СИБИРСКАЯ ДОРОГА.

ЧАСТЬ13. ТАЙГА.

СИБИРСКАЯ ДОРОГА. - 851993148961
  • Олег Гуртовой и группа Vega - Тайга
Архивные документы свидетельствуют, что узловым отрезком
Транссиба на пути изыскателей оказался так называемый Обской участок. Изыскатели представили несколько вариантов сооружения мостового перехода через Обь, из которых Комитетом Сибирской железной дороги был выбран, так называемый «Кривощековский
вариант». Этот выбор сыграл отрицательную роль для Томска, поскольку магистраль обошла стороной Сибирские Афины, надолго предопределив их административно и социально-экономическое угасание.
Утверждая проект постройки Томской железнодорожной ветки, Комитет выполнял очень важную задачу по спасению Томска, которая состояла в том, чтобы обеспечить своевременную связь его посредством подъездной ветви от магистрала.

15 июня 1895 года началось строительство железнодорожного пути на Томск. В «Отчете по постройке Томской ветки» дается ее описание: «Ветвь к городу Томску начинается у станции Тайга, на 218 версте
Обь-Красноярского участка, считая от Оби. На протяжении 41 версты она пролегает по глухой сырой тайге, на остальном протяжении линия пролегает по местности, покрытой дровяным лесом, кустарником и по пахотным землям. Общее протяжение линии составляет 89,3313 версты...».

22 июля 1896 года томичи уже встречали первый поезд. Временное движение было открыто 1 сентября 1896 года, а 1 января 1897 года ветка была принята в окончательную эксплуатацию.

Такова краткая предыстория появления на карте Российской империи станции Тайга, выросшей за 117 лет своего существования в крупный и очень важный железнодорожный узел Транссибирской магистрали.
СИБИРСКАЯ ДОРОГА. - 851993238561
СИБИРСКАЯ ДОРОГА. - 851993244193
СИБИРСКАЯ ДОРОГА. - 851993256225
Начало ветви было положено на 213-й версте (227-й километр) Средне-Сибирской железной дороги от безымянного посёлка магистрала. Позже станция стала называться Томск-Таёжный, а ещё позже — Тайга. Ныне это 3562-й километр Транссиба, на котором расположен город Тайга,
обязанный своим рождением выдающему инженеру-путейцу,
начальнику Средне-Сибирской железной дороги Н.П. Меженинову. Волей Николая Павловича Меженинова и его команды инженеров и техников было принято решение, что именно с этого места будет начинаться
ветка на Томск.

В 1894 году пришедшие в эти места строители-первопроходцы
увидели здесь громадное топкое пространство, мелкий чахлый лес, глинистую почву, скудные источники водоснабжения. «Поселок
Тайга официально признан населённым пунктом Томской губернии. Своим возникновением Тайга обязана прокладке "Великого Сибирского парового пути» - такое распоряжение издал Томский генерал-губернатор Асинкрит Ломачевский. День рождения города совпадает с приходом первого поезда из Тайги в Томск 22 июля 1896 года.

Поначалу станцию и поселок назвали Томск-Таежный. Современники тех событий отмечают неприглядность и дикость этих мест. Вскоре рядом с землянками и шалашами первых строителей засветлели одноэтажные бревенчатые дома путейцев. С невероятной быстротой возводились паровозное депо, водонапорные башни.

Вот что писала об этом месте в конце XIX–начале XX
века газета «Томские ведомости»: «Ветвь к городу Томску примыкает к главной линии Средне-Сибирской железной дороги на 218 версте от ст. Обь. Название станции «Тайга» красноречиво указывает на характер местности: действительно, последняя представляет собою не что иное, как громадное топкое пространство, усеянное корявыми низкорослыми березами, трав кормовых нет, почва глинистая. Благодаря своему центральному положений ст. Тайга имеет весьма важное значение. Здесь
происходит пересадка пассажиров, значительная передача грузов, следуемых как в Томск из Европейской России и Восточной Сибири, так и из Томска по указанным двум направлениям.
Вид ст. Тайга не производит теперь гнетущего, грустного впечатления, всегда охватывающего человека в темном бесконечном лесу, и лес в Тайге светлый березовый, и само слово «Тайга» по отношение к станции теперь можно было бы заменить другим, так как многочисленные станционные постройки, быстро растущий поселок, примыкающий к
линии и, наконец, царящее здесь оживление, «говор народа и стук
колеса» изменяют представление о станции «Тайга», как неприветливом, безлюдном местечке».

