ЛЮДМИЛА МАРЧЕНКО

Биография
Людмила Марченко родилась 20 июня 1940 года в селе Архипо-Осиповка Краснодарского края. Сестра - Галина Дорожкова. Спустя год после рождения Людмилы началась война, а вскоре их село было окупировано нацистами. Пережив войну, семья переехала в Москву, где Людмила Марченко и выросла.
Она действительно родилась актрисой. Едва научившись выговаривать слова, девочка заявила, что будет артисткой. В этом никто не сомневался. В 135-ой столичной школе, где училась Люда, она была примой самодеятельного театра.
Поэтому после вручения школьного аттестата она, как и планировала, отправилась в лучшие московские театральные вузы. Прошла во все знаменитые: ВГИК, Щепкинское и Щукинское училища. Но ей посоветовали остановить выбор на ВГИКе. Марченко прислушалась и не ошиблась.
Людмиле несказанно повезло. Она училась у самого Михаила Ромма. Вместе с ней в его мастерской постигали тайны киноискусства Андрей Кончаловский и Владимир Ивашов. В 1963-м, когда молодой артистке вручили диплом, она уже была знаменитостью.
Театр и кино
Сразу же после окончания ВГИКа Людмилу Марченко приняли в «Эктемим» – Экспериментальный театр-студию пантомимы, которым руководил Александр Румнев. Забегая наперёд, скажем, что на сцену «Эктемим» артистка выходила лишь 2 года.
С 1965 по 1984 годы она работала в Театре-студии киноактёра. Марченко всегда был ближе кинематограф, а не театральные подмостки.
Кинематографическая биография Людмилы Марченко началась довольно рано. Уже на 2-ом курсе ВГИКа обаятельную девушку со вздёрнутым носиком заметил Григорий Козинцев. Он предложил ей небольшую роль в своей эпохальной ленте «Добровольцы», прогремевшей на всю страну. Люде достался образ пламенной комсомолки, работницы метростроя.
В 1959 году на экраны вышел фильм «Отчий дом» режиссера Льва Кулиджанова, в котором она сыграла главную роль - Таню Скворцову. Ее героиня - студентка пединститута, приёмная дочь в семье доктора. По сюжету Таня Скворцова, узнав, что ее мать Наталья Авдеевна жива, поехала к ней в деревню на каникулы. Женщина не знала, как приблизить к себе дочь. Встречи в колхозе с интересными людьми заставили Таню о многом подумать и многое пережить. Она даже объяснилась в любви председателю колхоза - доброму и чуткому Сергею Ивановичу (его сыграл актер Валентин Зубков). Молодая актриса сумела великолепно сыграть личную драму и несчастную любовь героини, ее пробуждающуюся нежность к матери, которую она долго не видела. Фильм сделал ее знаменитой на весь СССР. Критики сравнивали актрису с голливудской звездой Одри Хепберн.
Теперь её знал весь Советский Союз.
На внутренний свет и невероятное обаяние Марченко слетались не только безобидные поклонники и очарованные красотой молодые коллеги.
19-летняя девушка попала в поле зрения могущественного, талантливого и деспотичного режиссёра Ивана Пырьева, создателя Союза кинематографистов, без стука входившего в кабинеты первых лиц государства. О нём говорили, что ему под силу сделать звездой даже прачку.
Именно такой человек обратил своё пристальное внимание на юную студентку. Это оказалось причиной стремительного взлёта Людмилы Марченко до заоблачных высот и одновременно бедой всей её жизни. 58-летний Пырьев неожиданно пригласил юную студентку к себе.
Он увидел её в «Отчем доме» и понял, что эта талантливая девушка, как никто иной, подходит на роль Настеньки в вынашиваемом им проекте «Белые ночи» по произведению Ф. Достоевского. Грубовато подтрунивая над курносым носиком девушки, Пырьев всё же утвердил её на роль без единой пробы.
Врождённое режиссёрское чутьё не подвело мэтра. Молодая артистка блестяще перевоплотилась в предлагаемый образ. Играя в этом фильме, она настолько глубоко вошла в роль, что постоянно плакала и часто находилась в подавленном состоянии духа. С другими эмоциями играть образы Достоевского на экране сложно.
