Вчера в Независимой газете, в приложении Экслибрис вышла рецензия на мой сборник ЛИРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ.
Выражаю благодарность автору рецензии поэтессе Алле Арцис и заведующему отдела поэзии в газете поэту Евгению Лесину за опубликованный материал. ЖЕНЩИНА ОГЛЯДЫВАЕТ ТЕЛО Сергей Каратов, Серебряный бор и скамейка запасных, которая еще подождет Алла Арцис поэзия, лирика, серебряный бор И эта осень к нам пришла согласно срокам… Фото Евгения Лесина Написать об этом поэтическом сборнике Сергея Каратова я решилась не сразу. Останавливало меня то, что это 15-я поэтическая книга известного, узнаваемого по текстам песен поэта и прозаика. Задолго до того, как он окончил знаменитый Литературный институт, стал членом Союза писателей СССР, стихи его уже печатались в северных многотиражках, родной южноуральской периодике и в московских изданиях. Я не литературовед, не историк современной поэзии – что я смогу добавить к тем словам, что уже сказаны о его творчестве? Однако я была на презентации этой книги. В уютном зале, обставленном в лучших библиотечных традициях – мебель светлого дерева, книжные полки, картины, мягкий свет. Автор восседал в торце длинного стола. Читал негромко и неспешно, не форсируя звук. И вдруг подумалось: а ведь ни Пушкин, ни Баратынский не читали стихов на стадионах. А еще показалось мне, что тот самый лирический орнамент возникает прямо на твоих глазах, когда каждое слово занимает свое место в сложном узоре на струящемся поэтическом полотне. Звучание стихов Каратова, на мой взгляд, – удивительно легкое, не поверхностное, а именно легко и проникновенно глубокие смыслы доносящее. И знаете, что особо тронуло меня в этом сборнике? Многие стихи написаны с посвящениями друзьям, родным, коллегам по творческому цеху. Автор как бы ведет разговор с близкими по духу людьми, оттого и поэтическая речь его имеет интонации доверительные, теплые. Я тогда попросила автора самого обозначить ключевые произведения, которые привели к созданию этого сборника. Ведь зачастую материал копится, копится – и вдруг понимаешь, что настало время для новой книги. Какова же была моя радость, что в перечень автора попали стихи, выбранные и мною. И первое из них – стихотворение «Поэзия Серебряного бора». Никак не могла я пропустить его, и причина проста: Серебряный бор – самая что ни на есть моя «малая» родина, откуда со школьного детства тянутся лыжные прогулки, осенние букеты, заплывы, катания на речных «трамвайчиках». Серебряный бор – и впрямь то удивительное место, где живет поэзия. Хотела привести одну-две строчки, но лучше приведу целиком. Каждое слово в этом стихотворении – неопровержимое свидетельство: поэзия тут, и Сергей Каратов добыл ее, как бесценное, но неиссякаемое природное богатство. И нет, скамейка запасных пока подождет: Два рыбака у старого забора, Беседуя, глядят на поплавки. Поэзию Серебряного бора Составили проливы, сосняки. Поодаль катер, как кусочек мела, Перечеркнул залив наискосок. А женщина оглядывает тело И стряхивает с нежных мест песок... Поляна то белела, то алела, А сосны были так же зелены. Старушка на скамье на солнце млела И вспоминала дни своей весны. Поймал себя на мысли: жизнь так скоро Сажает на скамейку запасных. Поэзия Серебряного бора В тропинках растворяется лесных. 1-13-11250.jpg Сергей Каратов. Лирический орнамент. – М.: Вест-консалтинг, 2024. – 176 с. Многие стихи мне хотелось бы упомянуть здесь. Но боюсь лишить читателя радости знакомства или радости собственного узнавания. Лучше остановлюсь еще на двух стихотворениях. Одно из них – «В плаванье» – обращено к жене Гале. Очень люблю это стихотворение. «Ива, иволга и Волга мне покоя не дают», – пишет Сергей. И мне не дают – так просто и задушевно написано в четырех катренах о ценном и самом главном в жизни. И еще одно стихотворение приведу полностью: Крутить размеренно и ехать неторопко. Мне от судьбы моей не стоит ждать подарков, Вот разве что к реке проложенная тропка, По ней в черемушник въезжаю, как под арку. Дом покидали мы и трогались куда-то С надеждой вечною добиться лучшей доли, И ангел кротости – единственный ходатай – За нас пред Господом на страшном минном поле... Запоминались коренастые деревья, Дороги пыльные, роскошные закаты, Нетерпеливое желанье поскорее Увидеть дел своих шальные результаты. ...Вложить в стихи свои живые краски клена, Наделать снимков разноцветного пейзажа, Не притормаживая, вниз лететь по склону И словно в детстве, прямо к дому! А куда же? И эта осень к нам пришла согласно срокам, Перед родным крыльцом заметишь листьев наметь, Так ветхость жизни нашей скрасит ненароком Лесной поэзии лирический орнамент. Невозможно вырвать слова из этой распевной печальной песни. Есть в ней всё: и живые краски клена, и арка черемушника, и коренастые деревья на страшном минном поле. Но ангел кротости реет поодаль – и чудесные детали разноцветного пейзажа складываются в лирический орнамент.
Хочу Чуда!
:Сергей Каратов
Вчера в Независимой газете, в приложении Экслибрис вышла рецензия на мой сборник ЛИРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ.
