ПРОШЕНИЯ СТАРООБРЯДЦЕВ ПЯТИИЗБЯНСКОЙ СТАНИЦЫ Продолжаю предоставлять отрывки из рукописей о нелегкой жизни казаков-старообрядцев, которым со стороны правительства, несмотря на их боевые заслуги перед Российской Империей, все равно чинились разного рода препятствия по вопросам религии. Как известно, в большей своей массе казаки Пятиизбянской станицы «по преданию предков» придерживались старых обрядов, «называемых правительством раскольническими». Не имея по близости храмов, зачастую казаки пытались устраивать «молельни» в домах у местных казаков, что нередко преследовалось властями. 12 мая 1884 г. «Рапорт окружного Начальника 2 донского округа» сообщал, что «Проживающие в Пятиизбянской станицу раскольники поповщинской секты ходатайствуют о распечатании находящегося в названной станице молитвенного их дома, закрытого по распоряжению Правительства. Самое здание молитвенного дома, находящееся в Пятиизбянской станице во дворе урядника … Савостьянова, представляет из себя обыкновенное жилое помещение, сделанное из камня, покрытое тесом и состоящее из 2 комнат, разделенных сенями. Кроме означенного молитвенного дома в самом поселении Пятиизбянской станицы никаких других старообрядческих молелен не имеется, в хуторах же Пятиизбянской станицы имеется 11 раскольнических молелен, из коих в 7 отправляется богослужение, а именно в хуторах, отстоящих от станицы: Кумовском в 6 верстах, Ляпичевом в 8, Подтиховом в 9, Березовом в 15, Зеленом в 15, Лысовом в 25 и Качалинском в 26 верстах; жители раскольники Пятиизбянской станицы, за неимением у себя молельни, обращаются за исполнением религиозных треб в молельню ближайшего Кумовского хутора. У местных же православных жителей этой станицы имеются 2 храма: один в самой станицы, а другой в хуторе Калач. Всех жителей в юрте Пятиизбянской станицы считается: православных 695 душ обоего пола и старообрядцев 11385; из них в самой станице считается: старообрядцев 1 т. душ и православных не более 100 душ». Из переписки высокого начальства «Князь Святополк-Мирский не находит какого-либо вреда для православия в удовлетворении ходатайства раскольников. Из дел Министерства видно, что в 2,5 верстах от Пятиизбянской станицы, в балке Пятинской, раскольническим лже-епископом Силуаном, в августе мин. года был устроен освящен раскольнический монастырь, но по настоянию обер-прокурора Св.Синода Министерством сделано сношение с Военным Министром о закрытии означенного монастыря». 4 октября 1884 года докладывал «Министру Внутренних дел Войсковой Наказной Атаман Войска Донского», что «жители Пятиизбянской станицы (Второго Донского Округа ОВД), принадлежащие к раскольнической секте приемлющей священство, чрез посредство местного Окружного Начальника, обратились ко мне с просьбою об исходатайствовании им разрешения открыть молитвенный дом их, находящийся в названной станице и запечатанный по распоряжению местной полицейской власти. Уведомляя Вас о таковом ходатайстве на благоусмотрение и разрешение Ваше, я имею честь присовокупить, что: 1) Молитвенный дом запечатан был по постановлению Заседателя 2 участка 2 Донского Окружного Полицейского Управления от 10 мая 1870 года вследствие сообщения Донской Духовной Консистории о противозаконном устройстве его, при чем вместе с тем против казака Пятиизбянской станицы … Васина возбуждено было уголовное преследование по обвинению его в том, что он, живя в хуторе Зеленковом Пятиизбянской станицы, дом свой в самой станице обратил в публичную старообрядческую молельню, но дело по обвинению Васина, как видно из доставленных Товарищем Прокурора Усть-Медведицкого окружного суда Дорошевым сведений, по определению Усть-Медведицкого окружного суда от 15 сентября 1879 года, прекращено, так как Васин признан по суду оправданным. 2) Самое здание молитвенного дома, находящееся в Пятиизбянской станице во дворе урядника … Савостьянова, представляет из себя обыкновенное жилое помещение, сделанное из камня, покрытое тесом и состоящее из 2 комнат, разделенных сенями. 