Служба в Спецназе.

(Часть 2)
- Считаете ли Вы, что хорошо овладели своей специальностью?
- Мне кажется, что это как игра на музыкальном инструменте – можно всю жизнь учиться. Нет предела совершенству. Вряд ли когда-либо возникнет такой момент, что я скажу: «Ну все, я всего достиг!»
- И все же?
- Да, уровень хороший, достаточно высокий. Не только у меня, но и у сослуживцев. В рамках поступающих задач никогда не было проблем с их выполнением.
- Самоподготовкой занимаетесь?
- Конечно. Считаю это очень важным элементом подготовки. Когда у нас нет занятий, а идёт хозяйственный период, то я обязательно делаю упор на физо и на самостоятельную подготовку. Сослуживцы тоже занимаются самостоятельно, кто-то, конечно, и через некоторое принуждение со стороны командиров.
- Конспекты пишете?
- Пишем. Дается ведь много информации, запомнить которую сразу – физически невозможно. Поэтому я не знаю ни одного своего сослуживца, у которого не было бы конспекта. Это обязательная вещь.
- Один из саперов рассказывал мне, что они тоже писали конспекты, а потом их забрали навсегда со словами: «Это секретная информация о взрывчатых веществах!»
- Есть определенные темы, в тех же подразделениях связи, которые даются под запись, но дальше ты их должен сдать под замок. Хочешь изучить – просишь, читаешь, а потом опять сдаешь.
Нам такая информация не дается, поэтому конспекты никто не изымает. Но даже если бы их изъяли, а потом не выдали, то тут же бы возник ответ с нашей стороны: «Я хочу позаниматься, а вы мне не даете. Не задавайте тогда мне потом вопрос, почему я чего-то не знаю».
- То есть конспекты в спецназе пишутся для себя и нет такого, чтобы что-то там накарябать для проверяющего для отвода глаз?
- Иногда старшие начальники в подразделении могут собрать конспекты для проверки, но они все равно пишутся не для них. Все эти знания будут проверяться на практике. Где-то могут практиковаться вопросы на летучках: «Расскажи ТТХ такого-то оружия». Где-то вопросы могут не задавать, но в ходе твоей службы на занятиях или учениях сразу будет видно – разбираешься ли ты в необходимых вещах или нет.
- На уборку территории ходите?
- Конечно. В основном, уборка осуществляется силами наряда. Если он не справляется, например, выпало очень много снега зимой, то привлекаются остальные. Но это происходит не в ущерб занятиям.
- Квадратное катать, а круглое носить приходится?
- Конечно. Куда ж без этого? Живем, живем, а потом: «Надо отмыть люки канализационные на закрепленной территории и отметить их кругами разного цвета!» Почему именно люки, зачем люки? «Надо! Надо отмыть!» Моем.
Машину загрузили имуществом, завтра выезд. Казалось бы, опечатай ее, поставь в охраняемый парк. Нет: «Поставим ее под окна и будем всю ночь сами охранять!»
- Обедаете дома или в части?
- На усмотрение стреляющего. Кто-то домой ездит, кто-то с собой приносит, кто-то в столовую ходит.
- Со столовой ведь свои нюансы есть, там нынче во многих частях только по отпечатку пальца пускают…
- Да, у нас тоже такое есть. Теперь, если стоишь на довольствии, надо обязательно ходить на приемы пищи. Хорошо, что можно выбрать на табло, когда придешь, а когда нет, вплоть до «на завтрак в пятницу приду, а на обед нет». Основная проблема в том, что мы часто выезжаем на учения, а это каждый раз надо старшине снимать либо ставить на котловое довольствие по рапорту. Поэтому периодически на прохождение рапорта требуется время и на прием пищи проходим не по отпечатку. Начальник столовой то закрывает на это глаза, то нет.
- Служебное жилье дают?
- Офицерам дают, холостым контрактникам тоже в общежитии места предоставляют, хотя не всегда на всех хватает. А вот контрактникам с семьями «служебку» получить тяжеловато. Они, как правило, снимают жилье.
- В программе военной ипотеки состоите?
- Нет.
- Почему?
- Для меня это своего рода определенная кабала. Поэтому я не хочу вписываться ни в военную, ни в гражданскую ипотеку. Мне так проще. Например, если я захочу расти дальше и попытаюсь перевестись в другую часть, то наличие ипотеки может вызвать проблемы. В спецназе хороших людей просто так не отпускают, перевод могут просто не одобрить. Придется дожидаться окончания контракта, увольняться и идти в другую часть. А это вызовет сложности с ипотекой, так как при увольнении она переводится на гражданскую и придется ее платить из собственного кармана.
