Художественные масляные краски содержат в своем составе необходимое количество масла. Как известно, излишек его в красочной пленке приводит к отрицательным результатам: значительным цветовым изменениям произведения и пониженной долговечности его. Тем ме менее некоторые художники применяют масло в качестве разбавителя в тех случаях, когда это можно сделать без ущерба, например, при нанесении красок тонкими слоями. Здесь, как и вообще в технологии живописи, основную роль играет достаточно быстрое и сквозное просыхание масляно-красочной пленки. Процесс высыхания масла можно разделить на четыре стадии: 1) затягивание поверхности тончайшей пленкой, дающей отлип при прикосновении пальцем; 2) высыхание, при котором поверхность пленки кажется сухой, но от умеренного нажатия пальцем на ней остается отпечаток; З) практическое высыхание, когда пленка кажется вполне просохшей, не дает отпечатка пальца, но еще мягка; 4) окончательное отвердение, наступающее не менее чем через год. Скорость высыхания масла зависит от ряда факторов: характера грунта, температуры помещения,степени освещенности, влажности воздуха в др. Так, например, в темноте льняное масло практически высыхает более чем за 60 суток,на рассеянном свету - за 5-6 суток, летом при интенсивном длительном освещении и повышенной температуре - за З-е суток. Сушка масла (и масляных красок) на прямых солнечных лучах не рекомендуется, так как одновременно с образованием пленки начинается и ее усиленный распад. Сушка в темноте приводит к пожелтению и потемнению, что особенно усиливается при большой влажности воздуха. Это свойство льняного масла необходимо учитывать и при работе с масляными красками, так как иногда им пренебрегают, и в результате получаются чернота, искаженные отношения тонов, чему еще способствует прожухание, связанное с нанесением краски на предыдущй, достаточно толстый и не вполне просохший слой. Скорость просыхания всей пленки масла зависит и от ее толщины, что относится и к красочному слою. От толщины красочного слоя зависит внешний вид (фактура) и сохранность произведений масляной живописи. Толстый слой просыхает медленнее, но зачастую художник, не считаясь с тем, что красочный слой пе вполне просох, наносит на него последующий нормальный слой. При этом масло из верхнего слоя краски просачивается через подсохшую поверхностную пленку в нижний слой и обедненный маслом верхний слой тускнеет, теряет силу своего тона и яркость, т. е. "прожухает". Нанесение толстого слоя на недостаточно просохшую краску может явиться причиной растрескивания. Добавлять масло в краску следует лишь при необходимости и в ограниченном количестве. Нельзя по указанной выше причине вводить избыток масла в нижние слои живописи, а в подмалевке вообще не рекомендуется применять масло. Избыток масла в верхних слоях приводит к "оседанию" и образованию морщин при высыхании. При разбавлении красок маслом следует также учитывать высыхающую способность краски. Медленно сохнущие краски вообще не рекомендуется разбавлять одним маслом, а применять для этой цели смеси масел с даммарным или мастичным лаком. для разбавления быстросохнущих красок лучше брать уплотненное масло. Масло льняное рафинированное и отбеленное представляет собой продукт рафинации и отбелки льняного масла, полученного из семян льна северных районов способом холодного прессования. Масло выдерживается в течение многих месяцев, и происходящее при атом "вызревание" положительно сказывается на его свойствах. Благодаря применению указанных выше методов обработки масло освобождается от белков, слизи и других примесей нежирового комплекса и дает лучше просыхающую и более прочную пленку. Оно применяется в масляной живописи в качестве разбавителя красок, при изготовлении эмульсий для клеемасляных грунтов, является основой для получения уплотненного и оксидированюого масла. Масло льняное уплотненное для живописи - продукт специальной обработки льняного масла, предварительно выдержанного и освобожденного от белковых слизистых и других вредныхпримесей путем рафинации и двойной отбелки, применяется в масляной живописи в качестве разбавителя красок. Отличается по своим свойствам от обычного льняного отбеленного масла тем, что его пленка обладает меньшей способностью жухнуть и давать «оседание» (сморщивание), менее склонна к