Ход урока. -Назовите материалы, из которых делали древние книги? (Глина, шёлк, папирус, железо, пергамент, береста, воск) -Вспомните орудия для письма древних книг? (Заострённая камышовая тростинка, писало, костяные или металлические перья, птичье перо, перочинный ножик, чернила) -Как назывались книги написанные пером и чернилами? (Рукописными) -Кто записывал, переписывал рукописные книги? (Записывали монахи, жившие в монастырях, при княжеских дворцах.) -Какие ещё мастера трудились над созданием книги? (Переписчики текста, художники, переплётчики) Книга – это настоящая драгоценность, над её созданием в течение долгих 10 и более лет трудилось столько людей. Раньше в семье могла быть всего одна книга, по ней учились все дети. Отсюда и пошло, что одна книга тысячу людей учит -А зачем нужны были книги? (чтобы передавать накопленные знания, чтобы было больше образованных людей, которые бы служили на благо Руси) -Почему возникла необходимость в другом способе создания книг? (Рукописные книги были дороги; их очень долго писали; ) -Как вы думаете, как стали создавать книги? (печатать) В 15 веке немецкий мастер Иоганн Гутенберг из города Майнца придумал металлические литеры (буквы), оставляющие на бумаге четкий отпечаток. Сначала он вырезал их из дерева. Но деревянные буквы от краски разбухали и быстро выходили из строя. Тогда Гутенберг решил отливать выпуклые изображения букв из металла. Мастер набирал из букв-литер строчки. Покрывал их краской и с помощью пресса получал оттиск на бумаге. - Книгопечатание быстро распространилось в Европе. Давайте с вами перенесемся в Россию XVІ века. И узнаем, кто же здесь начал книгопечатание? 1.Иван Федоров одним из первых выпустил книгу на русском языке. Долгое время он жил в Москве, где стал служителем церкви и книжником. Трудно было отыскать книгу, которую бы он не знал. Был Иван хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел и искусно резать по дереву. Часто бывая на пушечном дворе, научился он литейному делу. Заходил Иван Федоров и к живущим в Москве немцам. От них он узнал о печатных станках и о буквах-литерах, с помощью которых в немецких землях печатаются книги. И загорелся Федоров самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успехов. 2. В 1553 году царь Иван Грозный приказал строить в Москве особый дом для типографии, но открыта она была только в 1563 году, когда в ней начали работать первые русские печатники Иван Федоров и Петр Мстиславцев. Типография - полиграфическое предприятие, изготовляющее книги, журналы, газеты. 3. Станок, который появился на Печатном дворе, был прост по своей конструкции. Он состоял из давила и выдвижной доски, на которой помещалась рама с набранным из букв-литер текстом. Когда нажимали на рычаг, давило опускалось на раму с набором букв, покрытым черной краской. На бумаге, положенной между давилом и набором, получался оттиск – отпечатанная страница. - Какую первую книгу выпустил Иван Федоров, и как она выглядела, вы можете узнать из учебника стр. 82-83. Прочитайте. е Была напечатана не одна книга. Второй книгой государственной типографии был «Часовник», выпущенный в 1565 году. Новые веяния в книжном деле не очень-то пришлись по вкусу старым монахам-переписчикам. Еще бы — такая конкуренция! Труд переписчика, становился абсолютно невыгоден, ведь станок позволял печатать книги куда быстрее и дешевле! В 1566 году в типографии Фёдорова произошел пожар, и есть все основания считать, что он не был случайным. В итоге Ивану Фёдорову и Петру Мстиславцу пришлось бежать в Литву, а потом и на Украину. Но и там компаньоны продолжили заниматься печатным делом — издали "Псалтырь" и "Азбуку". Умер Иван Фёдоров во Львове в 1583 году. Там он и похоронен. В центре Москвы стоит памятник: человек средних лет, одетый в длинный старорусский