Легендарный актёр, Народный артист РСФСР, Лауреат Государственной премии России Алексей Петренко прославился талантливыми перевоплощениями и удивительно реалистичными образами в театре и кино. Он из той немногочисленной когорты отечественных звёзд кинематографа, которым по силам роли в самых разных жанрах и амплуа. Пётр Первый, Иосиф Сталин, аббат Фариа, Григорий Распутин, купец Мокий Пармёныч Кнуров – каждая роль этого замечательного актёра была точным попаданием в цель и навсегда запомнилась зрителям. Биография Родился Алексей Васильевич Петренко 26 марта 1938 года в Украинской ССР, в селе Чемер Черниговской области. По не подтверждённым данным, в его паспорте стоит иная дата – 1 апреля 1938 года. Так случилось потому, что запись о рождении сына родители смогли сделать лишь спустя несколько дней после его появления на свет, ведь в Чемере сельсовета не было, и пришлось добираться до соседней деревни. Он рос активным общительным мальчишкой, душой компании, любил устраивать всевозможные представления, дурачиться, смешить народ, за что его особенно ценили друзья. Сначала он занимался спортом - был высокий и крепкий, вымахал в конечном итоге практически до двух метров, но, узнав о наборе в драмкружок, записался и туда, невзирая на протесты отца. Отец полагал, что "кривляние на сцене" - дело дамское, его не могли переубедить ни мама, которая поддерживала сына, ни очевидный Лешин талант. Несколько раз отец пытался помешать Алексею выступать, ходил даже к преподавателю, чтобы тот исключил его сына, но все было тщетно, и в конечном счете он вынужден был сдаться. А Алексей в драмкружке показывал невероятные успехи! Он справлялся с любым поручением, которое давал ему руководитель, легко вживался в образ и был очень органичен и убедителен. Когда однажды ему предложили сыграть женскую роль - он шутя справился и с этим. Было понятно: у парня особый дар. И после окончания школы Алексей Петренко отправился поступать в театральный вуз. Он выбрал Харьковский театральный институт.Однако, как ни странно, поступить будущий артист смог только с третьего раза. Предыдущие две попытки оказались провальными, и что самое обидное: проваливался Алексей отнюдь не на творческих экзаменах, их он выдерживал блестяще. А вот сладить с русским и украинским языками никак не мог - и получал от ворот поворот. После каждой неудачи Алексей отправлялся работать, чтобы «не сидеть на шее» у родителей. Почти три года он трудился в кузнице в Чернигове. И если бы третья попытка не увенчалась успехом, Петренко наверняка отправился бы в армию. А так как рост у него оказался исполинским – 190 сантиметров – то парня непременно взяли бы на флот, отсрочив начало его актёрской биографии на долгих четыре года. Театр В 1961 году Алексей Петренко получил диплом Харьковского театрального вуза, успешно отучившись на курсе Народного артиста СССР Ивана Марьяненко. По распределению начинающий актёр попал в Запорожский музыкально-драматический театр имени Николая Щорса. На этой сцене он сыграл свои первые роли. Через два года сменил подмостки запорожского театра на сцену Донецкого русского драмтеатра. Но и тут задержался лишь на год: перспективного и очень яркого молодого артиста заметил главный режиссёр и художественный руководитель Ленинградского театра имени Ленсовета Игорь Владимиров и приложил все усилия, чтобы переманить молодого человека к себе. После нескольких успешных лет службы в театре имени Ленсовета Алексей Петренко отправился «в свободное плавание»: он часто менял подмостки, выбирая лишь те роли, которые ему нравились. Артист однажды признался, что всегда придерживался принципа «лучше немного и толково, нежели всеядно». Вскоре Алексей Петренко появляется на сценах самых прославленных московских театров: с 1977 года он играл в драматическом театре на Малой Бронной, с 1978-го четыре года блистал на подмостках МХАТа. Позже зрители наблюдали за талантливой игрой артиста в столичном Театре «Школа современной пьесы» и Театре на Таганке. Театралы в возрасте и сегодня помнят его гениально сыгранную роль Коки в постановке «Серсо» режиссёра Анатолия Васильева. Спектакль имел ошеломительный успех и шёл четыре года кряду, до середины 80-х. Позже Петренко блестяще перевоплотился в отчаянного Сатина из пьесы «На дне». Всего в театре и кино Алексей Петренко сыграл около 100 ролей. Кино С 1991 года Алексей Васильевич Петренко – штатный актёр Киностудии имени Максима Горького. Его кинематографическая биография не менее богата и насыщена, чем театральная. Но такова уж магия телевидения, что именно после появления на экране артист становится широко известным. Дебют Петренко на экране состоялся в 1967 году. Алексею Васильевичу предложили небольшую роль в мелодраме Виктора Соколова «День солнца и дождя»: он сыграл официанта-фарцовщика. Дебют оказался успешным, и вначале 70-х актёру предложили первые крупные роли. В чёрно-белом двухсерийном фильме режиссёра Григория Козинцева «Король Лир» по знаменитой шекспировской трагедии Алексей Петренко перевоплотился в Освальда. Первой большой ролью Петренко стал Пётр Великий в культовой картине Александра Митты «Сказ о том, как царь Пётр арапа женил». В исполнении актёра самодержец получился таким, каким его описывает большинство историков: суровым, но справедливым. В этой картине