Майолика — разновидность керамики, изготавливаемой из обожженной глины с использованием расписной глазури. На готовое изделие наносится 2 слоя глазури. В первый слой добавляют олово, а во второй — свинец для придания глянца. В Россию майолика пришла... при Петре I вместе с заезжими итальянцами и голландцами, поэтому расцвет этой техники лепного ремесла в России приходится на XVII—XVIII вв. Почему наибольшее применение эта техника приобрела в Ярославле? Потому что местная почва богата красной глиной, из которой как раз и изготавливают изделия из майолики. В XIX в. среди зажиточных жителей Ярославля стало модным создавать интерьеры в майоличном стиле. Изразцами украшали окна, печи, а также в технике майолика изготавливали многочисленные предметы быта — кувшины, вазы, статуэтки и так далее. Второй расцвет майолика пережила в эпоху Серебряного века, в том числе благодаря Абрамцевскому художественному кружку.
Абрамцево — красивая усадьба, расположенная между Москвой и Сергиевым Посадом, где собирались выдающиеся русские художники, скульпторы, литераторы: "У Саввы Мамонтова в Москве и в знаменитом Абрамцеве в 80-х годах минувшего века собирались все, кто лелеял в своей душе новые мечты… Там созидалась очаровательная постановка «Снегурочки» В. Васнецова, там работали Поленов, Головин, Коровин, Врубель, там «выросли» и «воспитались» Левитан, Серов, Якунчикова и многие, многие другие" (Александр Бенуа) Майоликой занимались такие выдающиеся представители Абрамцевского кружка, как Михаил Врубель, Виктор Васнецов, Александр Головин и другие. Понятно, что кружок Саввы Мамонтова не связан с Ярославлем и его традициями майолики, однако в рамках статьи мне бы хотелось отдельно рассказать о творчестве Врубеля. 20 июля 1890 года в Абрамцеве скончался 22-летний Андрей Саввич Мамонтов. С ним дружил молодой Михаил Александрович Врубель, поэтому, конечно же, приехал проститься. Молодой и достаточно бедный Врубель решил остаться в Абрамцеве. Именно здесь он страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал сестре Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций».Вторая половина 1890-х время необычайного, непрерывно нарастающего прилива творческих сил, время, когда сбылось и устроилось «затейливое личное счастье в жизни» (слова Врубеля). Художественным праздником стали постановки опер Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» и «Садко». Сочиняя костюмы и декорации, слушая пение жены, Врубель погружается в поэтический мир русских былинных и сказочных образов. Он глубоко прочувствовал близость собственного колорита колориту музыки Римского-Корсакова, ее своеобразную декоративность, подчиненную строгой гармонии и композиторскому мастерству. «Благодаря Вашему доброму влиянию решил посвятить себя русскому сказочному роду… Не повторять в мильонный раз музы, а сделать что-нибудь русское, например: Лель, весна-красна…», пишет Врубель композитору. Будучи живописцем, он стремился стать скульптором, преодолевая плоскость холста, он «лепит» объемы и формы, в сложной игре граней постигая их глубинный строи. «Я положительно стал замечать, что моя страсть обнять форму как можно полнее мешает моей живописи дай сделаю отвод и решил лепить Демона: вылепленным, он только может помочь живописи, так как, осветив его по требованию картины, буду им пользоваться как идеальной натурой», пишет художник в 1888 году. И если здесь он выступает как живописец, желавший в глине «осязать» бесплотный облик Демона, чтобы воспроизвести его на холсте, то к майолике обращается Врубель-скульптор. Голова Демона
По своей природе керамика есть не что иное, как искусственный камень, созданный огнем из элементов распада древних каменных пород, каковыми являются глины. Врубель создает скульптуры, понимая материал именно как цветной камень, а не фон для росписи красками, что принципиально отличает цветную керамику от раскрашенного изделия из глины.
