Лучшие статьи на популярные темы

Амет-хан Султан.

20.10.1920 - 01.02.1971гг. Дважды Герой Советского Союза. Смотрим.

Амет-хан Султан. 20.10.1920 - 01.02.1971гг. Дважды Герой Советского Союза. - 954718978484
Старший лейтенант Амет-хан Султан перед своим истребителем Як-7 в Сталинграде.
Амет-хан Султан. 20.10.1920 - 01.02.1971гг. Дважды Герой Советского Союза. - 954719026612
Гвардии капитан Амет-хан Султан, лето 1943 года.
Амет-хан Султан. 20.10.1920 - 01.02.1971гг. Дважды Герой Советского Союза. - 954719042996
Амет-хан Султан в кабине Ла-7, начало 1945 года.
Амет-хан Султан. 20.10.1920 - 01.02.1971гг. Дважды Герой Советского Союза. - 954719058868
Гвардии капитан Иван Григорьевич Борисов и гвардии майор Амет-хан Султан, весна 1945 года.
Амет-хан Султан. 20.10.1920 - 01.02.1971гг. Дважды Герой Советского Союза. - 954719083188
Гвардии майор Амет-хан Султан, август 1945 года.
Амет-хан Султан. 20.10.1920 - 01.02.1971гг. Дважды Герой Советского Союза. - 954719095220
Дважды Герои Советского Союза гвардии капитан Павел Яковлевич Головачёв и гвардии майор Амет-хан Султан, осень 1945 года.
Амет-хан Султан. 20.10.1920 - 01.02.1971гг. Дважды Герой Советского Союза. - 954719110068
Гвардии майор Амет-хан Султан, 1945 год.
Амет-хан Султан. 20.10.1920 - 01.02.1971гг. Дважды Герой Советского Союза. - 954719134388
Амет-хан Султан с родителями и сыном Станиславом, 1946 год.
Амет-хан Султан. 20.10.1920 - 01.02.1971гг. Дважды Герой Советского Союза. - 954719151284
Лётчик-испытатель Амет-хан Султан, 1960-е годы.
Амет-хан Султан. 20.10.1920 - 01.02.1971гг. Дважды Герой Советского Союза. - 954719161268
Дважды Герой Советского Союза Амет-хан Султан, начало 1960-х годов.
Амет-хан Султан. 20.10.1920 - 01.02.1971гг. Дважды Герой Советского Союза. - 954719177396
Дважды Герой Советского Союза Амет-хан Султан, 1970 год.
Амет-хан Султан. 20.10.1920 - 01.02.1971гг. Дважды Герой Советского Союза. - 954719209396
Бронзовый бюст в Алупке. Установлен в городе Алупка (Крым) на бульваре Амет-хана Султана.
Скульптор М.П. Оленин. Открыт в середине 1950-х годов.
Фото: Андрей Симонов, 03.09.2007.
Амет-хан Султан. 20.10.1920 - 01.02.1971гг. Дважды Герой Советского Союза. - 954719234740
Надгробный памятник. Установлен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 7).
Фото: Роман Литвинов (из книги «Московский некрополь Героев»), 2011 год.
Амет-хан Султан. 20.10.1920 - 01.02.1971гг. Дважды Герой Советского Союза. - 954719246516
Бюст в Махачкалинском аэропорту. Установлен напротив Махачкалинского аэровокзала,
носящего имя Амет-хана Султана. Скульптор А.Э. Алиев. Открыт 15 августа 2007 года.
Фото: Андрей Симонов, 16.08.2007.
Амет-хан Султан. 20.10.1920 - 01.02.1971гг. Дважды Герой Советского Союза. - 954719263156
Мемориальная доска в Алупке (старая). Была установлена в городе Алупка (Крым) на доме (улица Кузериных, дом 4),
в котором Амет-хан Султан жил с середины 1920-х годов до 1937 года. Надпись на доске о том, что Герой родился в этом доме, не соответствует действительности. В 2020 году заменена на другую доску.
Фото: Андрей Симонов, 08.09.2007.
Амет-хан Султан. 20.10.1920 - 01.02.1971гг. Дважды Герой Советского Союза. - 954719285428
Информационная доска в Жуковском. Установлена на доме 1 по улице Амет-хана Султана
