Хутор Яруга.

Что я знаю о нем
Население х.Яруга состояло из русских и хохлов. Говорили старожилы, что один православный ходил на моление в Киево-Печерскую лавру и оттуда привез двух братьев, здесь они повстречали своих любимых девушек, поженились и появился род "Лысенковых". Были выходцы из Гвазды, в том числе и мой прадед, отец дедушки Осипова Сергея Матвеевича.
Во время революции проходили банды белых, старались насильно забирать мужчин в свои отряды, и мужчинам приходилось скрываться от них в камышах.
Активистов тоже уничтожали. Матюнин Михаил Гаврилович был в с.Каменка председателем Совета , когда приехал в Яругу к родителям, то его догнали на коне и шашкой отсекли голову, на том месте стоит памятник с пятиконечной звездой. В свое время ученики всегда ухаживали за этим памятником. В настоящее время памятник находится в густых зарослях сирени на поле.
Вслед за гражданской войной пришла в хутор коллективизация. По тому времени кулаками считались люди, которые имели в своем подсобном хозяйстве от 2 лошадей и коров, кто обрабатывал свои десятины сам и не хотел вступать в колхоз. К таким кулакам отнесли и моего деда Осипова Сергея Матвеевича. По словам моего отца, у них был добротный дом, крытый железом, мельница, сарай, конюшня и амбары для хранения зерна. Их поместье располагалось на берегу пруда, около яра, который называли Мернов (или Меринов ) яр, по уличной или хуторской кличке деда и его брата Андрея.
Раскулачивание хутора Яруги началось в 1932 году . Моему отцу было 10 лет, его сестре Анастасии 12 и старшему брату Павлу 17 лет. Старшие сестры Надежда, Елизавета и Мария были замужем и жили в с.Затон, поэтому в ссылку отправили детей, живших с родителями. Как вспоминал папа, в тот страшный день к ним в дом пришли представители районной и местной власти, среди которых был и хуторянин по кличке Микишка, который был на хуторе первый бездельник и пьяница, зачитали Постановление или что-то в этом роде о раскулачивании. В этот момент пришел со двора брат Павел, который был одет в овчиный полушубок. И вот эти представители власти накинулись на него, чтобы с него снять полушубок, но брат Павел упал на пол и сопротивлялся до последнего. Но вот отобрали ли они его, неизвестно, этот факт выпал из поля зрения, из детской памяти. В ссылку их отправили 22 марта 1932 года сначала на подводах в Таловую, а из Таловой до Красноярска поездом-теплушкой, из Красноярска до Северо-Енисейска они шли пешком. В дороге дети простудились и заболели тифом , дочка двенадцати лет брата деда умерла, сестра Настя проболела 2 недели, а отец пролежал без сознания целый месяц. Дедушка завернул отца в одеяло и понес его к местному доктору, который , посмотрев на больного, сказал, что он не жилец, приготовься его похоронить. Но дедушка не смирился с этим, понес его к местному батюшке, который дал деду мекстуру и мазь для тела, с помошью которых отец пошел на поправку.
В Сибири им жилось очень тяжело, к ним относились как к людям второго сорта, с пренебрежением. Работали на золотых приисках, мыли золото, или, как называли, "драгу"(очевидно, от слова драгоценный металл). Так они дожили там до войны. Но как говорил папа, что их призвали на войну только в 1942 году лишь потому, что их боялись, считали их врагами народа и боялись предательства. Но война затянулась, шли большие потери, и поэтому сочли необходимым призывать и ссыльных. Брат Павел воевал на Ленинградском фронте, где погиб в 1942 году . Папа прошел военный путь от Сибири до Сталинграда. Он служил в 39 отдельном Николаевском батальоне связи.Они не были на передовой, но были всегда рядом, налаживали прерванную в боях связь. Таким путем они прошли Болгарию, Венгрию, Румынию, Албанию. Победу он встретил в Австрии. Были в их батальоне потери бойцов, когда начиналась бомбежка. Фортуна не прошла мимо, она сохранила жизнь моему отцу, и я благодарна Господу Богу за это, ведь он дал жизнь шестерым детям. Он был награжден боевыми медалями "За отвагу" и "За взятие Вены". В мирное послевоенное время был награжден Орденом Великой Отечественной войны и юбилейными медалями.
Их часть передвигалась в западном направлении, и, волею судьбы, он оказался в городе Калач Воронежской области. Написал письмо сестрам в с.Затон, что он находится рядом, но пока шло письмо, их часть отправили дальше. Сестры повстречались с хозяйкой, где квартировался папа, она говорит, да, был такой беленький мальчик Миша, но уже их отправили. Встретились они только после войны, в 1946 году. В этом же году умер и мой дед, его похоронили в Сибири. Сестра Анастасия вышла замуж и осталась жить в Сибири. А папа со своей мамой вернулся в Затон, где жили папины сестры. Бабушка Аксинья умерла в 1952 го ду, похоронена в Затоне.