Алексей Петренко сыграл в удачном дуэте с Владимиром Высоцким, который появился в образе арапа Ибрагима Ганнибала. Ещё одна звёздная роль была сыграна Алексеем Петренко в 1981 году в исторической драме Элема Климова «Агония». Артисту доверили главного персонажа – Григория Распутина. Права на фильм были проданы за рубеж: картину увидели во Франции, Италии и Америке, он получил множество наград, в том числе Гран-при «Золотой орёл». На советский экран «Агония» вышла лишь в 1985 году. Кроме Петренко в нём сыграли ключевых персонажей Анатолий Ромашин, Алиса Фрейндлих и Леонид Броневой. Алексею Васильевичу удалось невероятно точно передать горячий, необузданный нрав Распутина. Позже Алексей Петренко неоднократно привлекался режиссёрами на роли, где требовалось сыграть сильные личности. Несколько раз он играл Сталина, перевоплощался в Ивана Грозного и атамана Платова. Но и слабых, отчаявшихся людей актёр играл ничуть не хуже: в этом можно убедиться, посмотрев социальную драму Динары Асановой «Беда», где он отлично сыграл деревенского алкоголика Кулигина. Позже Алексей Петренко не раз доказывал свой невероятный талант к перевоплощению, играя самых разных героев. Он предстоял то мерзким Свидригайловым в «Преступлении и наказании», то купцом Мокием Пармёнычем Кнуровым в «Жестоком романсе», то лётчиком Строгановым в драме Алексея Германа «Двадцать дней без войны». В новом веке Алексей Петренко тоже не потерялся и был одним из самых востребованных артистов отечественного кинематографа. В 2003 году на экраны вышла новая экранизация романа Фёдора Достоевского «Идиот». В одноимённом сериале Владимира Бортко Алексею Петренко достался образ генерала Иволгина, полубезумного спившегося человека, характер которого артист передал с потрясающей реалистичностью. Главных персонажей драмы сыграли Евгений Миронов, Владимир Машков и Лидия Вележева. Поклонники снова увидели любимого актёра в 2006 году: Алексей Петренко появился в экранизации романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго». В одноимённом сериале режиссёра Александра Прошкина Алексей Васильевич сыграл Фаддея Казимировича, ещё раз доказав зрителям и кинокритикам, что перед ними истинный талант. В 2007 году Петренко блестяще сыграл пятого присяжного, пенсионера и бывшего работника Метростроя в нашумевшем юридическом детективе Никиты Михалкова «12». В этом фильме было собрано созвездие артистов: Сергей Маковецкий, Валентин Гафт, Никита Михалков, Сергей Гармаш и многие другие, чьи имена давно известны любителям кинематографа. Новый сюрприз от талантливого актёра зрители получили в 2009 году, когда на экраны вышла психологическая драма «Похороните меня за плинтусом», снятая по мотивам повести Павла Санаева. Алексей Петренко сыграл дедушку Саши. В том же году на телеканале «Россия» состоялась премьера исторического сериала «Вольф Мессинг: видевший сквозь время». Драматическая лента была тепло встречена как зрителями, так и кинокритиками и набрала высокие рейтинги. Алексей Петренко в который раз перевоплотился во всемогущего Иосифа Сталина. 2010-й ознаменовался премьерой военной драмы, дилогии Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем-2: Предстояние», но самый дорогостоящий российский фильм с бюджетом от 40 до 55 миллионов долларов ждал кассовый провал. В декабре 2011 года зрители посмотрели 13-серийную телеверсию картины, в которой они увидели Алексея Петренко в роли пожилого лейтенанта-бухгалтера. К работе артиста, как и ожидалось, не было ни единой претензии: по устоявшейся привычке он «выложился» на съёмочной площадке на полную силу. Снялся Алексей Петренко и в новогодней кинокомедии «Ёлки-2», появившейся в прокате в середине декабря 2011 года. В этой мелодраме он перевоплотился в Григория Павловича Земляникина, пилота и возлюбленного Юлии Снегирёвой. В 2012 и 2014 годах любимый миллионами актёр появился в сериалах «Петрович» и «Уходящая натура». Критики и зрители, кроме названных ролей, как лучшие в исполнении Алексея Петренко отмечают образы Подколёсина в «Женитьбе», журналиста Пола Дика в «ТАСС уполномочен заявить» и аббата Фариа в «Узнике замка Иф». Фильмография артиста – это более 80 картин и сериалов. Одной из последних киноработ артиста была франко-российская картина «Виктор», вышедшая на экраны в 2014 году. Ключевые роли в триллере достались Жерару Депардье и Элизабет Хёрли. Премьера фильма в Москве состоялась в начале сентября 2014 года, а в октябре её увидели в Нью-Йорке. Алексей Петренко был человеком православным и глубоко верующим. Известно, что в июле 2010 года его избрали членом Патриаршего совета по культуре от Русской православной церкви. Кроме актёрской деятельности артиста нередко привлекали к озвучиванию фильмов и аудиокниг. Особенно Алексей Петренко любил озвучивать русские сказки и в своё время записал 24-серийный «сказочный» цикл. Однажды он признался, что, когда уйдёт на пенсию, будет бесплатно ходить по детским садикам и читать детям сказки. В 2016 году голосом Петренко заговорил герой Коппелиус в кукольном мультфильме «Гофманиада». Личная жизнь Артист был женат трижды. Первой супругой Алексея Петренко оказалась певица Алла Петренко, вместе с которой он прожил 19 лет. Долгое время жена была настоящей опорой мужу, делавшему карьеру на сцене и в кино. В этом браке родилась