в городе Жуковский Московской области.
Фото: Андрей Симонов, 31.10.2008.
Амет-хан Султан. 20.10.1920 - 01.02.1971гг. Дважды Герой Советского Союза. - 954719316660
Бюст в Феодосии. Установлен в городе Феодосия (Крым) на Аллее Героев на улице Горького. Фото: Андрей Симонов, 02.09.2008.
Амет-хан Султан. 20.10.1920 - 01.02.1971гг. Дважды Герой Советского Союза. - 954719352756
Памятник в Ярославле. Установлен в городе Ярославль в начале проспекта Авиаторов.
Архитектор М.А. Маркович. Открыт 30 июля 2010 года.
Фото: Андрей Симонов, 30.07.2010.
Амет-хан Султан. 20.10.1920 - 01.02.1971гг. Дважды Герой Советского Союза. - 954719379636
Информационная доска в Симферополе. Установлена в городе Симферополь (Крым) на площади Амет-хана Султана.
Фото: Александр Наровлянский, 14.10.2010.
Амет-хан Султан. 20.10.1920 - 01.02.1971гг. Дважды Герой Советского Союза. - 954719417524
Мемориальная доска в Симферополе. Установлена в городе Симферополь (Крым)
на здании железнодорожного вокзала. Открыта в октябре 2010 года.
Фото: Александр Наровлянский, 31.08.2011.
Амет-хан Султан. 20.10.1920 - 01.02.1971гг. Дважды Герой Советского Союза. - 954719451572
Бюст в Киеве. Установлен в городе Киев (Украина) на Аллее Воинской Славы в Парке Вечной Славы. Открыт 1 мая 2013 года. Фото: Кирилл Осовик, 19.08.2013.
Амет-хан Султан. 20.10.1920 - 01.02.1971гг. Дважды Герой Советского Союза. - 954719510964
Бюст в Киеве (фрагмент). Установлен в Киеве (Украина) на Аллее Воинской Славы в Парке Вечной Славы. Открыт 1 мая 2013 года. Фото: Кирилл Осовик, 19.08.2013.
Амет-хан Султан. 20.10.1920 - 01.02.1971гг. Дважды Герой Советского Союза. - 954719553972
Бюст в Махачкале. Установлен в городе Махачкала (Дагестан)
в начале проспекта Амет-хана Султана.
Фото: Сергей Кузоватов, 2016 год.
Амет-хан Султан. 20.10.1920 - 01.02.1971гг. Дважды Герой Советского Союза. - 954719592884
Памятный знак в Дымокурцах. Установлен в деревне Дымокурцы Ярославского района Ярославской области, в районе которой Амет-хан Султан спасся на парашюте после совершения тарана 31 мая 1942 года. Фото: Андрей Симонов, 29.05.2015.
Амет-хан Султан. 20.10.1920 - 01.02.1971гг. Дважды Герой Советского Союза. - 954719621556
Памятный знак в Дымокурцах (фрагмент). Установлен в деревне Дымокурцы Ярославского района Ярославской области, в районе которой Амет-хан Султан спасся на парашюте после совершения тарана 31 мая 1942 года. Фото: Андрей Симонов, 29.05.2015.
Амет-хан Султан. 20.10.1920 - 01.02.1971гг. Дважды Герой Советского Союза. - 954719646132
Мемориальная доска в Жуковском. Установлена в городе Жуковский Московской области (улица Маяковского,
дом 13) на доме, в котором в 1958–1971 годах жил Амет-хан Султан. Открыта
20 октября 2020 года. Скульптор А.Э. Алиев. Фото: Андрей Симонов, 14.05.2022.
Амет-хан Султан. 20.10.1920 - 01.02.1971гг. Дважды Герой Советского Союза. - 954719657140
Амет-хан Султан – командир авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка (6-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Южный фронт), гвардии капитан;
помощник командира 9-го гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе (16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), гвардии майор.

