Артикуляционная разминка и развитие фонематического слуха у детей

Формирование правильного произношения звуков речи является основополагающим этапом развития коммуникативных навыков у ребёнка. Артикуляционная гимнастика и упражнения на развитие фонематического слуха играют ключевую роль в этом процессе. Представленный материал предлагает комплекс упражнений, направленных на развитие артикуляционной моторики и фонематических представлений у детей.
Артикуляционная разминка и развитие фонематического слуха у детей - 961342244921

Артикуляционная разминка «Разговор леса»

Данное упражнение представляет собой игровую форму артикуляционной разминки, которая активизирует работу органов артикуляции, подготавливая их к правильному произношению звуков.

1. Ветер в лесу – ш-ш-ш.
2. Уж ползет по траве – с-с-с.
3. Прилетел жук – ж-ж-ж.
4. Запел комарик – з-з-з.
5. Пролетела птица – шух-шух.
6. Засопел ежик – пых-пых-пых.

Использование звукоподражаний и образных представлений делает упражнение увлекательным для детей, стимулируя их воображение и интерес к звукам речи.

Упражнения на развитие фонематического слуха

Фонематический слух – это способность различать, идентифицировать и манипулировать звуками речи. Развитие этой способности необходимо для овладения грамотой, чтения и письма.

«Чувствительное ушко»

Данный комплекс упражнений направлен на развитие фонематического слуха:

* Просим тишины – ц-ц-ц. - Упражнение на дифференциацию звука "ц" в различных контекстах.

* Разгоним крикливых птиц – кш-кш-кш. - Упражнение на различение и воспроизведение звука "кш".

* Дуем на одуванчик – ф-ф-ф. - Упражнение на артикуляцию и дифференциацию звука "ф".

* Журчит вода в ручейке – дз-дз-дз. - Упражнение на различение и воспроизведение звука "дз".

* Зажужжала пчела – дж-дж-дж. - Упражнение на различение и воспроизведение звука "дж".

* Загудел в поле трактор – р-р-р. - Упражнение на артикуляцию и дифференциацию звука "р".

Игры на развитие фонематического слуха:

* «Поймай звук»: Ребенок хлопает в ладоши, услышав заданный звук в словах.

* «Где звук?»: Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

* «Какой звук я тяну?»: Ребенок узнаёт и называет протяжные гласные звуки.

* «Заколдованные звуки»: Озвучивание звуков беззвучной артикуляцией.

* «Сколько звуков – столько пальцев»: Ребёнок показывает количество пальцев, соответствующее количеству звуков в слове.

* «Капризный звук»: Ребенок «возвращает» звук на место в слове.

Игры с использованием зрительных опор:

* «Телеграфисты»: Составление слов из отдельных звуков.

* «Красный – белый»: Классификация слов по наличию заданного звука.

* «Разгадай слово»: Определение первого звука в слове и составление слова из начальных звуков.

* «Озвучь картинку»: Соотнесение картинки с соответствующим звуком.

Коллективные игры:

* «Общий звук»: Определение общего звука в ряду слов.

* «Самый внимательный»: Составление новых слов из заданных слогов.

* «Бусы»: Определение начального и конечного звука в слове.

* «Кто в рукавичке живет»: Звукоподражание животным.

* «Простучи слоги»: Определение количества слогов в слове.

* «Испорченный телефон»: Передача слова по цепочке шепотом.


Представленные упражнения и игры направлены на развитие артикуляционной моторики и фонематического слуха у детей. Регулярное использование данных упражнений в игровой форме способствует формированию правильного произношения, развитию речевого слуха и подготовке к овладению грамотой.

Важно отметить:

* Необходимо учитывать индивидуальные особенности развития каждого ребёнка.
* Упражнения должны быть интересными и увлекательными для детей.
* Важно создать позитивную и поддерживающую атмосферу во время занятий.
---
#речевоеразвитие #логопедия #артикуляционнаягимнастика #звуки #фонетика #словообразование #игры #развитиеречи #логопед #дети #дошкольники #школа #родители #обучение #раннееразвитие #язык

Комментарии

Комментариев нет.