В 1962 году Людмила Марченко сыграла главную роль - Галю Бодрову - в молодежной драме Александра Зархи «Мой младший брат» по мотивам повести Василия Аксенова «Звездный билет». Ее героиня произносит в фильме фразу: "В искусство не ходят с чёрного хода! Я войду с переднего". Вместе с Людмилой Марченко в картине сыграли будущие звезды отечественного кино Александр Збруев, Олег Даль, Андрей Миронов.
Один за другим на телеэкранах появлялись фильмы «Леон Гаррос ищет друга», «Дмитро Горицвит», «До будущей весны». Видя интерес к своей персоне и карьерный успех, Людмила продолжает светиться от счастья. Но однажды интерес к актрисе поутих. Позднее стало ясно, что это униженный Пырьев дал распоряжение не приглашать актрису на съемки фильмов. Он хотел причинить девушке боль, чтобы она, страдая, пала к его ногам и попросила помощи.
И только с конца 70-х до 1980 года - в ее активе появились новые роли в лентах «Без страха и упрёка» (Лена), «Стряпуха» (Таисия), «Люди остаются людьми» (Нина), «Человек бросает якорь» (Нина Коваленко), «Цыган» (Галя), «Разведчики» (Мари), «О бедном гусаре замолвите слово» (провинциальная актриса).
Бывшую звезду ненадолго приютил Театр-студия киноактера. Здесь артистке доверили играть небольшие роли в двух спектаклях. Но начала сказываться травма головы: женщина заметила, что ухудшается слух.
Личная жизнь
На съемках фильма "Белые ночи" к актрисе воспылал страстью сам И.Пырьев
Людмила, жившая ролью, не сразу услышала сплетни и пересуды за своей спиной. Новую страсть всемогущего Пырьева заметили все. Да и он особо не скрывался. Людмиле, когда она поняла причину странных взглядов коллег, поначалу было смешно. Она не верила, что человек возраста её дедушки действительно влюбился в неё.
Впрочем, девушке не было дела до страсти престарелого режиссёра.Первое время актриса благосклонно принимала его ухаживания, не рискуя ответить категоричным отказом, но и не отвечала ему взаимностью – она влюбилась в своего партнера по съемкам, Олега Стриженова. Он был женат, к тому старше ее на 11 лет, но их роман вышел за пределы съемочной площадки.
Её мало волновало, что актёр был женат и старше неё на 11 лет. Артистка была уверена, что он бросит семью. Всё остальное для Людмилы не имело значения.
Тем временем Пырьев не отступал и даже помог своей избраннице получить квартиру, не зная о том, что там она встречается со Стриженовым. Пырьев не привык к отказам и преследовал актрису с маниакальной настойчивостью. Но своему могущественному покровителю она по-прежнему не говорила ни «да», ни «нет», отказываясь от близких отношений
В итоге Людмила Марченко забеременела от Олега Стриженова. Но поскольку разводиться с женой тот не собирался, Людмила сделала аборт, причем, в домашних условиях. После аборта были осложнения и детей она уже иметь не могла, что стало для нее большим горем на всю жизнь.После этого их роман со Стриженовым закончился.
Когда Пырьев узнал о романе Марченко со Стриженовым, у него случился инфаркт. Людмила ездила к нему в санаторий, навещала в больнице. Пырьев воспринял это как надежду на взаимность. Выздоровев, он развелся с Мариной Ладыниной. Пырьеву даже пришлось держать ответ в ЦК, где его прорабатывали за связь с юной актрисой. Но он заявил: «Я эту женщину люблю. И собираюсь на ней жениться!
Первый муж - Владимир Вербенко, на момент брака был студентом МГИМО.Он безумно любил свою супругу, но сильно страдал от ревности, видя армию поклонников Людмилы. Масло в огонь постоянно подливали и «доброжелатели», которые шептали на ухо Владимиру, что его жена тайно изменяет ему с известным режиссером.
Брак продержался только год - пока она не уехала на съемки фильма «Мой младший брат».
Когда муж приехал на съёмки и увидел кружащихся вокруг его жены молодых красавцев Даля, Миронова и Збруева, а потом и пристально наблюдающего за ней Пырьева, он ушел от супруги.
Второй муж (гражданский брак)
Валентин Березин, геолог. Их познакомил актер Владимир Гусев.
Он красиво играл на гитаре и увлекательно рассказывал об экспедициях. Вспыхнул роман.
