Фортепиано: история появления и эволюция инструмента
В СССР практически каждый ребенок знал огромный музыкальный инструмент, занимающий полкомнаты в небольших квартирах. Он считался роскошью и в то же время необходимостью для многих семей. В прошлом веке каждая девочка или девушка просто обязана была уметь играть на нем. Выпуск инструментов в СССР, несмотря на большое количество, не отличался высоким качеством. Фабрики «Красный Октябрь», «Заря», «Аккорд», «Лира», «Кама», «Ростов-Дон», «Ноктюрн», «Ласточка» производили недорогие добротные изделия из натуральных материалов, уступающие европейским аналогам. А после распада Союза почти исчезло производство фортепиано в России. Поэтому сегодня может показаться, что в наш век интерес к нему иссяк, но, возможно, кто-то пересмотрит свой взгляд, узнав сколько труда и времени понадобилось, чтобы создать привычное нам фортепиано, его современное звучание и удобный внешний вид. А так же то, сколько произведений не только полюбившихся классиков, но и современных шедевров созданы, используя звучание именно этого громоздкого и, казалось бы, устаревшего инструмента. Предшественниками фортепиано считаются клавикорды и клавесины. Создавались они специально для комнатного музицирования в небольших помещениях. Кто и в каком году придумал или изобрел эти клавишно-щипковые инструменты точно не известно. Возникнув примерно в XIV веке, они получили широкое распространение в Европе в XVI-XVII веках. Однако композиторам начала XVIII стало явно не хватать инструмента с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо и нежнейшее пианиссимо. И тогда появился король музыкальных инструментов! Родиной первого фортепиано стала Италия. Его создал в 1709 году итальянский мастер Бартоломео Кристофори. За основу он взял корпус клавесина и клавишный механизм клавикорда. Это событие дало толчок появлению пианино ( по-итальянски «pianino») — «маленькое фортепиано». Пианино — это действительно меньшая по размеру разновидность фортепиано. В отличие от рояля у него струны, дека и механическая часть расположены вертикально, поэтому оно занимает гораздо меньше места в помещении. И это немаловажно, ведь со временем инструменты и музыка стали доступнее простому народу и переселились из замков в дома обычных граждан. Из-за компактных размеров у пианино звук тише, чем у рояля. Поэтому оно практически не используется для концертных целей. Около 1709 года итальянский создатель фортепиано разместил под струнами молоточки. Эта конструкция получила наименование gravicembalo col piano e forte. Во Франции подобное новшество было разработано французским скульптором Ж. Мариусом в 1716 году, в Германии органистом К. Г. Шретером в 1717 году. Благодаря изобретению двойной репетиции Эраром появилась возможность быстро повторно нажимать клавиши, вызывая вызывать более совершенное и мощное звучание. С конца XVIII века фортепиано уверенно вытеснило распространенные до этого клавесины и клавикорды. При этом возникли своеобразные гибриды, сочетающие органные, клавесинные и фортепианные механизмы. В России о фортепиано узнали в 1820-х годах благодаря мастерам Тишнеру и Вирты. И полюбили. Будучи подходящим для воспроизведения лучших и сложных мелодий, пианино и фортепиано стали неизменным атрибутом дворянских усадеб и квартир современной интеллигенции. Развитие фортепиано стало поворотным моментом в музыкальной истории. Благодаря его появлению изменились концерты, в которых он занял ведущее положение. Это определило быстрый рост популярности в период классицизма и романтизма. Возникла плеяда композиторов, посвятивших свое творчество исключительно этому инструменту. Одними из первых его освоили В. А. Моцарт, Й Гайдн, Л. Бетховен, Р. Шуман, Ш. Гуно. Известны многочисленные шедевры фортепианной музыки. Даже не предназначенные для фортепиано произведения звучат именно на нем значительно интереснее, чем на других инструментах. Во время Первой мировой войны, когда гул разрывающихся снарядов и свист пуль наполняли почти весь окружающий мир, французский радист Морис Мартено (Maurice Martenot), сидя в окопах, мечтал найти новое звучание, которое бы заглушило звуки войны. Экспериментируя с военной радиостанцией, он заинтересовался необычным «поющим» звуком, который издавали лампы оборудования. Будучи музыкантом по призванию (он в совершенстве играл на скрипке), ему не составило труда превратить эти случайные электрические звуки радиостанции в незатейливые мелодии. После окончания войны, увлеченный электрическим звучанием, Морис Мартено продолжил свои эксперименты. Десять лет он работал над своим проектом и только лишь в 1928 году достиг желаемого результата. В этом же году на Парижской выставке он представил мировому сообществу свое изобретение, назвав его «Волны Мартено» (Ondes Martenot). Поскольку это был один из первых подобных инструментов, изобретение Мартено вызвало оживленный интерес. Люди, впервые