«Love You To» (рус. Люблю тебя до…) — песня Джорджа Харрисона, записанная 11, 13 апреля 1966 года. На момент выпуска альбома это была одна из первых композиций в стиле рага-рока. Харрисон говорил, что хотел сочинить мелодию специально для ситара (англ. I wanted to write a tune that was specifically for the sitar). Для игры на парных индийских барабанах табла был специально приглашён Анил Бхагват. Джон Леннон не участвовал в записи песни.
«Here, There and Everywhere» (рус. Здесь, там и повсюду) — песня дуэта Леннон/Маккартни, записанная 14, 16, 17 июня 1966 года. Текст написан Полом Маккартни. На запись оказал влияние альбом Pet Sounds группы The Beach Boys, вышедший в мае 1966 года. Пол утверждает, что демоверсия песни была готова ещё в марте 1965 года, когда проходили съёмки фильма На помощь! в Австрии.
«Yellow Submarine» (рус. Жёлтая подводная лодка) — песня дуэта Леннон/Маккартни, записанная 26 мая и 1 июня 1966 года. Идея песни принадлежит Полу Маккартни. С текстом ему помогли Джон Леннон и Донован, который придумал строку «Sky of blue and sea of green / In our yellow submarine». Поёт песню Ринго Старр. По словам Пола, «Yellow Submarine» изначально задумывалась для Ринго. В записи хорового припева приняли участие: концертный менеджер группы Нил Эспинолл, его помощник Мэл Эванс, продюсер Джордж Мартин, Донован, Патти Харрисон, звукооператор Джефф Эмерик, Брайан Джонс, Марианна Фэйтфулл и шофёр Альф Биккнелл.
По мотивам песни в 1968 году был снят одноимённый мультфильм «Жёлтая подводная лодка», в создании которого участники The Beatles приняли непосредственное участие.
«She Said, She Said» (рус. Она сказала, она сказала) — песня дуэта Леннон/Маккартни, записанная 21 июня 1966 года. История гласит, что песня была написана Ленноном под впечатлением от слов Питера Фонды, который на одной из вечеринок сообщил, что «знает, каково это — быть мёртвым». Джон принял в тот вечер ЛСД и был напуган подобным заявлением. Эта фраза так и вошла в песню, только местоимение «он» сменилось на «она».
Фактически «She Said, She Said» была записана последней из всех песен альбома Revolver. Джордж Харрисон помог Леннону в создании текста. По его словам, отрывок, использованный в середине «She Said, She Said», был из другой песни. Примечательно, что, несмотря на формально указанное авторство дуэта Леннон/Маккартни, Пол не участвовал в записи по причине какой-то мелкой ссоры, и на бас-гитаре вместо него играл Харрисон
Вторая сторона
«Good Day Sunshine» (рус. Солнце хорошего дня) — песня дуэта Леннон/Маккартни, записанная 8, 9 июня 1966 года. По словам Пола Маккартни, на запись их вдохновила композиция «Daydream» американской рок-группы The Lovin' Spoonful. Они пытались записать нечто подобное. Текст песни написан преимущественно Полом.
«And Your Bird Can Sing» (рус. И твоя птичка может петь) — песня дуэта Леннон/Маккартни, записанная 26 апреля 1966 года Авторство текста в основном принадлежит Леннону. Изначальным названием было «You Don’t Get Me». Позже Джон пренебрежительно называл песню бросовой и малоинтересной.
Энергичное гитарное соло, заложенное в основу «And Your Bird Can Sing», исполняется вживую, без наложений Полом Маккартни и Джорджем Харрисоном. Как отмечает Джон Робертсон, в музыкальном плане песня «одна из сильнейших в альбоме, её питает неординарная гитарная мелодия и уверенный вокал Леннона». В списке «100 самых выдающихся гитарных соло» журнала Rolling Stone композиция заняла 69 место.
«For No One» (рус. Ни для кого) — песня дуэта Леннон/Маккартни, записанная 9, 16, 19 мая 1966 года. Пол Маккартни рассказывает, что сочинил её во время своего отпуска в Швейцарии, который он проводил вместе с Джейн Эшер. Первоначальное название было «Why Did It Die?». В записи кроме самого Пола участвовал лишь Ринго, исполнив партию ударных. Специально для записи был приглашён Алан Сивил из Лондонской филармонии. Он сыграл на валторне по нотам, написанным Джорджем Мартином.
«Dr. Robert» (рус. Доктор Роберт) — песня дуэта Леннон/Маккартни, записанная 17, 19 апреля 1966 года. Текст написан преимущественно Джоном Ленноном. Он назвал песню автобиографичной, пояснив, что речь в ней идёт о наркотиках. Пол Маккартни говорит, что идея была навеяна легендой о нью-йоркском докторе Роберте Фрейманне, который своим пациентам вместе с инъекциями витамина B12 вводил изрядные дозы амфетаминов.
«I Want to Tell You» (рус. Хочу сказать тебе) — третья песня Джорджа Харрисона на альбоме Revolver, записанная 2, 3 июня 1966 года. По выражению Джорджа это песня о «потоке мыслей, которые так трудно записать, выразить или передать» (англ. about the avalanche of thoughts that are so hard to write down or say or transmit). Первоначальное наименованием композиции во время записи — «Laxton’s Superb» (так зовётся один из сортов яблок), сменилось в процессе работы на «I Don’t Know», но в итоге песню назвали «I Want to Tell You».