Выражаю благодарность автору рецензии поэтессе Алле Арцис и заведующему отдела поэзии в газете поэту Евгению Лесину за опубликованный материал.
ЖЕНЩИНА ОГЛЯДЫВАЕТ ТЕЛО
Сергей Каратов, Серебряный бор и скамейка запасных, которая еще подождет
Алла Арцис
поэзия, лирика, серебряный бор И эта осень к нам пришла согласно срокам… Фото Евгения Лесина
Написать об этом поэтическом сборнике Сергея Каратова я решилась не сразу. Останавливало меня то, что это 15-я поэтическая книга известного, узнаваемого по текстам песен поэта и прозаика. Задолго до того, как он окончил знаменитый Литературный институт, стал членом Союза писателей СССР, стихи его уже печатались в северных многотиражках, родной южноуральской периодике и в московских изданиях. Я не литературовед, не историк современной поэзии – что я смогу добавить к тем словам, что уже сказаны о его творчестве? Однако я была на презентации этой книги. В уютном зале, обставленном в лучших библиотечных традициях – мебель светлого дерева, книжные полки, картины, мягкий свет. Автор восседал в торце длинного стола. Читал негромко и неспешно, не форсируя звук. И вдруг подумалось: а ведь ни Пушкин, ни Баратынский не читали стихов на стадионах. А еще показалось мне, что тот самый лирический орнамент возникает прямо на твоих глазах, когда каждое слово занимает свое место в сложном узоре на струящемся поэтическом полотне.
Звучание стихов Каратова, на мой взгляд, – удивительно легкое, не поверхностное, а именно легко и проникновенно глубокие смыслы доносящее. И знаете, что особо тронуло меня в этом сборнике? Многие стихи написаны с посвящениями друзьям, родным, коллегам по творческому цеху. Автор как бы ведет разговор с близкими по духу людьми, оттого и поэтическая речь его имеет интонации доверительные, теплые.
Я тогда попросила автора самого обозначить ключевые произведения, которые привели к созданию этого сборника. Ведь зачастую материал копится, копится – и вдруг понимаешь, что настало время для новой книги. Какова же была моя радость, что в перечень автора попали стихи, выбранные и мною. И первое из них – стихотворение «Поэзия Серебряного бора». Никак не могла я пропустить его, и причина проста: Серебряный бор – самая что ни на есть моя «малая» родина, откуда со школьного детства тянутся лыжные прогулки, осенние букеты, заплывы, катания на речных «трамвайчиках». Серебряный бор – и впрямь то удивительное место, где живет поэзия. Хотела привести одну-две строчки, но лучше приведу целиком. Каждое слово в этом стихотворении – неопровержимое свидетельство: поэзия тут, и Сергей Каратов добыл ее, как бесценное, но неиссякаемое природное богатство. И нет, скамейка запасных пока подождет:
Два рыбака у старого забора,
Беседуя, глядят на поплавки.
Поэзию Серебряного бора
Составили проливы, сосняки.
Поодаль катер, как кусочек
мела,
Перечеркнул залив наискосок.
А женщина оглядывает тело
И стряхивает с нежных мест
песок...
Поляна то белела, то алела,
А сосны были так же зелены.
Старушка на скамье на солнце
млела
И вспоминала дни своей весны.
Поймал себя на мысли: жизнь
так скоро
Сажает на скамейку запасных.
Поэзия Серебряного бора
В тропинках растворяется
лесных.
1-13-11250.jpg
Сергей Каратов. Лирический
орнамент. – М.: Вест-консалтинг,
2024. – 176 с.
Многие стихи мне хотелось бы упомянуть здесь. Но боюсь лишить читателя радости знакомства или радости собственного узнавания. Лучше остановлюсь еще на двух стихотворениях. Одно из них – «В плаванье» – обращено к жене Гале. Очень люблю это стихотворение. «Ива, иволга и Волга мне покоя не дают», – пишет Сергей. И мне не дают – так просто и задушевно написано в четырех катренах о ценном и самом главном в жизни. И еще одно стихотворение приведу полностью:
Крутить размеренно и ехать
неторопко.
Мне от судьбы моей не стоит
ждать подарков,
Вот разве что к реке
проложенная тропка,
По ней в черемушник въезжаю,
как под арку.
Дом покидали мы и трогались
куда-то
С надеждой вечною добиться
лучшей доли,
И ангел кротости –
единственный ходатай –
За нас пред Господом
на страшном минном поле...
Запоминались коренастые
деревья,
Дороги пыльные, роскошные
закаты,
Нетерпеливое желанье поскорее
Увидеть дел своих шальные
результаты.
...Вложить в стихи свои живые
краски клена,
Наделать снимков
разноцветного пейзажа,
Не притормаживая, вниз
лететь по склону
И словно в детстве, прямо
к дому! А куда же?
И эта осень к нам пришла
согласно срокам,
Перед родным крыльцом
заметишь листьев наметь,
Так ветхость жизни нашей
скрасит ненароком
Лесной поэзии лирический
орнамент.
Невозможно вырвать слова из этой распевной печальной песни. Есть в ней всё: и живые краски клена, и арка черемушника, и коренастые деревья на страшном минном поле. Но ангел кротости реет поодаль – и чудесные детали разноцветного пейзажа складываются в лирический орнамент.