дочь Полина, но в 1979 году супруги расстались. Вскоре Алексей Петренко женился во второй раз: его супругой стала известная журналистка, в прошлом театральный обозреватель Галина Кожухова-Петренко. В этом браке общих детей не было, но у Алексея Васильевича наладились прекрасные отношения с пасынком Михаилом Кожуховым, ставшим, как и мама, журналистом и телеведущим. Какое-то время 15-летняя Полина жила с отцом и его новой семьёй, но после случившейся ссоры отношения Алексея Петренко с дочерью испортились. Полина уехала к матери и сегодня живёт в Германии. В 2009 году Галина Кожухова умерла. Артист недолго оставался в одиночестве: спустя год его личная жизнь наладилась, он женился на журналистке Азиме Расуловне Абдумаминовой, этнической узбечке. Она переехала к любимому мужчине из Бишкека с двумя младшими дочерьми (всего у неё четверо детей). Существенная разница в возрасте – 32 года – не стала преградой для счастливой жизни супругов. Они часто появлялись вместе на публичных мероприятиях и премьерах фильмов, в которых играл артист. Смерть Алексей Петренко, несмотря на своё крепкое телосложение и внушительный рост, не блистал хорошим здоровьем. Во время съёмок драмы «Агония» в начале 70-х он был впервые госпитализирован с приступом стенокардии. Сердечные приступы, с которыми он попадал в больницу, случались в 2006 и 2011 годах. В 2012-м он сломал лодыжку, но и тогда всё обошлось – актёр быстро поправился и снова с головой окунулся в работу. Алексей Петренко умер скоропостижно: смерть настигла его 22 февраля 2017 года, за несколько недель до 79-го дня рождения из-за оторвавшегося тромба. Прощание с актером состоялось 27 февраля в Доме кино. Согласно воле актера, его проводили без традиционных аплодисментов. Вместо этого звучали стихи. Алексей Петренко был похоронен на Никольском кладбище Москвы. Смерть великого артиста оказалась неожиданной для всех, ведь он был бодр и полон планов, за две недели до кончины ездил в Центр подготовки космонавтов в Звёздном городке, где снимался клип на песню лидера группы Motor-Roller Ильяса Аутова «Ты помнишь, брат, как это было?». Алексею Петренко в этом клипе досталась роль космонавта, прилетевшего на орбиту с апельсинами. Интересные факты об Алексее Васильевиче Петренко Актер входил в состав Патриаршего совета по культуре. Алексей Васильевич был очень верующим человеком. Изучал церковнославянский язык, потому что «каждый должен быть готов ко встрече с Богом». Снимался вместе с Жераром Депардье. Имел орден Почета. Очень любил простые блюда, такие как печеная картошка, жареное сало, окрошка, щи, самолично готовил квас. Иосифа Виссарионовича Алексею Васильевичу довелось сыграть аж целых четыре раза. Алексей Петренко никогда не унижался до того, чтобы выпрашивать роли, гоняться за ними. Напротив, часто он добровольно отказывался от того или иного предложения в пользу другого актера – просто по доброте душевной. От последнего брака у Алексея Васильевича остались падчерица и пасынок, а также родная младшая дочь Мелания. Ей было всего десять лет, когда отца не стало, кроме того, произошло это у нее на глазах – матери в тот момент дома не было, они находились там вдвоем с отцом. В конце жизни предпочитал жить за городом, где есть свежий воздух. Алексей Васильевич обладал очень хорошим голосом, частенько пел, есть даже записи его песен в сопровождении казачьего хора. Фильмография 1967 — День солнца и дождя — официант-фарцовщик 1969 — Берег юности — эпизод 1970 — Король Лир — Освальд 1974 — 1981 — Агония — Григорий Распутин 1976 — Волны Чёрного моря — Гаврила Семёнович Чёрноиваненко 1976 — Двадцать дней без войны — Юрий Строганов, лётчик-капитан 1976 — Сказ про то, как царь Пётр арапа женил — Пётр I 1976 — Ключ без права передачи — Кирилл Алексеевич, директор школы 1977 — Беда — Слава Кулигин 1977 — Женитьба — Иван Кузьмич Подколёсин 1977 — Портрет с дождём — Игорь Петрович 1977 — Юлия Вревская — Степан Князев 1980 — Поезд чрезвычайного назначения — Григорий Иванович Петровский 1981 — Прощание — Воронцов, председатель совета по строительству ГЭС 1981 — Агония — «Григорий Распутин» 1982 — Грачи — Игорь Анатольевич Ставрасов, судья областного суда 1983 — Клятвенная запись — генерал Тотлебен 1984 — ТАСС уполномочен заявить… — Пол Дик 1984 — Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад — банкир 1984 — Лев Толстой — Чертков 1984 — Жестокий романс — Мокий Пармёныч Кнуров, крупный предприниматель 1985 — В. Давыдов и Голиаф (к/м) — Голиаф 1985 — Господин гимназист — Кирилл Андреевич Потанин 1985 — День гнева — Меллер 1986 — Только ты, сердце / Samo ti, sartze — Лука Блаженный 1987 — Без солнца — Сатин 1987 — Клуб женщин — Алексей Егорович Силин, художник 1988 — Наш бронепоезд — Василий Васильевич Пухов 1988 — Слуга — Роман Романович Брызгин 1989 — Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным — Сталин 1989 — Узник замка Иф — аббат Фариа 1989 — Искусство жить в Одессе — Фроим Грач 1989 — Руфь — учитель 1990 — Каминский, московский сыщик / Le flic de Moscou — Бергов 1990 — Сфинкс — Поздняев 1991 — Игра на миллионы — Аркадий Саныч, глава банды 1992 — Присутствие — Пётр Николаевич Яковлев 1992 — Кооператив «Политбюро», или Будет долгим прощание — Борис Сергеевич, двойник Сталина 1992 — Мушкетёры двадцать лет спустя — король Карл