К первым годам увлечения керамикой относится скульптура, получившая название «Египтянки» (1891-1896, ГТГ). Совершенное в своей пластической красоте тонкое лицо, движение шепчущих губ, пышный шарф беспокойными изломами складок обнимает шею. Египтянка
Врубель лепит, вдохновенно владея материалом: складки легко формуются неправильными гранями, растекаясь красочными переливами глазурей голубой гаммы, образуя прекрасное созвездие кристаллов. Так, игра живописных плоскостей с изломами граней, сходясь и пересекаясь, создает фантастические соцветия и кристаллы в «Демоне (сидящем)» (1890, ГТГ) Стилистические черты искусства Древнего Египта угадываются в «Маске ливийского льва» (1891-1892, ГТГ), с его лаконичной выразительностью сфинкса и классически ясной архитектоникой наполненных цветом граненых объемов. Тут мощно заявляет о себе дар монументалиста. Маска ливийского льва
В камине на сюжет из русского эпоса «Микула Селянинович и Вольга» (1898-1900, ГТГ) могучая декоративная фантазия в сочетании со строгой конструктивностью замысла позволили Врубелю найти абсолютно созвучную содержанию форму архитектурно-живописного единства в сюжетном изображении. Микула Селянинович и Вольга
«Музыка цельного человека» (слова Врубеля) звучит в образе Микулы. В труде богатыря-пахаря, а не в отваге богатыря-воина сила земли русской. Камин построен как фасад здания, увенчанный фронтоном. Силуэты фигур Микулы (слева) и Вольги (справа) вторят архитектурным линиям. Врубель отказывается от традиционной облицовки стандартными плитками-изразцами, применявшейся им ранее в печах абрамцевского дома, где сам материал являлся лишь фоном для росписи, а шовная сетка неизбежно разбивала живописное единство. Он создает керамическое панно подобно крупной мозаике из цветного камня, формуя его из фигурных кусков, швы которых при соединении создают основу рисунка в изображении. Линия, образованная швом, выразительнее, чем линия, сделанная краской, и во избежание разрыва между ними весь остальной рисунок художник выполняет фальшивыми швами-бороздами по сырой глине, варьируя их глубиной силу выразительности. Так, в лицах рисование бороздами переходит в низкую лепку и превращается в плоский рельеф, подобный египетскому, возникшему из рисунка на глиняной стене. Египетский силуэт напоминает построение фигуры Микулы (голова в профиль, торс фас), а плоскостность цвета, лежащего четко ограниченными пятнами, заставляет вспомнить стенную живопись Древнего Египта.
Вторая половина 1890-х время необычайного, непрерывно нарастающего прилива творческих сил, время, когда сбылось и устроилось «затейливое личное счастье в жизни» (слова Врубеля). Художественным праздником стали постановки опер Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» и «Садко». Сочиняя костюмы и декорации, слушая пение жены, Врубель погружается в поэтический мир русских былинных и сказочных образов. Он глубоко прочувствовал близость собственного колорита колориту музыки Римского-Корсакова, ее своеобразную декоративность, подчиненную строгой гармонии и композиторскому мастерству. «Благодаря Вашему доброму влиянию решил посвятить себя русскому сказочному роду… Не повторять в мильонный раз музы, а сделать что-нибудь русское, например: Лель, весна-красна…», пишет Врубель композитору. Весна
В те же годы в творческом содружестве с Врубелем П.К. Ваулин открывает секрет производства восстановительных глазурей, в котором Врубель видит новую эстетическую сущность керамики и превращает чудо химии в чудо искусства. Техника восстановительного обжига основана на химическом процессе восстановления в огне горна окислов, входящих в состав цветных глазурей, в металлы. Так стихия огня творит красоту: на расплавленные глазури ложатся акварельные мазки сверкающих люстров, металлическая дымка преобразует цвет, как бы оставляя на поверхности отблески огня. Свет пламени рождает сказочные грезы и, соединяясь с яркой, красочной, ликующей музыкой, появляются из огня «Весна», «Лель», «Царь Берендей», «Волхова» (все 1897-1900, ГТГ)… Царь Берендей
Волхова
Скульптурные сюиты, художественные вариации на тему опер выполнены на границе искусств. Угадывается замысел выстроить живописно-пластическое единство, сгруппировав полуфигуры в пространственное целое. В каждой композиции прочитывается цельность ритма, слышится стройный музыкальный аккорд. Плавные, текучие формы окутаны загадочной дымкой металлической патины. Давая свободно течь глине, художник властвует над ней, становясь сотворцом природы. Так, наряд Волховы воспринимается не как театральный костюм, а природная форма сказочной царевны. Н.И. Забела, муза двух гениев и композитора, и художника была как бы человеческой ипостасью фантастического существа. Не удивительно, что в скульптурных воплощениях сказочных героев Врубель запечатлел черты жены, возвысив свое чувство до общечеловеческой сказки. Теперь, в расцвете зрелого мастерства, постигнув все тайны гончарного ремесла, Врубель может позволить себе самые смелые художественные опыты: создает варианты одного и того же образа, экспериментируя в композиции, цвете, фактуре. Он обогащает майолику своими живописными достижениями, использует характерный декоративный прием заплыва темных тонов в углубления формы; в обработке поверхности скульптурным инструментом добивается эффекта, равного выразительности штриха в его рисунках. Современники свидетельствуют: первые экземпляры майолик вылеплены, расписаны самим Врубелем и обжигались под его наблюдением. На Всемирной выставке 1900 года С.И. Мамонтов удостоен золотой медали как «экспонент» майоликовых изделий, а «сотрудник экспонента» Врубель получает золотую медаль за исполненные в Абрамцевской мастерской работы, в числе которых и камин «Микула Селянинович…», и скульптурные сюиты на сюжеты опер с цветометаллической окраской. Майолики Врубеля достойны встать в ряд с работами не только художников-керамистов современной Западной Европы, но и древних мастеров и позволяют говорить о создании в мастерской «Абрамцево» новой культуры керамического материала.