Яруга была самостоятельным колхозом, который назывался 8 Марта. Было 2 бригады, СТФ, МТФ, кролятник, птичник. В послевоеные годы был посажен сад , на склоне к улице "Сибирь" был колхозный огород, звено огородников выращивали овощи для колхоза, был небольшой детский сад, назывался "Ясли". После декретного отпуска двухмесячных грудных детей отдавали в ясли, няни два раза в день на подводах возили в поле к мамочкам на кормление.
Была своя кузница на первой бригаде, была баня, магазин, клуб. Урожай хранился в амбарах, в подвале хранились овощи, а в послевоенные годы, когда масло делалось вручную, там хранили молоко. Была в колхозе и своя пасека, в военые годы были большие медосборы, и на трудодни колхозникам выдавали мед, арбузы, была большая бахча, которую сторожили 3 сторожа.
Народ был жизнерадостный и песенный. В поле едут с песней, с поля тоже с песней, подводы еще около мельницы, а детки уже слышат песни и радуются, что мамы едут. А вечером после домашних работ тоже собираются около дома и опять поют. Жили очень дружно, помогали друг другу, если кто строил домик, все помазки были коллективные, а потом накрывали столы и веселились, пели песни.
Начальная школа была до 4 класса. Последним директором и учителем был Михин Федор Григорьевич, еще была учительница Яковлева Степанида Акимовна.
С 5 класса по8 класс дети ходили в школу в с. Затон, а это ни много, ни мало, а где-то 4 км. Зимой их возили, а весной и осенью они добиралсь, в основном, на велосипедах или пешком. Дорога в хутор шла через плотину Яружанского пруда, и в весеннюю распутицу ее размывало, проехать было невозможно, ходили только пешком, месили удивительно жирный чернозем. Поэтому в школе переносили весенние каникулы в зависимости от состояния дороги, а вернее, плотины. Традиционно весенние каникулы приходились на период с 23 марта по 1 апреля, в основном, так и было, поскольку зимы в то время были постоянными, снежными и холодными, и по сему каникулы переносили крайне редко. Но так было не только в хуторе Яруга, так было по всей стране, народ был терпеливый, привычный к труду и всем тяготам деревенской жизни.
Потом Яругу соединили с Затоном в один колхоз. Постепенно отсеивались нерентабельные виды деятельности, и в результате остались только овцы, молодняк КРС и растениеводство по выращиванию зерновых и технических культур. Молочнотоварную ферму перевели в с. Затон, поэтому доярки ездили на работу в Затон. Но со временем народ стал задумываться о светлом будущем своих детей и внуков, стали как бы прозревать, наблюдая в округе, что где-то люди живут по-другому, где есть автобусное и железнодорожное сообщения, где есть полноценный детский сад и полнокомплектная школа, медпункт и другие объекты соцкультбыта. И народ пошел кто куда - кто в соседние села - Затон, Масычево, Филиппенково, а некоторые переезжали в соседние города- Бутурлиновку, Павловск, Лиски. В общем, у каждой семьи был свой вынужденный выбор, куда переезжать. Здесь учитывалось все : размер кошелька, а он был небольшой, потом где у кого жили старшие дети, у кого-то жили сестры, братья в других местах. Вот так потихоньку и стал распадаться хутор. Последним жителем был Чикулин Федор КАРПОВИЧ (?) , который последние года жил один, до 1997 _(?)______________года включительно.
Яруга меня всегда привлекала, и прежде всего, изобилием зелени. Сколько помню, в Затоне было очень мало садов, деревьев и кустарников, объяснить этот факт никак не могу. Даже трава на выгоне была выбита домашними животными и птицей, а в Яруге было всегда зелено. Возле каждого дома росли декоративные цветущие кустарники, цветы. Сирень, черемуха были практически в каждом дворе. Когда жив был мой дедушка по линии мамы Сакрюкин Егор Иванович, я часто бывала там. Его до смерти забодала корова в 1968 году . Он жил со второй женой, мачехой мамы, с сыном, невесткой , внуком и внучкой. Небольшой домик из двух комнат располагался на улице "Кочережка", вернее, ее продолжением, дома шли к низу, к ручейку . У дедушки в палисаднике росла сирень, в саду росли вишни, яблоки, груши. В конце огорода протекал ручей, размером как узкая речка. Через мини-речку был проложен деревянный мост, он сохранился до сих пор, но, конечно, в аварийном состоянии, а если точнее, то его останки. За мостом была улица "Проваливка", там было несколько дворов.
