Обязан ли покупатель платить за случайно разбитый товар в магазине?
А если заставляют? На днях с моей мамой произошла такая ситуация в магазине: она потянулась за батоном и случайно задела стоящую рядом банку с шоколадной пастой. Банка, сделав в полёте изящный пируэт, разбилась у хлебных полок. Как закон видит такую ситуацию? Надо ли платить за случайно разбитый товар? Мама, как человек порядочный, пошла к администратору и спросила, надо ли платить. Администратор, к счастью, тоже оказалась порядочным человеком, выслушала объяснения и честно ответила, что требовать оплаты случайно разбитого товара магазин не имеет права. Но такие продавцы и администраторы встречаются не всегда. Иногда можно столкнуться с обратной ситуацией — клиента будут заставлять оплатить разбитый товар, даже если покупатель задел его случайно. Но с юридической точки зрения всё выглядит так. Когда вы покупаете что-то в магазине, вы заключаете с магазином договор купли-продажи. Он считается заключённым с момента, когда произведена оплата и продавец выдал покупателю чек или иной документ, подтверждающий факт оплаты (ст. 493 ГК РФ). Только с этого момента товар становится вашим, и уже вы несёте ответственность за его целостность и сохранность. Однако все товары, которые находятся в магазине, включая и те, которые уже положили в свои корзинки и тележки покупатели, являются собственностью магазина. До момента оплаты именно магазин несёт ответственность за их целостность. И именно на магазине лежит т. н. риск случайной гибели вещи — обстоятельства, которые не зависят от воли сторон (случай, непреодолимая сила) и которые приводят к утрате товара (ст. 459 ГК РФ). Магазин может требовать с покупателя возмещения только через суд и только в случае, если порча товара была намеренной. Но это магазину ещё надо доказать. Аналогичные правила действуют, когда родители посещают магазин с детьми. Если ребёнок просто ходил по залу и задел неустойчивую полку, то родитель оплачивать ничего не должен. Но если ребёнок специально разбил что-то или налетел на стеллаж, бегая по залу, то тут уже магазин вправе требовать возмещения. А если требуют? Если вы разбили товар случайно, то продавцы или охранники не вправе требовать у вас оплаты на месте либо пытаться вас задержать — такие действия уже будут незаконными. Даже если вы разбили много товара или что-то очень дорогое. Также не стоит бояться угроз вызвать полицию, т. к. случайная порча товара в магазине не является преступлением или административным правонарушением. А умысел на это еще надо доказать.
"Успех Плюс" Комплексные Юридические услуги
Обязан ли покупатель платить за случайно разбитый товар в магазине?
А если заставляют?
На днях с моей мамой произошла такая ситуация в магазине: она потянулась за батоном и случайно задела стоящую рядом банку с шоколадной пастой. Банка, сделав в полёте изящный пируэт, разбилась у хлебных полок. Как закон видит такую ситуацию?
Надо ли платить за случайно разбитый товар?
Мама, как человек порядочный, пошла к администратору и спросила, надо ли платить. Администратор, к счастью, тоже оказалась порядочным человеком, выслушала объяснения и честно ответила, что требовать оплаты случайно разбитого товара магазин не имеет права.
Но такие продавцы и администраторы встречаются не всегда. Иногда можно столкнуться с обратной ситуацией — клиента будут заставлять оплатить разбитый товар, даже если покупатель задел его случайно.
Но с юридической точки зрения всё выглядит так.
Когда вы покупаете что-то в магазине, вы заключаете с магазином договор купли-продажи. Он считается заключённым с момента, когда произведена оплата и продавец выдал покупателю чек или иной документ, подтверждающий факт оплаты (ст. 493 ГК РФ).
Только с этого момента товар становится вашим, и уже вы несёте ответственность за его целостность и сохранность.
Однако все товары, которые находятся в магазине, включая и те, которые уже положили в свои корзинки и тележки покупатели, являются собственностью магазина. До момента оплаты именно магазин несёт ответственность за их целостность.
И именно на магазине лежит т. н. риск случайной гибели вещи — обстоятельства, которые не зависят от воли сторон (случай, непреодолимая сила) и которые приводят к утрате товара (ст. 459 ГК РФ).
Магазин может требовать с покупателя возмещения только через суд и только в случае, если порча товара была намеренной. Но это магазину ещё надо доказать.
Аналогичные правила действуют, когда родители посещают магазин с детьми. Если ребёнок просто ходил по залу и задел неустойчивую полку, то родитель оплачивать ничего не должен. Но если ребёнок специально разбил что-то или налетел на стеллаж, бегая по залу, то тут уже магазин вправе требовать возмещения.
А если требуют?
Если вы разбили товар случайно, то продавцы или охранники не вправе требовать у вас оплаты на месте либо пытаться вас задержать — такие действия уже будут незаконными. Даже если вы разбили много товара или что-то очень дорогое.
Также не стоит бояться угроз вызвать полицию, т. к. случайная порча товара в магазине не является преступлением или административным правонарушением. А умысел на это еще надо доказать.