Ход урока 4. Повторение пройденного материала о частях речи. - На какие группы делятся части речи (самостоятельные и служебные) - Назовите самостоятельные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, имя числительное). Служебные (предлог, союз, частица). Молодцы! Я - самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – это я. Я наиболее самостоятельная часть речи. Уже от меня образуются другие части речи. Первобытный человек, познавая природу, давал название предметам, явлениям, поэтому я самая древняя часть речи. Ребята, помогите мне, расскажите, почему я такая важная часть речи. - (Отвечает на вопросы: Кто? Что? и вопросы косвенных падежей. Имеет постоянные признаки (одушевленность - неодушевленность, род, склонение), изменяется по числам и падежам.) – Имя существительное – самая представительная часть речи, самая существенная. Она появилась в речи, по мнению ученых, в числе самых первых слов. И это понятно, ведь человек с рождения смотрит на мир и хочет назвать всё то, что его окружает. 1. Определите склонение существительных (Пушной зверёк, реликтовая чайка, ледяное поле, ранняя оттепель, белая куропатка, амурский тигр, земная поверхность) 2. Просклоняйте существительное кедровка 3. Определите падеж существительных (живет в норе, сорвал травинку, цветы папоротника, найти добычу, занят охотой). 4 Разобрать как часть речи слово (по) тропинке … 2. Повторение об имени прилагательном. Родился я с очень покладистым характером. Мне было страшно и грустно. И я подружился с другой частью речи. Вместе – дружба, вместе – служба. Название мое в переводе с греческого означает «эпитет», а с латинского - «прибавление», «приложение». Что я за часть речи? - Как определить род, число, падеж у прилагательного? (по существительному) - Для чего служат прилагательные? (украшают нашу речь, точнее описывают предмет) - Какие типы текстов вы знаете? (описание и повествование) - Все ли части речи названы ? (нет союзов и предлогов) - Какое новое слово встретилось в стихотворении?? (Междометие) Основное назначение междометий - обозначение эмоциональных и волевых переживаний, но не для их названий, поэтому они не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Они составляют отдельную группу. 3. Повторение о глаголе. Я – настоящий богатырь среди частей речи. Никакая часть речи не имеет столько форм. Я – хороший работник, всегда при деле, всегда с кем-то связан. Дружу с другими частями речи. По частоте употребления я занимаю второе место. Что я за часть речи? -Назовите, по каким признакам определяется спряжение глаголов? -Какие глаголы-исключения знаете? Выписать глаголы с пропущенным окончанием, определить спряжение. Сверка..т, суш…т, плеска..т, клон…т, ослепля..т. 4.Повторение о местоимении. Я о себе такого мненья: Огромна роль моя: Я делу отдаюсь сполна. Я заменяю имена. Мой мир широк и разнообразен. Без меня нет языков. Я заменяю известную часть речи. Кто я! - У местоимения мы можем определить лицо. Назовите 1,2 и 3 лицо местоимения. Домашнее задание :выполнить все задания по тексту,с.137№300,302
4 класс
:Валентина Рукавишникова(Кандрашина
Части речи
Ход урока
4. Повторение пройденного материала о частях речи.
- На какие группы делятся части речи (самостоятельные и служебные)
- Назовите самостоятельные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, имя числительное). Служебные (предлог, союз, частица). Молодцы!
Я - самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – это я. Я наиболее самостоятельная часть речи. Уже от меня образуются другие части речи. Первобытный человек, познавая природу, давал название предметам, явлениям, поэтому я самая древняя часть речи. Ребята, помогите мне, расскажите, почему я такая важная часть речи.
- (Отвечает на вопросы: Кто? Что? и вопросы косвенных падежей. Имеет постоянные признаки (одушевленность - неодушевленность, род, склонение), изменяется по числам и падежам.)
– Имя существительное – самая представительная часть речи, самая существенная. Она появилась в речи, по мнению ученых, в числе самых первых слов. И это понятно, ведь человек с рождения смотрит на мир и хочет назвать всё то, что его окружает.
1. Определите склонение существительных (Пушной зверёк, реликтовая чайка, ледяное поле, ранняя оттепель, белая куропатка, амурский тигр, земная поверхность)
2. Просклоняйте существительное кедровка
3. Определите падеж существительных (живет в норе, сорвал травинку, цветы папоротника, найти добычу, занят охотой).
4 Разобрать как часть речи слово (по) тропинке …
2. Повторение об имени прилагательном.
Родился я с очень покладистым характером. Мне было страшно и грустно. И я подружился с другой частью речи. Вместе – дружба, вместе – служба.
Название мое в переводе с греческого означает «эпитет», а с латинского - «прибавление», «приложение». Что я за часть речи?
- Как определить род, число, падеж у прилагательного? (по существительному)
- Для чего служат прилагательные? (украшают нашу речь, точнее описывают предмет)
- Какие типы текстов вы знаете? (описание и повествование)
- Все ли части речи названы ? (нет союзов и предлогов)
- Какое новое слово встретилось в стихотворении?? (Междометие)
Основное назначение междометий - обозначение эмоциональных и волевых переживаний, но не для их названий, поэтому они не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Они составляют отдельную группу.
3. Повторение о глаголе.
Я – настоящий богатырь среди частей речи. Никакая часть речи не имеет столько форм. Я – хороший работник, всегда при деле, всегда с кем-то связан. Дружу с другими частями речи. По частоте употребления я занимаю второе место. Что я за часть речи?
-Назовите, по каким признакам определяется спряжение глаголов?
-Какие глаголы-исключения знаете?
Выписать глаголы с пропущенным окончанием, определить спряжение.
Сверка..т, суш…т, плеска..т, клон…т, ослепля..т.
4.Повторение о местоимении.
Я о себе такого мненья:
Огромна роль моя:
Я делу отдаюсь сполна.
Я заменяю имена.
Мой мир широк и разнообразен. Без меня нет языков. Я заменяю известную часть речи. Кто я!
- У местоимения мы можем определить лицо. Назовите 1,2 и 3 лицо местоимения.
Домашнее задание :выполнить все задания по тексту,с.137№300,302