3) Кроме означенного молитвенного дома в самом поселении Пятиизбянской станицы никаких других старообрядческих молелен не имеется, в хуторах же Пятиизбянской станицы имеется 11 раскольнических молелен, из коих в 7 отправляется богослужение, а именно в хуторах, отстоящих от станицы: Кумовском в 6 верстах, Ляпичевом в 8, Подтиховом в 9, Березовом в 15, Зеленом в 15, Лысовом в 25 и Качалинском в 26 верстах; жители раскольники Пятиизбянской станицы, за неимением у себя молельни, обращаются за исполнением религиозных треб в молельню ближайшего Кумовского хутора. У местных же православных жителей этой станицы имеются 2 храма: один в самой станицы, а другой в хуторе Калач. 4) Всех жителей в юрте Пятиизбянской станицы считается: православных 695 душ обоего пола и старообрядцев 11385; из них в самой станице считается: старообрядцев 1 т. душ и православных не более 100 душ. Все старообрядцы принадлежат к поповщинской секте, приемлющей Австрийскую иже-иерархию, которая признается не вредною, так как сектанты эти при общественном своем богослужении возносят молитвы за Царя и все предержащие власти. В виду всего этого я со своей стороны не нахожу какого-либо вреда для православия в удовлетворении ходатайства об открытии молельни, запечатанной в 1870 году, тем более, что совершаемое в ней богослужение будет находиться под надзором местной станичной власти». 17 ноября 1884 г. «Войсковому Наказному Атаману» «Департамент Общих дел МВД» предписал: « На отношение от 4 октября имею честь уведомить Вас, что я не признаю возможным разрешить раскольникам Пятиизбянской станицы распечатать принадлежащую им в названной станице молельную, закрытую в 1870 году по распоряжению местной полиции. Но если Вы, по ближайшему усмотрению, признаете необходимым, независимо от уже имеющихся молелен в хуторах, разрешить раскольникам устроить таковую и в самой станице, то от Вашего Сиятельства будет зависеть обратиться во вверенное мне Министерство с особым по тому предмету отношением с приложением засвидетельствованных установленным порядком плана и фасада жилого здания, которое раскольники изберут для устройства в нем моленной». 11 января 1893 года «Министру внутренних дел» доверенные «от граждан старообрядцев Хутора Березовского Пятиизбянской Станицы ОВД» урядник Лебедкин и казаки Коротков и Хныкин подали «прошение»: «Высочайше утверждённым мнением Государственного Совета 16 мая 1893 года (Сенатские ведомости номер 7), разрешено нам старообрядцам на основании 5 и 8 пунктов творить общественную молитву и исполнять духовные требы и совершать Богослужения по нашим обрядам, как в частных домах так и равно в особо предназначенных доя сего зданиях, но чтобы при этом не были нарушены общие правила благовония и общественного порядка. В хуторе нашем Березовском лет 30 тому назад было пожертвовано обществу жителем нашего же хутора казаком … Лисичкиным помещение для отправления Богослужения кладенное из земли с камнем, крытое соломой, которое по распоряжению Правительства вот уже более как 20 лет запечатано и воспрещёно отправлять в оном Богослужение, каково без всякой ремонтировки совсем обветшало. Сожалея о пожертвованном нам здании для Богоугодного дела, грустно смотреть на ея полуразвалившиеся стены. Мы желаем строго соблюдать вышесказанный закон и обращаемся с покорнейшей просьбой разрешить нам произвести ремонтировать этого здания с покрытием вместо соломенной крыши досками и творить в одном общественную молитву». На это 23 февраля 1893 года «Департамент Общих Дел МВД» писал «Войсковому Наказному Атаману Войска Донского»: «Препровождаем при сём к Вашему сиятельству прошение раскольников хутора Березовского Пятиизбянской станицы урядника … Лебедкина, казаков … Короткова и … Хныкина о разрешении ремонтировать существующую в названном хуторе запечатанную молельню, на Ваше заключение по содержанию ходатайства». 