I 1993 — Свечи в темноте / Candles in the Dark — советский руководитель 1993 — Налетъ — дядя, главарь банды 1993 — Сенсация — Юрий Савушкин 1993 — Стреляющие ангелы — мэр 1994 — Империя пиратов — капитан ла Буш 1996 — Агапэ — Пикасин, художник 1998 — Сибирский цирюльник — Николай Карлович Радлов, генерал 1999 — Послушай, не идёт ли дождь… — Юрий Казаков 1999 — Характеры для мужчин 2000 — Фортуна — Василий Петрович, механик 2000 — Воспоминания о Шерлоке Холмсе — Артур Конан Дойл 2000 — В августе 44-го… — генерал-лейтенант Егоров 2001 — Коллекционер — коллекционер 2001 — Династия полковника «N» — дед 2001 — Чёрная Рада — Богдан Хмельницкий 2002 — Казус Белли 2003 — Идиот — генерал Иволгин 2004 — Легенда о Кащее, или В поисках тридесятого царства — Кащей 2004 — Шахматист — Леонид Львович Ковальчик, психиатр 2004 — Смерть Таирова — Сталин 2005 — Не хлебом единым — Бусько 2005 — 2007 — Гражданин начальник — Малкин 2006 — Доктор Живаго — Фаддей Казимирович 2007 — 12 — 5-й присяжный, ветеран труда, бывший работник Метростроя 2007 — Семейный ужин — Тихон Семёныч 2007 — Ветка сирени — Н. С. Зверев 2007 — Дом на набережной — академик Ганчук 2007 — Бегущая по волнам — капитан Дюк 2007 — Свадьба. Дело. Смерть — Муромский 2008 — Вторая мировая война: За закрытыми дверьми / World War Two: Behind Closed Doors — Сталин 2008 — Иллюзия страха — Петровский 2008 — Не отрекаются любя… — генерал 2008 — Тайны дворцовых переворотов. Фильм 7. Виват, Анна Иоанновна! — Дмитрий Голицын 2008 — Время земляники — большой наблюдатель 2009 — Вольф Мессинг: видевший сквозь время — Сталин 2009 — Навстречу шторму / Into the Storm — Сталин 2009 — Похороните меня за плинтусом — Семён Михайлович, дедушка Саши Савельева 2010 — Утомлённые солнцем 2: Предстояние — пожилой лейтенант-бухгалтер 2011 — Ёлки 2 — Григорий Земляникин 2012 — Петрович — Трофим Петрович Стрельцов 2014 — Виктор — Ветров 2014 — Уходящая натура — Василий Львович Раззамазов, советский писатель 2016 — Ёлки 5 — Григорий Земляникин Телеспектакли 1968 — Ать-два… и в дамки! — Бертулинус 1971 — Жаворонок — отец Жанны д'Арк 1971 — Жизнь ненужного человека — Мельников, осведомитель 1975 — Ковалёва из провинции — Матвей Никулин 1978 — Острова в океане — Бобби, друг Хадсона 1980 — Этот фантастический мир. Вып. 4 («Свидетельствую») — третий свидетель, профессор 1983 — Человек из страны Грин — Стомадор 1985 — Серсо — Кока 1988 — И свет во тьме светит — Николай Иванович Сарынцев 1993 — А чой-то ты во фраке? — Чубуков Признание и награды Звезда Алексея Петренко на Аллее актёрской славы в Выборге 1977 — Лауреат Премии Всесоюзного кинофестиваля за лучшее исполнение мужской роли («Ключ без права передачи», реж. Д. Асанова) 1984 — Заслуженный артист РСФСР (21 ноября 1984 года) — за заслуги в области советского киноискусства[15] 1988 — Народный артист РСФСР (16 июня 1988 года) — за заслуги в развитии советского киноискусства[16] 1994 — Приз за лучшую мужскую роль («Кооператив «Политбюро», или Будет долгим прощание», реж. М. Пташук) на МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь» 1998 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (28 марта 1998 года) — за большой личный вклад в развитие отечественного искусства[17] 1999 — Народный артист Украины (8 сентября 1999 года) — за весомый личный вклад в развитие театрального и киноискусства, высокое исполнительское мастерство[18] 1999 — Приз за лучшую мужскую роль («Сибирский цирюльник») на кинофестивале «Виват, кино России!» в Санкт-Петербурге 2000 — Государственная премия Российской Федерации 1999 года в области киноискусства (9 июня 2000 года) — за художественный фильм «Сибирский цирюльник»[19] 2000 — Приз за лучшую мужскую роль («Послушай, не идёт ли дождь…», реж. А. Кордон) на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге 2001 — Лауреат приза «Признание» на кинофестивале «Виват, кино России!»[20] 2002 — Премия Союзного государства — за произведения литературы и искусства, вносящие большой вклад в укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества между государствами — участниками Союзного государства[21] 2003 — Лауреат приза «Немеркнущая зрительская любовь» на кинофестивале «Виват, кино России!»[20][22][23] 2007 — Премия «Золотой орёл» за лучшую мужскую роль в кино (совместно с Н. Михалковым, С. Маковецким, С. Гармашом, В. Гафтом, Ю. Стояновым, С. Газаровым, М. Ефремовым, А. Горбуновым, С. Арцибашевым, В. Вержбицким, Р. Мадяновым — фильм «12») 2008 — Специальный приз оргкомитета Международного кинофестиваля им. Андрея Тарковского «Зеркало» — «За выдающийся вклад в мировое киноискусство» 2008 — Почётный приз «За вклад в киноискусство» национальной кинопремии «Золотой орёл» 2009 — Приз «За творческий вклад в российский кинематограф» на КФ «Виват, кино России!»[24] 2013 — Международная премия Станиславского в номинации «За вклад в развитие русского театрального искусства»[25] 2014 — Орден Почёта (25 октября 2014 года) — за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, телерадиовещания и многолетнюю плодотворную деятельность[26] 2017 — Российская национальная актёрская премия имени Андрея Миронова «Фигаро», номинация «Артист милостью Божией». Премия вручена 8 марта 2017 года посмертно, передана жене Азиме Абдумаминовой и дочери Мелании Алексеевне Петренко.