Родился 20 октября 1920 года* в селе Алупка Дерекойской волости Ялтинского уезда Таврической губернии (ныне город в составе городского округа Ялта в Крыму). Крымский татарин (отец – лакец, мать – крымская татарка). Правильные имя, отчество и фамилия – Амет Султанович Амет-хан. В 1937 году окончил 7 классов школы в Алупке, в 1938 году – железнодорожную школу фабрично-заводского ученичества в Симферополе. В 1938–1939 годах работал слесарем по ремонту паровозов в Симферопольском депо. В 1938 году окончил Симферопольский аэроклуб.

В армии с февраля 1939 года. В марте 1940 года окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил лётчиком в 122-м истребительном авиационном полку (в Белорусском особом военном округе; город Бобруйск Могилёвской области) и 4-м истребительном авиационном полку (в Одесском военном округе; город Григориополь, Приднестровье). Летал на истребителях И-16 и И-153.

Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941 – ноябре 1942 – лётчик, командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 4-го истребительного авиационного полка. Воевал на Южном фронте (июнь-октябрь 1941), в составе Ярославско-Рыбинского района ПВО (декабрь 1941 – июль 1942), на Брянском (июль 1942) и Сталинградском (август – октябрь 1942) фронтах. Участвовал в оборонительных боях в Молдавии и на юге Украины, воздушном прикрытии Ростова-на-Дону и Ярославля, Воронежско-Ворошиловградской операции и обороне Сталинграда. В конце августа 1942 года на Як-7Б был сбит зенитным огнём, лётчик спасся на парашюте.

31 мая 1942 года в районе Ярославля, израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил вражеский разведчик Ю-88, подойдя к нему сверху и ударив своим правым крылом по его правой плоскости. При этом обломивший при ударе крыло «Харрикейн» Амет-хана застрял между мотором и фюзеляжем загоревшегося вражеского самолёта. Лётчику удалось выбраться из кабины своей машины и выброситься с парашютом. За этот таран лётчик был награждён орденом Ленина.

В ноябре 1942 – мае 1945 – командир авиаэскадрильи и помощник командира 9-го гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе. Воевал на Сталинградском (декабрь 1942 – январь 1943), Южном (январь – октябрь 1943), 4-м Украинском (октябрь 1943 – май 1944), 3-м Белорусском (октябрь 1944 – апрель 1945) и 1-м Белорусском (апрель – май 1945) фронтах. Участвовал в Сталинградской битве, Ростовской, Донбасской, Мелитопольской, Крымской, Гумбиннен-Гольдапской, Инстербургско-Кёнигсбергской, Кёнигсбергской и Берлинской операциях.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года гвардии капитану Амет-хану Султану присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»**.

За время войны совершил 603 боевых вылета (из них 70 – на штурмовку живой силы и техники противника) на истребителях И-153, «Харрикейн», Як-7Б, Як-1, Р-39 «Аэрокобра» и Ла-7, в 150 воздушных боях сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, дающее право на получение звания Героя Советского Союза, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года гвардии майор Амет-хан Султан награждён второй медалью «Золотая Звезда»***.

После войны до августа 1945 года продолжал службу в ВВС помощником 9-го гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе (в Группе советских войск в Германии). Летал на истребителе Ла-7.

С февраля 1946 года обучался в Военно-воздушной академии (Монино). С апреля 1946 года майор Амет-хан Султан – в запасе.

С февраля 1947 года работал лётчиком-испытателем в Лётно-исследовательском институте (город Жуковский Московской области). Участвовал в испытаниях первой в мире крыльевой системы заправки топливом в полёте, испытаниях пилотируемого самолёта-аналога противокорабельного самолёта-снаряда КС-1 системы «Комета», испытаниях первого в стране самолёта с трапециевидным крылом малого удлинения НМ-1, испытаниях новых систем катапультирования и опытных двигателей на летающих лабораториях.

Погиб 1 февраля 1971 года в испытательном полёте на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя.

Жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (23.09.1961). Награждён 3 орденами Ленина (23.10.1942; 14.02.1943; 24.08.1943), 4 орденами Красного Знамени (31.07.1942; 13.10.1943; 20.04.1945; 03.02.1953), орденами Александра Невского (07.04.1944), Отечественной войны 1-й степени (20.01.1945), Красной Звезды (05.11.1941), «Знак Почёта» (31.07.1961), медалями.

Лауреат Сталинской премии второй степени (03.02.1953, за испытания самолёта-снаряда КС-1 «Комета»).

Почётный крымчанин (2000, посмертно) и Почётный гражданин Алупки (Крым; 2010, посмертно). 28 июля 1975 года Амет-хан Султан был навечно зачислен в списки 9-го гвардейского истребительного авиационного полка ПВО (город Андижан, Узбекистан; расформирован в октябре 1992 года).

Бронзовый бюст Амет-хана Султана установлен в Алупке. Бюсты также установлены в городах Махачкала и Каспийск (Дагестан), Феодосия (Крым) и Киев (Украина), посёлке Цовкра-1 (Дагестан), памятники – в Симферополе и Ярославле. В деревне Дымокурцы Ярославского района Ярославской области на месте приземления Героя после тарана установлен памятный знак.

Мемориальные доски установлены в Алупке на доме, в котором он жил, и на школе, в которой он учился, а также в Симферополе на здании вокзала, где он работал, в Мелитополе (Запорожская область, Украина) на доме, где он останавливался, в посёлке Багерово (Крым), где он проводил испытания, и в Жуковском на доме, в котором он жил, и на улице, носящей его имя. В Алупке создан Музей Амет-хана Султана.

