21 апреля (ст.

ст.), 3 мая – день рождения Георгия Семеновича Шпагина.
История в лицах
Оружие Победы
ППШ-41
пистолет-пулемет Шпагина
В маленьком скверике на выходе улицы Лепсе на проспект Ленина у площади Победы установлен памятник нашему земляку, Герою Социалистического Труда Георгию Семеновичу Шпагину. В единую композицию вошли отлитые из бронзы бюст конструктора, памятный текст и три пистолета- пулемета ППШ-41 – главное оружие наших автоматчиков в годы Великой Отечественной, пистолет- пулемет Шпагина образца 1941 года, путь которого на фронт начинался в Коврове, на нашем заводе.
Новый для того времени образец автоматического стрелкового оружия был принят на вооружение Красной армии постановлением Комитета Обороны при Совете Народных Комиссаров СССР 80 лет назад – за полгода до начала Великой Отечественной войны, 21 декабря 1940 года. В официальное наименование вошел не год принятия на вооружение, а год начала серийного производства и поступления в войска. Еще со времени советско- финляндской войны пистолеты- пулеметы нередко стали называть автоматами, а вооруженных ими бойцов – автоматчиками. В нашей стране со второй половины 1920-х годов над пистолетами- пулеметами начал работать Ф. В. Токарев, затем другие известные конструкторы. Первым на вооружение Красной армии еще в 1935 году приняли пистолет- пулемет В. А. Дегтярёва ППД, позднее он был серьезно усовершенствован, в январе 1940 года вместо секторного магазина на 25 патронов получил более емкий барабанного типа, который часто называют диском, на 71 патрон. Но эти модернизации не смогли устранить главные недостатки ППД – он был слишком тяжелым, а технология его производства чересчур сложной и дорогой. Для изготовления требовались и рабочие высокой квалификации, и специальные станки – так что нереально было рассчитывать на массовый выпуск, необходимый для вооружения большой армии в преддверии приближающейся войны.
«ОН ПОСТИГАЛ ПРЕМУДРОСТИ АВТОМАТИКИ»
Георгий Семенович Шпагин смог в этой работе превзойти своего друга и учителя. Он начинал работу на Ковровском пулеметном заводе 100 лет назад, осенью 1920-го, в образцовой мастерской под руководством Владимира Григорьевича Фёдорова и Василия Алексеевича Дегтярёва. Незадолго до смерти В. А. Дегтярёв в книге «Моя жизнь» описал свои первые впечатления о поступившем в мастерскую после демобилизации из Красной армии невысоком худеньком пареньке по фамилии Шпагин: «Знаний больших в оружейном деле он не обнаружил, но зато показал редкую сообразительность. Он был живой, любознательный, горячий. Мы приняли его в мастерскую. Я велел ему приготовить инструмент: насадить ручки на напильники, подремонтировать тиски, привести в порядок верстак (тогда с инструментами и оборудованием было плохо). Шпагин оказался очень расторопным малым, быстро освоился и начал работать… Мы дивились, с какой легкостью он постигал сложные премудрости автоматики». Уже через пару лет Г. С. Шпагин стал ближайшим помощником В. Г. Фёдорова и В. А. Дегтярёва в самых важных делах. Он успешно, порой превосходя ожидания своих старших наставников, усовершенствовал магазин к автомату Фёдорова, шаровую установку для танковых пулеметов (первых в нашей стране, устанавливавшихся на первых отечественных танках). В конце 1920-х годов он помогает В. А. Дегтярёву создать на основе ручного пулемета ДП его танковую модификацию ДТ. 26 февраля 1939 года на вооружение был принят 12,7-мм станковый пулемет ДШК (Дегтярёва – Шпагина крупнокалиберный). Так в официальное наименование оружия впервые вошла фамилия Шпагина.
ПРЕДЕЛЬНО ПРОСТОЙ, ПРЕДЕЛЬНО ДОСТУПНЫЙ
Зимняя советско- финляндская вой на 1939–1940 годов показала, с одной стороны – необходимость пистолетов- пулеметов для вооружения армии, с другой – становилось очевидно, что при всех модернизациях главные недостатки ППД устранить не удается. Г. С. Шпагин так определил основные направления работы: «Я сделал для себя первый вывод – автомат должен быть предельно простым, предельно доступным для освоения рядовому бойцу, зачастую деревенскому парню. Зная нашу промышленность и гигантских масштабов задачи, которые стояли и стоят перед ней, я с самого начала поставил перед собой цель, чтобы новое автоматическое оружие было предельно простым и несложным и в производстве, чтобы на изготовлении его были заняты рабочие средней квалификации и даже малоквалифицированные. Мне представлялось, что должна быть создана такая конструкция автомата, осуществление которой в широком производственном масштабе не требовало бы значительного количества сложных и точных