Каков был этнический состав населения Кавказской Албании?
Сразу стоит отметить немаловажный факт — об этническом составе албанского населения достоверной информации по сей день не имеется. Именно достоверной! Первые же более-менее доступные сведения об албанских племенах отображены в трудах Геродота и Страбона, относящиеся к IV веку до н.э. Но и они в данный момент не вызывают консенсуса среди ученых кругов из-за неточности информации. В данной же статье мы попытались обобщить все общеизвестные сведения в кратком изложении.
Кто вообще такие эти албанцы?
В древних источниках термин «албанцы» относился ко всему населению страны, именуемой (Кавказской) Албанией. Однако, как и отмечалось выше, в различных источниках упоминаются и племена утиев, саков, каспиев, муков (муги), савдеев, гаргар, гелов, леков и т. д., которые являлись частью албанского этнического сообщества. Вышеперечисленные племена также упоминаются в качестве отдельных племен.
Как мы поняли, население Албании было этнически разнообразным и не состояло исключительно из албан. В частности, в Албании жили племена, принадлежащие к разным языковым семьям — восточной или нахско-дагестанской группе кавказской языковой семьи, тюркской языковой семье и иранской группе индоевропейской языковой семьи. Обо всем по порядку.
Сведения Страбона
Следует учитывать, что в раньше в ученых кругах использовались безответственные, научно некорректные выражения и представления о языковой принадлежности албанских народов. Например, что касается языка албан, то русский ученый К. Тревер писала на основании информации Страбона, что албанское население говорило на 26 языках. Это отчасти верно, ведь об этом пишет и сам Страбон:
«Теперь, правда, у них один царь управляет всеми племенами, тогда как прежде всякое разноязыкое племя управлялось собственным царём. Языков у них 26, так что они нелегко вступают в сношения друг с другом». (География, 11.4)
Но проблема заключается в том, что непонятно значение слова «разноязыкое» — это в смысле совсем разные языки или 26 диалектов одного языка? Ведь Страбон сам, по существу, в Албании никогда не был. И откуда у него сведения относительно того, сколько вообще существовало албанских племен в настоящем?
Железные и глиняные наконечники копий и стрел из Мингечевира и Гилахлы (Шеки)
Кавказоязычные албанские племена
И еще стоит отметить, что сведения Страбона нельзя применять к равнинам и предгорьям Албании, а термин «26 языков» (даже если это были языки), следует применять к северной части страны, южной части современного Дагестана. А это уже является вторым открытым вопросом для изучения.
Условия многоязычия на Кавказе зафиксированы и в раннесредневековых источниках. Но нет упоминания о языковом разнообразии людей, живущих в центральной части Албании, а именно — на правом и левом берегу реки Кура. Это очередной факт.
Перейти на сайт Но тем не менее, сегодня можно на 85% долей точности сделать вывод, что языки албанских племен, известные в источниках как лпин, джилов, легов, лаков и других, можно отнести к нахско-дагестанской группе кавказской языковой семье.
Удины — прошлое и настоящее Один из албанских племен, представляющих интерес для изучения и в настоящее время считающихся прямыми потомками албан-утиев являются удины. Этот народ в настоящее время входит в число этносов, населяющих Азербайджанскую Республику. У удин сегодня имеется своя общность, образовательные культурные центры и конечно же церковь. Кроме того, сегодня удины находятся под охраной государства.
По поводу удинов, прежде всего стоит отметить, что:
Во-первых, современный язык удин относится к южной группе кавказской языковой семьи, а не к восточной группе, как утверждают некоторые далекие от албанистики пропагандисты.
Во-вторых, современные удины, очень вероятно, что являются потомками древних утиев. Древние же ути в античности проживали на территории современного Карабаха, наряду с другими албанскими племенами — нахчами и гаргарами.
Группа удинов на фоне освобожденной от армянской оккупации албанской церкви Худавенг в Кельбаджаре (2020 г.)
