Аббревиатура (от лат.

abrevio — сокращаю) — знаки сокращения и упро­щения нотного письма. Аббревиатура используется для обозначения: повторения частей пьесы или отдельных тактов, групп нот, удвоения звуков, пе­реноса звуков на октаву вверх или вниз, инструментов в партитуре, терминов. К аббревиатуре также относятся мелизмы (см. Мелизмы).
Абсолютный слух — способность определять и воспроизводить точную высоту любого звука без предварительной слуховой настройки.
Авангардизм (от фр. awant — вперед и garde — стража, отряд) — об­щее название течений современного искусства, для которых характе­рен разрыв с традициями реализма, поиски новых форм и вырази­тельных средств, нередко превращающиеся в самоцель. Музыкаль­ный авангардизм приводит к разрушению эстетических и технологических основ музыкального искусства. К авангардизму относятся авторы и теоретики серий­ной, конкретной, алеоторической, пуантилистической, сонористической и электронной музыки. Наиболее видные представители авангардизма — П. Булез, Л. Ноно, К. Штокгаузен, Л. Берио, С. Буссотти, П. Шеффер и др.
Автентический каданс (от гр. autentikos — главный, основной) — завер­шение музыкального произведения или музыкального предложения путем перехода от аккордов доминантовой функции к тонической (см. Каданс).
рисунок Автентический каданс
Автор (от лат. au (с) tor — создатель) — создатель художественного, на­учного или другого произведения. Автор музыкального произведения — композитор.
Авторский концерт — публичное исполнение концертной программы, со­ставленной из произведений одного композитора. В таких концертах сами авторы часто выступают в качестве исполнителей (дирижера, пианиста).
Автофония (от гр. autos — сам и phone — звук) — в вокальной мето­дике — слышание певцом собственного голоса. Его звучание для по­ющего существенно отличается от воспринимаемого слушателями, т. к. помимо акустических качеств звука поющий воспринимает так­же вибрационные и другие ощущения (см. Вокальный слух). Чтобы приблизить автофонию к реальному звучанию голоса, певцы прибегают к раз­личным приемам, к специальным акустическим устройствам.
Агач-комуз — дагестанский трехструнный щипковый инструмент с долбленым корпусом совкообразной формы. Агач-комуз используется для ак­компанемента пению у кумыков, даргинцев горного и среднего Да­гестана, а также у аварцев.
Агнус деи (лат. Agnus Dei —агнец божий, телец господень) — католи­ческое песнопение; заключительный раздел мессы. Музыка Agnus Dei но­сит лирически-скорбный характер. Выдающиеся образцы Agnus Dei создали И. С. Бах, Л. Бетховен, Д. Верди, В. А. Моцарт.
Агогика, (от гр. agoge — двигание, ведение) — незначительные отклоне­ния (замедления или ускорения) от темпа, допускаемые при испол­нении, подчиненные созданию художественного образа. Агогические изменения могут быть указаны автором или возникать в зависи­мости от художественного замысла исполнителя.
Адажио (ит. adagio — медленно, спокойно) — 1. Медленный темп. 2. Часть произведения (симфонии, концерта, сонаты, квартета), на­писанная в медленном темпе и носящая характер глубокого раздумья. 3. Медленный лирический танец в классическом балете.
Адаптация слуха — способность слуха подсознательно приспосаблива­ться к восприятию звука разной громкости. Если нижний порог адаптации слуха практически не ограничен, то верхним порогом является громкость порядка 140—150 дБ., превышение которого может вызвать в слу­ховом аппарате необратимые изменения, вплоть до частичной или полной глухоты.
Азбука музыкальная — древнерусские теоретические пособия, входившие в состав певческих книг, начиная с XV в. Сначала азбука музыкальная ограничивалась перечнем знамен, затем к их перечислению добавилось «толкование знамени», приводились фиты — т. е. мелодические формулы, служив­шие в качестве вокализов, помогавших развивать музыкальную па­мять, дыхание, вырабатывать певческие и исполнительские навыки. Наиболее полными азбуками музыкальными являются «Извещение о согласнейших поме­тах» (XVII в.) и «Ключ» к чтению крюкового письма (XVII в.). Азбука музыкальная служат важным источником для изучения древнерусской музы­кальной культуры.
Азмари — эфиопский певец-сказитель, исполняющий восхваления, сати­ры и исторические песни, текст которых импровизируется по древним канонам. Азмари сопровождают свое пение — гортанное, носовое — игрой на однострунном смычковом инструменте — месинко.
Айтыс (казах, от айту — рассказывать) — состязание казахских акы­нов, одна из форм казахского устного народного творчества.
