Как появились детские считалки?
Считалка — это рифмованные строки, короткий стих, который читается нараспев и помогает определить ведущего в игре. Появление считалок связано с языческими поверьями, древним фольклором.
Считалка возникла в глубокой древности и играла серьезную роль, помогая людям распределить работу. В настоящее время детские считалки - это распределение ролей и установление очередности в игре, чтобы всем было весело и никому не обидно. Каждый ребёнок знает хотя бы несколько считалок. Детские считалки представляют собой краткие зарифмованные стишки, цель которых – определение ведущего игры. История считалок начиналась по - серьёзному и не была связана с игрой. Взрослые члены племени определяли, кому какой трудовой «наряд» достанется, например, проводили охотничью жеребьевку. Считалки возникли на основе заговорных формул, то есть были связаны с древней магией, для обеспечения охотничьей удачи. Именно поэтому в старинных считалках много непонятных для современного человека слов и символических образов.
Кады, бады, налей воды.
Корове пить, тебе водить.
Поскольку наши далекие предки крепко верили в силу слова, слова «кады, бады» имели определённый смысл. Определим, что «кады» – это направление к некоему священному дару, а «бады» – сбережение этого дара.
Слово вода – символ жизни, а корова – олицетворение материнства. И не только русичи так считали, но и древние германцы, а у индусов корова и по сию пору – священное животное.
В древности люди пользовались «тайным счётом», потому что существовал запрет считать: запрещалось считать убитую дичь, куриные яйца, гусей во время перелёта из-за опасения неудач в охоте и домашнем хозяйстве.
Ази, двази, призи, зизи,
Пятом, мятом, шума, рума,
Дуба, крест.
Взрослые забыли о загадочном счёте, а дети продолжают в настоящее время пользоваться им в считалках.
Любая считалка учит детей следовать правилам игры, ведь водящий выбирается объективно, по воле случая. Как это происходит?
Все участники игры, кроме одного, образуют стройный полукруг; один – по указанию играющих или по собственному желанию – неторопливо произносит текст считалки, прикасаясь при каждом слове ладонью к плечу каждого входящего в игру.
Например:
Раз-два-три-
Поди-водить-ты.
На кого падает последнее слово считалки, тот и «водит».
(Приложение 1)
Всем известна современная считалка:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф! Ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой.
Привезли его в больницу –
Он украл там рукавицу.
Привезли его в буфет-
Он украл кулёк конфет.
Привезли его домой-
Оказался он живой.
Считалки не только продолжают жить, но и меняется их содержание в связи с появлением современных сказочных персонажей.
Например, широко известные строчки:
На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей!
Так эти строчки звучат сегодня:
На золотом крыльце сидели:
Мишки Гамми, Том и Джерри,
Скрудж Макдак и три утенка.
Выходи, ты будешь Понка!
Или:
На золотом крыльце сидели:
Винни Пух и Том, и Джерри,
Микки Маус, три утенка.
Выходи, ты будешь Понка!
Если Понка не придет,
Скрудж Макдак с ума сойдет.
Как появились детские считалки?
Есть несколько версий того, для чего считалки использовались в далеком прошлом:
С помощью считалочки выбирали того, кто выполнит опасную или трудную работу;
Охотники считали, что пересчет дичи отпугнет дичь при следующей охоте и пользовались считалками;
Считалками отпугивали «злых духов».
Постепенно, когда люди стали отходить от суеверий, считалка стала способом помочь детям добиться объективной справедливости в игре, в доступной для них форме.
Чем полезны считалки?
Детские считалки также помогают развивать память, образное мышление и фантазию.
С помощью считалок дети учатся играть без конфликтов, а еще считалку можно попробовать сочинить самостоятельно.
Учить считалки рекомендуют и для развития речи.
— Заяц белый, куда бегал?
— В лес дубовый.
— Что там делал?
— Лыко драл.
— Куда клал?
— Под колоду.
— Кто брал?
— Родион.
— Выйди вон!
***
Шёл баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто её возьмёт
Тот и вон пойдёт.
***
На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых и честных людей!
***
Эники, бэники, ели вареники,
Эники, бэники, съели вареники,
Эники, бэники, хоп!
Вышел зелёный сироп.
Серый зайка вырвал травку,
Положил её на лавку.
Кто травку возьмёт,
Тот и вон пойдёт.
Лейтенант Александр оступился на лестнице и еле выжил
Подробнее
***
Родились у нас котята,
Раз-два-три-четыре-пять,
Приходите к нам ребята
Посмотреть и посчитать.
Раз котенок — самый белый,
Два котенок — самый смелый,
Три котенок — самый умный,
А четыре — самый шумный.
Пять похож на три и два,
Теже хвост и голова,
Тоже пятнышко на спинке,
Также спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята,
Раз-два-три-четыре-пять,
Приходите к нам ребята
Посмотреть и посчитать!
***
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
Он сердит на нас. Беда!
Разбегайтесь кто-куда!
***
За морями, за горами,
За железными столбами,
На пригорке теремок,
На дверях висит замок,
Ты за ключиком иди
И замочек отопри.
***
Лиса по лесу ходила,
Лиса голосом вопила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела —
Мужу двое, себе трое,
И детишкам по лаптишкам!
Кто лаптишки найдет,
Тот водить пойдет.
***
Высоко-превысоко
Кинул я свой мяч легко.
Но упал мой мяч с небес,
Закатился в темный лес.
Раз-два-три-четыре-пять,
Я иду его искать.
***
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть который час.
Раз-два-три-четыре,
Мыши дёрнули за гири.
Тут раздался страшный звон —
Разбежались мыши вон.
***
— Аист-аист, аист-птица,
Что тебе ночами снится?
— Мне болотные опушки.
— А ещё?
— Ещё лягушки.
Их ловить, не изловить.
Вот и всё, тебе водить!
***
Раз, два, три, четыре.
Сосчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нём одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.
***
Шёл котик по лавочке,
Раздавал булавочки.
Шел по скамеечке —
Раздавал копеечки:
Кому десять, кому пять,
Выходи, тебе искать!
***
Что под нами,
Под железными столбами?
Там мышки живут,
Они шапки шьют.
Одна шапка упала —
Мышка, скок, убежала.
Кот Матвей
Побежал за ней!
***
Шалуны-балуны,
Выбегайте во дворы,
Становитесь-ка играть,
Воеводу выбирать.
Воевода из народа,
Выходи из хоровода.
А ты, добрый молодец,
Становись в самый конец!
***
Ёжик нёс на именины
Полтора куля рябины
И корзиночку опят.
А тебе — водить опять.
***
Раз малинка, два малинка,
Ела ягоды Маринка,
И в корзинке у Маринки
Не осталось ничего.
Кто по ягоды пойдёт,
Тот корзиночку найдёт.
***
Гномик золото искал
И колпак свой потерял.
Сел, заплакал, как же быть?
Выходи! Тебе водить!
***
Уж как зоренька-заря
Русы косыньки плела.
Кто те косы расплетёт,
Первый кон водить идёт!
***
Катилось яблочко по огороду
И упало прямо в воду.
Раз, два, три, четыре, пять,
Выходи-ка нас искать.
***
Шла коза по мостику
И виляла хвостиком,
Зацепила за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит — это он,
Выходи из круга вон!20:47