пожелтению, более влагостойка. В то же время это масло слабее впитывается в нижележащий материал. Необходимо заметить, что введение уплотненных масел придает краскам некоторую тягучесть. Однако великие художники прошлых веков, не взирая на это, применяли уплотненные масла своего изготовления и добивались эффективных результатов. Уплотненное льняное масло рекомендуется вводить в краску при лессировках (с добавлением разбавителя), а также в состав так называемого "тройника", применяемого многими художниками и состоящего из трех равных частей: даммарного или мастичного лака, масла и пинема. Благодаря повышенному коэффициенту преломления уплотненное масло придает краскам улучшенные оптические свойства (большую глубину тона, "звучность", а для некоторых красок, например, для изумрудной зеленни, уплотненное масло незаменимо, так как применение обычного отбеленного масла в этом случае приводит к некоторому высветлению и мутноватости. Уплотненное масло применяют также для протирания пожухлых мест, не допуская его избытка. Масло ореховое уплотненное для живописи представляет собой продукт термической обработки масла грецких орехов, предварительно рафинированного и отбеленного отбельной землей. Ореховое масло применяется в живописи в качестве разбааителя в течение нескольких столетий. Оно отличается от льняного масла тем, что дает менее желтеющую пленку и несколько уступает ему по эластичности. Однако второе его качество относится лишь к необработанному ореховому маслу. Уплотненное масло дает более зластичную пленку и приближается к льняному, сохраняя свое превосходство в отношении меньшего пожелтения пленки. По времени высыхания оно практически почти не отличается от уплотненного льнянного масла. В то же время красочньюе пласты на нем получаются более отрывистыми и более легкими в работе. Ореховое уплотненное масло рекомендуется при разведении красок светлых, нежных тонов, пленки которых могут измениться от пожелтения льняного масла (например, позеленение голубых тонов и т. п.). Масло льняное оксидированное для живописи представляет собой рафинированное, отбеленное и выдержанное масло, подвергшееся затем сгущению путем окисления кислородом воздуха на солнечном свету, является классическим средством, описанным в старинных трактатах. Оно отличается от других видов льняного масла тем, что быстрее сохнет и обладает наименьшим пожелтением в пленках. Применяется в живописи для разбавления масляных красок одно или в смеси с лаками и разбавителями. (2) Масла, лаки и разбавители составляют группу вспомогательных материалов, тем не менее, они играют немаловажную роль в технике живописи. Умелое разбавление красок, нанесение тонких промежуточных слоев, покрытие лаком высохшего живописного произведения – все это способствует получению желаемых эффектов и большей сохранности произведения. Масла являются основным материалом для приготовления масляных красок. Маслами, применявшимися в старинной живописи, были льняное, ореховое и конопляное. Что касается макового масла, то последнее вошло в употребление лишь в начале ?VІІ столетия. Природные растительные масла по своей сути являются сложными эфирами – соединениями глицерина и трех жирных кислот - триглицеридами. Разнообразие свойств масел обусловлено различной природой кислот в триглицеридах. В частности, от того, какие именно кислоты образуют триглицериды, зависит способность масла к высыханию на воздухе и скорость этого процесса. Масла, обладающие свойством высыхать, имеют в составе своих молекул жирнокислотные остатки, с так называемыми двойными химическими связями -С=С-, которые химически активны и способны к взаимодействию с другими веществами. В частности, на воздухе происходит химическая реакция с кислородом. При этом может происходить химическая «сшивка» через атом кислорода между разными молекулами триглицеридов. Так формируется полимерная пленка на поверхности масел, т.