Однажды я спросила у дедушки, откуда течет эта вода, а он говорит, вон там, под горой бьют родники, оттуда и льется вода, она никогда не кончится. И вот спустя более 40 лет мне довелось волею судьбы увидеть тот Родник, о котором говорил дедушка. Для меня это было шоком, я тут же вспомнила этот разговор , сомнений не было, это было самое оно. Причем мы с мужем часто посещали яружанские места, но вот как-то сюда не доезжали. И у меня зародилась идея в 2010 году как -то окультурить этот родник, сделать своеобразный памятник любимому хутору. В доказательство любви к Яруге приведу такой факт. Хоть и живу я рядом с родными местами, в Воробьевке, меня постоянно тянет на родину, и, как ни странно, почему-то больше тянет в Яругу. Раньше, когда не было в Затоне фермерского хозяйства, бывали в Затоне не так часто, наступал такой момент, что мне кровь из носа, нужно поехать на родину, а именно в Яругу. И бывало, когда у меня не было настроения, все было что-то не так, муж знал что мне надо, садились в машину и в Яругу. Походим, побродим, посидим на дедушкином поместье , соберем цветов, осенью яблок-дичек, груш, и как-то чувствую, заряжаюсь вдохновением, как губка, впитываю энергетику окружающей среды и чувствую, что я в реанимации. Я бы может не рассказала бы это, кроме мужа, никому, чтобы не посчитали меня странной, но один случай заставил меня поверить в то, что со мной все в порядке. Когда строительная бригада обустраивала родник, мы несколько раз в день посещали их для согласования этапов строительных работ. Когда в очередной раз я приехала к роднику, смотрю, на пригорке, невдалеке от Родника, сидят мужчина и женщина и что-то перекусывают. Я поздоровалась, и чтобы не мешать их трапезе, прошла к Роднику. Немного погодя ко мне подошла - и думаете кто, -Анюта Галкина, я ее сразу узнала, а она говорит мне, женщина, а вы приезжая или здешняя, а я ей в ответ, Анечка, да здешняя я, ты что, меня не узнала ? Но увы, она меня не вспомнила. Мы с ней разговорились, повспоминали всех, и нашей беседе не было конца. Но суть в другом. Оказывается, у нее происходит то же самое, ее также тянет сюда в родные края, поэтому они часто с мужем приезжают из Бутурлиновки , чтобы таким же образом подпитаться свежим ветром, который навеет на " былое и думы". Тем более, ее родное поместье находилось совсем близко от этого Родника, где часто они с детворой бывали, купались в пруду, которого сейчас уже нет. Как я ее понимаю.
Встреча с Анютой еще раз подтвердила мне, что мы делаем правильно, построив беседку для укрытия от непогоды и летнего зноя и обложив Родник в виде ковша ( арка изображает ручку ковша , а углубление саму чашу), ведь древние люди именно из такого деревянного ковша пили воду. А мостик , как напоминание из детства того самого моста, что был в огородах дедушки. Мне захотелось что-то сделать, а мой муж, Виктор Александрович, воплотил мои мечты в жизнь. Теперь стоит это сооружение уже 6 лет, для кого-то это просто так, что-то вроде шалаша или просто не пойми что , а для меня лично- это память о тех далеких временах, когда жили здесь мои деды и прадеды далеко до моего рождения, о тех замечательных людях, которых я хорошо или кого-то смутно помню, которые жили здесь долгие годы и здесь же похоронены или здравствуют поныне , но в других городах и селах. Царствие небесное тем, кого уже нет и дай Бог здоровья и долгих лет жизни всем живущим по сей час.
"РОДИНА БЕЗЛЮДНАЯ МОЯ!...(Посвящается родным и землякам)
Затерянный в полях раздольных,
Забытый Богом милый уголок,
О нем лишь вспомню- сердцу станет больно,
Как будто в жизни что-то не сберег.
Малые хутора и села, давшие начало тому, что мы называем душой народа, продолжают исчезать, оставаясь еще в сердцах людей, как остается память об ушедших предках. Но память, к сожалению, не бывает вечной. Она, подобно родникам, постепенно замывается, теряется в глубине времен, если ее не хранить бережно, передавая от поколения к поколению, напоминая детям и внукам о своих корнях и истоках. Мы не должны допустить, чтобы наши родники, наши истоки жизни умирали.