Савва Мамонтов был одним из покровителей Врубеля, хоть и не разделял эстетических устремлений художника. Благодаря Мамонтову Врубель получил хорошо оплачиваемые заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой друга Андрея Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в "римско-византийском вкусе". Абрамцевская гончарня сыграла существенную роль в возрождении в России искусства майолики.
Панно "Принцесса Грёза" Самой известной майоличной работой Врубеля является фасадное панно "Принцесса Грёза", украшающее гостиницу "Метрополь" в Москве. По эскизам А. Головина и С. Чехонина выполнены несколько других майоликовых панно на фасаде гостиницы — «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Жизнь», «Купание наяд», «Поклонение старине» и «Полдень». Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание, выполнил Н. Андреев. Особый вид искусства в творчестве Врубеля — печные изразцы. Самой известной работой является камин "Лебедь" в Абрамцеве.
Камин "Лебедь" в Абрамцево К счастью, техника майолики не утрачена в наше время, поэтому желающие могут без труда найти настоящую майолику в Ярославле — изразцы, статуэтки, кувшины, ёлочные игрушки и так далее.
Лосненская библиотека
Михаил Врубель - абрамцевская майолика
В Россию майолика пришла... при Петре I вместе с заезжими итальянцами и голландцами, поэтому расцвет этой техники лепного ремесла в России приходится на XVII—XVIII вв.
Почему наибольшее применение эта техника приобрела в Ярославле? Потому что местная почва богата красной глиной, из которой как раз и изготавливают изделия из майолики.
В XIX в. среди зажиточных жителей Ярославля стало модным создавать интерьеры в майоличном стиле. Изразцами украшали окна, печи, а также в технике майолика изготавливали многочисленные предметы быта — кувшины, вазы, статуэтки и так далее.
Второй расцвет майолика пережила в эпоху Серебряного века, в том числе благодаря Абрамцевскому художественному кружку.
"У Саввы Мамонтова в Москве и в знаменитом Абрамцеве в 80-х годах минувшего века собирались все, кто лелеял в своей душе новые мечты… Там созидалась очаровательная постановка «Снегурочки» В. Васнецова, там работали Поленов, Головин, Коровин, Врубель, там «выросли» и «воспитались» Левитан, Серов, Якунчикова и многие, многие другие" (Александр Бенуа)
Майоликой занимались такие выдающиеся представители Абрамцевского кружка, как Михаил Врубель, Виктор Васнецов, Александр Головин и другие.
Понятно, что кружок Саввы Мамонтова не связан с Ярославлем и его традициями майолики, однако в рамках статьи мне бы хотелось отдельно рассказать о творчестве Врубеля.
20 июля 1890 года в Абрамцеве скончался 22-летний Андрей Саввич Мамонтов. С ним дружил молодой Михаил Александрович Врубель, поэтому, конечно же, приехал проститься.