кафтан, держит в руках только что отпечатанный лист будущей книги. Это памятник первопечатнику Ивану Фёдорову. - Рассмотрите этот памятник в учебнике стр. 83. -- На одной стороне постамента имеется надпись: «Первое начало печати на Москве святые книги в лето 7070(1563) первое апреля 19 ради братий моих и ближних моих». В этой надписи и сказано все самое главное о жизни Ивана Федорова: печатать ради братьев и ближних означало для него жить и трудиться ради просвещения русского народа и будущих поколений. -Вспомните, как называют людей, которые беззаветно служат своей Родине, прославляют ее своими делами? ( Патриоты.) - Можно ли назвать патриотом Ивана Федорова и почему?- В XVІІ столетии в России стало больше грамотных людей. И не только среди знати и служителей церкви, а также и среди горожан. Да и как торговать и заниматься ремеслом, не умея читать, писать и считать? - На стр. 84 учебника найдите сведения об учебниках, по которым учились люди в XVІІ веке Домашнее задание. Прочитать текст в учебнике на с. 82- 85. Выполнить задания в рабочей тетради по этому разделу. С.А.Клычков «Весна в лесу». Краткое сообщение о поэте. Сергей Антонович Клычков (1889-1937) — сын кустаря-сапожника в деревне Дубровки Тверской губернии. Семья была старообрядческой, и свой творческий дар, как считал сам С. Клычков, он унаследовал от родителей и предков. Учился в земской школе, реальном училище в Москве, на разных факультетах Московского университета (курса не окончил из-за материальных затруднений). Благодаря поддержке М. И. Чайковского совершил поездку в Италию. В конце 1910 выпускает первый стихотворный сборник «Песни». Позже он познакомился с творчески и душевно близкими ему писателями — С. Есениным и Н. Клюевым Сказочные герои населяют условный мир его стихов; земные, конкретные образы встречаются у Клычкова только в описаниях природы, Клычков служил в Финляндии, на Западном фронте, в Крыму, но военные впечатления отразились только в романе «Сахарный немец». В советское время перешел в основном на прозу, переводил грузинских поэтов и киргизский эпос. Поздняя его лирика теряет черты романтической условности, сказочности, наивной мечтательности. - Откройте учебник на странице 116. - Прчитайте стихотворение С. А. Клычкова «Весна в лесу». - Прочитайте 1 строфу- Как вы понимаете слово утренник? Утренник – 1) утренний спектакль, представление, зрелище (чаще для детей); 2) утренний мороз весной или осенью. - У этого слова 2 значения. Как вы думаете, какое значение нам подходит больше? –Художник Малышева нарисовала иллюстрацию к стихотворению. Какие строки она проиллюстрировала? (1строфа) Прочитаем. - В какое время суток привел нас автор в весенний лес? (утро, утренник) - Найдите признаки весны (мох, снег обтаял) - С какой интонацией мы прочитаем эту строфу? (спокойно, плавно, просыпается все) - Прочитайте 2 строфу - Как вы понимаете слово рудый? Рудый – 1) красный; 2) рыжий. б) Скажите, кого вы увидели в весеннем лесу? (Зайцы, дятел) - Прочитайте как поэт рассказывает о зайцах Груда - большая куча чего-нибудь. Почему грудой? Кого ещё видим в лесу? - Какого дятла мы видим? (красногрудого) Какое это художественное средство? Это эпитет. – Как вы понимаете ствол рудый? (рудый - рыжий, руда – рыжего цвета) Какой ствол выбирает дятел? (Рыжий) - У какого дерева ствол рыжий? (Может быть у сосны?) - А сейчас я прочитаю этот отрывок. Подумайте, только представить мы можем дятла? Нет, можем услышать. - -Какой художественный прием использует Клычков, чтобы услышать дятла ( дятел долбит) . - Прочитайте 3 строфу Кого ещё видим в лесу?