Его именем названы площадь и улица в Симферополе, проспект в Махачкале, улицы в городах Казань (Татарстан), Алупка, Евпатория, Красноперекопск, Судак и Феодосия (Крым), Жуковский (Московская область), Избербаш, Каспийск и Хасавюрт (Дагестан), многих других населённых пунктах.

Имя Амет-хана Султана носят малая планета № 6278 «Аметхан» (открыта 10 октября 1971 года), аэропорт в Махачкале и горный пик в Дагестане.

Примечания:
1) В ряде документов указана иная дата рождения – 25 октября 1920 года. Однако в автобиографиях сам Герой указывал дату рождения – 20 октября 1920 года;
2) Награждён за выполнение 359 боевых вылетов и участие в 79 воздушных боях, в которых сбил лично 11 и в составе группы 19 самолётов противника (на 28 апреля 1943 года);
3) Награждён за выполнение 602 боевых вылетов и участие в 150 воздушных боях, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника (на 20 апреля 1945 года).

Воинские звания:
младший лейтенант (05.03.1940)
лейтенант (25.03.1942)
старший лейтенант (28.09.1942)
капитан (19.02.1943)
майор (25.03.1944)
подполковник запаса (22.07.1957)

В 1947–1949 годах, совместно с С.Н. Анохиным и Н.С. Рыбко, Амет-Хан Султан провёл испытания летающих лабораторий ЛЛ-1 (с прямым крылом) и ЛЛ-2 (с крылом обратной стреловидности в 30°) конструкции П.В. Цыбина. Летающие лаборатории буксировались на высоту, а после расцепки переводились в пикирование (с углом 45°) с включением порохового двигателя (на 15 секунд). Взлёт планеров выполнялся на специальной тележке, сбрасываемой после взлёта, а посадка – на посадочную лыжу. В ходе испытаний на ЛЛ-2 была достигнута скорость, равная М=0,87 (М – число Маха). В этих полётах на околозвуковых скоростях был получен обширный экспериментальный материал по измерению аэродинамических характеристик, распределению давления по крылу и оперению. В полётах также проводилось исследование перемещения скачков уплотнения по крылу.

22 июля 1948 года на ЛЛ-1 после взлёта не отделилась тележка. Возникла критическая ситуация: лётчик не мог произвести посадку на тележку, так как она не была снабжена тормозами, и летающая лаборатория выкатилась бы за пределы взлётно-посадочной полосы. Однако Амет-Хан Султан, проявив мужество и хладнокровие, выполнил успешную посадку. Он приземлил планер в самом начале полосы и продолжил попытки сброса тележки. Уже в самом конце полосы это ему удалось. Тележка укатилась дальше, а планер остался на бетонке.

15 июня 1949 года лётчиками-испытателями И.И. Шелестом и Амет-ханом Султаном на самолётах Ту-2 была выполнена первая в мире автоматическая дозаправка в полёте методом «с крыла на крыло». 19 июля 1949 года был осуществлён перелив горючего с Ту-2 (лётчик И.И. Шелест) на истребитель Як-15 (лётчик Амет-хан Султан). В марте 1952 года крыльевая система заправки была принята на вооружение и применялась на бомбардировщиках Ту-4 и Ту-16. 10 декабря 1949 года Я.И. Верников и Амет-хан Султан выполнили первый полёт на опытном всепогодном двухместном истребителе-перехватчике ОКБ А.И. Микояна И-320 («Р-2») и в 1949-1950 годах провели его заводские испытания.

В 1951–1952 годах Амет-ханом Султаном совместно с С.Н. Анохиным, Ф.И. Бурцевым и В.Г. Павловым были проведены полные испытания пилотируемого самолёта-аналога противокорабельного самолёта-снаряда КС-1 системы «Комета». Аналог подвешивался под самолёт Ту-4КС, самолёт-носитель набирал 3.000 метров, после чего на самолёт-аналог запускался двигатель и происходила отцепка. После этого самолёт-снаряд летел на цель, управляемый с самолёта-носителя. Лишь в 200–150 метрах от цели лётчик-испытатель переходил на ручное управление, уводя аналог от цели, после чего сажал его на грунтовую полосу. В ходе испытаний по этой теме Амет-хан Султан выполнил первый полёт на самолёте-аналоге с земли (4 января 1951 года), первый старт с самолёта-носителя (в мае 1951 года) и большое количество полётов с отцепкой от самолёта-носителя.

Во время одного из полётов осенью 1951 года отцепка произошла ещё до запуска двигателя самолёта-снаряда. Положение было катастрофическим: аналог камнем летел к земле, высота таяла с каждой секундой. С земли поступила команда катапультироваться. Но Амет-хан Султан, проявив недюжинную выдержку, всё же запустил двигатель в воздухе и посадил самолёт-снаряд.