20 марта 1893 года «Министру внутренних дел» из Новочеркасска «Войсковой Наказной Атаман Войска Донского» ответствовал следующее: «Вследствие отношения Вашего от 3 февраля имею честь уведомить, что раскольнический молитвенный дом в хуторе Березовском Пятиизбянской станицы был устроен без разрешения власти в 1866 году на дворовом месте казака Лисичкина, ныне умершего. Помещение это построено из саманного кирпича, покрыто соломой, которая от ветхости даёт течь, вследствие чего стены, сложенные из непрочного материала, рушатся. Молельня была запечатана в 1869 году по распоряжению Войскового Наказного Атамана. Население хутора Березовского состоит из 1000 душ общего пола исключительно раскольников Австрийского толка. Ближайший от хутора раскольнический молитвенный дом находится в хуторе Кумовском на расстоянии 15 вёрст, а православный храм в хуторе Калаче не далее 5 вёрст. Принимая во внимание, с одной стороны, незаконное устройство молитвенного дома, а с другой ветхость и полу разрушенность его, что уже необходимо не ремонтировать, а полное переустройство, то есть постройка нового молитвенного дома, что законом не дозволяется, я полагаю бы ходатайство раскольников хутора Березовского оставить без последствий». 18 апреля 1893 года «Департамент Общих дел МВД» предписывал «Войсковому Наказному Атаману Войска Донского»: «Вследствие отношения от 20 марта с.г. имею честь уведомить, что ходатайство раскольников хутора Березовского Пятиизбянской станицы урядника … Лебедкина, казаков … Короткова и Варфоломея Хныкина о разрешении ремонтировать существующую в названном хуторе запечатанную молельню, удовлетворено быть не может»! Вот так и жили казаки-«раскольники» вне службы – под постоянным контролем и запретительными мерами во многих бытовых делах. \ Всем кому интересно прошлое предков, изучайте сборники «МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ И ГЕНЕАЛОГИИ КАЗАЧЕСТВА», особенно что касается родословий казаков Пятиизбянской, Голубинской, Верхне-Чирской и др. соседних станиц, обращайтесь: guseffv@mail.ru Гусев Виталий Александрович телефон 8-902-364-17-10, ватсап 8-992-146-97-27 #архиввиталиягусева
Газета "Калач-на-Дону"
Виталий Гусев
ПРОШЕНИЯ СТАРООБРЯДЦЕВ ПЯТИИЗБЯНСКОЙ СТАНИЦЫ
Продолжаю предоставлять отрывки из рукописей о нелегкой жизни казаков-старообрядцев, которым со стороны правительства, несмотря на их боевые заслуги перед Российской Империей, все равно чинились разного рода препятствия по вопросам религии. Как известно, в большей своей массе казаки Пятиизбянской станицы «по преданию предков» придерживались старых обрядов, «называемых правительством раскольническими». Не имея по близости храмов, зачастую казаки пытались устраивать «молельни» в домах у местных казаков, что нередко преследовалось властями.
12 мая 1884 г. «Рапорт окружного Начальника 2 донского округа» сообщал, что «Проживающие в Пятиизбянской станицу раскольники поповщинской секты ходатайствуют о распечатании находящегося в названной станице молитвенного их дома, закрытого по распоряжению Правительства.
Самое здание молитвенного дома, находящееся в Пятиизбянской станице во дворе урядника … Савостьянова, представляет из себя обыкновенное жилое помещение, сделанное из камня, покрытое тесом и состоящее из 2 комнат, разделенных сенями.
Кроме означенного молитвенного дома в самом поселении Пятиизбянской станицы никаких других старообрядческих молелен не имеется, в хуторах же Пятиизбянской станицы имеется 11 раскольнических молелен, из коих в 7 отправляется богослужение, а именно в хуторах, отстоящих от станицы: Кумовском в 6 верстах, Ляпичевом в 8, Подтиховом в 9, Березовом в 15, Зеленом в 15, Лысовом в 25 и Качалинском в 26 верстах; жители раскольники Пятиизбянской станицы, за неимением у себя молельни, обращаются за исполнением религиозных треб в молельню ближайшего Кумовского хутора. У местных же православных жителей этой станицы имеются 2 храма: один в самой станицы, а другой в хуторе Калач. Всех жителей в юрте Пятиизбянской станицы считается: православных 695 душ обоего пола и старообрядцев 11385; из них в самой станице считается: старообрядцев 1 т. душ и православных не более 100 душ».