- Как вы понимаете слово лом? Лом – ломаные или годные только для переработки предметы Какие художественные средства использует поэт для описания медведя? (Эпитеты). - Почему у медведя багровый хребет? (Отсвет зари) - «Медведь щурится в лому- А почему же щурится? (Еще не совсем проснулся, свет солнца в глаза) - Чем занят проснувшийся медведь? (ходит, ревет, оповещает лес о том, что он проснулся) В каком темпе его надо читать? (Не быстро) - Почему? Докажите. ( «Тягучий» – медленный, «побродить» – идти не быстро. - Прочитайте вслух эту строфу с выбранным темпом. в)- Прочитайте вслух следующую строфу – А кто еще радуется наступлению весны? (сои, глухари) - Как вы понимаете слово никнуть? - Как вы понимаете слово клохтать? - Как вы понимаете слово сойка? Никнуть – 1) опускаться, пригибаться; 2) ослабевать, становиться вялым, бессильным Клохтать – о курах или самках некоторых других птиц; кудахтать, издавать короткие повторяющиеся звуки. Сойка – пестрая, лесная птица семейства вороновых - Сои – это кто? (Птицы-сойки клохчут как курицы: «Кло-кло») - Глухари кружатся. Как вы это представляете? (Танцуют друг перед другом) - Почему автор смотрит на них? (Любуется ими). - Как будем читать эти строки? (с любованием) г) Прочитаем 5 строфу - Кого еще встретил автор в весеннем лесу ? (- Чудный страничек. Как вы думаете кто это? (Это месяц апрель. Автор олицетворяет его со странничком, то есть с путешественником )Свирелкасвирель – народный музыкальный инструмент в виде дудки (чаще спаренных дудок) из дерева, тростника. - А каким вы представляете Весну? - Какую интонацию мы должны выбрать? (загадочно) - Подготовьтесь к выразительному чтению. Золотая осень. Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с творчеством выдающегося писателя Бориса Леонидовича Пастернака. Ребята прочитайте название стихотворения, какую картину вы представили? А сейчас прочитав стихотворение Б. Пастернака, мы увидим с вами золотую осень глазами поэта. Сказочную, золотую осень.. С чем сравнивает Б. Пастернак золотую осень в этом четверостишие? Что такое чертог? Почему сравнивают с чертогом Со сказочным чертогом. Чертог – это пышное, великолепное помещение или здание, дворец. Потому что осень как пышный дворец. Поэт идет по просеке .Просека – это очищенная от деревьев полоса в лесу, служащая границей участка, дорогой. Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера Под фатой видно лицо невесты, так же и сквозь листочки видно лицо березы. Флигель – это постройка сбоку здания. Как картина в золоченой раме, так и флигель. Каталог – это составленный в определенном порядке перечень чего-либо. Ребята, какой темп выберите для чтения? Быстрый или медленный? Медленный ,будто идем и вместе с поэтом и любуемся этими картинами. Он любуется этой порой, чувствует себя спокойно умиротворённо, т.е. на душе тихо, спокойно, мирно. Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть. Русский язык Правописание глаголов в прошедшем времени. Работа с учебником. (словарь) Выпишите из словаря глаголы в столбик. Гореть- горел- горела -горело Желать- желал- желала -желало Сверкать- сверкал- сверкала -сверкало Что объединяет эти слова? (они неопр. формы) На какой вопрос они отвечают? (что делать?) Чем отличаются глаголы в прошедшем времени от глаголов в настоящем и будущем времени? (Обозначают действие, которое уже совершено.) – На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени? (вспомните))Какую отличительную особенность большинства глаголов прошедшего времени вы знаете? (Суффикс) Как изменяются глаголы в прошедшем времени? (По числам, в единственном числе по родам.) – Что именно указывает на изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам? (Изменение окончаний в зависимости от рода.) – Что вы можете определить у глаголов пр.вр. ед.ч.? (род) Запишите глаголы, которые отвечают на вопрос что делал? что делала? что делало? горел горела горело желал желала желало сверкал сверкала сверкало Выделите окончание Что вы заметили? ? (Глаголы прошедшего времени изменяются по родам, при этом меняется их окончание.) Назовите родовые окончания глаголов в прошедшем времени. М.