станков… Так я пришел к мысли о создании штампосварной конструкции аппарата». Не только широкое применение штамповки и точечной сварки вместо резьбовых соединений привели к успеху, но и ряд конструктивных новшеств. Одно из них бросается в глаза, если внимательно взглянуть на ППД и ППШ (и благодаря этому пистолеты- пулеметы Дегтярёва и Шпагина зачастую легко отличить один от другого на снимках фронтовой фотохроники). У ППШ кожух выступает за дульный срез ствола, и его передняя кромка несколько скошена, благодаря чему он служит дульным тормозом- компенсатором и стабилизирует положение оружия при автоматической стрельбе. От разработки Ф. В. Токаревым первого отечественного пистолета- пулемета в 1927 году до принятия на вооружение ППД В. А. Дегтярёва в 1935-м прошло 8 лет. От представления на испытания Г. С. Шпагиным своего первого образца в конце августа 1940 года до принятия ППШ на вооружение – меньше четырех месяцев. Осенью на испытательном полигоне детище Георгия Семеновича выдержало соперничество не только с уже принятым и постоянно модернизировавшимся ППД, но и с опытным образцом Бориса Гавриловича Шпитального. Есть немало свидетельств, что этот известный тульский конструктор не отличался порядочностью в отношениях с коллегами, в использовании своего авторитета и доброго расположения к себе И. В. Сталина (что аукнулось Шпитальному в 1953-м, когда после смерти Сталина его КБ расформировали, а его самого отправили на преподавательскую работу в далеко не самый престижный вуз). Но военные специалисты оценивали не прежние заслуги, а результаты испытаний. А по ним образец Г. С. Шпагина оказался лучшим – технологичность, простота и дешевизна изготовления в массовом производстве вовсе не пошли в ущерб качеству и боевым характеристикам. «Представленный на испытание опытный пистолет- пулемет Шпагина, – отмечала комиссия, – при большом количестве деталей, изготовленных посредством штамповки, показал хорошие результаты работы как при одиночном, так и при непрерывном огне».
ОЦЕНИЛИ И НА РОДИНЕ, И В СТАНЕ ВРАГОВ
В марте 1941 года среди первых лауреатов Сталинских премий (впоследствии их именовали Государственными премиями СССР) были два ковровских оружейника – В. А. Дегтярёв (за создание комплекса стрелкового оружия) и Г. С. Шпагин (за ППШ-41). Но именно в этот звездный час, именно благодаря созданию ППШ, Шпагину пришлось расстаться с родным Ковровским краем, с нашим заводом № 2. В начале 1941 года Георгия Семеновича по приказу народного комиссара вооружения СССР направили для организации массового производства ППШ в подмосковный Загорск (ныне – Сергиев Посад), а осенью новый завод № 367 эвакуировали из прифронтовой зоны в поселок Вятские Поляны Кировской области. Созданное там предприятие (впоследствии – Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот») стало одним из основных центров производства ППШ. По решению Наркомата вооружения туда была направлена группа опытных специалистов и рабочих из Коврова. Почти всю войну директором завода в Вятских Полянах был В. И. Исаков – в начале войны он возглавлял на нашем заводе производство ручных и танковых пулеметов ДП и ДТ. По просьбе Г. С. Шпагина перевели туда и конструктора А. С. Константинова – после войны он вернулся в Ковров, стал одним из главных соперников М. Т. Калашникова в создании новых автоматов и Е. Ф. Драгунова – в конкурсе на снайперскую винтовку. За годы войны на разных заводах Советского Союза было выпущено более 6 миллионов пистолетов- пулеметов, были среди них конструкции В. А. Дегтярёва, А. И. Судаева – ППД, ППС, но подавляющее большинство – именно шпагинские ППШ. Идеального оружия (как и любой другой техники) не бывает. Оценку боевых характеристик ППШ дали в годы войны наши враги, у которых оружия было в изобилии – и собственного, зачастую просто отличного по тем временам, и полученного из завоеванных стран Европы. И при таком выборе в июле 1942 года на немецком языке было выпущено наставление по применению ППШ. Попавшие в качестве трофеев ППШ были официально включены в систему вооружения германских сухопутных сил с присвоением своего наименования по принятой у немцев классификации – MP 717(r). Индекс «r» означал происхождение пистолета- пулемета – «russische» («русский»). Нужны ли более веские аргументы в спорах о сравнении отечественного и зарубежного оружия?..
В. НИКУЛИН,
заведующий техноцентром ОАО «ЗиД».
_________________________***__________________________
Источник публикации:
Газета «Дегтяревец» № 46 от 23 декабря 2020 года, стр. 8-9.

Подготовила Татьяна Борзых.

Комментарии