Из переписки высокого начальства «Князь Святополк-Мирский не находит какого-либо вреда для православия в удовлетворении ходатайства раскольников.
Из дел Министерства видно, что в 2,5 верстах от Пятиизбянской станицы, в балке Пятинской, раскольническим лже-епископом Силуаном, в августе мин. года был устроен освящен раскольнический монастырь, но по настоянию обер-прокурора Св.Синода Министерством сделано сношение с Военным Министром о закрытии означенного монастыря».
4 октября 1884 года докладывал «Министру Внутренних дел Войсковой Наказной Атаман Войска Донского», что «жители Пятиизбянской станицы (Второго Донского Округа ОВД), принадлежащие к раскольнической секте приемлющей священство, чрез посредство местного Окружного Начальника, обратились ко мне с просьбою об исходатайствовании им разрешения открыть молитвенный дом их, находящийся в названной станице и запечатанный по распоряжению местной полицейской власти. Уведомляя Вас о таковом ходатайстве на благоусмотрение и разрешение Ваше, я имею честь присовокупить, что:
1) Молитвенный дом запечатан был по постановлению Заседателя 2 участка 2 Донского Окружного Полицейского Управления от 10 мая 1870 года вследствие сообщения Донской Духовной Консистории о противозаконном устройстве его, при чем вместе с тем против казака Пятиизбянской станицы … Васина возбуждено было уголовное преследование по обвинению его в том, что он, живя в хуторе Зеленковом Пятиизбянской станицы, дом свой в самой станице обратил в публичную старообрядческую молельню, но дело по обвинению Васина, как видно из доставленных Товарищем Прокурора Усть-Медведицкого окружного суда Дорошевым сведений, по определению Усть-Медведицкого окружного суда от 15 сентября 1879 года, прекращено, так как Васин признан по суду оправданным.
2) Самое здание молитвенного дома, находящееся в Пятиизбянской станице во дворе урядника … Савостьянова, представляет из себя обыкновенное жилое помещение, сделанное из камня, покрытое тесом и состоящее из 2 комнат, разделенных сенями.
3) Кроме означенного молитвенного дома в самом поселении Пятиизбянской станицы никаких других старообрядческих молелен не имеется, в хуторах же Пятиизбянской станицы имеется 11 раскольнических молелен, из коих в 7 отправляется богослужение, а именно в хуторах, отстоящих от станицы: Кумовском в 6 верстах, Ляпичевом в 8, Подтиховом в 9, Березовом в 15, Зеленом в 15, Лысовом в 25 и Качалинском в 26 верстах; жители раскольники Пятиизбянской станицы, за неимением у себя молельни, обращаются за исполнением религиозных треб в молельню ближайшего Кумовского хутора. У местных же православных жителей этой станицы имеются 2 храма: один в самой станицы, а другой в хуторе Калач.
4) Всех жителей в юрте Пятиизбянской станицы считается: православных 695 душ обоего пола и старообрядцев 11385; из них в самой станице считается: старообрядцев 1 т. душ и православных не более 100 душ. Все старообрядцы принадлежат к поповщинской секте, приемлющей Австрийскую иже-иерархию, которая признается не вредною, так как сектанты эти при общественном своем богослужении возносят молитвы за Царя и все предержащие власти.
В виду всего этого я со своей стороны не нахожу какого-либо вреда для православия в удовлетворении ходатайства об открытии молельни, запечатанной в 1870 году, тем более, что совершаемое в ней богослужение будет находиться под надзором местной станичной власти».
17 ноября 1884 г. «Войсковому Наказному Атаману» «Департамент Общих дел МВД» предписал: « На отношение от 4 октября имею честь уведомить Вас, что я не признаю возможным разрешить раскольникам Пятиизбянской станицы распечатать принадлежащую им в названной станице молельную, закрытую в 1870 году по распоряжению местной полиции.
Но если Вы, по ближайшему усмотрению, признаете необходимым, независимо от уже имеющихся молелен в хуторах, разрешить раскольникам устроить таковую и в самой станице, то от Вашего Сиятельства будет зависеть обратиться во вверенное мне Министерство с особым по тому предмету отношением с приложением засвидетельствованных установленным порядком плана и фасада жилого здания, которое раскольники изберут для устройства в нем моленной».
