Помогаем малышу заговорить

Логопеды советуют, если ребёнок долго не говорит, не стоит на него наседать со словами «Скажи» и «Повтори». Есть такая штука - речевой негативизм, когда ребёнок может просто не захотеть делать то, о чём его просят – по принципу «не могу и не хочу»! Но помочь заговорить можно.
Как?
1. Верно строим речь с малышом
— Говорим медленно, чётко и достаточно громко, выделяя главное слово – то, которое хотим, чтобы ребёнок запомнил. Говорим простыми предложениями, не употребляем сложных слов.
— Говорим только о том, что малыш может увидеть прямо сейчас. Следим за реакцией ребёнка, за тем, на что он смотрит, что привлекло его внимание, о том и говорим, сами называя предмет: «Вот идёт СОБАКА. СОБАКА коричневая. Как говорит СОБАКА? (пауза) Ав-ав!»
— Комментируем действия, которые совершает сам ребёнок: «Петя идёт по дорожке. Топ-Топ! Топ-Топ! топает ножками. Топ-Топ! Топ-Топ!»
— Говорим не постоянно, а только в конкретных ситуациях. Не превращаем свою речь в трансляцию по радио. У ребёнка должна быть ассоциация — слово-предмет или слово-действие.
— Используем в речи вопросы: «Что это?». При том, сперва сами отвечаем на вопрос. «Петя, что это? (пауза) Это МАШИНА!»
2. Приём «БОЛЬШИЕ ПАУЗЫ»
– Например, не дочитываем стихотворение до конца, которое вы постоянно читаете», чтобы ребёнок его продолжил. Закончил за вас – ура! – хлопаем в ладоши и радуемся, не закончил - дочитываем сами как ни в чём не бывало - не показывая своего разочарования, так как иначе появится комплекс «не могу заговорить», с которым детишкам трудно справится. Или не договариваем предложение: «Петя сел на… На что?»
3. «Переводим» речь малыша
Если малыш никак не может отойти от звукоподражания ( «Би-би», «Ав-ав», «ам-ам»), переводим, побуждая говорить больше. «Тр-р-р!» — переводим: «Ты хочешь посмотреть машину поближе? Пойдём, я тебе её покажу!» Говорить «не понимаю» ни при первых словах, ни потом — нельзя. А если, действительно, не можем расшифровать, переводимв игру: «А как это большие дети говорят?»
4. Если малыш заикается
Очень часто запинки появляются у детей, которые начинают говорить рано – эмоций много, хочется всё рассказать, а строить предложение ещё не умеем. Спокойно просим, чтобы малыш остановился и медленно всё рассказал – не побуждаем «говори, говори!», а активно слушаем. Даём обратную связь – «я поняла, ты хотел сказать, что мальчик едет на велосипеде». Ребёнок ответит «Да» - он слышит как верно произносить фразу и при этом не теряет в себе уверенности. Заикающихся малявочек тоже НЕ НАДО поправлять, этим фиксируется внимание на запинках, заикании.
Ну и всё делайте с позитивным настроением, пусть пока речи маленького оратора совсем далеки от идеала, но зато его слова – самые желанные, особенно если это «Мама, тя люлю!» :)
Выпуски «Малышариков» построены от простого к сложному, начинайте смотреть серии первых – там речь наиболее проста для восприятия самых маленьких.

Комментарии

Комментариев нет.