Загадка мавзолея в Барде: Тюрбе «Аллах-Аллах»

Барда — одно из древнейших поселений на территории Азербайджана.
Как город, она известна с V века, успев побывать столицей Кавказской Албании и одной из провинций Арабского халифата. Поэтому нет ничего удивительного, что с Бардой связано много легенд и исторических загадок, одна из которых — тайна мавзолея «Аллах-Аллах».
Загадочный мавзолей
Тюрбе «Аллах-Аллах» является не только бардинской достопримечательностью, но и значимым историческим памятником средневекового Азербайджана.
Тюрбе (от араб. تُرْبَةٌ, ту́рба — «земля, почва, грунт») — гробница-мавзолей в исламской архитектуре.
Дошедшая до нас постройка, возведенная зодчим Ахмедом ибн Эйюб аль-Хафиз Нахчивани и датируется 1322 годом.
Это все, что нам доподлинно известно о мавзолее.
Кто в нем был похоронен, и за какие заслуги, ему был возведена усыпальница высотой 14 метров, нам неизвестно. Надписи указывающие на это, кем-то были сбиты еще в средние века.
По крайней мере, когда в 1861 году российский востоковед Борис Дорн, проезжал Барду, уже никто не знал о человеке захороненном в мавзолее.
Скрин с книги: Дорн Борис Андреевич "Отчет об ученом путешествии по Кавказу и южному берегу Каспийского моря"
На тот момент, усыпальница называлась башней «Аллах-Аллах», из-за свыше 200 раз повторяющегося слова «Аллах» по всей площади строения.
Рисунок Дорна
Судя по рисунку Дорна и его тексту, подземная часть мавзолея, собственно сама гробница, к его времени была закопана, а то что он называет "невежеством соседних жителей, берущих кирпичи из основания" вполне может быть умышленно обваленным основанием задолго до его посещения.
Еще более странным выглядит решение восстановить мавзолей после смерти Мир Джафара Багирова. В 1957 году.
Причем восстановление больше походило на желание разрушить — надписи по верхнему кругу и над входом были фактически стерты, а на место купола установили цементную шапку, после которой башня стала крениться на бок.
Кто же был захоронен в бардинском мавзолее?
Интересное упоминание о Барде содержится в труде «Нузхат ал-кулуб» персидского историка и географа Хамдаллаха Казвини.
Он посещал городок через 10-15 лет, после строительства мавзолея и пишет описывая Барду, что все "великолепные строения" города были "возведены Александром Македонским, а затем восстановлены сасанидом Кубадом ибн Фирузом". (Последний жил в 488 - 531 гг.)
Может ли быть, что он имел ввиду и мавзолей, который несомненно на тот момент был одним из самых "великолепных строений"?
С Александром Македонским связана и одна из легенд о усыпальнице. По ней, в Барде захоронена легендарная правительница амазонок, ставшая прототипом прекрасной и мудрой царицы Нушабе из «Искандер-наме» Низами Гянджеви.
Народное предание
Легенда гласит, что Македонский прознав про красавицу-воительницу решил встретиться с нею переодевшись послом. В этом предание соотносится с произведением Низами.
Большое место в поэме занимает повествование о царице - прекрасной и мудрой Нушабе. Прототипом Нушабе явилась правительница воинственных амазонок античных преданий.
Эта иллюстрация воспроизводит момент встречи царицы Нушабе и Искандера, приехавшего к ней под видом посла. Нушабе раскрывает хитрость Искандера и показывает ему его портрет. Мудрая Нушабе заказала своим художникам выполнить портреты всех сильных мира сего, которые хранила в своем чудо-замке.
Слева на высоком троне сидит луноликая Нушабе и обращается к узнанному ею Искандеру со словами: «Я подумала тотчас о шахе великом, лишь вошел ты, блистая пленительным ликом. Ты - не вестник, - в тебе шаханшаха черты. Ты - не посланный, нет! Посылающий – ты».
По бардинской легенде, Александр Македонский, пораженный умом и красотой Нушабе, хочет взять ее в жены, но свободолюбивая амазонка отказывает царю царей.
Тогда македонец предлагает выбор, или царица добровольно становится его наложницей, или он идет войной на ее царство. Нушабе соглашается с первым вариантом, но берет отсрочку на три месяца.
Когда через три месяца послы Александра приходят за царицей, то находят опустевший лагерь амазонок с каменным саркофагом в центре — в нем мертвая царица, украшенная по ритуальному обычаю первой ночи амазонок.
Неутешный Македонский приказывает построить мавзолей и город вокруг него. Надеясь, что амазонки возвратятся и будут ухаживать за гробницей своей правительницы.
Так в четвертом веке до нашей эры возникла Барда и сам мавзолей.
Современность
Даже в 21 веке с мавзолеем происходили странные вещи. Его дважды начинали восстанавливать ( в 2006 и 2012 годах) и оба раза забрасывали. Точнее, все перетекало в вечный долгострой (факт нереальный для современного Азербайджана).
Только в 2018 году взялись за усыпальницу серьезно. Пригласили иранских специалистов, закупили соответствующие материалы и дело пошло.
Сегодня, мавзолей выглядит как новенький.
Интересно, что его все чаще называют "Мавзолей Нушаба" (пока только в Азербайджане), видимо взяв за основу бардинское предание.

Комментарии

Комментариев нет.