р. ж.р. ср. р. Запишите глаголы, которые отвечают на вопрос что делали? Как вы думаете, можно ли определить род глагола прошедшего времени во множественном числе? Почему? Вывод: глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам. Работа с учебником. (правило) с.110 Как изменяются глаголы прошедшего времени в ед. числе? ( по родам) Что нам помогало в этом? (вопрос) Выделение в тексте глаголов в прошедшем времени; наблюдение над их особенностями. Стоял… раннее утро. Солнце освещал… верхушки высоких сосен. Длинные тени лежал… на песке. Лёгкая волна набегал… на берег. Море сверкал… в лучах солнца. На берегу сидел… белая чайка. – Найдите в тексте глаголы прошедшего времени. Обоснуйте свой ответ. – Выделите окончания этих глаголов. Одинаковые ли они? Почему? От чего это зависит? (От рода существительного, с которым связан этот глагол.) – Назовите эти глаголы вместе с существительными, которые связаны с ними в предложении. Стояло (ед.ч., Ср.р.) раннее утро. Солнце освещало (ед.ч., Ср.р.) верхушки высоких сосен. Длинные тени лежали (мн.ч.) на песке. Лёгкая волна набегала (ед.ч., Ж.р.) на берег. Море сверкало (ед.ч., Ср.р.) в лучах солнца. На берегу сидела (ед.ч., Ж.р.) белая чайка. Как можно определить род глагола в прошедшем времени? Вывод: род глагола определяется по вопросу, по роду существительного, с которым этот глагол связан в предложении. Упражнение в правописании родовых окончаний глаголов прошедшего времени. Прочитайте текст. Что вы заметили? (глаголы стоят в наст. времени). Стоит ясная погода. Автобус отъезжает от остановки. Дорога сворачивает направо. Кругом сияет осенняя красота. В лесу поблёскивает паутина. Время подходит к полудню. Подумайте и скажите, какое задание можно предложить, исходя из нашей темы урока. (Заменить глаголы настоящего времени на глаголы в прошедшем времени. Определи род и число глаголов. ) Проверка: Стояла (ед.ч., Ж.р.) ясная погода. Автобус отъезжал (ед.ч., М.р.) от остановки. Дорога сворачивала (ед.ч., Ж.р.) направо. Кругом сияла (ед.ч., Ж.р.) осенняя красота. В лесу поблёскивала (ед.ч., Ж.р.) паутина. Время подходило (ед.ч., Ср.р.) к полудню. Как определить род глагола в прошедшем времени? (По роду существительного, с которым этот глагол связан в предложении.) Списывание текста с заданием: поставить глаголы, данные в скобках, в форму прошедшего времени, выделить окончания, указать род. (Наступить) ясное утро. Со_нце ярко (сиять) в г_лубом неб_. Алмаз_ми (сверкать) роса на тр_ве, на лист_ях д_рев_ев. Кругом (стоять) т_шина. В_терок тёпл_й струйк_й (пробежать) (по) моему л_цу. Списать текст. Выделить окончания глаголов в прошедшем времени, указать число и род. Наступила тёмная ночь в лесу. Луна освещала лесную поляну. Стрекотали ночные кузнечики. Заливался в кустах соловей. В высокой траве кричали коростели. Чуть слышно журчали лесные ручьи. Приятно пахли ночные фиалки. Итог урока.Закончи фразу. Глаголы в прошедшем времени отвечают … на вопросы: что делал?, что делала?, что делало? что делали?Глаголы в прошедшем времени в ед.числе … изменяются по родам и числам У глаголов прошедшего времени мн.числа нельзя … изменяются по родам и числам Домашнее задание С.113 правила, упр.240 математика - Математика .Письменное деление на трехзначное число. 72 : 24 = 3 738:246=3 - Чтобы легче было найти цифру частного, разделим 738 на 200. Для этого 7 разделим на 2, в частном получим 3. Это пробная цифра. Умножим 246 на 3, получится 738. Значит частное 3. №291 стр.74 -решаем №29 стр.101-одним способом №32 (сделайте чертёж к задаче) Домашнее задание: с.101№30,31. –
4 класс
:Валентина Рукавишникова(Кандрашина
Мастера печатных дел.
Ход урока.