Нападки армянской церкви на албан-удинов Но как так получилось, что удины вынуждены были покинуть свои родные места? В частности, появление удинов в их нынешних поселениях в Габалинском и Огузском районах Азербайджана относится к XVIII веку. Все дело в том, что удины на протяжение веков становились объектами нападок и давления со стороны Армянской Апостольской церкви (Учкилсе / Эчмиаздин). Последняя вечно враждовала с Албанской Апостольской церковью с центром в Ганджасаре (Агвянг) и считала ее своей частью. Но албанцы (удины) постоянно находились в борьбе. Впрочем, и сегодня мнения армянских шовинистов относительно этого не изменилось.
Ситуация поменялась, когда в регион пришла Россия. Заручившись доверием царских властей, армяне начали открытую масштабную экспансию против албанского наследия.
Дело завершилось тем, что 11 марта 1836 года император Николай I подписал распоряжение, согласно которому все материально-культурное наследие албан-удинов переходило под контроль армян.Это явилось фактической ликвидацией многовековой Албанской Апостольской церкви.
После этого, оставшиеся на территории Карабаха албаны со временем арменизировались и стали креститься в Армянской Апостольской церкви. Остальные же албаны, не принявшие канонов армянской церкви, переселились в глубинные районы Азербайджана, в основном в Шеки, Огуз и Габалу.
Прототюрки и Албания
В состав населения древней Албании также входили тюркские племена скифов (ишгузов), киммерийцев, саков, гаргар, массагетов, гуннов, хазар, суваров (сабиров). Тюркское наследие Албании сегодня уже особо не оспаривается в вечном противостоянии тюркологов с иранистами. Потому, что факты относительно как минимум тех же гуннов или хазар наяву — эти племена не только завоевывали или совершали набеги на Албанию, но и обосновались тут.
Что же касается ираноязычных племен, то среди них, проживающих на территории Албании, в источниках содержатся сведения о племенах каспиев, кадуссиев, мардов, мехранидов и гирдиманцев.
Таким образом, опираясь на нейтральную точку зрения – тюркоязычные, ираноязычные и кавказоязычные племена сосуществовали в албанском государстве веками. С незапамятных времен они были связаны, смешивались и вместе сражались против общего врага, сыграв свою роль в этногенезе современных азербайджанцев.
Кавказ и кавказцы
Каков был этнический состав населения Кавказской Албании?
Сразу стоит отметить немаловажный факт — об этническом составе албанского населения достоверной информации по сей день не имеется. Именно достоверной! Первые же более-менее доступные сведения об албанских племенах отображены в трудах Геродота и Страбона, относящиеся к IV веку до н.э. Но и они в данный момент не вызывают консенсуса среди ученых кругов из-за неточности информации. В данной же статье мы попытались обобщить все общеизвестные сведения в кратком изложении.Кто вообще такие эти албанцы?
В древних источниках термин «албанцы» относился ко всему населению страны, именуемой (Кавказской) Албанией. Однако, как и отмечалось выше, в различных источниках упоминаются и племена утиев, саков, каспиев, муков (муги), савдеев, гаргар, гелов, леков и т. д., которые являлись частью албанского этнического сообщества. Вышеперечисленные племена также упоминаются в качестве отдельных племен.
Как мы поняли, население Албании было этнически разнообразным и не состояло исключительно из албан. В частности, в Албании жили племена, принадлежащие к разным языковым семьям — восточной или нахско-дагестанской группе кавказской языковой семьи, тюркской языковой семье и иранской группе индоевропейской языковой семьи. Обо всем по порядку.
Сведения Страбона
Следует учитывать, что в раньше в ученых кругах использовались безответственные, научно некорректные выражения и представления о языковой принадлежности албанских народов. Например, что касается языка албан, то русский ученый К. Тревер писала на основании информации Страбона, что албанское население говорило на 26 языках. Это отчасти верно, ведь об этом пишет и сам Страбон:
«Теперь, правда, у них один царь управляет всеми племенами, тогда как прежде всякое разноязыкое племя управлялось собственным царём. Языков у них 26, так что они нелегко вступают в сношения друг с другом». (География, 11.4)
Но проблема заключается в том, что непонятно значение слова «разноязыкое» — это в смысле совсем разные языки или 26 диалектов одного языка? Ведь Страбон сам, по существу, в Албании никогда не был. И откуда у него сведения относительно того, сколько вообще существовало албанских племен в настоящем?
