Важным символическим значением в традиционной культуре монгольских народов наделяется и белый цвет.
Значение его символики многие исследователи (в частности Н.Жуковская) объясняют как кочевым укладом жизни, при котором существенную часть рациона питания занимают молочные продукты, так и универсальными представлениями о двух «главных» белых жидкостях, вырабатываемых организмом человека. В результате белый цвет в традиционной бурятской культуре символизирует положительную, благотворную для человека сферу деятельности. Определение «белый» употребляется в бурятском языке и устном народном творчестве в таких выражениях, как честный труд, материнское молоко, истина, открытая душа человека, придавая им особый смысл, олицетворяя уважение и почитание всего того, что честно, справедливо и прекрасно в человеческой жизни. Это говорит о том, что издревле белый цвет - цвет чистоты считался у бурят почетным и сокровенным. В народных песнях достойным героя бывали белой масти конь или верблюд. Белую лошадь приносили в жертву небу. «Белая степь» в улигерах символизирует спокойствие и безопасность; «Белую краску возьми, Потому что это – начало» говорит Булат Окуджава. И у бурят издавна белый цвет олицетворял начало, истоки чего-либо. Так, начало нового года называли «белым месяцем». Мышь, начинающая двенадцатилетний цикл летоисчисления, характеризуется как «мышка с белым ртом» (ама саган хулгана); по поверью, увидеть белую мышь – к удаче, ведь белый цвет означает жизненное начало, является символом богатства и благополучия. Белая мышь объединяет символическое значения цвета, числа и времени. Эпические герои называли старшего, первого ребёнка «сагаан (белый)»: «Старший сын его белый сын, Знаменитый и смелый сын» (Гэсэр, с 23) «Белоцветная старшая дочь Всем стремилась в державе помочь» (Гэсэр, с 24) Про хорошего человека буряты говорят «сагаан сэдьхэлтэй хун» (человек с белой душой), «сагаан харгытай хун» (человек с белой дорогой). Мудрого человека называют «седовласым, белоголовым», в частности в улигере «Хухэлдуур Мэргэн» всегда совет даёт «сагаан буурал толгойтой, сасаг сагаан hахалтай хун» (человек с белой головой и бородой). В улигере «Абай Гэсэр» имя новорождённому Гэсэру даёт «хун сагаан толгойтой, хулһан сагаан һорьботой борохон үбгэн» (белоголовый старик из толпы с белым посохом). Вышесказанное подтверждаем бурятской пословицей: «Буурал толгой наһанай шэмэг, буряад хубсаһан бэеын шэмэг» (белая голова – украшение жизни, национальная одежда – украшение тела). Подчёркивая универсальность белого цвета как символа мудрости, приведём несколько примеров «В татарском языке ак – белый; аксакал – почтенный человек» (Олядыкова, 1993, 57). Один из двоих дядей Гэсэра – Сагаан Саргал (букв. Белый Оберег по Е.Хундаевой) отличается благородством и чистотой души. «Белолиц и белоголов, Он скакал на белом коне, Обитал он в Белой Стране, Где дороги – белей облаков» (Гэсэр, с. 26) Что бы вызвать расположение к себе человека, тронуть его душу, употребляли эпитет "белый". Этим выражали свое почтение и любовь, а также уверенность в том, что у человека, которого называли этим эпитетом, действительно белая, т.е. ничем не запятнанная душа. Белый цвет - это цвет святости и благополучия. Все предметы, окрашенные в белый цвет, заключают в себе эти качества. Прежде всего, это относится к молоку и молочным продуктам, т.к. молоко и его производные обладают особой сакральностью. По Б.Утешевой у тюрков угощение гостя молочными продуктами (кумысом) считалось символическим приобщением к своему очагу. В европейских языках белый цвет связан с пшеницей и мукой. В частности в немецком белый цвет называется «weiss», а пшеница «Weise». Но белый цвет выступает еще и в виде символа социальных связей в бурятском обществе. «Саган яhан» - белая кость говорят о родовитых людях. Белые юрты ставили все аристократические роды (белая кость). Любопытно привести следующий аналог. Так, «правящий род чингизидов у казахов назывался «ак суйек» – белая кость» (Утешева, 35). Особо значимо атрибутивное символическое значение белого цвета для такого