фильм-Агония
Ролик недоступен
Грачи 1982~SW7
В. Давыдов и Голиаф, 1985
Пиры Валтасара или ночь со Сталиным (СССР 1989 HD) Драма, История, Экранизация
Путешествие в советское прошлое( фильмы и ТВ СССР)
АЛЕКСЕЙ ПЕТРЕНКО
Легендарный актёр, Народный артист РСФСР, Лауреат Государственной премии России Алексей Петренко прославился талантливыми перевоплощениями и удивительно реалистичными образами в театре и кино. Он из той немногочисленной когорты отечественных звёзд кинематографа, которым по силам роли в самых разных жанрах и амплуа. Пётр Первый, Иосиф Сталин, аббат Фариа, Григорий Распутин, купец Мокий Пармёныч Кнуров – каждая роль этого замечательного актёра была точным попаданием в цель и навсегда запомнилась зрителям.
Биография
Родился Алексей Васильевич Петренко 26 марта 1938 года в Украинской ССР, в селе Чемер Черниговской области. По не подтверждённым данным, в его паспорте стоит иная дата – 1 апреля 1938 года. Так случилось потому, что запись о рождении сына родители смогли сделать лишь спустя несколько дней после его появления на свет, ведь в Чемере сельсовета не было, и пришлось добираться до соседней деревни.
Он рос активным общительным мальчишкой, душой компании, любил устраивать всевозможные представления, дурачиться, смешить народ, за что его особенно ценили друзья. Сначала он занимался спортом - был высокий и крепкий, вымахал в конечном итоге практически до двух метров, но, узнав о наборе в драмкружок, записался и туда, невзирая на протесты отца. Отец полагал, что "кривляние на сцене" - дело дамское, его не могли переубедить ни мама, которая поддерживала сына, ни очевидный Лешин талант. Несколько раз отец пытался помешать Алексею выступать, ходил даже к преподавателю, чтобы тот исключил его сына, но все было тщетно, и в конечном счете он вынужден был сдаться. А Алексей в драмкружке показывал невероятные успехи! Он справлялся с любым поручением, которое давал ему руководитель, легко вживался в образ и был очень органичен и убедителен. Когда однажды ему предложили сыграть женскую роль - он шутя справился и с этим. Было понятно: у парня особый дар.
И после окончания школы Алексей Петренко отправился поступать в театральный вуз. Он выбрал Харьковский театральный институт.Однако, как ни странно, поступить будущий артист смог только с третьего раза. Предыдущие две попытки оказались провальными, и что самое обидное: проваливался Алексей отнюдь не на творческих экзаменах, их он выдерживал блестяще. А вот сладить с русским и украинским языками никак не мог - и получал от ворот поворот.
После каждой неудачи Алексей отправлялся работать, чтобы «не сидеть на шее» у родителей. Почти три года он трудился в кузнице в Чернигове. И если бы третья попытка не увенчалась успехом, Петренко наверняка отправился бы в армию. А так как рост у него оказался исполинским – 190 сантиметров – то парня непременно взяли бы на флот, отсрочив начало его актёрской биографии на долгих четыре года.
Театр
В 1961 году Алексей Петренко получил диплом Харьковского театрального вуза, успешно отучившись на курсе Народного артиста СССР Ивана Марьяненко. По распределению начинающий актёр попал в Запорожский музыкально-драматический театр имени Николая Щорса. На этой сцене он сыграл свои первые роли.
Через два года сменил подмостки запорожского театра на сцену Донецкого русского драмтеатра. Но и тут задержался лишь на год: перспективного и очень яркого молодого артиста заметил главный режиссёр и художественный руководитель Ленинградского театра имени Ленсовета Игорь Владимиров и приложил все усилия, чтобы переманить молодого человека к себе.
После нескольких успешных лет службы в театре имени Ленсовета Алексей Петренко отправился «в свободное плавание»: он часто менял подмостки, выбирая лишь те роли, которые ему нравились. Артист однажды признался, что всегда придерживался принципа «лучше немного и толково, нежели всеядно».
Вскоре Алексей Петренко появляется на сценах самых прославленных московских театров: с 1977 года он играл в драматическом театре на Малой Бронной, с 1978-го четыре года блистал на подмостках МХАТа. Позже зрители наблюдали за талантливой игрой артиста в столичном Театре «Школа современной пьесы» и Театре на Таганке.
Театралы в возрасте и сегодня помнят его гениально сыгранную роль Коки в постановке «Серсо» режиссёра Анатолия Васильева. Спектакль имел ошеломительный успех и шёл четыре года кряду, до середины 80-х.
Позже Петренко блестяще перевоплотился в отчаянного Сатина из пьесы «На дне». Всего в театре и кино Алексей Петренко сыграл около 100 ролей.
Кино
С 1991 года Алексей Васильевич Петренко – штатный актёр Киностудии имени Максима Горького. Его кинематографическая биография не менее богата и насыщена, чем театральная. Но такова уж магия телевидения, что именно после появления на экране артист становится широко известным.
Дебют Петренко на экране состоялся в 1967 году. Алексею Васильевичу предложили небольшую роль в мелодраме Виктора Соколова «День солнца и дождя»: он сыграл официанта-фарцовщика. Дебют оказался успешным, и вначале 70-х актёру предложили первые крупные роли.
В чёрно-белом двухсерийном фильме режиссёра Григория Козинцева «Король Лир» по знаменитой шекспировской трагедии Алексей Петренко перевоплотился в Освальда.
Первой большой ролью Петренко стал Пётр Великий в культовой картине Александра Митты «Сказ о том, как царь Пётр арапа женил». В исполнении актёра самодержец получился таким, каким его описывает большинство историков: суровым, но справедливым. В этой картине Алексей Петренко сыграл в удачном дуэте с Владимиром Высоцким, который появился в образе арапа Ибрагима Ганнибала.
Ещё одна звёздная роль была сыграна Алексеем Петренко в 1981 году в исторической драме Элема Климова «Агония». Артисту доверили главного персонажа – Григория Распутина. Права на фильм были проданы за рубеж: картину увидели во Франции, Италии и Америке, он получил множество наград, в том числе Гран-при «Золотой орёл».