Хутор Яруга распался в 90-е годы двадцатого века. В последние годы здесь было около 50 дворов, жителей около 100 человек____(?)___________. В хуторе были начальная школа, детский сад, клуб, магазин. Здесь жили трудолюбивые, дружные, простые замечательные люди, которым поневоле пришлось покинуть насиженнные родные места.
История Земли начинается с истории малой родины. Хутора Яруга нет на карте, как нет в нем и жителей. Но живет народная память, пока живы люди, которые родились в хуторе Яруга и в чьих паспортах в графе "место рождения" указан несуществующий хутор.
...Каждый год из разных уголков бывшие хуторяне приезжают сюда, чтобы поклониться родным местам и могилам предков, которые до сих пор содержатся в порядке.
Настоящее место увековечивания родного хутора выбрано не случайно у Родника, у источника воды. Многие народы при освоении новых земель всегда искали подземные источники воды, вырывали колодцы или искали хотя бы небольшой ручей, а только потом селились на этих землях...
...Вода для всех источник жизни,
И без нее никак нам не прожить
Не зря гласит пословица народная:
Не плюй в колодец, из которого придется пить.
Очень хочется, чтобы все кто может, поправили меня в неточностях, добавили, написали свои воспоминания и приложили фотографии с расшифровкой . Я благодарна Лысенко Екатерине Яковлевне, которая любезно предоставила фотографии своих родных , дала исчерпывающий материал из жизни своих земляков и по памяти воссоздала список жителей хутора. Спасибо Гупаловой Екатерине Афанасьевне, которая сохранила уникальную фотографию сороковых годов, где отображена сенокосная пора с массовым участием тружеников хутора, и где я узнала свою маму, когда она была еще молодой девчонкой.
Хутор Яруга
Название улицы не имели, их называли по-уличному: Кочережка, Базар, Сибирь, Провалевка, Лепешка, Лепилин край.
Жители улицы "КОЧЕРЕЖКА" (дворы)
Герус Григорий- 9 человек
Галкин П.П.- 7
Галкина У.П.- 4
Масюрова М.- 6
Говорова М.П.- 2
Попова Ир.- 9
Попов Мих- 4
Галкин Ал.Ал. 5
Трофимова Д.П. 3
Трофимова М.А 5
Масюров Ан.Я- 4
Лысенко В.П- 5
Калужская Т- 9
Калужская А.Г.- 5
Чикулина Е.Г- 4
Масюров Гр.- 4
Галкин В.А- 7
Гойдина М.И.- 5
Масюров Ив.В.- 6
Матюнина Ал- 2
Галкин Н.Аф.- 5
Кретова У.В.- 6
Кретов П.Л.- 7
Стаценко Ф- 6
Затонский Ан- 5
Галкин И.Т.- 5
Галкин Т.А.- 8
Попов П.и.- 5
Галкин Ал- 6
Галкин Аф.- 6
Кретов Л.В.- 5
Сакрюкина Матр- 6
П
Галкин Е.М.- 6
Стульнев Ив.- 5
Матвеев Д.- 4
Толкачева С.- 5
Лопатченко Мав.- 1
Ш
Сакрюкин Егор Иванович - 6
Масюров Егор Иванович- 8
Лихачев Пр- 5
Осипов Петр Иванович - 5
УЛИЦА "БАЗАР"
Назаренко Ник.- 5
Назаренко Ив.Н. 3
Матюнина Евгения Як.- 6
Назаренко И.С.- 9
Назаренко Сер- 8
Контора, Клуб
Трофимов Алексей П.- 4
Макаклюева Прасковья- 7
Назаренко Пел.- 6
Назаренко Ул.В- 5
Назаренко Ф.И.- 5
Масюров Яков Иванович 4
Затонский И.Т 8
Затонский И.П.- 4
Попова Пр. 7
Галкин М. 6
Попов Ан.Я.- 7
Попов П.С.- 6
Михин П.Г. 8
Галкина Л. 7
Романов Ег- 4
Попов С.- 3
Затонская Т.А. 1
Попов Ан.Ив.- 8
Галкина Н.А.- 6
Кретова Дом.- 5
Галкина Феод. 5
Галкина Ев.- 7
Михина Ел.- 5
Затонская Ан.Аф.- 9
Матюнин Гав.