мифологического персонажа, как Белый Старец (Сагаан yбгэн), покровителя долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия, культ которого у монголоязычных народов, и у бурят в том числе, широко распространён до настоящего времени. Закономерно поэтому, что многие сакральные, ритуально и политически значимые предметы у монголоязычных народов были белого цвета: белое знамя, белая юрта, белый войлок. Соответственно, и в жертву богам и духам монголоязычные народы предпочитали и предпочитают подносить животных и продукты белого цвета. Белый войлок символизирует пожелание счастья, богатства хозяев, и в улигере «Хухэлдуур Мэргэн» Саран Гэрэлтэ хаан даёт своей дочери в приданое юрту именно из белого войлока. Существенное влияние на систему символических значений цветовой палитры монголов, и бурят, в частности, оказал буддизм. К буддизму восходит представление о десяти белых благих поступках, культы Белой Тары, Белозонтичного бога (Сагаан Шyхэртэ). Буддийская цветовая символика оказалось созвучной архаической цветовой символике, известной монголоязычным народам до принятия буддизма, почему и оказалось возможным её органичное усвоение всеми сферами народной культуры. Так, в улигерах бурят Монголии повествуется о девушке по имени Сагаандайхан, перевоплощении Белой Тары. Бурятская поэзия изобилует символикой белого цвета. Рассмотрим её на примере стихов Н. Нимбуева. «Как будто стаи белых лебедей С протяжной песней в воздухе летают (Нимбуев, с. 118) Здесь упоминается праматерь хори-бурят – белая лебедь. «Что за весна! В оправах площадей Черёмуха так буйно расцветает, Исхлёстан город белыми цветами, И я хожу с оглохшими ушами» (Нимбуев, с. 118) «Плавают белые розы» ( Нимбуев, Случайным осенним вечером на даче, 119) У Намжила Нимбуева цветы в основном белые, а не красные, синие. Это можно объяснить тем, что у бурят белый цвет – это символ пожелания счастья, символ спокойствия и безопасности. «На серебряных звенящих подносах» (Нимбуев, Блюз, 42) «Пронзительное золото листвы, Как вкус воды в серебряном кувшине» (Нимбуев, У картины Левитана, 85) Один из почитаемых бурятами металлов – это белое серебро. Серебро - символ богатства, удачи. Серебро считается национальным металлом бурят. Люди с глубокой древности осознавали что серебро и серебряные сосуды, чаши, кубки обладают способностью к стерилизации пищи и напитков. Вся утварь дацанов, в которых хранили святую воду, была сделана из серебра. В бурятском героическом эпосе "Гэсэр" слово "серебро", "серебряный" встречается более 200 раз. Применение серебра в эпосе приобретает эстетический характер: дворцы, стены, полы, столы, шлемы, коновязи, оружие, предметы конской упряжи, мужские и женские украшения выполнены из серебра или украшены им. М. Намжилова даёт интересные сведения о разновидностях серебра в эпосе: «бэжэр мүнгэн – узорчатое серебро, боржогор мүнгэн – ажурное серебро, боржо мүнгэн – чеканное серебро, даржаа мүнгэн – перламутровое серебро, сой мүнгэн – массивное серебро, субарай мүнгэн – жемчужное серебро, сула мүнгэн – сплошное серебро, томомол мүнгэн – плетёное серебро, тохой мүнгэн – изогнутое серебро, агса мүнгэн – разменное серебро» (Намжилова, 1997, 63). Говоря о гендерной принадлежности белого цвета, следует сказать, что он символизирует и мужчину, и женщину в зависимости от контекста или ситуации. Как упоминает В. Тернер, "белая река" у племени ндембу является бисексуальным символом, представляя как мужское семя, так и женское молоко. В старинной бурятской песне есть такие строки: «Сагаанхан сүүгээ хүхүүлэгшэ Намхан эжы эрдэни» (Кормящая белым молоком моя мать – драгоценна). Праматерь хори-бурят и хонгодоров, двух больших племён бурятского народа – белая лебедь. «Хун шубуун гарбалтай, Хуһа модон сэргэтэй». (Мать наша – лебедь, Коновязь наша – берёза) и «Сагаан шубуун гарбалтай, Сагдуул модон сэргэтэй» (Мать наша – белая птица, Коновязь наша – Белым цветом символизируется у бурят также мужчина. Если про материнскую родню говорят «улаан шуhан турэл» (кровная родня), то про отцовскую «сагаан яhан турэл» (родня по белой кости). В