А капелла (ит. a cappella) — хоровое пение без инструментального сопровождения. Широко распространен в народном творчестве. В сти­ле a cappella написано много произведении многоголосной вокальной му­зыки для хоров я ансамблей (см. Капелла).
Акафист (от гр. akathistos — не сидящий) — торжественное песнопение православной церкви, исполняемое стоя (отсюда — происхождение названия).
Акколада (фр. accolade - соединять скобкой) — скобка (прямая или фигурная), соединяющая два или более нотоносцев при записи фор­тепианных, органных пьес, хоровых и инструментальных партитур.
что такое Акколада рисунок
Аккомпанемент (фр. accompagnement — сопровождение) — музыкальное сопровождение основной партии (мелодии) вокального или инстру­ментального произведения. Исполняется на фортепиано, баяне, гита­ре и других инструментах, а также инструментальным или вокаль­ным ансамблем, хором, оркестром. Аккомпаниатор — исполнитель аккомпанемента. Аккомпанировать — исполнять аккомпанемент.
Аккорд (ит. accordo — согласованность) — совокупность нескольких (не менее трех) разных по высоте звуков, извлекаемых одновременно. Наиболее распространенным видом являются аккорды терцового строения, составляющие звуки которых расположены (или могут быть распо­ложены) по терциям. Аккорд терцового строения, состоящий из трех звуков, называется трезвучием (1), из четырех — септаккордом (2), из пяти — нонакордом (3), из шести — ундецимаккордом (4). Каж­дый звук аккорда имеет свое название: нижний — основной тон или прима (обозначается цифрой 1), остальные (по терциям вверх) — терцовый тон, или терция (3), квинтовый тон, или квинта (5), септимовый тон, или септима (7), нона (9). Каждый звук аккорда может быть перенесен в другую октаву, удвоен, утроен и т. д. При этом аккорд сохраняет свое название, кроме случаев, когда основной тон пере­ходит в средний или верхний голос. Аккорд тер­цового строения является основным элементом гармонии.
аккорд рисунок
трезвучие, секстаккорд, квартсекстаккорд, септаккорд, квинтсекстаккорд, терцквартаккорд, секундаккорд
секундаккорд, нонаккорд, ундецимаккорд
Аккордеон — разновидность хроматической гармоники; имеет две кла­виатуры: кнопочную (с готовыми аккордами) — для левой руки и фортепианную — для правой руки. Этот признак отличает аккордеон от дру­гих видов гармоники (в том числе и от баяна). Наличие регистров-переключателей позволяет менять тембр инструмента и удваивать зву­ки (в октаву и унисон). Используется как сольный и аккомпанирующий ин­струмент, а также входит в состав различных эстрадных ансамблей.
Аккорды нетерцового строения — созву­чие из трех (или более) разных по высоте звуков, которые расположены по квартам (А. Скрябин, А. Шенберг), или имеют смешанное строение (С. Прокофьев, А. Берг).
Аккорды терцового строения — см. Аккорд.
Аккордовый звук — звук, входящий в состав аккорда. В аккордах тер­цового строения аккордовыми звуками являются те, которые можно расположить по терциям, а в аккордах нетерцового строения (например, квартово­го) — расположенные в установленном порядке. В случае отсутствия четкой системы построения аккорда аккордовые и неаккордовые зву­ки не разделяются.
Акт (от лат. actus — действие) — 1. законченная часть сценического произведения, отделяемая от другого акта антрактом. 2. Музыка между частями пьесы (Англия, 80—90 гг. XVI в.).
Акустика (от гр. асuо — слушаю) — 1. Раздел физики, изучающий свой­ства и закономерности звуковых явлений. 2. Условия для наиболее благоприятного распространения звуковых волн в помещениях.
Акустика музыкальная — наука, исследующая физические закономерно­сти музыки в связи с ее восприятием и исполнением. Акустика музыкальная изучает такие явления, как высота, сила, тембр и продолжительность музы­кальных звуков, консонанс и диссонанс, музыкальные системы, му­зыкальный слух, музыкальные инструменты, певческий голос, элек­тронная музыка и т. д.
Акустическая гитара — струнно-щипковый инструмент, состоящий из грифа, резонаторного корпуса и струн. Является одним из самых популярных музыкальных инструментов.
Акцент (от лат. accentus — ударение) — выделение отдельного звука или аккорда путем его динамического или агогического усиления. Обозначения: V > sf (от ит. sforzando — неожиданный акцент).
Акын — народный музыкант-импровизатор, поэт и певец в Казахстане, Киргизии, слагающий свои песни под аккомпанемент домбры или комуза.