Железные и глиняные наконечники копий и стрел из Мингечевира и Гилахлы (Шеки)
Кавказоязычные албанские племена
И еще стоит отметить, что сведения Страбона нельзя применять к равнинам и предгорьям Албании, а термин «26 языков» (даже если это были языки), следует применять к северной части страны, южной части современного Дагестана. А это уже является вторым открытым вопросом для изучения.
Условия многоязычия на Кавказе зафиксированы и в раннесредневековых источниках. Но нет упоминания о языковом разнообразии людей, живущих в центральной части Албании, а именно — на правом и левом берегу реки Кура. Это очередной факт.
Перейти на сайт
Но тем не менее, сегодня можно на 85% долей точности сделать вывод, что языки албанских племен, известные в источниках как лпин, джилов, легов, лаков и других, можно отнести к нахско-дагестанской группе кавказской языковой семье.
Удины — прошлое и настоящее
Один из албанских племен, представляющих интерес для изучения и в настоящее время считающихся прямыми потомками албан-утиев являются удины. Этот народ в настоящее время входит в число этносов, населяющих Азербайджанскую Республику. У удин сегодня имеется своя общность, образовательные культурные центры и конечно же церковь. Кроме того, сегодня удины находятся под охраной государства.
По поводу удинов, прежде всего стоит отметить, что:
Во-первых, современный язык удин относится к южной группе кавказской языковой семьи, а не к восточной группе, как утверждают некоторые далекие от албанистики пропагандисты.
Во-вторых, современные удины, очень вероятно, что являются потомками древних утиев. Древние же ути в античности проживали на территории современного Карабаха, наряду с другими албанскими племенами — нахчами и гаргарами.
Группа удинов на фоне освобожденной от армянской оккупации албанской церкви Худавенг в Кельбаджаре (2020 г.)
Нападки армянской церкви на албан-удинов
Но как так получилось, что удины вынуждены были покинуть свои родные места?
В частности, появление удинов в их нынешних поселениях в Габалинском и Огузском районах Азербайджана относится к XVIII веку. Все дело в том, что удины на протяжение веков становились объектами нападок и давления со стороны Армянской Апостольской церкви (Учкилсе / Эчмиаздин). Последняя вечно враждовала с Албанской Апостольской церковью с центром в Ганджасаре (Агвянг) и считала ее своей частью. Но албанцы (удины) постоянно находились в борьбе. Впрочем, и сегодня мнения армянских шовинистов относительно этого не изменилось.
Ситуация поменялась, когда в регион пришла Россия. Заручившись доверием царских властей, армяне начали открытую масштабную экспансию против албанского наследия.
Дело завершилось тем, что 11 марта 1836 года император Николай I подписал распоряжение, согласно которому все материально-культурное наследие албан-удинов переходило под контроль армян.Это явилось фактической ликвидацией многовековой Албанской Апостольской церкви.
После этого, оставшиеся на территории Карабаха албаны со временем арменизировались и стали креститься в Армянской Апостольской церкви. Остальные же албаны, не принявшие канонов армянской церкви, переселились в глубинные районы Азербайджана, в основном в Шеки, Огуз и Габалу.
Прототюрки и Албания
В состав населения древней Албании также входили тюркские племена скифов (ишгузов), киммерийцев, саков, гаргар, массагетов, гуннов, хазар, суваров (сабиров). Тюркское наследие Албании сегодня уже особо не оспаривается в вечном противостоянии тюркологов с иранистами. Потому, что факты относительно как минимум тех же гуннов или хазар наяву — эти племена не только завоевывали или совершали набеги на Албанию, но и обосновались тут.
Что же касается ираноязычных племен, то среди них, проживающих на территории Албании, в источниках содержатся сведения о племенах каспиев, кадуссиев, мардов, мехранидов и гирдиманцев.
Таким образом, опираясь на нейтральную точку зрения – тюркоязычные, ираноязычные и кавказоязычные племена сосуществовали в албанском государстве веками. С незапамятных времен они были связаны, смешивались и вместе сражались против общего врага, сыграв свою роль в этногенезе современных азербайджанцев.