«Got to Get You into My Life» (рус. Должен впустить тебя в мою жизнь) — песня дуэта Леннон/Маккартни. Запись проходила 8, 11 апреля, 18 мая, 17 июня 1966 года. Фактически это вторая песня записанная для альбома Revolver. Текст принадлежит авторству Маккартни. Джон Леннон высоко оценил «Got to Get You into My Life», назвав её одной из лучших песен Пола. Леннон полагал, что в песне Пол «описал свой опыт с кислотой», но позже выяснилось, что, по утверждению самого Маккартни, песня написана о марихуане. На запись группу вдохновила популярная в ту пору музыка в стиле соул. Специально для записи были приглашены пятеро музыкантов игравших на саксофонах и трубе.
«Tomorrow Never Knows» (рус. Завтра не узнает никогда) — песня дуэта Леннон/Маккартни, записанная 6, 7, 22 апреля 1966 года. Создание альбома Revolver началось именно с неё. Текст песни Джон Леннон написал после прочтения им книги «Психоделический эксперимент» Тимоти Лири, Ричарда Олперта и Ральфа Мецнера, основанной на тексте «Тибетской книги мёртвых».[32] В частности, в книге приводились сравнения между процессом «умирания эго» при приёме ЛСД и других психоделиков и реальной смертью.
Запись нового альбома начиналась именно с песни «Tomorrow Never Knows», хотя она расположена последней по порядку. Продюсеру Джорджу Мартину Джон сказал, что «хотел бы, чтобы голос звучал, как у Далай-ламы, распевающего песнопения на горной вершине» с тысячью скандирующих тибетских монахов.
Для названия песни Джон Леннон использовал выражение Ринго, так же, как и в случае с «A Hard Day’s Night». Во время интервью для телекомпании «Би-би-си» в начале 1964 года Ринго перефразировал британскую пословицу «Завтра никогда не наступит» (англ. Tomorrow never comes). Получившийся каламбур«Tomorrow Never Knows» не забылся и был использован в названии песни.
По мнению Ринго Старра, в музыкальном плане альбом получился интересным и проработанным благодаря плодотворной студийной работе. Никогда до этого музыканты не тратили столько времени на запись одной пластинки. По словам Пола Маккартни, обычно они отправлялись в студию, имея в запасе порядка восьми наработанных номеров. В данном же случае приходилось сочинять заново весь материал. Участники группы единодушно сходились во мнении, что альбом получился хорошим, Пол даже назвал Revolver их лучшим альбомом (англ. I think it'll be our best album). Джордж Харрисон отмечал сходство с предыдущей записью Rubber Soul, говоря, что для него они подобны двум последовательным выпускам (англ. To me, they could be Volume One and Volume Two).
Список композиций
Британское издание
Первая сторона
№ Название Слова Вокал Длительность
1. «Taxman» Джордж Харрисон Джордж Харрисон 2:39
2. «Eleanor Rigby» Леннон/Маккартни Пол Маккартни 2:07
3. «I’m Only Sleeping» Леннон/Маккартни Джон Леннон 2:56
4. «Love You To» Джордж Харрисон Джордж Харрисон 3:01
5. «Here, There and Everywhere» Леннон/Маккартни Пол Маккартни 2:25
6. «Yellow Submarine» Леннон/Маккартни Ринго Старр 2:42
7. «She Said, She Said» Леннон/Маккартни Джон Леннон 2:37
Вторая сторона
№ Название Слова Вокал Длительность
1. «Good Day Sunshine» Леннон/Маккартни Пол Маккартни 2:09
2. «And Your Bird Can Sing» Леннон/Маккартни Джон Леннон 1:58
3. «For No One» Леннон/Маккартни Пол Маккартни 1:55
4. «Dr. Robert» Леннон/Маккартни Джон Леннон 2:15
5. «I Want to Tell You» Джордж Харрисон Джордж Харрисон 2:29
6. «Got to Get You into My Life» Леннон/Маккартни Пол Маккартни 2:30
7. «Tomorrow Never Knows» Леннон/Маккартни Джон Леннон 2:57
Участники:
• The Beatles:
• Джон Леннон — гитара, ритм-гитара, орган, фисгармония, бубен, вокал, звуковые эффекты
• Пол Маккартни — гитара, фортепиано, бас-гитара, вокал
• Джордж Харрисон — соло-гитара, ситар, бубен, вокал, звуковые эффекты
• Ринго Старр — ударные, бубен, сенсерро, вокал
• Джордж Мартин — продюсер, звукорежиссёр, фортепиано («Good Day Sunshine», «Tomorrow Never Knows»), орган Хаммонда («Got to Get You into My Life»), бэк-вокал
• Джефф Эмерик — звукооператор, бэк-вокал
• Нил Эспинолл, Мэл Эванс, Патти Харрисон, Донован — бэк-вокал («Yellow Submarine»)
• Тони Гилберт, Юрген Хесс, Сидней Сакс, Джон Шарп — скрипка («Eleanor Rigby»)
• Стефен Шинглс, Джон Андервуд — альт («Eleanor Rigby»)
• Дерек Симпсон, Норман Джонс — виолончель («Eleanor Rigby»)
• Лес Конлон, Ян Хаммер, Эдди «Tan Tan» Торнтон — труба («Got to Get You into My Life»)
• Алан Брэнскомб, Питер Коу — саксофон («Got to Get You into My Life»)
• Анил Бхагват — табла («Love You To»)
• Алан Сивил — валторна («For No One»)
• Аарон Бремнер — фотомонтаж
• Клаус Форман — оформление и дизайн обложки
• Роберт Уитакер — фотограф