Молодой и достаточно бедный Врубель решил остаться в Абрамцеве. Именно здесь он страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал сестре Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций».Вторая половина 1890-х время необычайного, непрерывно нарастающего прилива творческих сил, время, когда сбылось и устроилось «затейливое личное счастье в жизни» (слова Врубеля). Художественным праздником стали постановки опер Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» и «Садко». Сочиняя костюмы и декорации, слушая пение жены, Врубель погружается в поэтический мир русских былинных и сказочных образов. Он глубоко прочувствовал близость собственного колорита колориту музыки Римского-Корсакова, ее своеобразную декоративность, подчиненную строгой гармонии и композиторскому мастерству. «Благодаря Вашему доброму влиянию решил посвятить себя русскому сказочному роду… Не повторять в мильонный раз музы, а сделать что-нибудь русское, например: Лель, весна-красна…», пишет Врубель композитору.
Будучи живописцем, он стремился стать скульптором, преодолевая плоскость холста, он «лепит» объемы и формы, в сложной игре граней постигая их глубинный строи. «Я положительно стал замечать, что моя страсть обнять форму как можно полнее мешает моей живописи дай сделаю отвод и решил лепить Демона: вылепленным, он только может помочь живописи, так как, осветив его по требованию картины, буду им пользоваться как идеальной натурой», пишет художник в 1888 году. И если здесь он выступает как живописец, желавший в глине «осязать» бесплотный облик Демона, чтобы воспроизвести его на холсте, то к майолике обращается Врубель-скульптор.
Голова Демона
По своей природе керамика есть не что иное, как искусственный камень, созданный огнем из элементов распада древних каменных пород, каковыми являются глины. Врубель создает скульптуры, понимая материал именно как цветной камень, а не фон для росписи красками, что принципиально отличает цветную керамику от раскрашенного изделия из глины.
К первым годам увлечения керамикой относится скульптура, получившая название «Египтянки» (1891-1896, ГТГ). Совершенное в своей пластической красоте тонкое лицо, движение шепчущих губ, пышный шарф беспокойными изломами складок обнимает шею.
Египтянка
Врубель лепит, вдохновенно владея материалом: складки легко формуются неправильными гранями, растекаясь красочными переливами глазурей голубой гаммы, образуя прекрасное созвездие кристаллов. Так, игра живописных плоскостей с изломами граней, сходясь и пересекаясь, создает фантастические соцветия и кристаллы в «Демоне (сидящем)» (1890, ГТГ)
Стилистические черты искусства Древнего Египта угадываются в «Маске ливийского льва» (1891-1892, ГТГ), с его лаконичной выразительностью сфинкса и классически ясной архитектоникой наполненных цветом граненых объемов. Тут мощно заявляет о себе дар монументалиста.
Маска ливийского льва
В камине на сюжет из русского эпоса «Микула Селянинович и Вольга» (1898-1900, ГТГ) могучая декоративная фантазия в сочетании со строгой конструктивностью замысла позволили Врубелю найти абсолютно созвучную содержанию форму архитектурно-живописного единства в сюжетном изображении.
Микула Селянинович и Вольга
«Музыка цельного человека» (слова Врубеля) звучит в образе Микулы. В труде богатыря-пахаря, а не в отваге богатыря-воина сила земли русской. Камин построен как фасад здания, увенчанный фронтоном. Силуэты фигур Микулы (слева) и Вольги (справа) вторят архитектурным линиям. Врубель отказывается от традиционной облицовки стандартными плитками-изразцами, применявшейся им ранее в печах абрамцевского дома, где сам материал являлся лишь фоном для росписи, а шовная сетка неизбежно разбивала живописное единство. Он создает керамическое панно подобно крупной мозаике из цветного камня, формуя его из фигурных кусков, швы которых при соединении создают основу рисунка в изображении. Линия, образованная швом, выразительнее, чем линия, сделанная краской, и во избежание разрыва между ними весь остальной рисунок художник выполняет фальшивыми швами-бороздами по сырой глине, варьируя их глубиной силу выразительности. Так, в лицах рисование бороздами переходит в низкую лепку и превращается в плоский рельеф, подобный египетскому, возникшему из рисунка на глиняной стене. Египетский силуэт напоминает построение фигуры Микулы (голова в профиль, торс фас), а плоскостность цвета, лежащего четко ограниченными пятнами, заставляет вспомнить стенную живопись Древнего Египта.