-Назовите материалы, из которых делали древние книги? (Глина, шёлк, папирус, железо, пергамент, береста, воск)
-Вспомните орудия для письма древних книг? (Заострённая камышовая тростинка, писало, костяные или металлические перья, птичье перо, перочинный ножик, чернила)
-Как назывались книги написанные пером и чернилами? (Рукописными)
-Кто записывал, переписывал рукописные книги? (Записывали монахи, жившие в монастырях, при княжеских дворцах.)
-Какие ещё мастера трудились над созданием книги? (Переписчики текста, художники, переплётчики)
Книга – это настоящая драгоценность, над её созданием в течение долгих 10 и более лет трудилось столько людей. Раньше в семье могла быть всего одна книга, по ней учились все дети. Отсюда и пошло, что одна книга тысячу людей учит
-А зачем нужны были книги? (чтобы передавать накопленные знания, чтобы было больше образованных людей, которые бы служили на благо Руси)
-Почему возникла необходимость в другом способе создания книг? (Рукописные книги были дороги; их очень долго писали; )
-Как вы думаете, как стали создавать книги? (печатать)
В 15 веке немецкий мастер Иоганн Гутенберг из города Майнца придумал металлические литеры (буквы), оставляющие на бумаге четкий отпечаток. Сначала он вырезал их из дерева. Но деревянные буквы от краски разбухали и быстро выходили из строя. Тогда Гутенберг решил отливать выпуклые изображения букв из металла. Мастер набирал из букв-литер строчки. Покрывал их краской и с помощью пресса получал оттиск на бумаге.
- Книгопечатание быстро распространилось в Европе.
Давайте с вами перенесемся в Россию XVІ века. И узнаем, кто же здесь начал книгопечатание?
1.Иван Федоров одним из первых выпустил книгу на русском языке. Долгое время он жил в Москве, где стал служителем церкви и книжником. Трудно было отыскать книгу, которую бы он не знал. Был Иван хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел и искусно резать по дереву. Часто бывая на пушечном дворе, научился он литейному делу. Заходил Иван Федоров и к живущим в Москве немцам. От них он узнал о печатных станках и о буквах-литерах, с помощью которых в немецких землях печатаются книги. И загорелся Федоров самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успехов.
2. В 1553 году царь Иван Грозный приказал строить в Москве особый дом для типографии, но открыта она была только в 1563 году, когда в ней начали работать первые русские печатники Иван Федоров и Петр Мстиславцев.
Типография - полиграфическое предприятие, изготовляющее книги, журналы, газеты.
3. Станок, который появился на Печатном дворе, был прост по своей конструкции. Он состоял из давила и выдвижной доски, на которой помещалась рама с набранным из букв-литер текстом. Когда нажимали на рычаг, давило опускалось на раму с набором букв, покрытым черной краской. На бумаге, положенной между давилом и набором, получался оттиск – отпечатанная страница.
- Какую первую книгу выпустил Иван Федоров, и как она выглядела, вы можете узнать из учебника стр. 82-83. Прочитайте. е Была напечатана не одна книга. Второй книгой государственной типографии был «Часовник», выпущенный в 1565 году. Новые веяния в книжном деле не очень-то пришлись по вкусу старым монахам-переписчикам. Еще бы — такая конкуренция! Труд переписчика, становился абсолютно невыгоден, ведь станок позволял печатать книги куда быстрее и дешевле! В 1566 году в типографии Фёдорова произошел пожар, и есть все основания считать, что он не был случайным. В итоге Ивану Фёдорову и Петру Мстиславцу пришлось бежать в Литву, а потом и на Украину. Но и там компаньоны продолжили заниматься печатным делом — издали "Псалтырь" и "Азбуку". Умер Иван Фёдоров во Львове в 1583 году. Там он и похоронен. В центре Москвы стоит памятник: человек средних лет, одетый в длинный старорусский кафтан, держит в руках только что отпечатанный лист будущей книги. Это памятник первопечатнику Ивану Фёдорову. - Рассмотрите этот памятник в учебнике стр. 83.