Испытания прошли успешно и система «Комета» была принята на вооружение. Встал вопрос о награждении лётчиков-испытателей. Главный конструктор КБ-1 А.А. Расплетин, опираясь на поддержку П.Н. Куксенко и С.Л. Берии, ходатайствовал о награждении Амет-хана Султана третьей медалью «Золотая Звезда». Однако испытатель был награждён орденом Красного Знамени и удостоен Сталинской премии второй степени. Его коллеги С.Н. Анохин и В.Г. Павлов стали Героями Советского Союза, а Ф.И. Бурцев был награждён орденом Красного Знамени (все они также получили Сталинскую премию второй степени).

В 1957–1958 годах Амет-хан Султан совместно с В.Г. Павловым и В.П. Трофимовым провёл аналогичную работу на самолёте-имитаторе СМ-20, предназначенном для испытаний аппаратуры крылатых ракет системы К-20. Во время испытаний СМ-20 подвешивался к самолёту Ту-95К.

В 1953 году Амет-ханом Султаном были проведены полёты для исследования устойчивости управляемости самолёта на сверхзвуковых скоростях полёта. Эти полёты выполнялись на самолёте СИ-10 с управляемыми предкрылками и поворотным стабилизатором, созданном на базе истребителя МиГ-17.

Множество полётов были выполнены Амет-ханом Султаном для отработки систем катапультирования из различных самолётов. 12 ноября 1958 года, во время испытаний нового катапультного кресла на самолёте МиГ-15УТИ произошёл взрыв порохового патрона стреляющего механизма катапульты. Был пробит топливный бак самолёта, в кабину хлынуло горючее, возникла угроза пожара. Парашютист-испытатель В.И. Головин не смог покинуть самолёт из-за деформации катапультного кресла. А лётчик не мог управлять самолётом: весь передний обзор был закрыт наполовину вышедшим из передней кабины катапультным креслом. Амет-хан Султан сумел приземлить самолёт на аэродром, жизнь товарища была спасена.

7 апреля 1959 года Амет-хан Султан поднял в небо, а затем в 1959–1960 годах совместно с Р.Ф. Захаровым провёл испытания первого в стране самолёта с трапециевидным крылом малого удлинения НМ-1.

За свою лётную биографию Амет-хан Султан освоил 96 типов самолётов и планеров, налетал 4.237 часов. Погиб 1 февраля 1971 года в испытательном полёте на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. В ходе полёта приходилось выпускать закрылки для более устойчивого положения самолёта на малых скоростях. После одного из таких режимов закрылки не были убраны и оторвались при последующем разгоне самолёта. Самолёт совершил резкий переворот через крыло и из-за возникшей перегрузки разломился в воздухе. Все члены экипажа (командир экипажа Амет-хан Султан, второй лётчик Е.Н. Венедиктов, штурман В.А. Михайловский, бортрадист А.В. Воробьёв и ведущий инженер Р.Г. Ленский) погибли.

Биографию подготовил: А.А.Симонов

ИСТОЧНИКИ
Амет-Хан Султан / Крылья Родины. - 2001. - №4.

Андреев С.А. Совершённое ими бессмертно. Книга 2. М.: Высшая школа, 1986

Балаков И.Б., Симонов А.А. Испытатели «МиГов». Жуковский, 1999

Бутаев Б.Б. Амет-Хан Султан. - М.: Политиздат, 1990.

Быков М.Ю. Все асы Сталина. Москва, 2014.

Васин В.П., Симонов А.А. Испытатели ЛИИ. Жуковский, 2001

Великая Отечественная война 1941-1945: События. Люди. Документы.-Политизд.1990

Герои и подвиги. Книга 4. М.: Воениздат, 1966

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Дважды Герои Советского Союза. - М.: Воениздат, 1973.

Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации

Зайцев А.Д.,Рощин И.И.,Соловьёв В.Н. Зачислены навечно. Кн. 1. М.: Политиз,1990.

Личное дело

Люди бессмертного подвига. Книга 1. М., 1975

Московский некрополь Героев. Том 1. – Москва, 2011.

Путерброт А.Т. Боевая слава Дагестана. - Махачкала: Дагестанское кн. изд., 1988.

Симонов А.А. Заслуженные испытатели СССР. – Москва, 2009.

Симонов А.А., Бодрихин Н.Г. Боевые лётчики – дважды и трижды Герои Советского Союза. – М., 2017.

Советские асы. - М.: "Восточный фронт", 1996.

Комментарии