Молодые люди начали жить вместе. Когда об этом доложили Ивану Пырьеву, он в гневе запретил всем режиссёрам снимать Марченко. Ослушаться всемогущего мэтра не посмел никто. Леонид Гайдай, пробовавший артистку на роль Нины в «Кавказскую пленницу», взял Наталью Варлей. Людмилу не пускали в Дом кино и на «Мосфильм»: все её пропуска были аннулированы.
В квартире артистки наступила гнетущая тишина, которую не тревожил ни один звонок.
Только Александр Зархи осмелится нарушить запрет - в 1962 году он снял Марченко в фильме «Мой младший брат».
Три первых года супружеской жизни были безоблачными. В доме Валентина и Людмилы часто бывали друзья. Они Люде были необходимы, так как молодая красавица не могла долго находиться без общения. И люди тянулись к актрисе, ведь она постоянно излучала добро и заражала всех своим бесконечным оптимизмом. Только очень близкие люди знали, что за ширмой лучезарной улыбки скрывается ранимое и доброе сердце.
Муж Людмилы, как и положено геологу, часто бывал в командировках. А, возвращаясь домой, «добрые» люди ему нашептывали о том, что Людмила тайно встречается с влиятельным режиссером. И Березин, к сожалению, верил в это.
Жизнь с Березиным омрачало отсутствие детей. Она ходила по врачам, лечилась, но безуспешно.
Однажды по возвращении Березин напился и кто-то из друзей вызвал в нем приступ ревности - мол, Пырьев подарил Марченко квартиру не за просто так. Пьяный Валентин пришел домой и набросился на Людмилу с кулаками, избил до полусмерти - опомнился только тогда, когда она вся в крови лежала на полу. Березин испугался и вызвал «скорую». В институте Склифосовского ей делали операции, в итоге и на голове, и на лице остались шрамы. Писать заявление в милицию она не стала.Немного успокоившись, Березин стал просить прощения у Людмилы. И жена с изуродованным после побоев лицом простила мужа. Но отношениям все равно пришел конец. Случился развод тогда, когда Марченко узнала о существовании любовницы.
Людмила смогла стойко выдержать и второй развод. Но она прекрасно понимала, что на новые яркие роли ей уже рассчитывать бессмысленно с изуродованным лицом. Старые друзья постепенно отошли, на их место пришли новые, которые стали предлагать актрисе украсить свою жизнь спиртными напитками.
Третий муж (гражданский брак) - Виталий Войтенко, администратор Москонцерта. Познакомились в начале 1970-х.
Он попытался помочь женщине и нашел пластического хирурга. Но его мастерство оказалось сомнительным. После нескольких операций эффект получился ужасающим.
Тем не менее, любящий муж помог жене найти хоть какое-то применение её талантам. Он организовывал творческие встречи со зрителями.Она ездила по городам Советского Союза, но в каждом зале ловила во взглядах зрителей не восхищение, а жалость. Потом последовал срыв, она отказалась продолжать поездки, ведь каждый раз ей задавали один и тот же вопрос: «Над чем Вы сейчас работаете? Где Вы сейчас снимаетесь?». А ответить было нечего. Снова последовала депрессия, в которой было много алкоголя, боли и слез. Муж ушел от Людмилы.
И всё-таки личное счастье к ней заглянуло ещё раз. В 35 лет Марченко снова вышла за художника-графика Сергея Соколова. Они прожили вместе 21 год, до самой смерти Сергея. Людмила была его музой. Он боготворил её. Черты Марченко появились во многих его картинах. Их узнавали в его княжне Мери, купринской Олесе и Суламифи.
Соколов приложил максимум сил, чтобы излечить жену от алкоголизма. Каждую весну и на всё лето супруги уезжали в деревню под Тверью, где художник рисовал свои картины, а Людмила копалась в огороде, кормила птиц, читала книги и разговаривала со своими кошками.В 1982 году Марченко позвали стать ассистентом режиссера в производственный отдел. И Люда согласилась. Муж всячески поддерживал жену. Но в жизни Людмилы случилась новая трагедия – Соколов внезапно умер по причине настигшего его сердечного приступа. Похоронили его на деревенском кладбище.
Потеряв близкого человека, Людмила замкнулась. Она стала искать друзей, которые разделили бы ее горе. И такие люди находились. Они приносили домой спиртное. Зеленый змий туманил сознание и помогал уйти от реальности. Приходящие в дом к Людмиле гости потихоньку выносили ценные вещи состарившейся звезды.
