Друзья мои, сегодня мы с вами отправимся в Большой цирк (Circo Massimo) равно вечный праздник

Цирк порос быльем в буквальном смысле. По неглубокому котловану гуляют собачники, да туристы стоят с закрытыми глазами, представляя, что здесь было когда-то.
А было вот что. Сначала, еще до рождения Рима, стояла деревушка и алтарь Конса — языческого божества. Божество это было многопрофильное, отвечало и за лошадей, и за плодородие, и за загробный мир. Из-за последних двух специализаций алтарь находился под землей, и выносился на поверхность только два раза в год, во время праздников, посвященных Консу — Консуалий.
Потом Ромул основал Рим и стал думать, кем бы его заселить. И придумал дать гражданство всем желающим! Желающие ехать в пустой молодой город были понятно какие — воры, убийцы и беглые рабы. Но это Ромула не смущало. Смущало его то, что новыми гражданами стали в основном мужчины. А для того, чтобы у города было не только сегодня, но и завтра, нужны были женщины. Только где их взять? Ромул честно обратился к соседям за помощью. У вас товар, мол, у нас… новый гражданин Рима.
Но все, к сожалению, хотели нормальных купцов. Новые граждане уже собирались продемонстрировать свои таланты в военном деле, но Ромул, с которого в списке личных грехов уже числился убитый брат, резню начинать не хотел. Вместо этого он организовал торжественные игры в честь бога Конса и пригласил соседей.
Соседи решили, праздник — дело святое, и явились на то место, где сейчас растет трава. И вот тут-то похватали новые граждане Рима девушек и растащили по домам. Войны было не избежать, но пока соседи ходили домой (за оружием и подмогой), пока договаривались о стратегии, пока возвращались обратно, в Риме уже вовсю звенели детские голоса.
Но война все-таки началась и скосила прилично мужского населения с обеих сторон. И вот, когда на поле боя остались одни сабиняне (большинство похищенных девушек были из области Сабина, к северо-востоку от Рима), да римляне, чье положение уже было незавидным, появились похищенные сабинянки с младенцами на руках, и принялись убеждать отцов, братьев и мужей, что родственников убивать нехорошо. И что вы думаете, убедили!
Народы объединились, религии слились, а в честь женщин устроили новый праздник — Матроналии, потому что праздники — это святое. Кстати, этот праздник отмечали 1 марта — тогда это был первый день календаря.
А в VI веке из алтаря Конса устроили цирк, сначала для почетных граждан, а потом — для всех. Правда, тот цирк совсем не был похож на сегодняшние цирки. «Циркус» на латыни означает круг, так римляне называли место для гонок на колесницах — это и было любимым состязанием тогдашних граждан. Правда, цирк не был круглым — формой он напоминал прямоугольник с двумя закругленными углами. В той стороне, где углы были прямыми, находились стойла, откуда одновременно выезжали лошади, которым предстояло обегать спИну — хребет посередине арены. Сначала все было деревянным, но уже в I веке хребет стал мраморным, на нем стояли статуи атлетов, зверей и даже особо ценный египетсткий обелиск, который сейчас возвышается на площади Пополо. Потом добавили еще один — этот сегодня возле Латеранской базилики.
Обычно в заезде участвовали 4 колесницы, запряженные 4 лошадьми каждая. Надо было проехать 7 кругов, и если не выиграть, так хоть не разбиться. Но заезды бывали разными — и 12 колесниц, и 24 круга, так что шансы на выигрыш варьировались, так же как и на выживание.
Вторым любимым зрелищем римлян была травля зверей (она успешнее шла в Колизее), а третьим — имитация морских сражений — навмахий. Все по честному — и корабли, и оружие, и убитые, так что это было мега-зрелище, очень дорогостоящее даже по меркам императорской казны. В Колизее навмахии тоже демонстрировались, но это как по телевизору кино смотреть, когда можно на большом экране — то есть цирке. Арена Большого цирка была огромной и располагалась гораздо ниже, чем сейчас, так что превратить ее в море водой из Тибра было относительно нетрудно.
Умер Большой цирк почти одновременно с Колизеем. В средние века тут были сады да огороды, и даже маленькая мельница на протоке. От этой мельницы и получила свое название стоящая с ней рядом (а нынче без нее) Мельничковая Башня, которую мы видим до сих пор. Потом здесь было еврейской кладбище, место казни и даже газгольдер. А что сегодня?
Сегодня здесь проходят спектакли, манифестации и праздничные концерты. Потому что праздники — это святое!

Комментарии