услышавшие о нем, окрестили его «космическим пианино», поскольку он издавал необычные для того времени неземные звуки, которые одновременно кажутся и радостными, и загадочными, и величественными! Французский композитор Морис Равель, когда услышал звучание Волн Мартено, сказал: «Что за изумительный звук! Это просто фантастика. Но ему не хватает способности колебаться». Через некоторое время Мартено усовершенствует его в соответствии с пожеланиями Равеля. В тридцатые годы композиторы, ищущие новое звучание, писали музыку для Волн Мартено. Среди них были такие известные композиторы, как Оливье Мессиан, Богуслав Мартину, Дариюс Мийо, Артюр Онеггер, Шарль Кёклен и другие. Широкое применение этот инструмент нашел в кино-индустрии при создании музыки к фантастическим фильмам. Следующей ступенью в развитии клавишных электронных инструментов стал орган Хаммонда. Он великолепно имитировал – синтезировал – звучание настоящего духового органа. Американский инженер Лоренс Хаммонд спроектировал его в далеком 1935 году. Не все церкви могли позволить себе настоящий дорогой духовой орган, поэтому он планировался как замена классическому церковному инструменту, но со временем оказалось, что он чрезвычайно популярен и среди «мирян». Да не просто мирян, а блюзменов, джазменов, рок-н-рольщиков и даже военных музыкантов. Однако инженерам все так и не удавалось сделать инструмент простым и доступным, пока за работу не взялся Джон Муг, владелец фирмы по производству терменвоксов (электронных музыкальных инструментов, созданных в 1920 году советским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом в Петрограде) который, наконец, хоть как-то приблизил синтезатор к простым смертным. Он создал Minimoog – воистину культовый инструмент, популяризировавший жанр электронной музыки. Он был компактным, стоил, пусть и дорого – 1500$, но это первый синтезатор с двумя нулями в конце цены. Помимо этого Minimoog обладал звуком, который ценим музыкантами по сей день. Аналоговые синтезаторы с тех времен не подверглись кардинальным изменениям, они до сих пор ценимы и очень дороги – модели представляли собой тот классический вид синтезаторов, к которому мы привыкли. В настоящее время сложились отдельные традиции производства фортепиано, отличающиеся механикой. Также на основе классического инструмента появились новые: синтезаторы и электронные пианино. Возникли и просты клавишные инструменты, которые используют библиотеку сэмплов, записанных в ROM-памяти, их назвали ромплерами.
Заколодье
Фортепиано: история появления и эволюция инструмента
В СССР практически каждый ребенок знал огромный музыкальный инструмент, занимающий полкомнаты в небольших квартирах. Он считался роскошью и в то же время необходимостью для многих семей. В прошлом веке каждая девочка или девушка просто обязана была уметь играть на нем.
Выпуск инструментов в СССР, несмотря на большое количество, не отличался высоким качеством. Фабрики «Красный Октябрь», «Заря», «Аккорд», «Лира», «Кама», «Ростов-Дон», «Ноктюрн», «Ласточка» производили недорогие добротные изделия из натуральных материалов, уступающие европейским аналогам. А после распада Союза почти исчезло производство фортепиано в России.
Поэтому сегодня может показаться, что в наш век интерес к нему иссяк, но, возможно, кто-то пересмотрит свой взгляд, узнав сколько труда и времени понадобилось, чтобы создать привычное нам фортепиано, его современное звучание и удобный внешний вид. А так же то, сколько произведений не только полюбившихся классиков, но и современных шедевров созданы, используя звучание именно этого громоздкого и, казалось бы, устаревшего инструмента.
Предшественниками фортепиано считаются клавикорды и клавесины. Создавались они специально для комнатного музицирования в небольших помещениях. Кто и в каком году придумал или изобрел эти клавишно-щипковые инструменты точно не известно. Возникнув примерно в XIV веке, они получили широкое распространение в Европе в XVI-XVII веках.
Однако композиторам начала XVIII стало явно не хватать инструмента с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо и нежнейшее пианиссимо. И тогда появился король музыкальных инструментов!
Родиной первого фортепиано стала Италия. Его создал в 1709 году итальянский мастер Бартоломео Кристофори. За основу он взял корпус клавесина и клавишный механизм клавикорда. Это событие дало толчок появлению пианино ( по-итальянски «pianino») — «маленькое фортепиано».
Пианино — это действительно меньшая по размеру разновидность фортепиано. В отличие от рояля у него струны, дека и механическая часть расположены вертикально, поэтому оно занимает гораздо меньше места в помещении. И это немаловажно, ведь со временем инструменты и музыка стали доступнее простому народу и переселились из замков в дома обычных граждан. Из-за компактных размеров у пианино звук тише, чем у рояля. Поэтому оно практически не используется для концертных целей.