На советский экран «Агония» вышла лишь в 1985 году. Кроме Петренко в нём сыграли ключевых персонажей Анатолий Ромашин, Алиса Фрейндлих и Леонид Броневой. Алексею Васильевичу удалось невероятно точно передать горячий, необузданный нрав Распутина.
Позже Алексей Петренко неоднократно привлекался режиссёрами на роли, где требовалось сыграть сильные личности.
Несколько раз он играл Сталина, перевоплощался в Ивана Грозного и атамана Платова. Но и слабых, отчаявшихся людей актёр играл ничуть не хуже: в этом можно убедиться, посмотрев социальную драму Динары Асановой «Беда», где он отлично сыграл деревенского алкоголика Кулигина.
Позже Алексей Петренко не раз доказывал свой невероятный талант к перевоплощению, играя самых разных героев. Он предстоял то мерзким
Свидригайловым в «Преступлении и наказании», то купцом Мокием Пармёнычем Кнуровым в «Жестоком романсе», то лётчиком Строгановым в драме Алексея Германа «Двадцать дней без войны».
В новом веке Алексей Петренко тоже не потерялся и был одним из самых востребованных артистов отечественного кинематографа.
В 2003 году на экраны вышла новая экранизация романа Фёдора Достоевского «Идиот». В одноимённом сериале Владимира Бортко Алексею Петренко достался образ генерала Иволгина, полубезумного спившегося человека, характер которого артист передал с потрясающей реалистичностью. Главных персонажей драмы сыграли Евгений Миронов, Владимир Машков и Лидия Вележева.
Поклонники снова увидели любимого актёра в 2006 году: Алексей Петренко появился в экранизации романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго». В одноимённом сериале режиссёра Александра Прошкина Алексей Васильевич сыграл Фаддея Казимировича, ещё раз доказав зрителям и кинокритикам, что перед ними истинный талант.
В 2007 году Петренко блестяще сыграл пятого присяжного, пенсионера и бывшего работника Метростроя в нашумевшем юридическом детективе Никиты Михалкова «12». В этом фильме было собрано созвездие артистов: Сергей Маковецкий, Валентин Гафт, Никита Михалков, Сергей Гармаш и многие другие, чьи имена давно известны любителям кинематографа.
Новый сюрприз от талантливого актёра зрители получили в 2009 году, когда на экраны вышла психологическая драма «Похороните меня за плинтусом», снятая по мотивам повести Павла Санаева. Алексей Петренко сыграл дедушку Саши.
В том же году на телеканале «Россия» состоялась премьера исторического сериала «Вольф Мессинг: видевший сквозь время». Драматическая лента была тепло встречена как зрителями, так и кинокритиками и набрала высокие рейтинги. Алексей Петренко в который раз перевоплотился во всемогущего Иосифа Сталина.
2010-й ознаменовался премьерой военной драмы, дилогии Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем-2: Предстояние», но самый дорогостоящий российский фильм с бюджетом от 40 до 55 миллионов долларов ждал кассовый провал.
В декабре 2011 года зрители посмотрели 13-серийную телеверсию картины, в которой они увидели Алексея Петренко в роли пожилого лейтенанта-бухгалтера. К работе артиста, как и ожидалось, не было ни единой претензии: по устоявшейся привычке он «выложился» на съёмочной площадке на полную силу.
Снялся Алексей Петренко и в новогодней кинокомедии «Ёлки-2», появившейся в прокате в середине декабря 2011 года. В этой мелодраме он перевоплотился в Григория Павловича Земляникина, пилота и возлюбленного Юлии Снегирёвой.
В 2012 и 2014 годах любимый миллионами актёр появился в сериалах «Петрович» и «Уходящая натура».
Критики и зрители, кроме названных ролей, как лучшие в исполнении Алексея Петренко отмечают образы Подколёсина в «Женитьбе», журналиста Пола Дика в «ТАСС уполномочен заявить» и аббата Фариа в «Узнике замка Иф». Фильмография артиста – это более 80 картин и сериалов.
Одной из последних киноработ артиста была франко-российская картина «Виктор», вышедшая на экраны в 2014 году. Ключевые роли в триллере достались Жерару Депардье и Элизабет Хёрли. Премьера фильма в Москве состоялась в начале сентября 2014 года, а в октябре её увидели в Нью-Йорке.
Алексей Петренко был человеком православным и глубоко верующим. Известно, что в июле 2010 года его избрали членом Патриаршего совета по культуре от Русской православной церкви.
Кроме актёрской деятельности артиста нередко привлекали к озвучиванию фильмов и аудиокниг.
Особенно Алексей Петренко любил озвучивать русские сказки и в своё время записал 24-серийный «сказочный» цикл. Однажды он признался, что, когда уйдёт на пенсию, будет бесплатно ходить по детским садикам и читать детям сказки.
В 2016 году голосом Петренко заговорил герой Коппелиус в кукольном мультфильме «Гофманиада».
Личная жизнь
Артист был женат трижды.
Первой супругой Алексея Петренко оказалась певица Алла Петренко, вместе с которой он прожил 19 лет. Долгое время жена была настоящей опорой мужу, делавшему карьеру на сцене и в кино. В этом браке родилась дочь Полина, но в 1979 году супруги расстались.
Вскоре Алексей Петренко женился во второй раз: его супругой стала известная журналистка, в прошлом театральный обозреватель Галина Кожухова-Петренко. В этом браке общих детей не было, но у Алексея Васильевича наладились прекрасные отношения с пасынком Михаилом Кожуховым, ставшим, как и мама, журналистом и телеведущим. Какое-то время 15-летняя Полина жила с отцом и его новой семьёй, но после случившейся ссоры отношения Алексея Петренко с дочерью испортились. Полина уехала к матери и сегодня живёт в Германии.