Смерть
Через несколько месяцев после ухода мужа не стало и Людмилы Васильевны. Она умерла зимой, 21 января 1997 года, от банального гриппа.
Незадолго до смерти Марченко с нескрываемой горечью призналась, что кинематограф ей ничего не дал. Она умирает в бедности, без детей, с изуродованным лицом и поломанной жизнью. Вытянутый в молодости счастливый билет оказался пустой бумажкой.
Заболев, она запретила родным приезжать в гости, чтобы те не заразились, успокаивала их, что все в порядке. А сама даже не вызывала врача и не принимала лекарств. Как отмечала ее сестра Галина Дорожкова, она просто не хотела жить одна.
Похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.
На похоронах присутствовало всего несколько человек. Очень печально, что судьба оказалось настолько жестокой по отношению к столь яркой и талантливой звезде кинематографа, которая очень быстро добилась высот, и также быстро оказалась всеми забытой.
Спустя некоторое время раздался телефонный звонок в квартире, где раньше жила Людмила Марченко, актриса, отвергшая знаменитого поклонника и поплатившаяся за это собственным счастьем. Трубку поднял племянник Людмилы Васильевны. Это звонил друг юности Л. Марченко, Евгений Пешков. Он не видел Людмилу почти полвека и не знал, что ее уже нет в живых. Сестра актрисы, взявшая трубку у сына, конечно же, помнила курсанта Женю Пешкова, который в далекой юности был влюблен в ее сестру Люсю. Теперь же полковник, прошедший войну в Афганистане, женатый, имеющий двоих детей... Узнав, о том, что Людмила Васильевна умерла, он спросил у сестры, где она похоронена. Галина Васильевна объяснила, где на Ваганьковском кладбище расположена могила. А когда Пешков позвонил вновь и сообщил, что не смог найти могилку, объяснила вновь. Только спустя несколько дней Галина Васильевна поняла, что из-за выцветшей на солнце фотографии узнать Людмилу на ней было невозможно. Тогда она сама отыскала телефон полковника и позвонила. Оказалось, что он все же смог отыскать место захоронения Л. Марченко. Мало того, он и его жена заказали мраморный памятник и теневой портрет. Конечно же, у Галины Васильевны не было материальной возможности сделать это.
Фильмография
1958 — Добровольцы — девушка Кайтанова-младшего
1959 — Белые ночи — Настенька
1959 — Отчий дом — Таня Скворцова
1960 — До будущей весны — Вера Николаевна, учительница
1960 — Леон Гаррос ищет друга — Маша, лифтёр в московской гостинице
1961 — Дмитро Горицвит — Югина
1962 — Без страха и упрёка — Лена, сестра Тоши
1962 — Мой младший брат — Галя Бодрова
1963 — Полустанок — доярка
1965 — Люди остаются людьми — Нина
1965 — Стряпуха — Таисья
1966 — Туннель — служанка
1966 — Айболит-66 — рыжий клоун
1967 — Цыган — Галя, жена Будулая
1967 — Человек бросает якорь — Нина Коваленко
1968 — Разведчики — Мари
1969 — Ночной звонок — эпизод
1977 — Служебный роман — гостья у Самохваловых
1979 — Что-то с телефоном (короткометражный) — гостья
1980 — О бедном гусаре замолвите слово — провинциальная актриса
1982 — Кто стучится в дверь ко мне… — Люська, мать Виталика
1991 — Воспоминания о звёздном билете (документальный)

ЛЮДМИЛА МАРЧЕНКО - 900717836844
ЛЮДМИЛА МАРЧЕНКО - 900717836588
ЛЮДМИЛА МАРЧЕНКО - 900717836332
ЛЮДМИЛА МАРЧЕНКО - 900717836076
ЛЮДМИЛА МАРЧЕНКО - 900717835820
ЛЮДМИЛА МАРЧЕНКО - 900717835564
ЛЮДМИЛА МАРЧЕНКО - 900717835308
ЛЮДМИЛА МАРЧЕНКО - 900717835052
ЛЮДМИЛА МАРЧЕНКО - 900717834796
Ролик недоступен
фильм = СТРЯПУХА. 1966г. FULL HD
Мой младший брат 1962 FHD

Комментарии