21 апреля – день рождения первого Ковровского экскаватора

Листая номера архивных газет…
Газета «Знамя труда», 21 апреля 2006 года.
Страницы истории
КАК РОЖДАЛСЯ «КОВРОВЕЦ»
21 апреля ознаменовалось в нашей стране началом экскаваторостроения. Мы гордимся, что первый экскаватор (на снимке) был сделан именно в Коврове.
Невероятно, но без необходимых станков, опыта проектирования, при нехватке квалифицированных рабочих его удалось построить всего за два месяца.
…Первая пятилетка круто изменила судьбу старых железнодорожных мастерских. Огромное строительство, развернувшееся в стране, требовало экскаваторов, которые приходилось покупать за границей. В октябре 1929 года Ковровские железнодорожные мастерские передали Центральному управлению строительства Народного комиссариата путей сообщения с заданием организовать ремонт зарубежных экскаваторов, паровозов узкой колеи и компрессоров, изготовлять новые вагонетки, скреперы и т.д. Вопреки мнению руководства треста, коллектив завода решил наладить выпуск своих экскаваторов. Разработали план реконструкции и расширения предприятия, уже в 1931-м наметили выпустить 25 машин.
С трудом удалось убедить руководство НКПС в том, что завод справится, на его реконструкцию выделили 4,5 млн. рублей. 17 февраля 1931 года на расширенном производственном совещании решили выпустить первый опытный экскаватор в апреле, к Первомаю. Оставалось всего два месяца.
Для оперативного изготовления и сборки экскаватора создали «сквозную бригаду» из 117 работников. Позже в нее вступили еще 49 человек. В каждом цехе из работников «сквозной ударной» организовали цеховые бригады, которыми руководили специалисты и мастера.
Трудности начались уже с чертежей. Новизна дела, недостаток опыта и квалифицированных рабочих привели к тому, что технический отдел в чертежах отдельных деталей экскаватора допускал много ошибок, главным образом – в размерах. Работу конструкторов усложняло и отсутствие стального литья. Приходилось большую часть отливок переводить на ковку с последующей механической обработкой. Для быстрого устранения ошибок в чертежах конструкторы включились в «сквозную бригаду», заодно решая технологические вопросы.
Кузница должна была отковать много заготовок, но где взять сталь? Пошли по заводским свалкам, раскопали старые 140-миллиметровые вагонные оси и стали делать из них конические и ходовые шестерни. Требовалась сталь и на 22-миллиметровые болты. И вновь нашли решение: в цехах давно висели ненужные растяжки труб, они и пошли в дело. Особенно тяжело было с крупными стальными отливками и швеллером № 45 для рам. К началу апреля работники отдела снабжения с трудом разыскали и привезли на завод стальное литье и две рамы с Путиловского завода.
Литье и поковки шли на обработку в токарный цех. Из-за отсутствия больших станков приходилось крупные детали обрабатывать на малых. Так, у шестерен диаметром до 1300 мм при отсутствии зуборезных станков зубья приходилось фрезеровать на малом фрезерном. Чтобы не поломать станок, придумали противовес: к потолку прикрепили блок, через него перекинули длинную цепь, на один конец вешали уравновешивающий груз, другой поддерживал шестерню. В результате стол станка не испытывал чрезмерной нагрузки.
Упорный и самоотверженный труд коллектива не пропал даром – 21 апреля первый советский экскаватор «Ковровец» прошел испытания. Он представлял собой агрегат на железнодорожном ходу, полуповоротный, с емкостью ковша 2,5 куб. м. За основу взяли экскаватор «Путиловец», стрелу и рукоять – с машины «Бьюсайрус-68», из дубовых брусьев с армированием полосовым железом. Экскаватор включал три паровые машины – подъемную, поворотную и напорную общей мощностью 150 лошадиных сил, весил около 75 тонн.
После приема государственной комиссией «Ковровец № 1» отправили на расширение Горьковского железнодорожного узла. «Ковровцы» завод выпускал до 1934 года, изготовив 177 машин.
Е. Быстрова,
зав. музеем предприятия.

Подготовила Татьяна Борзых.

Комментарии

  • 21 апр 18:54
    Горько, что остался только музей и зав. Музеем Быстрова, да и его лет через 30 не будет
  • 24 апр 19:33
    Ковровский экскаваторный завод был громадным предприятием и выпускал нужную стране технику.Еще учась в школе в 9-ом и 10-ом классах мы ходили на КЭЗ на производственную практику в определенные дни в инструментальное производство.Очень жаль что производство уничтожено.
  • 25 апр 18:38
    Был теперь просрали