-- На одной стороне постамента имеется надпись: «Первое начало печати на Москве святые книги в лето 7070(1563) первое апреля 19 ради братий моих и ближних моих». В этой надписи и сказано все самое главное о жизни Ивана Федорова: печатать ради братьев и ближних означало для него жить и трудиться ради просвещения русского народа и будущих поколений.
-Вспомните, как называют людей, которые беззаветно служат своей Родине, прославляют ее своими делами?
( Патриоты.)
- Можно ли назвать патриотом Ивана Федорова и почему?- В XVІІ столетии в России стало больше грамотных людей. И не только среди знати и служителей церкви, а также и среди горожан. Да и как торговать и заниматься ремеслом, не умея читать, писать и считать?
- На стр. 84 учебника найдите сведения об учебниках, по которым учились люди в XVІІ веке
Домашнее задание. Прочитать текст в учебнике на с. 82- 85.
Выполнить задания в рабочей тетради по этому разделу.
С.А.Клычков «Весна в лесу».
Краткое сообщение о поэте.
Сергей Антонович Клычков (1889-1937) — сын кустаря-сапожника в деревне Дубровки Тверской губернии. Семья была старообрядческой, и свой творческий дар, как считал сам С. Клычков, он унаследовал от родителей и предков. Учился в земской школе, реальном училище в Москве, на разных факультетах Московского университета (курса не окончил из-за материальных затруднений). Благодаря поддержке М. И. Чайковского совершил поездку в Италию.
В конце 1910 выпускает первый стихотворный сборник «Песни». Позже он познакомился с творчески и душевно близкими ему писателями —
С. Есениным и Н. Клюевым
Сказочные герои населяют условный мир его стихов; земные, конкретные образы встречаются у Клычкова только в описаниях природы, Клычков служил в Финляндии, на Западном фронте, в Крыму, но военные впечатления отразились только в романе «Сахарный немец».
В советское время перешел в основном на прозу, переводил грузинских поэтов и киргизский эпос. Поздняя его лирика теряет черты романтической условности, сказочности, наивной мечтательности.
- Откройте учебник на странице 116.
- Прчитайте стихотворение С. А. Клычкова «Весна в лесу». - Прочитайте 1 строфу- Как вы понимаете слово утренник?
Утренник – 1) утренний спектакль, представление, зрелище (чаще для детей);
2) утренний мороз весной или осенью.
- У этого слова 2 значения.
Как вы думаете, какое значение нам подходит больше?
–Художник Малышева нарисовала иллюстрацию к стихотворению. Какие строки она проиллюстрировала? (1строфа) Прочитаем.
- В какое время суток привел нас автор в весенний лес? (утро, утренник)
- Найдите признаки весны (мох, снег обтаял)
- С какой интонацией мы прочитаем эту строфу? (спокойно, плавно, просыпается все)
- Прочитайте 2 строфу
- Как вы понимаете слово рудый?
Рудый – 1) красный; 2) рыжий.
б) Скажите, кого вы увидели в весеннем лесу? (Зайцы, дятел)
- Прочитайте как поэт рассказывает о зайцах
Груда - большая куча чего-нибудь. Почему грудой?
Кого ещё видим в лесу?
- Какого дятла мы видим? (красногрудого) Какое это художественное средство? Это эпитет. –
Как вы понимаете ствол рудый? (рудый - рыжий, руда – рыжего цвета)
Какой ствол выбирает дятел? (Рыжий)
- У какого дерева ствол рыжий? (Может быть у сосны?)
- А сейчас я прочитаю этот отрывок. Подумайте, только представить мы можем дятла? Нет, можем услышать.
- -Какой художественный прием использует Клычков, чтобы услышать дятла ( дятел долбит)
. - Прочитайте 3 строфу
Кого ещё видим в лесу?- Как вы понимаете слово лом?
Лом – ломаные или годные только для переработки предметы
Какие художественные средства использует поэт для описания медведя? (Эпитеты).
- Почему у медведя багровый хребет? (Отсвет зари)
- «Медведь щурится в лому- А почему же щурится? (Еще не совсем проснулся, свет солнца в глаза)
- Чем занят проснувшийся медведь? (ходит, ревет, оповещает лес о том, что он проснулся)
В каком темпе его надо читать? (Не быстро)
- Почему? Докажите. ( «Тягучий» – медленный, «побродить» – идти не быстро.