Алеаторика (от лат. alea — случайность, игральная кость) — направле­ние современной музыки, провозглашающее случайность первоосно­вой творчества и исполнительства. Внесение элемента случайности осуществляется различными методами — жеребьевкой, шахматными ходами, числовыми комбинациями, перетасовыванием нотных листов, бросанием игральных костей, разбрызгиванием чернил по нотной бумаге и т. д. «Абсолютная», «тотальная» алеаторика сводит роль компози­тора к «организации» звукового номера, ведет к полному распаду музыкальной формы, неконтролируемому музыкальному хаосу. Осно­воположниками алеаторики являются К. Штокхаузен и П. Булез. И. Ф. Стра­винский называл композиторов-алеаториков «ходячими врагами ис­кусства».
Аликвотные струны (от лат. aliquot — несколько) — см. Резонансовые струны.
Аллегро (от ит. allegro — веселый, живой) — 1. Быстрый, оживленный темп. 2. Часть произведения (сонатное аллегро в симфонии, концер­те, сонате и т. д.). Чаще всего — первая часть. 3. Условное название пьесы, написанной в этом темпе, но не имеющей специального названия.
Аллеманда (фр. allemande немецкая) — танец XVI—XVIII вв., величе­ственный и плавный. Темп умеренно медленный, размер 4/4; встре­чается в сюитах И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и др.
Аллилуйя (гр. alleluja — хвалите бога) — восторженное, торжественное религиозное песнопение с характерным распевом на отдельных сло­гах слова alleluja. Лучшие образцы alleluja принадлежат Г. Ф. Генделю, И. С. Баху, В. А. Моцарту, П. И. Чайковскому и по своему худо­жественному значению выходят далеко за пределы религиозной му­зыки.
Алфавит музыкальный — буквенная система обозначения звуков различ­ной высоты, возникшая в Древней Греции не позднее III в. до н. э. В период раннего средневековья наравне с древнегреческой буквен­ной нотацией применялись буквы латинского алфавита. После вве­дения в практику линейной системы записи нот Алфавит музыкальный утратил свое значение и применяется как вспомогательное средство обозначения отдельных звуков, аккордов и тональностей.
Альбертиевы басы — изложение партии левой руки в фортепианной пьесе, имеющее вид многократно повторяемого движения по звукам аккорда. Название связано с именем итальянского компози­тора Д. Альберта, которому приписывают приоритет использования этого приема.
рисунок Альбертиевы басы
Альборада (от исп. alborada — рассвет) — испанские вокальные и ин­струментальные произведения, воссоздающие картину рассвета, наступления утра или же исполняемые утром на открытом воздухе. Наиболее известны альборады М. Равеля, Ж. Бизе, И. Альбениса Ф. Пуленка. Как эпизод, альборада входит в «Испанское каприччио» Н. Римского-Корсакова.
Альт (от лат. altus — высокий) — 1. Низкий детский (или женский) певческий голос. Диапазон от а до е2. 2. Партия в хоре или вокальном ансамбле, состоящая из низких детских или женских голосов (меццо-сопрано и контральто). 3. Смычковый инструмент из семейства скрипичных (ит. viola). Строй струн — с, g, d1, a1 — на квинту ниже строя скрипок. Диапазон от с до е3 , ноты записываются в альтовом и скрипичном ключах. Входит в состав симфонического оркестра и камерных ансамблей; как сольный инструмент встречается редко. 4. Разновидность духового инструмента (альтгорн). 5. Разновидность некоторых оркестровых инструментов (альт-кларнет, альт-тромбон, домра-альт, балалайка-альт и т. д.).
Альтерация (от лат. altero — изменять) — 1. Повышение или понижение любой ступени лада на полутон или целый тон при помощи знаков альтерации без изменения названия ступени. Знаки альтерации: диез — обозначает повышение на полтона; бемоль — понижение на полтона; дубль-диез — повышение на тон; дубль-бемоль — понижение на тон. Отмена предшествующего знака альтерации обозначается знаком бекар. Случайные знаки альтерации действительны только в пределах такта, в котором они записаны. Ключевые знаки альтерации пишутся в начале нотного стана и действуют во всех октавах до конца произведения или изменения знаков. 2. В учении о гармонии — хроматическое видоизменение основных неустойчивых ступеней звукоряда, обостряющее их тяготение к устой­чивым звукам тонического трезвучия. Аккорды, содержащие такие звуки, называются альтерированными. 3. В мензуральной нотации — удвоение второй из двух равных нотных длительностей при превра­щении двухдольного метра в трехдольный.
знаки музыкальной альтерации рисунок
#Музыкальнаяшколановокубанск
#музыкальныйалфавит

Аббревиатура (от лат. - 921064651532

Комментарии

Комментариев нет.