Лично для меня это определенный якорь, который мне создаст больше проблем.
- Как Вы получали ВКПО?
- Первый раз в 2014 году. Получил полный комплект, но очень много вещей было не по размеру. Кое-что ушивать пришлось, кое-что просто мало носил.
Второй раз в текущей части. Я был уже более подкован и сказал, что не свои размеры брать не буду. Кладовщик на меня пытался давить, но я сказал, что, как говорится, не первый день замужем, и не надо мне ничего говорить. В итоге мне выдали все по размеру. Но знаю ситуации, когда люди получали не все, и потом, в преддверии грандиозных смотров по каким-либо случаям, им впопыхах находили то, что нужно и нужного размера.
Вообще сейчас есть сложности с выдачей ВКПО, как мне кажется, из-за того, что его усиленно воруют.
- Срок носки ВКПО реален или завышен?
- Завышен. Тут даже и разговаривать нечего. Раньше, когда еще «цифра» была, то в подразделении всегда была подменка, поэтому выданную форму так быстро не «убивали». Был комплект для выезда в поля, комплект – в части ходить.
Сейчас же ВКПО является инвентарным имуществом, в связи с чем подменки просто нет. Даже с учетом нашей специфики – мы носим ВКПО только в части, в полях используем более удобную форму, - летний костюм к концу контракта выцветает, выстирывается и выглядит плохо.
- Что скажете о летних ботинках?
- Это погибель. Когда я еще служил срочку, мне выдали обыкновенные кожаные ботинки. И по факту я их год спокойно относил. При том, что участвовал в Параде на 9 мая и много в них маршировал. И другой обуви, помимо валенок зимой, у меня не было.
Те же ботинки, что последние годы выдают… Они живут очень мало. Модели меняют, но это не сильно помогает. Первые так вообще быстро сыпались. Да и помимо износостойкости они не выполняют свою главную функцию. В спецназе не экономят на двух вещах: на обуви и на рюкзаках. Потому что берегут ноги и спину. Я оставил летние ботинки исключительно для хождения в наряд, но потом понял, что и для этого они не годятся: натирают, некомфортно. Поэтому для этих целей просто купил себе черные ботинки.
- Командование к ним не придирается?
- Нет. По части можно ходить в военного типа ботинках, не обязательно уставных. Уставные ботинки используем только для участия в каких-либо международных учениях. И то только для того, чтобы продемонстрировать их на смотре и на время пребывания в дороге.
Если к нам приходит какой-то новый человек, который нашей специфики еще не знает, то первое, что мы ему говорим: «Так, чувак, бери деньги, пойдем тебе ботинки покупать».
- Нарукавные знаки, нашивки – приобретаются за свой счет?
- Что-то там выдают, но выглядит оно не очень. Целенаправленно я их не получал и даже не спрашивал, где они. По факту все покупаем сами. Это все так часто меняется, я раза четыре за последние четыре года брал полные комплекты заново. Плюс еще были какие-то переходные моменты типа на зеленом фоне цветная вышивка. Столько денег было угрохано на все это. И все это на фоне того, что непонятно как это носить: сегодня вот так, а завтра говорят сделать уже по-другому. Очень устаем от всего этого.
- Пару месяцев назад военнослужащим запретили в служебное время пользоваться смартфонами, телефонами, имеющими камеры, беспроводные сети и флеш-карты. До этого приказа в спецназе были ограничения в том же духе?
- Какого-либо отдельного регламента использования телефонов для контрактников не было. На одном из прежних мест службы у нас вообще было что-то типа корпоративных сим-карт: у дежурного по части был планшет со всеми этими номерами, и он с него делал всем рассылки типа: «Прибыть во столько-то в часть! Построиться во столько на развод!» и т.п.
Сейчас использование смартфонов запрещено, но по факту «просто мобильниками» все всё равно пользуются. На некоторые учения даже обязательно требуют их брать, на случай экстренной связи.
- А в командировках?
- Если по России, на тот же Кавказ, то все как обычно, все пользовались. Если же за границей, то там существенные ограничения. С собой провезти его можно, но трудно. Достают их на месте, как и сим-карты, как резервный вариант для экстренной связи.
Некоторые люди на месте приобретают смартфоны, пользуются интернетом, звонят домой по WhatsApp, Viber, но я считаю это неправильным. Но надо понимать, что там работает РЭР и не только наша. Зашли вы на свою страничку ВКонтакте, данные об этом через вышку связи ушли на сервер. Понятно, что там местным ВК не нужен, значит, с огромной вероятностью это пользователь из России. Ваш номер попадает радиоэлектронной разведке, начнут отслеживать кому вы звоните. Оно вам надо, чтобы личные номера ваших близких стали известны третьим лицам? Я такое не поддерживаю.