Вторая половина 1890-х время необычайного, непрерывно нарастающего прилива творческих сил, время, когда сбылось и устроилось «затейливое личное счастье в жизни» (слова Врубеля). Художественным праздником стали постановки опер Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» и «Садко». Сочиняя костюмы и декорации, слушая пение жены, Врубель погружается в поэтический мир русских былинных и сказочных образов. Он глубоко прочувствовал близость собственного колорита колориту музыки Римского-Корсакова, ее своеобразную декоративность, подчиненную строгой гармонии и композиторскому мастерству. «Благодаря Вашему доброму влиянию решил посвятить себя русскому сказочному роду… Не повторять в мильонный раз музы, а сделать что-нибудь русское, например: Лель, весна-красна…», пишет Врубель композитору.
Весна
В те же годы в творческом содружестве с Врубелем П.К. Ваулин открывает секрет производства восстановительных глазурей, в котором Врубель видит новую эстетическую сущность керамики и превращает чудо химии в чудо искусства. Техника восстановительного обжига основана на химическом процессе восстановления в огне горна окислов, входящих в состав цветных глазурей, в металлы. Так стихия огня творит красоту: на расплавленные глазури ложатся акварельные мазки сверкающих люстров, металлическая дымка преобразует цвет, как бы оставляя на поверхности отблески огня. Свет пламени рождает сказочные грезы и, соединяясь с яркой, красочной, ликующей музыкой, появляются из огня «Весна», «Лель», «Царь Берендей», «Волхова» (все 1897-1900, ГТГ)…
Царь Берендей
Скульптурные сюиты, художественные вариации на тему опер выполнены на границе искусств. Угадывается замысел выстроить живописно-пластическое единство, сгруппировав полуфигуры в пространственное целое. В каждой композиции прочитывается цельность ритма, слышится стройный музыкальный аккорд. Плавные, текучие формы окутаны загадочной дымкой металлической патины. Давая свободно течь глине, художник властвует над ней, становясь сотворцом природы. Так, наряд Волховы воспринимается не как театральный костюм, а природная форма сказочной царевны. Н.И. Забела, муза двух гениев и композитора, и художника была как бы человеческой ипостасью фантастического существа. Не удивительно, что в скульптурных воплощениях сказочных героев Врубель запечатлел черты жены, возвысив свое чувство до общечеловеческой сказки.
Теперь, в расцвете зрелого мастерства, постигнув все тайны гончарного ремесла, Врубель может позволить себе самые смелые художественные опыты: создает варианты одного и того же образа, экспериментируя в композиции, цвете, фактуре. Он обогащает майолику своими живописными достижениями, использует характерный декоративный прием заплыва темных тонов в углубления формы; в обработке поверхности скульптурным инструментом добивается эффекта, равного выразительности штриха в его рисунках. Современники свидетельствуют: первые экземпляры майолик вылеплены, расписаны самим Врубелем и обжигались под его наблюдением.
На Всемирной выставке 1900 года С.И. Мамонтов удостоен золотой медали как «экспонент» майоликовых изделий, а «сотрудник экспонента» Врубель получает золотую медаль за исполненные в Абрамцевской мастерской работы, в числе которых и камин «Микула Селянинович…», и скульптурные сюиты на сюжеты опер с цветометаллической окраской.
Майолики Врубеля достойны встать в ряд с работами не только художников-керамистов современной Западной Европы, но и древних мастеров и позволяют говорить о создании в мастерской «Абрамцево» новой культуры керамического материала.
Савва Мамонтов был одним из покровителей Врубеля, хоть и не разделял эстетических устремлений художника. Благодаря Мамонтову Врубель получил хорошо оплачиваемые заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой друга Андрея Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в "римско-византийском вкусе".
Абрамцевская гончарня сыграла существенную роль в возрождении в России искусства майолики.
Самой известной майоличной работой Врубеля является фасадное панно "Принцесса Грёза", украшающее гостиницу "Метрополь" в Москве. По эскизам А. Головина и С. Чехонина выполнены несколько других майоликовых панно на фасаде гостиницы — «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Жизнь», «Купание наяд», «Поклонение старине» и «Полдень». Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание, выполнил Н. Андреев.
Особый вид искусства в творчестве Врубеля — печные изразцы. Самой известной работой является камин "Лебедь" в Абрамцеве.
К счастью, техника майолики не утрачена в наше время, поэтому желающие могут без труда найти настоящую майолику в Ярославле — изразцы, статуэтки, кувшины, ёлочные игрушки и так далее.