11 января 1893 года «Министру внутренних дел» доверенные «от граждан старообрядцев
Хутора Березовского Пятиизбянской Станицы ОВД» урядник Лебедкин и казаки Коротков и Хныкин подали «прошение»:
«Высочайше утверждённым мнением Государственного Совета 16 мая 1893 года (Сенатские ведомости номер 7), разрешено нам старообрядцам на основании 5 и 8 пунктов творить общественную молитву и исполнять духовные требы и совершать Богослужения по нашим обрядам, как в частных домах так и равно в особо предназначенных доя сего зданиях, но чтобы при этом не были нарушены общие правила благовония и общественного порядка.
В хуторе нашем Березовском лет 30 тому назад было пожертвовано обществу жителем нашего же хутора казаком … Лисичкиным помещение для отправления Богослужения кладенное из земли с камнем, крытое соломой, которое по распоряжению Правительства вот уже более как 20 лет запечатано и воспрещёно отправлять в оном Богослужение, каково без всякой ремонтировки совсем обветшало. Сожалея о пожертвованном нам здании для Богоугодного дела, грустно смотреть на ея полуразвалившиеся стены.
Мы желаем строго соблюдать вышесказанный закон и обращаемся с покорнейшей просьбой разрешить нам произвести ремонтировать этого здания с покрытием вместо соломенной крыши досками и творить в одном общественную молитву».
На это 23 февраля 1893 года «Департамент Общих Дел МВД» писал «Войсковому Наказному Атаману Войска Донского»: «Препровождаем при сём к Вашему сиятельству прошение раскольников хутора Березовского Пятиизбянской станицы урядника … Лебедкина, казаков … Короткова и … Хныкина о разрешении ремонтировать существующую в названном хуторе запечатанную молельню, на Ваше заключение по содержанию ходатайства».
20 марта 1893 года «Министру внутренних дел» из Новочеркасска «Войсковой Наказной Атаман Войска Донского» ответствовал следующее:
«Вследствие отношения Вашего от 3 февраля имею честь уведомить, что раскольнический молитвенный дом в хуторе Березовском Пятиизбянской станицы был устроен без разрешения власти в 1866 году на дворовом месте казака Лисичкина, ныне умершего. Помещение это построено из саманного кирпича, покрыто соломой, которая от ветхости даёт течь, вследствие чего стены, сложенные из непрочного материала, рушатся. Молельня была запечатана в 1869 году по распоряжению Войскового Наказного Атамана. Население хутора Березовского состоит из 1000 душ общего пола исключительно раскольников Австрийского толка. Ближайший от хутора раскольнический молитвенный дом находится в хуторе Кумовском на расстоянии 15 вёрст, а православный храм в хуторе Калаче не далее 5 вёрст.
Принимая во внимание, с одной стороны, незаконное устройство молитвенного дома, а с другой ветхость и полу разрушенность его, что уже необходимо не ремонтировать, а полное переустройство, то есть постройка нового молитвенного дома, что законом не дозволяется, я полагаю бы ходатайство раскольников хутора Березовского оставить без последствий».
18 апреля 1893 года «Департамент Общих дел МВД» предписывал «Войсковому Наказному Атаману Войска Донского»:
«Вследствие отношения от 20 марта с.г. имею честь уведомить, что ходатайство раскольников хутора Березовского Пятиизбянской станицы урядника … Лебедкина, казаков … Короткова и Варфоломея Хныкина о разрешении ремонтировать существующую в названном хуторе запечатанную молельню, удовлетворено быть не может»!
Вот так и жили казаки-«раскольники» вне службы – под постоянным контролем и запретительными мерами во многих бытовых делах.
\
Всем кому интересно прошлое предков, изучайте сборники «МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ И ГЕНЕАЛОГИИ КАЗАЧЕСТВА», особенно что касается родословий казаков Пятиизбянской, Голубинской, Верхне-Чирской и др. соседних станиц, обращайтесь: guseffv@mail.ru Гусев Виталий Александрович телефон 8-902-364-17-10, ватсап 8-992-146-97-27 #архиввиталиягусева