обычных условиях белизна служила неизменным символом женских качеств. «Женщина с обликом лёгким и белым, Словно бегущее облако» (Нимбуев, 39) Конечно же, в культуре не были незамечены и негативные значения белого. Седина – это приближение смерти, хотя она и символизирует мудрость. Белый цвет распространён и в похоронной обрядности бурят. В частности, умершего заворачивают в белую материю. В данном случае, очевидно, проявляется известное многим культурам восприятие смерти как начало новой жизни в новом качестве. Подобно тому, как начало новой жизни символизируется белым цветом, так и смерть, как ступень к жизни другой, символизируется белым. Имеет значение и то обстоятельство, что по своей природе белый цвет как бы поглощает, нейтрализует остальные цвета и соотносится, поэтому с пустотой, бестелесностью, и в конечном итоге со смертью. Также и у других народов белый цвет означал покой, просветление и траур. Е.Н. Студенецкая, описывая костюм народов Северного Кавказа, отмечает, что «белый цвет был характерен здесь для погребальной одежды, так как являлся символом чистоты» (Студенецкая, 1989, 216). Кроме того, значение белого как универсального символа смерти, умирания (Дж. Фрезер) находит свою мотивировку и в эмпирических фактах. Об умерших буряты, в частности, говорят: «яhаа сайха» (кость побелеет). В данной связи показательно также негативное символическое значение белого цвета применительно к фольклорному образу белой берёзы. Так, начиная войну, Хурмаста и Атай Улан тэнгрии (в улигере «Абай Гэсэр») встречаются именно у белой берёзы. Так, начиная войну, Хурмаста и Атай Улан тэнгрии (в улигере «Абай Гэсэр») встречаются именно у белой берёзы. Более позднее символическое значение белой берёзы находим и в преданиях баргузинских бурят о приходе первых русских поселенцев. «Когда в Баргузине начала расти берёза, — повествуется в легенде, — которая до того времени не росла, то баргуты, предчувствуя, что страной этой овладевает белый царь, и не желая сделаться его поданными, ушли в Монголию» (Баранникова, 1963, 46). Баргуты - одно из автохтонных племён северного Забайкалья.
Буряад орон
Важным символическим значением в традиционной культуре монгольских народов наделяется и белый цвет.
Значение его символики многие исследователи (в частности Н.Жуковская) объясняют как кочевым укладом жизни, при котором существенную часть рациона питания занимают молочные продукты, так и универсальными представлениями о двух «главных» белых жидкостях, вырабатываемых организмом человека. В результате белый цвет в традиционной бурятской культуре символизирует положительную, благотворную для человека сферу деятельности. Определение «белый» употребляется в бурятском языке и устном народном творчестве в таких выражениях, как честный труд, материнское молоко, истина, открытая душа человека, придавая им особый смысл, олицетворяя уважение и почитание всего того, что честно, справедливо и прекрасно в человеческой жизни. Это говорит о том, что издревле белый цвет - цвет чистоты считался у бурят почетным и сокровенным. В народных песнях достойным героя бывали белой масти конь или верблюд. Белую лошадь приносили в жертву небу. «Белая степь» в улигерах символизирует спокойствие и безопасность;
«Белую краску возьми,
Потому что это – начало» говорит Булат Окуджава.
И у бурят издавна белый цвет олицетворял начало, истоки чего-либо. Так, начало нового года называли «белым месяцем». Мышь, начинающая двенадцатилетний цикл летоисчисления, характеризуется как «мышка с белым ртом» (ама саган хулгана); по поверью, увидеть белую мышь – к удаче, ведь белый цвет означает жизненное начало, является символом богатства и благополучия. Белая мышь объединяет символическое значения цвета, числа и времени. Эпические герои называли старшего, первого ребёнка «сагаан (белый)»:
«Старший сын его белый сын,
Знаменитый и смелый сын» (Гэсэр, с 23)
«Белоцветная старшая дочь
Всем стремилась в державе помочь» (Гэсэр, с 24)
Про хорошего человека буряты говорят «сагаан сэдьхэлтэй хун» (человек с белой душой), «сагаан харгытай хун» (человек с белой дорогой).