е. масло «высыхает». Чем больше кислорода способно присоединить масло, тем быстрее оно «высыхает» и образует твердую пленку. Эта способность увеличивается с повышением содержания остатков непредельных кислот - линолевой и линоленовой. Несмотря на схожесть названия этих кислот, они отличаются по своей химической природе. Линоленовая кислота имеет три двойные связи, линолевая – две. Скорость высыхания масла зависит от присутствия в нем в первую очередь линоленовой кислоты и во вторую очередь - линолевой. По способности «высыхать» масла делятся на высыхающие, полувысыхающие и невысыхающие. В живописи применяются высыхающие и полувысыхающие масла. Льняное масло является особенно ценным материалом в производстве художественных красок и лаков. Способность льняного масла быстро высыхать и образовывать прочную и эластичную пленку является незаменимым качеством для связующего вещества, применяемого в живописи. Льняное масло относится к высыхающим маслам, т. к. содержит большое количества линоленовой кислоты (30-67%), имеющей три двойные связи. На воздухе при комнатной температуре пленка этого масла высыхает за 5-9 суток. Льняное масло добывается из семян льна. Качество масла зависит от места произрастания семян. Из семян льна северных районов получают масло с большим содержанием непредельных кислотных остатков в глицеридах. При соответствующей обработке сырого льняного масла изменяются его физико-химические свойства, и масло приобретает ряд новых, ценных для живописи свойств. В связи с этим для живописи рекомендуется использовать не сырое льняное масло, а рафинированное и отбеленное. Серьезным недостатком льняного масла является его способность темнеть и желтеть. Льняное масло применяется в масляной живописи также в качестве разбавителя красок, при изготовлении эмульсий для клеемасляных грунтов. Необходимо отметить, что любые масла следует применять осторожно во избежание получения нежелательных последствий. Как известно, излишек масла в красочной пленке приводит к отрицательным результатам: потемнению, сморщиванию, к пониженной долговечности написанного произведения. Добавлять масло в краску следует при необходимости и в ограниченном количестве. Нельзя вводить избыток масла в нижние слои живописи во избежание «прожухания» верхних слоев краски, а в подмалевок вообще не рекомендуется. Избыток масла в верхних слоях приводит к «сседанию» и образованию морщин при высыхании. В отдельных случаях избыточное масло может до засыхания пленки выделиться на поверхности и высветлить тон краски, делая его белесоватым, мутным. При разбавлении красок маслом следует также учитывать высыхающую способность краски. Медленно сохнущие краски вообще не рекомендуется разбавлять одним маслом, а применять для этой цели смеси масел с даммарным или мастичным лаком. Для разбавления быстросохнущих красок лучше брать уплотненное масло. Уплотненное льняное масло является продуктом частичной термической полимеризации масла льняного рафинированного отбеленного и применяется в масляной живописи в качестве разбавителя красок. Оно отличается по своим свойствам от масла льняного рафинированного отбеленного тем, что его пленка обладает меньшей способностью жухнуть и давать «сседание» (сморщивание), менее склонна к пожелтению, более влагостойка. Необходимо заметить, что введение уплотненных масел придает краскам некоторую тягучесть. Однако, великие художники прошлых веков, невзирая на это, применяли только уплотненные масла своего собственного изготовления и добивались эффективных результатов, как в отношении качества своих произведений, так и их долговечности. Уплотненное масло с добавлением разбавителя рекомендуется вводить в краску при лессировках. Благодаря повышенному коэффициенту преломления уплотненное масло придает краскам улучшенные оптические свойства (большую глубину тона, «звучность»). Уплотненные масла применяют для протирания прожухлых мест, не допуская избытка масла. Кроме льняного масла для живописи используются и полувысыхающие масла – ореховое, маковое, подсолнечное, сафлоровое. Маковое масло добывается прессованием семян мака. Это масло почти бесцветное и без запаха. Маковое масло не содержит линоленовую кислоту. Тем не менее, благодаря наличию в его составе 60% линолевой кислоты, это масло относится к числу полувысыхающих. Оно образует нежелтеющее покрытие, которое, однако, обладает низкой эластичностью и прочностью. Пленка макового масла по прочности уступает пленке льняного, при высыхании она сжимается, и красочный слой покрывается трещинами. Маковое масло может использоваться в живописи в смеси с высыхающими маслами. Ореховое масло добывают из орехов различных пород деревьев. В живописи применяется лишь масло грецких орехов. Грецкие орехи перед прессованием выдерживают несколько месяцев, т. к. из свежих орехов нельзя получить качественное масло. Ореховое масло слабо окрашено и не имеет запаха. Ореховое масло относится к полувысыхающим маслам. Это масло содержит от 3% до 15% линоленовой кислоты, от 50% до60% линолевой; и высыхает на воздухе за 8-12суток. По своим свойствам оно занимает промежуточное положение между льняным и маковым маслами. Высыхающая способность орехового масла ниже льняного, но выше, чем у макового. Ореховое масло не желтеет и не меняет тона светлых красок. Для живописи лучше использовать уплотненное ореховое масло, т.