1. РАЗМЕР И МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ФИГУР. Для начала обратим внимание на размер и месторасположение фигур и предметов на рисунке. Слишком большие — так же, как и слишком маленькие фигуры, — требуют особого внимания. Если ребенок спокоен и уверен в себе, изображения не заполнят собой весь лист, но и не будут ютиться где-нибудь в уголке. Например, если он рисует в нижнем уголке листа крошечную букашку… Подобные изображения указывают на неуверенность, робость, тревогу и ощущение одиночества. Слишком большие, заполняющие собой все пространство листа фигуры могут свидетельствовать о скрытой агрессии, внутренней потребности «увеличиться в размерах». 2. КОМПОЗИЦИЯ РИСУНКА. Положите перед собой детский рисунок. Верхний правый угол — область будущего. Какие фигуры там нарисованы? Добрые они или злые? Может быть, это пугающие образы из снов или мультфильмов? Или, напротив, там изображены члены вашей семьи или любимые герои вашего ребенка? Противоположный край рисунка (левый нижний угол) — область прошлого. Обратите внимание на то, какие фигуры расположены здесь. Спросите малыша, что думают и чувствуют фигуры в области прошлого и будущего, чем они занимаются, какое у них настроение. 3. ВЫБОР И СОЧЕТАНИЕ ЦВЕТОВ Когда маленькие дети рисуют, им свойственно использовать яркую, многоцветную палитру — не успокоятся, пока все краски не перепробуют. Это совершенно нормально: ребенок экспериментирует с цветом, пробует его «на вкус», «на ощупь». Двухлетки часто выбирают любимый цвет, контрастный, тот, который хорошо заметен, и, случается, рисуют только им. Родителей нередко беспокоит, что ребенок рисует исключительно темно-синими или черным, однако в этом возрасте это совершенно нормально. Позднее ребенок все более свободно чувствует себя с цветом, выбирая и используя именно тот из них, которые в данный момент отражает его душевное состояние. Важно не только использование того или иного цвета, но и выбор сочетаний — например, ярко-красный с черным свидетельствует об агрессивности, а синий с зеленым — о спокойствии и равновесии. 4. РАССКАЗ О РИСУНКЕ Очень много важной информации можно почерпнуть из разговора о рисунке, однако важно правильно его построить. Запомните главное правило: никаких прямых вопросов, ведущим в диалоге является ребенок. Интонации должны быть мягкими, и никаких критических замечаний, насмешек типа: «Ну и что ты тут нарисовал?». Вопросы нужно задавать ненавязчиво, оставляя за ребенком право не отвечать на них. Как бы ты назвал свой рисунок? Расскажи мне о своем рисунке. Или: что происходит на рисунке? Ответы на эти вопросы помогают наладить беседу и уловить общее ощущение от изображения. 1. Как себя чувствуют люди или животные на картинке? Любая часть рисунка, фигура или предмет отражают те или иные переживания малыша. Все, что переживают герои рисунков, вполне вероятно, испытывает и сам ребенок. 2. Что персонажи рисунка чувствуют по отношению друг к другу? Если бы они могли разговаривать, что бы они сказали друг другу? Такие вопросы помогают ребенку высказать словами те чувства, которые он пытался выразить в рисунке. 3. Можно ли спросить кое-что у маленькой девочки, маленького мальчика, собаки, кошки, дома? Дав ребенку возможность отвечать на ваши вопросы за героев рисунка, вы сможете уточнить и прояснить непонятные моменты, разобраться, о каких переживаниях или страхах идет речь. Процесс рисования должен быть спонтанным. Ни в коем случае не навязанный ребёнку родителем, а происходящий на «волне вдохновения».
По всему миру с ИРОЙ .
А ЧТО РИСУЕТ ВАШ РЕБЕНОК ?
1. РАЗМЕР И МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ФИГУР.
Для начала обратим внимание на размер и месторасположение фигур и предметов на рисунке. Слишком большие — так же, как и слишком маленькие фигуры, — требуют особого внимания. Если ребенок спокоен и уверен в себе, изображения не заполнят собой весь лист, но и не будут ютиться где-нибудь в уголке. Например, если он рисует в нижнем уголке листа крошечную букашку… Подобные изображения указывают на неуверенность, робость, тревогу и ощущение одиночества. Слишком большие, заполняющие собой все пространство листа фигуры могут свидетельствовать о скрытой агрессии, внутренней потребности «увеличиться в размерах».
2. КОМПОЗИЦИЯ РИСУНКА.
Положите перед собой детский рисунок. Верхний правый угол — область будущего. Какие фигуры там нарисованы? Добрые они или злые? Может быть, это пугающие образы из снов или мультфильмов? Или, напротив, там изображены члены вашей семьи или любимые герои вашего ребенка? Противоположный край рисунка (левый нижний угол) — область прошлого. Обратите внимание на то, какие фигуры расположены здесь. Спросите малыша, что думают и чувствуют фигуры в области прошлого и будущего, чем они занимаются, какое у них настроение.
3. ВЫБОР И СОЧЕТАНИЕ ЦВЕТОВ
Когда маленькие дети рисуют, им свойственно использовать яркую, многоцветную палитру — не успокоятся, пока все краски не перепробуют. Это совершенно нормально: ребенок экспериментирует с цветом, пробует его «на вкус», «на ощупь». Двухлетки часто выбирают любимый цвет, контрастный, тот, который хорошо заметен, и, случается, рисуют только им. Родителей нередко беспокоит, что ребенок рисует исключительно темно-синими или черным, однако в этом возрасте это совершенно нормально. Позднее ребенок все более свободно чувствует себя с цветом, выбирая и используя именно тот из них, которые в данный момент отражает его душевное состояние. Важно не только использование того или иного цвета, но и выбор сочетаний — например, ярко-красный с черным свидетельствует об агрессивности, а синий с зеленым — о спокойствии и равновесии.
4. РАССКАЗ О РИСУНКЕ
Очень много важной информации можно почерпнуть из разговора о рисунке, однако важно правильно его построить. Запомните главное правило: никаких прямых вопросов, ведущим в диалоге является ребенок. Интонации должны быть мягкими, и никаких критических замечаний, насмешек типа: «Ну и что ты тут нарисовал?». Вопросы нужно задавать ненавязчиво, оставляя за ребенком право не отвечать на них. Как бы ты назвал свой рисунок? Расскажи мне о своем рисунке. Или: что происходит на рисунке? Ответы на эти вопросы помогают наладить беседу и уловить общее ощущение от изображения.
1. Как себя чувствуют люди или животные на картинке? Любая часть рисунка, фигура или предмет отражают те или иные переживания малыша. Все, что переживают герои рисунков, вполне вероятно, испытывает и сам ребенок.
2. Что персонажи рисунка чувствуют по отношению друг к другу? Если бы они могли разговаривать, что бы они сказали друг другу? Такие вопросы помогают ребенку высказать словами те чувства, которые он пытался выразить в рисунке.
3. Можно ли спросить кое-что у маленькой девочки, маленького мальчика, собаки, кошки, дома?
Дав ребенку возможность отвечать на ваши вопросы за героев рисунка, вы сможете уточнить и прояснить непонятные моменты, разобраться, о каких переживаниях или страхах идет речь. Процесс рисования должен быть спонтанным. Ни в коем случае не навязанный ребёнку родителем, а происходящий на «волне вдохновения».