Дымно чадя, по станции сновали туда-сюда паровозы, оглашая окрестности громкими гудками, пугая и одновременно приводя в
восторг крестьян из близлежащих деревень, привозящих на стройку продукты. Начал работу железнодорожный телеграф, поэтому
станция всегда была в курсе всех значимых событий, происходивших в стране и мире.
СИБИРСКАЯ ДОРОГА. - 851993272865
СИБИРСКАЯ ДОРОГА. - 851993272609
СИБИРСКАЯ ДОРОГА. - 851993286177
СИБИРСКАЯ ДОРОГА. - 851993308705
СИБИРСКАЯ ДОРОГА. - 851993308449
СИБИРСКАЯ ДОРОГА. - 851993335073
В 1896 году было открыто движение на Томск, и в этом же году закончилось строительство первого здания депо, которое
возвели за год. Здесь можно было производить промывочный ремонт
паровозов, имелся вагонный, сборочный и кузнечный цех. Паровозы в то время были трехосные с ручным тормозом. Они получили ласковое название "русачек", т. к. выпускались на Невском заводе "Русское общество горных заводов". Затем в депо появились паровозы серии 0 с колесной формулой 0-4-0, которые могли вести поезд из 20-ти двухосных вагонов со скоростью до 30 - 35 км/час. Иногда маневры на станции производились при помощи лошадей, т.к. паровозов не хватало.
В 1898 году на месте, где сейчас находятся цехи по ремонту электровозов, воздвигли цех с восемью стойлами для производства
текущего ремонта паровозов. В 1900 году - кузницу и механический цех. И только в 1912 году была построена парокотельная, обеспечивающая теплом все цехи.
В загазованном цехе промывочного ремонта стоял сплошной мрак. В смотровых канавах - непролазная грязь. Условия труда и жилищные условия рабочих были крайне тяжелыми. Несмотря на возникавшие в работе и быту сложности, рабочие Тайгинского депо продолжали эксплуатировать, ремонтировать и обслуживать паровозы всех типов,
приписанных к депо. В то время Тайгинский участок пропускал в среднем 9 пар поездов в сутки. В парке паровозов насчитывалось 9 серий паровозов, что затрудняло их ремонт. Промывочный ремонт продолжался 4 суток, пробег между «подъемками» был в среднем 300 дней. Лишь к 1906 году стали появляться более мощные паровозы
серии Щ.
Интересны данные по зарплате тех времен. Начальник участка получал 200 – 350 руб., конторщик – 30 – 50 руб., машинист –30 – 60 руб., помощник – 25 – 40 руб., кочегар – 15 – 30 руб., стрелочник – 15
– 20 руб., слесарь - от 15 до 25руб. в месяц. При этом на питание уходило от 24 до 37 коп. в сутки, за оплату жилья с отоплением и освещением - от 6 до 22 рублей в месяц. Так что разгуляться на такие деньги было весьма трудно. Однако известно, что некоторые высококвалифицированные специалисты жили несравненно лучше других. Например,машинист Поварницын имел собственный двухэтажный дом, за свой счет вымостил себе булыжником тротуар от дома до депо, содержал домработницу.
Для паровозов требовалось много воды. Сначала её пытались
добывать с помощью скважин и подавать на колонки через типовые водонапорные башни. Но со временем воды стало катастрофически не хватать, и пришлось строить водовод с реки Яя, где построили плотину и насосную станцию.
Население Томска-Таежного пополнялось за счет переселенцев из европейской части России. Необъятные свободные земли, солидные
денежные пособия манили людей. На третьем году существования поселка население перевалило уже за тысячу, а народ на стройку все прибывал. В 1898 году установилось регулярное сообщение с Томском, открылось железнодорожное движение до Иркутска. Езжай хоть в столицу, хоть за границу.

Первоначальный архитектурный облик Тайги, частично сохранившийся и по сей день, был сформирован благодаря стараниям Константина Лыгина, архитектора при управлении Средне-Сибирской железной дороги. В 1906 году рядом с деревянным зданием вокзала по проекту зодчего возвели каменное здание. Вокзал станции выстроен в
модерновом стиле и имеет островное расположение. С южной стороны вокзала проходит основной маршрут Транссиба, с северной стороны начинается Томская ветвь. Пути с северной стороны вокзала используются в основном для грузовых поездов, пассажирские поезда в Томск отходят с южной стороны вокзала и ещё следуют 2 км по Транссибу до Западного переезда прежде, чем повернуть в Томск.

До 1911 года в поселке были построены два православных храма – во имя Андрея Критского и Пророко-Ильинский, были и католический костел, и синагога, почта, школа. На станции Тайга для оказания медицинской помощи была построена больница
и два приемных покоя. Один врач из Тайги обслуживал участок до станции Ижморская .
Неудивительно, что вследствие такого бурного развития станции и пристанционного поселка очень скоро по высочайшему указу государя императора Николая II от 11 января 1911 года поселок получил статус безуездного города Томской губернии и стал называться просто – Тайга.

Постройка Томской ветки успокоила купцов и промышленников. До сих пор не утихают споры, правы ли были инженеры-железнодорожники XIX века, обойдя стороной славный город Томск, утвердившись в выгодности сооружения мостового перехода через реку Обь у села
Кривощекова и строительства Транссиба южнее Томска. Но именно благодаря этому решению уже больше века, как написал в своем стихотворении А. Караковский, «на станции Тайга всю ночь стоят составы, на станции Тайга рвет ветер провода». И пока будет жить и работать Транссиб, будет жить и работать Тайгинский железнодорожный узел, обеспечивая крепкую связь всей огромной страны от океана
до океана.
#музыка
СИБИРСКАЯ ДОРОГА. - 851993358625
СИБИРСКАЯ ДОРОГА. - 851993364769
СИБИРСКАЯ ДОРОГА. - 851993371937
СИБИРСКАЯ ДОРОГА. - 851993376801
СИБИРСКАЯ ДОРОГА. - 851993387041
СИБИРСКАЯ ДОРОГА. - 851993395745
СИБИРСКАЯ ДОРОГА. - 851993395489
СИБИРСКАЯ ДОРОГА. - 851993400097
СИБИРСКАЯ ДОРОГА. - 851993409569
СИБИРСКАЯ ДОРОГА. - 851993416225
СИБИРСКАЯ ДОРОГА. - 851993427745
СИБИРСКАЯ ДОРОГА. - 851993462049
СИБИРСКАЯ ДОРОГА. - 851993468961

Comments

  • 23 Jul 2017 09:01
    Печально, но в нашем городе нет ни одной улицы, названной в честь основателя города Н.П. Меженинова
  • 23 Jul 2017 09:12
    к сожалению,да. Как и нет улицы Н. Короткова, начальника 2-го участка строительства Средне-Сибирской железной дороги и мастера А.Ливеровского под руководством которых строилась станция ТАйга
  • 23 Jul 2017 20:59
    Зато депутаты наверняка есть с высокой з\п(H)