к. оно дает более эластичную пленку, схожую с пленкой льняного масла. Сморщивание масляного слоя при использовании орехового масла не происходит. Что касается образования трещин, то ореховое масло надежнее макового, т. к. его слой просыхает по всей толщине. Пленка орехового масла при старении склонна к размягчению. Ореховое масло редко применяется в живописи из-за своей дороговизны. Подсолнечное масло добывают из семян подсолнечника. Для живописи используют рафинированное масло, т. к. оно с течением времени не желтеет и дает более эластичную пленку. Это масло полувысыхающее, в его составе 30-50% линолевой кислоты. На воздухе оно высыхает за 10-14 суток. Пленка подсолнечного масла со временем размягчается, поэтому целесообразнее применять его в смеси с высыхающими маслами. Сафлоровое масло добывают из семян сафлора. Сафлор – масличное и красильное южное травянистое растение. В семенах сафлора содержится до 60% масла. Получают сафлоровое масло путем прессования или экстракции. Сафлоровое масло относится к полувысыхающим маслам. По содержанию кислот похоже на ореховое. Высыхает на воздухе за 8-12 суток. Сафлоровое масло дает светлую, нежелтеющую пленку, но красочный слой становится со временем более хрупким, чем у льняного масла. Все вышеперечисленные полувысыхающие масла могут быть использованы для разведения масляных красок, в том числе красок светлых и нежных тонов, пленки которых могут измениться от пожелтения льняного масла. Тем не менее, следует еще раз обратить внимание на то, что избыток масла вреден для живописи, и использовать масла следует с осторожностью
Школа Рисования для Взрослых и Детей г. Белгород
Применение масел для живописи
Художественные масляные краски содержат в своем составе необходимое количество масла. Как известно, излишек его в красочной пленке приводит к отрицательным результатам: значительным цветовым изменениям произведения и пониженной долговечности его. Тем ме менее некоторые художники применяют масло в качестве разбавителя в тех случаях, когда это можно сделать без ущерба, например, при нанесении красок тонкими слоями. Здесь, как и вообще в технологии живописи, основную роль играет достаточно быстрое и сквозное просыхание масляно-красочной пленки.
Процесс высыхания масла можно разделить на четыре стадии: 1) затягивание поверхности тончайшей пленкой, дающей отлип при прикосновении пальцем; 2) высыхание, при котором поверхность пленки кажется сухой, но от умеренного нажатия пальцем на ней остается отпечаток; З) практическое высыхание, когда пленка кажется вполне просохшей, не дает отпечатка пальца, но еще мягка; 4) окончательное отвердение, наступающее не менее чем через год.
Скорость высыхания масла зависит от ряда факторов: характера грунта, температуры помещения,степени освещенности, влажности воздуха в др. Так, например, в темноте льняное масло практически высыхает более чем за 60 суток,на рассеянном свету - за 5-6 суток, летом при интенсивном длительном освещении и повышенной температуре - за З-е суток.
Сушка масла (и масляных красок) на прямых солнечных лучах не рекомендуется, так как одновременно с образованием пленки начинается и ее усиленный распад. Сушка в темноте приводит к пожелтению и потемнению, что особенно усиливается при большой влажности воздуха. Это свойство льняного масла необходимо учитывать и при работе с масляными красками, так как иногда им пренебрегают, и в результате получаются чернота, искаженные отношения тонов, чему еще способствует прожухание, связанное с нанесением краски на предыдущй, достаточно толстый и не вполне просохший слой. Скорость просыхания всей пленки масла зависит и от ее толщины, что относится и к красочному слою.