В 2009 году Галина Кожухова умерла. Артист недолго оставался в одиночестве: спустя год его личная жизнь наладилась, он женился на журналистке Азиме Расуловне Абдумаминовой, этнической узбечке. Она переехала к любимому мужчине из Бишкека с двумя младшими дочерьми (всего у неё четверо детей). Существенная разница в возрасте – 32 года – не стала преградой для счастливой жизни супругов. Они часто появлялись вместе на публичных мероприятиях и премьерах фильмов, в которых играл артист.
Смерть
Алексей Петренко, несмотря на своё крепкое телосложение и внушительный рост, не блистал хорошим здоровьем.
Во время съёмок драмы «Агония» в начале 70-х он был впервые госпитализирован с приступом стенокардии. Сердечные приступы, с которыми он попадал в больницу, случались в 2006 и 2011 годах.
В 2012-м он сломал лодыжку, но и тогда всё обошлось – актёр быстро поправился и снова с головой окунулся в работу.
Алексей Петренко умер скоропостижно: смерть настигла его 22 февраля 2017 года, за несколько недель до 79-го дня рождения из-за оторвавшегося тромба.
Прощание с актером состоялось 27 февраля в Доме кино. Согласно воле актера, его проводили без традиционных аплодисментов. Вместо этого звучали стихи.
Алексей Петренко был похоронен на Никольском кладбище Москвы.
Смерть великого артиста оказалась неожиданной для всех, ведь он был бодр и полон планов, за две недели до кончины ездил в Центр подготовки космонавтов в Звёздном городке, где снимался клип на песню лидера группы Motor-Roller Ильяса Аутова «Ты помнишь, брат, как это было?». Алексею Петренко в этом клипе досталась роль космонавта, прилетевшего на орбиту с апельсинами.
Интересные факты об Алексее Васильевиче Петренко
Актер входил в состав Патриаршего совета по культуре.
Алексей Васильевич был очень верующим человеком.
Изучал церковнославянский язык, потому что «каждый должен быть готов ко встрече с Богом».
Снимался вместе с Жераром Депардье.
Имел орден Почета.
Очень любил простые блюда, такие как печеная картошка, жареное сало, окрошка, щи, самолично готовил квас.
Иосифа Виссарионовича Алексею Васильевичу довелось сыграть аж целых четыре раза. Алексей Петренко никогда не унижался до того, чтобы выпрашивать роли, гоняться за ними. Напротив, часто он добровольно отказывался от того или иного предложения в пользу другого актера – просто по доброте душевной.
От последнего брака у Алексея Васильевича остались падчерица и пасынок, а также родная младшая дочь Мелания. Ей было всего десять лет, когда отца не стало, кроме того, произошло это у нее на глазах – матери в тот момент дома не было, они находились там вдвоем с отцом.
В конце жизни предпочитал жить за городом, где есть свежий воздух.
Алексей Васильевич обладал очень хорошим голосом, частенько пел, есть даже записи его песен в сопровождении казачьего хора.
Фильмография
1967 — День солнца и дождя — официант-фарцовщик
1969 — Берег юности — эпизод
1970 — Король Лир — Освальд
1974 — 1981 — Агония — Григорий Распутин
1976 — Волны Чёрного моря — Гаврила Семёнович Чёрноиваненко
1976 — Двадцать дней без войны — Юрий Строганов, лётчик-капитан
1976 — Сказ про то, как царь Пётр арапа женил — Пётр I
1976 — Ключ без права передачи — Кирилл Алексеевич, директор школы
1977 — Беда — Слава Кулигин
1977 — Женитьба — Иван Кузьмич Подколёсин
1977 — Портрет с дождём — Игорь Петрович
1977 — Юлия Вревская — Степан Князев
1980 — Поезд чрезвычайного назначения — Григорий Иванович Петровский
1981 — Прощание — Воронцов, председатель совета по строительству ГЭС
1981 — Агония — «Григорий Распутин»
1982 — Грачи — Игорь Анатольевич Ставрасов, судья областного суда
1983 — Клятвенная запись — генерал Тотлебен
1984 — ТАСС уполномочен заявить… — Пол Дик
1984 — Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад — банкир
1984 — Лев Толстой — Чертков
1984 — Жестокий романс — Мокий Пармёныч Кнуров, крупный предприниматель
1985 — В. Давыдов и Голиаф (к/м) — Голиаф
1985 — Господин гимназист — Кирилл Андреевич Потанин
1985 — День гнева — Меллер
1986 — Только ты, сердце / Samo ti, sartze — Лука Блаженный
1987 — Без солнца — Сатин
1987 — Клуб женщин — Алексей Егорович Силин, художник
1988 — Наш бронепоезд — Василий Васильевич Пухов
1988 — Слуга — Роман Романович Брызгин
1989 — Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным — Сталин
1989 — Узник замка Иф — аббат Фариа
1989 — Искусство жить в Одессе — Фроим Грач
1989 — Руфь — учитель
1990 — Каминский, московский сыщик / Le flic de Moscou — Бергов
1990 — Сфинкс — Поздняев
1991 — Игра на миллионы — Аркадий Саныч, глава банды
1992 — Присутствие — Пётр Николаевич Яковлев
1992 — Кооператив «Политбюро», или Будет долгим прощание — Борис Сергеевич, двойник Сталина
1992 — Мушкетёры двадцать лет спустя — король Карл I
1993 — Свечи в темноте / Candles in the Dark — советский руководитель
1993 — Налетъ — дядя, главарь банды
1993 — Сенсация — Юрий Савушкин
1993 — Стреляющие ангелы — мэр
1994 — Империя пиратов — капитан ла Буш
1996 — Агапэ — Пикасин, художник
1998 — Сибирский цирюльник — Николай Карлович Радлов, генерал