Около 1709 года итальянский создатель фортепиано разместил под струнами молоточки. Эта конструкция получила наименование gravicembalo col piano e forte. Во Франции подобное новшество было разработано французским скульптором Ж. Мариусом в 1716 году, в Германии органистом К. Г. Шретером в 1717 году. Благодаря изобретению двойной репетиции Эраром появилась возможность быстро повторно нажимать клавиши, вызывая вызывать более совершенное и мощное звучание. С конца XVIII века фортепиано уверенно вытеснило распространенные до этого клавесины и клавикорды. При этом возникли своеобразные гибриды, сочетающие органные, клавесинные и фортепианные механизмы.
В России о фортепиано узнали в 1820-х годах благодаря мастерам Тишнеру и Вирты. И полюбили. Будучи подходящим для воспроизведения лучших и сложных мелодий, пианино и фортепиано стали неизменным атрибутом дворянских усадеб и квартир современной интеллигенции.
Развитие фортепиано стало поворотным моментом в музыкальной истории. Благодаря его появлению изменились концерты, в которых он занял ведущее положение. Это определило быстрый рост популярности в период классицизма и романтизма. Возникла плеяда композиторов, посвятивших свое творчество исключительно этому инструменту. Одними из первых его освоили В. А. Моцарт, Й Гайдн, Л. Бетховен, Р. Шуман, Ш. Гуно. Известны многочисленные шедевры фортепианной музыки. Даже не предназначенные для фортепиано произведения звучат именно на нем значительно интереснее, чем на других инструментах.
Во время Первой мировой войны, когда гул разрывающихся снарядов и свист пуль наполняли почти весь окружающий мир, французский радист Морис Мартено (Maurice Martenot), сидя в окопах, мечтал найти новое звучание, которое бы заглушило звуки войны. Экспериментируя с военной радиостанцией, он заинтересовался необычным «поющим» звуком, который издавали лампы оборудования. Будучи музыкантом по призванию (он в совершенстве играл на скрипке), ему не составило труда превратить эти случайные электрические звуки радиостанции в незатейливые мелодии.
После окончания войны, увлеченный электрическим звучанием, Морис Мартено продолжил свои эксперименты. Десять лет он работал над своим проектом и только лишь в 1928 году достиг желаемого результата. В этом же году на Парижской выставке он представил мировому сообществу свое изобретение, назвав его «Волны Мартено» (Ondes Martenot).
Поскольку это был один из первых подобных инструментов, изобретение Мартено вызвало оживленный интерес. Люди, впервые услышавшие о нем, окрестили его «космическим пианино», поскольку он издавал необычные для того времени неземные звуки, которые одновременно кажутся и радостными, и загадочными, и величественными! Французский композитор Морис Равель, когда услышал звучание Волн Мартено, сказал: «Что за изумительный звук! Это просто фантастика. Но ему не хватает способности колебаться». Через некоторое время Мартено усовершенствует его в соответствии с пожеланиями Равеля.
В тридцатые годы композиторы, ищущие новое звучание, писали музыку для Волн Мартено. Среди них были такие известные композиторы, как Оливье Мессиан, Богуслав Мартину, Дариюс Мийо, Артюр Онеггер, Шарль Кёклен и другие. Широкое применение этот инструмент нашел в кино-индустрии при создании музыки к фантастическим фильмам.
Следующей ступенью в развитии клавишных электронных инструментов стал орган Хаммонда. Он великолепно имитировал – синтезировал – звучание настоящего духового органа. Американский инженер Лоренс Хаммонд спроектировал его в далеком 1935 году. Не все церкви могли позволить себе настоящий дорогой духовой орган, поэтому он планировался как замена классическому церковному инструменту, но со временем оказалось, что он чрезвычайно популярен и среди «мирян». Да не просто мирян, а блюзменов, джазменов, рок-н-рольщиков и даже военных музыкантов.
Однако инженерам все так и не удавалось сделать инструмент простым и доступным, пока за работу не взялся Джон Муг, владелец фирмы по производству терменвоксов (электронных музыкальных инструментов, созданных в 1920 году советским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом в Петрограде) который, наконец, хоть как-то приблизил синтезатор к простым смертным. Он создал Minimoog – воистину культовый инструмент, популяризировавший жанр электронной музыки. Он был компактным, стоил, пусть и дорого – 1500$, но это первый синтезатор с двумя нулями в конце цены. Помимо этого Minimoog обладал звуком, который ценим музыкантами по сей день.
Аналоговые синтезаторы с тех времен не подверглись кардинальным изменениям, они до сих пор ценимы и очень дороги – модели представляли собой тот классический вид синтезаторов, к которому мы привыкли.
В настоящее время сложились отдельные традиции производства фортепиано, отличающиеся механикой. Также на основе классического инструмента появились новые: синтезаторы и электронные пианино. Возникли и просты клавишные инструменты, которые используют библиотеку сэмплов, записанных в ROM-памяти, их назвали ромплерами.