От толщины красочного слоя зависит внешний вид (фактура) и сохранность произведений масляной живописи. Толстый слой просыхает медленнее, но зачастую художник, не считаясь с тем, что красочный слой пе вполне просох, наносит на него последующий нормальный слой. При этом масло из верхнего слоя краски просачивается через подсохшую поверхностную пленку в нижний слой и обедненный маслом верхний слой тускнеет, теряет силу своего тона и яркость, т. е. "прожухает". Нанесение толстого слоя на недостаточно просохшую краску может явиться причиной растрескивания.
Добавлять масло в краску следует лишь при необходимости и в ограниченном количестве. Нельзя по указанной выше причине вводить избыток масла в нижние слои живописи, а в подмалевке вообще не рекомендуется применять масло. Избыток масла в верхних слоях приводит к "оседанию" и образованию морщин при высыхании.
При разбавлении красок маслом следует также учитывать высыхающую способность краски. Медленно сохнущие краски вообще не рекомендуется разбавлять одним маслом, а применять для этой цели смеси масел с даммарным или мастичным лаком. для разбавления быстросохнущих красок лучше брать уплотненное масло.
Масло льняное рафинированное и отбеленное представляет собой продукт рафинации и отбелки льняного масла, полученного из семян льна северных районов способом холодного прессования. Масло выдерживается в течение многих месяцев, и происходящее при атом "вызревание" положительно сказывается на его свойствах. Благодаря применению указанных выше методов обработки масло освобождается от белков, слизи и других примесей нежирового комплекса и дает лучше просыхающую и более прочную пленку. Оно применяется в масляной живописи в качестве разбавителя красок, при изготовлении эмульсий для клеемасляных грунтов, является основой для получения уплотненного и оксидированюого масла.
Масло льняное уплотненное для живописи - продукт специальной обработки льняного масла, предварительно выдержанного и освобожденного от белковых слизистых и других вредныхпримесей путем рафинации и двойной отбелки, применяется в масляной живописи в качестве разбавителя красок. Отличается по своим свойствам от обычного льняного отбеленного масла тем, что его пленка обладает меньшей способностью жухнуть и давать «оседание» (сморщивание), менее склонна к пожелтению, более влагостойка. В то же время это масло слабее впитывается в нижележащий материал.
Необходимо заметить, что введение уплотненных масел придает краскам некоторую тягучесть. Однако великие художники прошлых веков, не взирая на это, применяли уплотненные масла своего изготовления и добивались эффективных результатов.
Уплотненное льняное масло рекомендуется вводить в краску при лессировках (с добавлением разбавителя), а также в состав так называемого "тройника", применяемого многими художниками и состоящего из трех равных частей: даммарного или мастичного лака, масла и пинема.
Благодаря повышенному коэффициенту преломления уплотненное масло придает краскам улучшенные оптические свойства (большую глубину тона, "звучность", а для некоторых красок, например, для изумрудной зеленни, уплотненное масло незаменимо, так как применение обычного отбеленного масла в этом случае приводит к некоторому высветлению и мутноватости. Уплотненное масло применяют также для протирания пожухлых мест, не допуская его избытка.
Масло ореховое уплотненное для живописи представляет собой продукт термической обработки масла грецких орехов, предварительно рафинированного и отбеленного отбельной землей. Ореховое масло применяется в живописи в качестве разбааителя в течение нескольких столетий. Оно отличается от льняного масла тем, что дает менее желтеющую пленку и несколько уступает ему по эластичности. Однако второе его качество относится лишь к необработанному ореховому маслу. Уплотненное масло дает более зластичную пленку и приближается к льняному, сохраняя свое превосходство в отношении меньшего пожелтения пленки. По времени высыхания оно практически почти не отличается от уплотненного льнянного масла. В то же время красочньюе пласты на нем получаются более отрывистыми и более легкими в работе. Ореховое уплотненное масло рекомендуется при разведении красок светлых, нежных тонов, пленки которых могут измениться от пожелтения льняного масла (например, позеленение голубых тонов и т. п.).