1999 — Послушай, не идёт ли дождь… — Юрий Казаков
1999 — Характеры для мужчин
2000 — Фортуна — Василий Петрович, механик
2000 — Воспоминания о Шерлоке Холмсе — Артур Конан Дойл
2000 — В августе 44-го… — генерал-лейтенант Егоров
2001 — Коллекционер — коллекционер
2001 — Династия полковника «N» — дед
2001 — Чёрная Рада — Богдан Хмельницкий
2002 — Казус Белли
2003 — Идиот — генерал Иволгин
2004 — Легенда о Кащее, или В поисках тридесятого царства — Кащей
2004 — Шахматист — Леонид Львович Ковальчик, психиатр
2004 — Смерть Таирова — Сталин
2005 — Не хлебом единым — Бусько
2005 — 2007 — Гражданин начальник — Малкин
2006 — Доктор Живаго — Фаддей Казимирович
2007 — 12 — 5-й присяжный, ветеран труда, бывший работник Метростроя
2007 — Семейный ужин — Тихон Семёныч
2007 — Ветка сирени — Н. С. Зверев
2007 — Дом на набережной — академик Ганчук
2007 — Бегущая по волнам — капитан Дюк
2007 — Свадьба. Дело. Смерть — Муромский
2008 — Вторая мировая война: За закрытыми дверьми / World War Two: Behind Closed Doors — Сталин
2008 — Иллюзия страха — Петровский
2008 — Не отрекаются любя… — генерал
2008 — Тайны дворцовых переворотов. Фильм 7. Виват, Анна Иоанновна! — Дмитрий Голицын
2008 — Время земляники — большой наблюдатель
2009 — Вольф Мессинг: видевший сквозь время — Сталин
2009 — Навстречу шторму / Into the Storm — Сталин
2009 — Похороните меня за плинтусом — Семён Михайлович, дедушка Саши Савельева
2010 — Утомлённые солнцем 2: Предстояние — пожилой лейтенант-бухгалтер
2011 — Ёлки 2 — Григорий Земляникин
2012 — Петрович — Трофим Петрович Стрельцов
2014 — Виктор — Ветров
2014 — Уходящая натура — Василий Львович Раззамазов, советский писатель
2016 — Ёлки 5 — Григорий Земляникин
Телеспектакли
1968 — Ать-два… и в дамки! — Бертулинус
1971 — Жаворонок — отец Жанны д'Арк
1971 — Жизнь ненужного человека — Мельников, осведомитель
1975 — Ковалёва из провинции — Матвей Никулин
1978 — Острова в океане — Бобби, друг Хадсона
1980 — Этот фантастический мир. Вып. 4 («Свидетельствую») — третий свидетель, профессор
1983 — Человек из страны Грин — Стомадор
1985 — Серсо — Кока
1988 — И свет во тьме светит — Николай Иванович Сарынцев
1993 — А чой-то ты во фраке? — Чубуков
Признание и награды
Звезда Алексея Петренко на Аллее актёрской славы в Выборге
1977 — Лауреат Премии Всесоюзного кинофестиваля за лучшее исполнение мужской роли («Ключ без права передачи», реж. Д. Асанова)
1984 — Заслуженный артист РСФСР (21 ноября 1984 года) — за заслуги в области советского киноискусства[15]
1988 — Народный артист РСФСР (16 июня 1988 года) — за заслуги в развитии советского киноискусства[16]
1994 — Приз за лучшую мужскую роль («Кооператив «Политбюро», или Будет долгим прощание», реж. М. Пташук) на МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь»
1998 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (28 марта 1998 года) — за большой личный вклад в развитие отечественного искусства[17]
1999 — Народный артист Украины (8 сентября 1999 года) — за весомый личный вклад в развитие театрального и киноискусства, высокое исполнительское мастерство[18]
1999 — Приз за лучшую мужскую роль («Сибирский цирюльник») на кинофестивале «Виват, кино России!» в Санкт-Петербурге
2000 — Государственная премия Российской Федерации 1999 года в области киноискусства (9 июня 2000 года) — за художественный фильм «Сибирский цирюльник»[19]
2000 — Приз за лучшую мужскую роль («Послушай, не идёт ли дождь…», реж. А. Кордон) на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге
2001 — Лауреат приза «Признание» на кинофестивале «Виват, кино России!»[20]
2002 — Премия Союзного государства — за произведения литературы и искусства, вносящие большой вклад в укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества между государствами — участниками Союзного государства[21]
2003 — Лауреат приза «Немеркнущая зрительская любовь» на кинофестивале «Виват, кино России!»[20][22][23]
2007 — Премия «Золотой орёл» за лучшую мужскую роль в кино (совместно с Н. Михалковым, С. Маковецким, С. Гармашом, В. Гафтом, Ю. Стояновым, С. Газаровым, М. Ефремовым, А. Горбуновым, С. Арцибашевым, В. Вержбицким, Р. Мадяновым — фильм «12»)
2008 — Специальный приз оргкомитета Международного кинофестиваля им. Андрея Тарковского «Зеркало» — «За выдающийся вклад в мировое киноискусство»
2008 — Почётный приз «За вклад в киноискусство» национальной кинопремии «Золотой орёл»
2009 — Приз «За творческий вклад в российский кинематограф» на КФ «Виват, кино России!»[24]
2013 — Международная премия Станиславского в номинации «За вклад в развитие русского театрального искусства»[25]
2014 — Орден Почёта (25 октября 2014 года) — за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, телерадиовещания и многолетнюю плодотворную деятельность[26]
2017 — Российская национальная актёрская премия имени Андрея Миронова «Фигаро», номинация «Артист милостью Божией». Премия вручена 8 марта 2017 года посмертно, передана жене Азиме Абдумаминовой и дочери Мелании Алексеевне Петренко.