- Прочитайте вслух эту строфу с выбранным темпом.
в)- Прочитайте вслух следующую строфу
– А кто еще радуется наступлению весны? (сои, глухари)
- Как вы понимаете слово никнуть?
- Как вы понимаете слово клохтать?
- Как вы понимаете слово сойка?
Никнуть – 1) опускаться, пригибаться; 2) ослабевать, становиться вялым, бессильным
Клохтать – о курах или самках некоторых других птиц; кудахтать, издавать короткие повторяющиеся звуки.
Сойка – пестрая, лесная птица семейства вороновых
- Сои – это кто? (Птицы-сойки клохчут как курицы: «Кло-кло»)
- Глухари кружатся. Как вы это представляете? (Танцуют друг перед другом)
- Почему автор смотрит на них? (Любуется ими).
- Как будем читать эти строки? (с любованием)
г) Прочитаем 5 строфу
- Кого еще встретил автор в весеннем лесу ? (- Чудный страничек. Как вы думаете кто это? (Это месяц апрель. Автор олицетворяет его со странничком, то есть с путешественником )Свирелкасвирель – народный музыкальный инструмент в виде дудки (чаще спаренных дудок) из дерева, тростника.
- А каким вы представляете Весну?
- Какую интонацию мы должны выбрать? (загадочно)
- Подготовьтесь к выразительному чтению.
Золотая осень.
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с творчеством выдающегося писателя Бориса Леонидовича Пастернака. Ребята прочитайте название стихотворения, какую картину вы представили? А сейчас прочитав стихотворение Б. Пастернака, мы увидим с вами золотую осень глазами поэта.
Сказочную, золотую осень..
С чем сравнивает Б. Пастернак золотую осень в этом четверостишие? Что такое чертог?
Почему сравнивают с чертогом Со сказочным чертогом.
Чертог – это пышное, великолепное помещение или здание, дворец.
Потому что осень как пышный дворец.
Поэт идет по просеке .Просека – это очищенная от деревьев полоса в лесу, служащая границей участка, дорогой.
Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера Под фатой видно лицо невесты, так же и сквозь листочки видно лицо березы.
Флигель – это постройка сбоку здания.
Как картина в золоченой раме, так и флигель.
Каталог – это составленный в определенном порядке перечень чего-либо.
Ребята, какой темп выберите для чтения? Быстрый или медленный?
Медленный ,будто идем и вместе с поэтом и любуемся этими картинами.
Он любуется этой порой, чувствует себя спокойно умиротворённо, т.е. на душе тихо, спокойно, мирно.
Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть.
Русский язык
Правописание глаголов в прошедшем времени.
Работа с учебником. (словарь)
Выпишите из словаря глаголы в столбик.
Гореть- горел- горела -горело
Желать- желал- желала -желало
Сверкать- сверкал- сверкала -сверкало
Что объединяет эти слова? (они неопр. формы) На какой вопрос они отвечают? (что делать?)
Чем отличаются глаголы в прошедшем времени от глаголов в настоящем и будущем времени?
(Обозначают действие, которое уже совершено.)
– На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени? (вспомните))Какую отличительную особенность большинства глаголов прошедшего времени вы знаете? (Суффикс)
Как изменяются глаголы в прошедшем времени? (По числам, в единственном числе по родам.)
– Что именно указывает на изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по
родам? (Изменение окончаний в зависимости от рода.)
– Что вы можете определить у глаголов пр.вр. ед.ч.? (род)
Запишите глаголы, которые отвечают на вопрос
что делал? что делала? что делало?
горел горела горело
желал желала желало
сверкал сверкала сверкало
Выделите окончание
Что вы заметили? ? (Глаголы прошедшего времени изменяются по родам, при этом меняется их окончание.)
Назовите родовые окончания глаголов в прошедшем времени.
М.р. ж.р. ср. р.
Запишите глаголы, которые отвечают на вопрос что делали?