Масло льняное оксидированное для живописи представляет собой рафинированное, отбеленное и выдержанное масло, подвергшееся затем сгущению путем окисления кислородом воздуха на солнечном свету, является классическим средством, описанным в старинных трактатах. Оно отличается от других видов льняного масла тем, что быстрее сохнет и обладает наименьшим пожелтением в пленках. Применяется в живописи для разбавления масляных красок одно или в смеси с лаками и разбавителями.
(2)
Масла, лаки и разбавители составляют группу вспомогательных материалов, тем не менее, они играют немаловажную роль в технике живописи. Умелое разбавление красок, нанесение тонких промежуточных слоев, покрытие лаком высохшего живописного произведения – все это способствует получению желаемых эффектов и большей сохранности произведения.
Масла являются основным материалом для приготовления масляных красок. Маслами, применявшимися в старинной живописи, были льняное, ореховое и конопляное. Что касается макового масла, то последнее вошло в употребление лишь в начале ?VІІ столетия.
Природные растительные масла по своей сути являются сложными эфирами – соединениями глицерина и трех жирных кислот - триглицеридами. Разнообразие свойств масел обусловлено различной природой кислот в триглицеридах. В частности, от того, какие именно кислоты образуют триглицериды, зависит способность масла к высыханию на воздухе и скорость этого процесса. Масла, обладающие свойством высыхать, имеют в составе своих молекул жирнокислотные остатки, с так называемыми двойными химическими связями -С=С-, которые химически активны и способны к взаимодействию с другими веществами.
В частности, на воздухе происходит химическая реакция с кислородом. При этом может происходить химическая «сшивка» через атом кислорода между разными молекулами триглицеридов. Так формируется полимерная пленка на поверхности масел, т.е. масло «высыхает». Чем больше кислорода способно присоединить масло, тем быстрее оно «высыхает» и образует твердую пленку. Эта способность увеличивается с повышением содержания остатков непредельных кислот - линолевой и линоленовой. Несмотря на схожесть названия этих кислот, они отличаются по своей химической природе. Линоленовая кислота имеет три двойные связи, линолевая – две. Скорость высыхания масла зависит от присутствия в нем в первую очередь линоленовой кислоты и во вторую очередь - линолевой. По способности «высыхать» масла делятся на высыхающие, полувысыхающие и невысыхающие.
В живописи применяются высыхающие и полувысыхающие масла.
Льняное масло является особенно ценным материалом в производстве художественных красок и лаков. Способность льняного масла быстро высыхать и образовывать прочную и эластичную пленку является незаменимым качеством для связующего вещества, применяемого в живописи.
Льняное масло относится к высыхающим маслам, т. к. содержит большое количества линоленовой кислоты (30-67%), имеющей три двойные связи. На воздухе при комнатной температуре пленка этого масла высыхает за 5-9 суток. Льняное масло добывается из семян льна. Качество масла зависит от места произрастания семян. Из семян льна северных районов получают масло с большим содержанием непредельных кислотных остатков в глицеридах. При соответствующей обработке сырого льняного масла изменяются его физико-химические свойства, и масло приобретает ряд новых, ценных для живописи свойств. В связи с этим для живописи рекомендуется использовать не сырое льняное масло, а рафинированное и отбеленное. Серьезным недостатком льняного масла является его способность темнеть и желтеть.
Льняное масло применяется в масляной живописи также в качестве разбавителя красок, при изготовлении эмульсий для клеемасляных грунтов. Необходимо отметить, что любые масла следует применять осторожно во избежание получения нежелательных последствий. Как известно, излишек масла в красочной пленке приводит к отрицательным результатам: потемнению, сморщиванию, к пониженной долговечности написанного произведения. Добавлять масло в краску следует при необходимости и в ограниченном количестве. Нельзя вводить избыток масла в нижние слои живописи во избежание «прожухания» верхних слоев краски, а в подмалевок вообще не рекомендуется.
Избыток масла в верхних слоях приводит к «сседанию» и образованию морщин при высыхании. В отдельных случаях избыточное масло может до засыхания пленки выделиться на поверхности и высветлить тон краски, делая его белесоватым, мутным. При разбавлении красок маслом следует также учитывать высыхающую способность краски.
