«Мадонна Орифламма» (1932 г.)


...Леонардо был примером для многих художников. Учился у него и Рерих. Не случайно он советовал молодым живописцам: «Изучайте штрих Микеланджело; мечтайте понять всю проникновенность Леонардо да Винчи».

...Ну а леонардовская «проникновенность» ясно ощущается в картине «Мадонна Орифламма» (1932). Рерих, так же как и Леонардо, изобразил свою героиню сидящей, со склонённой головой. За её фигурой виден далёкий пейзаж с высокими небесами, наполненными светом. Такой же свет исходит и от мадонны. Взгляд её, как и у всех леонардовских мадонн, потуплен, а лик её столь же чист, целомудрен и красив. Конечно, Рерих создаёт своё произведение совсем в иной живописной манере, обобщённо, плоскостно, но всё же линии глаз, носа, губ, подбородка вторят леонардовским шедеврам. Непосредственного цитирования здесь нет, хотя определённая перекличка с эрмитажной «Мадонной Литта» (1490–1491) просматривается совершенно отчётливо.

...В живописи Рериха свету отводится такая огромная роль, что можно сказать, философия его искусства зиждется на свете и включает в себя триаду тех же этико-эстетических категорий, к которым апеллировали и Кузанский, и Леонардо. Рерих в своей книге «Держава света» призывает:
«Да будет Свет! Каков же будет этот Свет и в чём будет заключаться огненный подвиг? – В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано – Любовь, Знание и Красота»
. Такое знамя держит мадонна в картине Рериха «Мадонна Орифламма» (1932). Само же знамя предстаёт в виде трёх амарантовых сфер, заключённых в круг как символ вечности и единения. Символический смысл сфер можно расшифровать в данном контексте согласно Рериху как Любовь, Знание и Красота.

Следует отметить тут одно важное обстоятельство: Рерих помещает свою мадонну также между двух окон, как это всегда делал Леонардо, с открывающимися далями с синеющими хребтами гор и ярким небесным сиянием. По всему видно, что леонардовская философия света здесь полностью воспринята русским художником вплоть до её конкретных проявлений.
«Мадонна Орифламма» (1932 г.)
«Мадонна Орифламма» (1932 г.)
(Е.П. МАТОЧКИН Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха: художественные параллели. — Самара: Издательский дом «Агни», 2002. — 192 с.)

Комментарии

Комментариев нет.