Как вы думаете, можно ли определить род глагола прошедшего времени во множественном числе? Почему?
Вывод:
глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам.
Работа с учебником. (правило) с.110
Как изменяются глаголы прошедшего времени в ед. числе? ( по родам)
Что нам помогало в этом? (вопрос) Выделение в тексте глаголов в прошедшем времени; наблюдение над их особенностями.
Стоял… раннее утро. Солнце освещал… верхушки высоких сосен. Длинные тени лежал… на песке. Лёгкая волна набегал… на берег. Море сверкал… в лучах солнца. На берегу сидел… белая чайка.
– Найдите в тексте глаголы прошедшего времени. Обоснуйте свой ответ.
– Выделите окончания этих глаголов. Одинаковые ли они? Почему? От чего это зависит? (От рода существительного, с которым связан этот глагол.)
– Назовите эти глаголы вместе с существительными, которые связаны с ними в предложении.
Стояло (ед.ч., Ср.р.) раннее утро. Солнце освещало (ед.ч., Ср.р.) верхушки высоких сосен. Длинные тени лежали (мн.ч.) на песке. Лёгкая волна набегала (ед.ч., Ж.р.) на берег. Море сверкало (ед.ч., Ср.р.) в лучах солнца. На берегу сидела (ед.ч., Ж.р.) белая чайка.
Как можно определить род глагола в прошедшем времени?
Вывод: род глагола определяется по вопросу, по роду существительного, с которым этот глагол связан в предложении.
Упражнение в правописании родовых окончаний глаголов прошедшего времени.
Прочитайте текст. Что вы заметили? (глаголы стоят в наст. времени).
Стоит ясная погода. Автобус отъезжает от остановки. Дорога сворачивает направо. Кругом сияет осенняя красота. В лесу поблёскивает паутина. Время подходит к полудню.
Подумайте и скажите, какое задание можно предложить, исходя из нашей темы урока.
(Заменить глаголы настоящего времени на глаголы в прошедшем времени. Определи род и число глаголов. )
Проверка:
Стояла (ед.ч., Ж.р.) ясная погода. Автобус отъезжал (ед.ч., М.р.) от остановки. Дорога сворачивала (ед.ч., Ж.р.) направо. Кругом сияла (ед.ч., Ж.р.) осенняя красота. В лесу поблёскивала (ед.ч., Ж.р.) паутина. Время подходило (ед.ч., Ср.р.) к полудню.
Как определить род глагола в прошедшем времени? (По роду существительного, с которым этот глагол связан в предложении.)
Списывание текста с заданием: поставить глаголы, данные в скобках, в форму прошедшего времени, выделить окончания, указать род.
(Наступить) ясное утро. Со_нце ярко (сиять) в г_лубом неб_. Алмаз_ми (сверкать) роса на тр_ве, на лист_ях д_рев_ев. Кругом (стоять) т_шина. В_терок тёпл_й струйк_й (пробежать) (по) моему л_цу.
Списать текст. Выделить окончания глаголов в прошедшем времени, указать число и род.
Наступила тёмная ночь в лесу. Луна освещала лесную поляну. Стрекотали ночные кузнечики. Заливался в кустах соловей. В высокой траве кричали коростели. Чуть слышно журчали лесные ручьи. Приятно пахли ночные фиалки.
Итог урока.Закончи фразу.
Глаголы в прошедшем времени отвечают … на вопросы: что делал?, что делала?, что делало? что делали?Глаголы в прошедшем времени в ед.числе … изменяются по родам и числам У глаголов прошедшего времени мн.числа нельзя … изменяются по родам и числам Домашнее задание С.113 правила, упр.240
математика
- Математика .Письменное деление на трехзначное число.
72 : 24 = 3
738:246=3
- Чтобы легче было найти цифру частного, разделим 738 на 200. Для этого 7 разделим на 2, в частном получим 3. Это пробная цифра. Умножим 246 на 3, получится 738. Значит частное 3.
№291 стр.74 -решаем
№29 стр.101-одним способом
№32 (сделайте чертёж к задаче)
Домашнее задание: с.101№30,31.
–