Для звонков домой там развернуты армейские узлы связи. Дают 10 минут (и то это ограничение только на главной базе), но по факту можно спокойно говорить дольше, если очереди нет. Если тебя отправили в командировку на три-четыре месяца, а ты тяжело переносишь расставание с близкими и хочешь каждый день с ними по полчаса разговаривать, задумайся, правильную работу ли ты себе выбрал?
- Для переговоров с домом надо как-то отдельно записываться заранее?
- Нет, все в порядке живой очереди.
- Как в спецназе относятся к наличию у военнослужащего аккаунтов в социальных сетях?
- Запрета их иметь нет. Вопрос в фотографиях: нельзя публиковать фотографии, на которых будет хоть как-то проявляться ваша принадлежность к вооруженным силам. Даже если вы решили с дедом за грибами пойти, то публикация фото в камуфляже может привести к проблемам. Последние пару лет за этим очень серьезно следит контрразведка. Аккаунт должен быть как у абсолютно гражданского человека, без большого объема каких-то личных данных. Можно под своей фамилией и реальной фотографией. Но многие люди и ФИО левые указывают, и фото могут чужое поставить.
- Минобороны уже продемонстрировало проект приказа, по которому военнослужащим вообще будет запрещено публиковать любые сведения о своей службе в интернете.
- Я не считаю, что это какая-то большая проблема. Не думаю, что это что-то как-то сильно поменяет. Если человек захочет с какой-то целью осветить какое-то событие, то он это сделает. Даже сейчас он не подписывается, делает это анонимно.
- Разделение по сроку службы среди контрактников есть?
- Разделение есть, но по кругу интересов. 32-летнему дядьке, у которого жена и дети, может быть неинтересно общаться с 21-летним парнишкой. Поэтому разделение идет на эдаком хозяйственно-бытовом уровне. А при выполнении служебных обязанностей разделения нет: всегда все всё вместе делаем. У нас и командный состав групп, офицеры наравне с нами работают: те же ящики грузим вместе. Подчиненными неправильно будет понято, если это все будет выглядеть как: «Вы тут поработайте, а я постою».
Да, новичка не поставят дежурным по подразделению, он пойдет дневальным, но вместе с ним будут и другие дневальные, которые служили дольше него.
Я сам не поддерживаю подобные разделения и никогда в тех группах, где я служил, его не было. В других группах иногда такое подмечал.
- В пехоте сержанты – командиры отделений, замкомвзводы – частенько являются командирами для галочки. По факту они такие же контрактники, как и остальные, их никто особо не слушает. В спецназе как это выглядит?
- У нас бывает так, что по штату командиров отделений вообще нет. Если же они есть, то это реальные командиры.
- Взаимоотношения с офицерами какие? Бывает так, что: «Я – начальник, ты – дурак!»?
- Я не знаю тех людей, кто в армии хоть раз бы не сталкивался с «я – начальник, ты – дурак». Не в своей группе я слышал оскорбительные выражения офицеров в адрес подчиненных. Просто там был такой коллектив, что воспринимал это как должное. В моих группах никогда офицер не оскорблял подчиненных. Бывают, конечно, сложные разговоры, когда что-то накипело, но без личных оскорблений.
- По сети гуляет немало видео, где на построении командир батальона, полка, бригады трехэтажным матом характеризует подчиненных. В спецназе это не популярно?
- Офицеры моего батальона крайне культурно и уважительно общаются с подчиненными. Без резких слов. Это не воспринимается как слабость, это принимается как нормальное отношение и находит положительный отклик.
А так в одном из прежних мест службы видел, как на построении части командир срывал погоны и забирал тельняшки у солдат, попавшихся с наркотиками. Да, он их материл. Но тут было понятно за что, за реально позорные вещи. Это не одно и тоже, как солдата назвать тупым, если у него что-то не получается, например.
- Поборы с денежного довольствия есть? Сдаете деньги на что-нибудь?
- Куда ж без этого. Следует понимать, что обеспечение армии недостаточное и всегда требуется что-то да докупить. На тот же полевой выход взять генераторы, приобрести картридж для принтера, что-то отремонтировать надо. Существует ротная касса, в нее на такие вещи и скидываемся.

Служба в Спецназе. - 894274445615
gif

Комментарии

Комментариев нет.