Мудрого человека называют «седовласым, белоголовым», в частности в улигере «Хухэлдуур Мэргэн» всегда совет даёт «сагаан буурал толгойтой, сасаг сагаан hахалтай хун» (человек с белой головой и бородой). В улигере «Абай Гэсэр» имя новорождённому Гэсэру даёт «хун сагаан толгойтой, хулһан сагаан һорьботой борохон үбгэн» (белоголовый старик из толпы с белым посохом). Вышесказанное подтверждаем бурятской пословицей: «Буурал толгой наһанай шэмэг, буряад хубсаһан бэеын шэмэг» (белая голова – украшение жизни, национальная одежда – украшение тела).
Подчёркивая универсальность белого цвета как символа мудрости, приведём несколько примеров «В татарском языке ак – белый; аксакал – почтенный человек» (Олядыкова, 1993, 57).
Один из двоих дядей Гэсэра – Сагаан Саргал (букв. Белый Оберег по Е.Хундаевой) отличается благородством и чистотой души.
«Белолиц и белоголов,
Он скакал на белом коне,
Обитал он в Белой Стране,
Где дороги – белей облаков» (Гэсэр, с. 26)
Что бы вызвать расположение к себе человека, тронуть его душу, употребляли эпитет "белый". Этим выражали свое почтение и любовь, а также уверенность в том, что у человека, которого называли этим эпитетом, действительно белая, т.е. ничем не запятнанная душа.
Белый цвет - это цвет святости и благополучия. Все предметы, окрашенные в белый цвет, заключают в себе эти качества. Прежде всего, это относится к молоку и молочным продуктам, т.к. молоко и его производные обладают особой сакральностью. По Б.Утешевой у тюрков угощение гостя молочными продуктами (кумысом) считалось символическим приобщением к своему очагу. В европейских языках белый цвет связан с пшеницей и мукой. В частности в немецком белый цвет называется «weiss», а пшеница «Weise».
Но белый цвет выступает еще и в виде символа социальных связей в бурятском обществе. «Саган яhан» - белая кость говорят о родовитых людях. Белые юрты ставили все аристократические роды (белая кость). Любопытно привести следующий аналог. Так, «правящий род чингизидов у казахов назывался «ак суйек» – белая кость» (Утешева, 35).
Особо значимо атрибутивное символическое значение белого цвета для такого мифологического персонажа, как Белый Старец (Сагаан yбгэн), покровителя долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия, культ которого у монголоязычных народов, и у бурят в том числе, широко распространён до настоящего времени. Закономерно поэтому, что многие сакральные, ритуально и политически значимые предметы у монголоязычных народов были белого цвета: белое знамя, белая юрта, белый войлок. Соответственно, и в жертву богам и духам монголоязычные народы предпочитали и предпочитают подносить животных и продукты белого цвета. Белый войлок символизирует пожелание счастья, богатства хозяев, и в улигере «Хухэлдуур Мэргэн» Саран Гэрэлтэ хаан даёт своей дочери в приданое юрту именно из белого войлока.
Существенное влияние на систему символических значений цветовой палитры монголов, и бурят, в частности, оказал буддизм. К буддизму восходит представление о десяти белых благих поступках, культы Белой Тары, Белозонтичного бога (Сагаан Шyхэртэ). Буддийская цветовая символика оказалось созвучной архаической цветовой символике, известной монголоязычным народам до принятия буддизма, почему и оказалось возможным её органичное усвоение всеми сферами народной культуры. Так, в улигерах бурят Монголии повествуется о девушке по имени Сагаандайхан, перевоплощении Белой Тары.
Бурятская поэзия изобилует символикой белого цвета. Рассмотрим её на примере стихов Н. Нимбуева.
«Как будто стаи белых лебедей
С протяжной песней в воздухе летают (Нимбуев, с. 118)
Здесь упоминается праматерь хори-бурят – белая лебедь.
«Что за весна! В оправах площадей
Черёмуха так буйно расцветает,
Исхлёстан город белыми цветами,
И я хожу с оглохшими ушами» (Нимбуев, с. 118)
«Плавают белые розы»
( Нимбуев, Случайным осенним вечером на даче, 119)
У Намжила Нимбуева цветы в основном белые, а не красные, синие. Это можно объяснить тем, что у бурят белый цвет – это символ пожелания счастья, символ спокойствия и безопасности.