Медленно сохнущие краски вообще не рекомендуется разбавлять одним маслом, а применять для этой цели смеси масел с даммарным или мастичным лаком. Для разбавления быстросохнущих красок лучше брать уплотненное масло.
Уплотненное льняное масло является продуктом частичной термической полимеризации масла льняного рафинированного отбеленного и применяется в масляной живописи в качестве разбавителя красок. Оно отличается по своим свойствам от масла льняного рафинированного отбеленного тем, что его пленка обладает меньшей способностью жухнуть и давать «сседание» (сморщивание), менее склонна к пожелтению, более влагостойка. Необходимо заметить, что введение уплотненных масел придает краскам некоторую тягучесть. Однако, великие художники прошлых веков, невзирая на это, применяли только уплотненные масла своего собственного изготовления и добивались эффективных результатов, как в отношении качества своих произведений, так и их долговечности. Уплотненное масло с добавлением разбавителя рекомендуется вводить в краску при лессировках. Благодаря повышенному коэффициенту преломления уплотненное масло придает краскам улучшенные оптические свойства (большую глубину тона, «звучность»). Уплотненные масла применяют для протирания прожухлых мест, не допуская избытка масла.
Кроме льняного масла для живописи используются и полувысыхающие масла – ореховое, маковое, подсолнечное, сафлоровое.
Маковое масло добывается прессованием семян мака. Это масло почти бесцветное и без запаха. Маковое масло не содержит линоленовую кислоту. Тем не менее, благодаря наличию в его составе 60% линолевой кислоты, это масло относится к числу полувысыхающих. Оно образует нежелтеющее покрытие, которое, однако, обладает низкой эластичностью и прочностью. Пленка макового масла по прочности уступает пленке льняного, при высыхании она сжимается, и красочный слой покрывается трещинами. Маковое масло может использоваться в живописи в смеси с высыхающими маслами.
Ореховое масло добывают из орехов различных пород деревьев. В живописи применяется лишь масло грецких орехов. Грецкие орехи перед прессованием выдерживают несколько месяцев, т. к. из свежих орехов нельзя получить качественное масло. Ореховое масло слабо окрашено и не имеет запаха. Ореховое масло относится к полувысыхающим маслам. Это масло содержит от 3% до 15% линоленовой кислоты, от 50% до60% линолевой; и высыхает на воздухе за 8-12суток. По своим свойствам оно занимает промежуточное положение между льняным и маковым маслами. Высыхающая способность орехового масла ниже льняного, но выше, чем у макового. Ореховое масло не желтеет и не меняет тона светлых красок. Для живописи лучше использовать уплотненное ореховое масло, т.к. оно дает более эластичную пленку, схожую с пленкой льняного масла. Сморщивание масляного слоя при использовании орехового масла не происходит. Что касается образования трещин, то ореховое масло надежнее макового, т. к. его слой просыхает по всей толщине. Пленка орехового масла при старении склонна к размягчению. Ореховое масло редко применяется в живописи из-за своей дороговизны.
Подсолнечное масло добывают из семян подсолнечника. Для живописи используют рафинированное масло, т. к. оно с течением времени не желтеет и дает более эластичную пленку. Это масло полувысыхающее, в его составе 30-50% линолевой кислоты. На воздухе оно высыхает за 10-14 суток. Пленка подсолнечного масла со временем размягчается, поэтому целесообразнее применять его в смеси с высыхающими маслами.
Сафлоровое масло добывают из семян сафлора. Сафлор – масличное и красильное южное травянистое растение. В семенах сафлора содержится до 60% масла. Получают сафлоровое масло путем прессования или экстракции. Сафлоровое масло относится к полувысыхающим маслам. По содержанию кислот похоже на ореховое. Высыхает на воздухе за 8-12 суток. Сафлоровое масло дает светлую, нежелтеющую пленку, но красочный слой становится со временем более хрупким, чем у льняного масла.
Все вышеперечисленные полувысыхающие масла могут быть использованы для разведения масляных красок, в том числе красок светлых и нежных тонов, пленки которых могут измениться от пожелтения льняного масла. Тем не менее, следует еще раз обратить внимание на то, что избыток масла вреден для живописи, и использовать масла следует с осторожностью