«На серебряных звенящих подносах» (Нимбуев, Блюз, 42)
«Пронзительное золото листвы,
Как вкус воды в серебряном кувшине» (Нимбуев, У картины Левитана, 85)
Один из почитаемых бурятами металлов – это белое серебро. Серебро - символ богатства, удачи. Серебро считается национальным металлом бурят. Люди с глубокой древности осознавали что серебро и серебряные сосуды, чаши, кубки обладают способностью к стерилизации пищи и напитков. Вся утварь дацанов, в которых хранили святую воду, была сделана из серебра. В бурятском героическом эпосе "Гэсэр" слово "серебро", "серебряный" встречается более 200 раз. Применение серебра в эпосе приобретает эстетический характер: дворцы, стены, полы, столы, шлемы, коновязи, оружие, предметы конской упряжи, мужские и женские украшения выполнены из серебра или украшены им. М. Намжилова даёт интересные сведения о разновидностях серебра в эпосе: «бэжэр мүнгэн – узорчатое серебро, боржогор мүнгэн – ажурное серебро, боржо мүнгэн – чеканное серебро, даржаа мүнгэн – перламутровое серебро, сой мүнгэн – массивное серебро, субарай мүнгэн – жемчужное серебро, сула мүнгэн – сплошное серебро, томомол мүнгэн – плетёное серебро, тохой мүнгэн – изогнутое серебро, агса мүнгэн – разменное серебро» (Намжилова, 1997, 63).
Говоря о гендерной принадлежности белого цвета, следует сказать, что он символизирует и мужчину, и женщину в зависимости от контекста или ситуации. Как упоминает В. Тернер, "белая река" у племени ндембу является бисексуальным символом, представляя как мужское семя, так и женское молоко.
В старинной бурятской песне есть такие строки:
«Сагаанхан сүүгээ хүхүүлэгшэ
Намхан эжы эрдэни»
(Кормящая белым молоком моя мать – драгоценна).
Праматерь хори-бурят и хонгодоров, двух больших племён бурятского народа – белая лебедь.
«Хун шубуун гарбалтай,
Хуһа модон сэргэтэй».
(Мать наша – лебедь,
Коновязь наша – берёза)
и
«Сагаан шубуун гарбалтай,
Сагдуул модон сэргэтэй»
(Мать наша – белая птица,
Коновязь наша –
Белым цветом символизируется у бурят также мужчина. Если про материнскую родню говорят «улаан шуhан турэл» (кровная родня), то про отцовскую «сагаан яhан турэл» (родня по белой кости).
В обычных условиях белизна служила неизменным символом женских качеств.
«Женщина с обликом лёгким и белым,
Словно бегущее облако» (Нимбуев, 39)
Конечно же, в культуре не были незамечены и негативные значения белого. Седина – это приближение смерти, хотя она и символизирует мудрость. Белый цвет распространён и в похоронной обрядности бурят. В частности, умершего заворачивают в белую материю. В данном случае, очевидно, проявляется известное многим культурам восприятие смерти как начало новой жизни в новом качестве. Подобно тому, как начало новой жизни символизируется белым цветом, так и смерть, как ступень к жизни другой, символизируется белым.
Имеет значение и то обстоятельство, что по своей природе белый цвет как бы поглощает, нейтрализует остальные цвета и соотносится, поэтому с пустотой, бестелесностью, и в конечном итоге со смертью. Также и у других народов белый цвет означал покой, просветление и траур. Е.Н. Студенецкая, описывая костюм народов Северного Кавказа, отмечает, что «белый цвет был характерен здесь для погребальной одежды, так как являлся символом чистоты» (Студенецкая, 1989, 216).
Кроме того, значение белого как универсального символа смерти, умирания (Дж. Фрезер) находит свою мотивировку и в эмпирических фактах. Об умерших буряты, в частности, говорят: «яhаа сайха» (кость побелеет). В данной связи показательно также негативное символическое значение белого цвета применительно к фольклорному образу белой берёзы. Так, начиная войну, Хурмаста и Атай Улан тэнгрии (в улигере «Абай Гэсэр») встречаются именно у белой берёзы.
Так, начиная войну, Хурмаста и Атай Улан тэнгрии (в улигере «Абай Гэсэр») встречаются именно у белой берёзы. Более позднее символическое значение белой берёзы находим и в преданиях баргузинских бурят о приходе первых русских поселенцев. «Когда в Баргузине начала расти берёза, — повествуется в легенде, — которая до того времени не росла, то баргуты, предчувствуя, что страной этой овладевает белый царь, и не желая сделаться его поданными, ушли в Монголию» (Баранникова, 1963, 46). Баргуты - одно из автохтонных племён северного Забайкалья.