Сарафанов Ан.- 4
Затонский С.Ст.- 6
Галкина Ел.- 6
Дегтярева Ел- 2
Затонская Ал.- 7
Затонская Феод.- 5
Затонская Ел.- 4
Затонский Иван Иванович- 7
Затонская Анна- 3
Затонский П.ив.- 6
Яковлева Степанида Акимовна- 1
Лопатченко Е.И.- 3
Осипова Федора и Акулина 2
Протасова М.Р.- 2
Школа
Масюрова Аксинья- 3
ЖИТЕЛИ УЛИЦЫ "ЛЕПЕШКА"
Лопатченко Крист. 2
Лопатченко Григ. 8
Галкин Ден. 2
Галкина Уст. 8
Галкин АР.П 6
Масюрова Е.И. 2
Поляков Никиф. 4
Поляков Н. Куз. 2
Поляков куз.Ан 5
Попова А.Т. 7
Попова Ир. 8
Кретова Ал. 4
Быкова М.П. 2
Поляков И.Н. 5
Кретова Гал. 4
Михина Вар. 2
ЖИТЕЛИ УЛИЦЫ "ЛЕПИЛИН КРАЙ"
Воронин Гр. 2
Осипов Сергей Матвеевич 8
Затонская П. Р. 5
Матюнин М.А. 6
Матюнин Ант. 4
Матюнин Ил. 6
Михин Ив.П 8
Шальнева Ф. 5
Трофимова А. 4
Сакрюкин Алексей Егорович 7
Шлыков Григорий 5
Попов Иван Иванович 8
Назаренко Галина 5
Матюнина Агр. 5
Распопов Ал. 7
Матвеева Ан.Гер. 6
Михина Лук. 2
Михин Алек. 8
ЖИТЕЛИ УЛИЦЫ " СИБИРЬ"
Гойдина Еф. 3
Гойдин Дм. 4
Кретов В.Як. 5
Чикулин Ив.Ил. 5
Кретов Ф.А. 6
Кретов Ал. 6
Кретова Ан.Ал. 8
Попов П.Е. 3
Лопатченко Гр. 5
Трофимова Марийка 2
Чикулин Ил.Ив. 4
Котов Вас. 10
Назаренко И.М. 8
Михин Гр. 6
Назаренко Ил. 5
Назаренко Ег.Ил. 7
Калужская Анисья 1
ЖИТЕЛИ УЛИЦЫ " ПРОВАЛЕВКА -1 "
Лысенко Петр 10
Гупалов Петр 6
Гупалов В.П. 4
Гупалов К.П. 7
Лысенко Н.К. 3
Лысенко Ан.Н 7
Лысенко Ф.Ефр. 4
Лысенко Евд.Н. 3
Лысенко К.П. 7
Кретов Ник. 4
Чикулин Ф. 10
Гупалов Сем. 3
Калужский Ан. 6
Гупалова Ел. 6
Лысенко М.К. 8
Трофимов И.Ил. 4
УЛИЦА "ПРОВАЛЕВКА - 2"
Масюрова Е.С. 2
Трофимов Я.И. 3
Бурьянова Н.К. 3
Полякова М. 9
Трофимова Вар. 6
Чикулин Ил.Ф. 3
Трофимов П.П. 10
Масюров И.С. 6
Лысенко Куз. 7
Назаренко Фев. 6
Хворых Ганна 3

Комментарии

  • 19 ноя 2020 10:37
    d1bb4970e3
  • 22 фев 2021 22:00
    МАрия Романовна Протасова
  • Комментарий удалён.
  • 25 янв 2023 19:32
    Раиса, я муж Веры Лысенко.
  • 13 фев 2023 21:13
    Добрый вечер, участники группы! Ищу информацию о Галкиных. Интересует Афанасий Петрович 1900 года рождения, пропал без вести на войне в 1943 г. Жена - Лукерья Павловна. У них был сын Иван 1932-1998
  • 22 июн 2023 07:15
    Здравствуйте соседи. Такой Микишка был в каждом селе. Я из с. Петренково. Расскидала микишкина власть нас по белу свету. Мне бабушка и мама кое что рассказывали про те времена.Было разукрупнение какое то.Село разогнали. Мы построились в с .Филиппенково.Спасибо вам за память.Нахлынуло, накрыло. Извините....
  • 12 мая 12:34
    Здравствуйте. Моя бабушка Кретова Акулина Ильинична и дедушка Кретов Митрофан Данилович. Уехали на Алтай в 1939 или 1940 г. У их было 12 детей.С Алтая вернулись в совхоз Воробьевский в 1966г,а мои родители в с.Филиппенково.Я тоже была в Яруге у сестры моей бабушки(не помню как её звали).Но помню,что у была дочка Женя и дочка Лысенко(почтальон).Прошу прощения не помню имён. Может кто то вспомнитЯ тоже помню этот ручей.
  • 12 мая 13:57
    Лысенко Екатерина Яковлевна отзовитесь,мы возможно родственники
  • Комментарий удалён.
  • 13 мая 04:09
    Спасибо большое
  • 13 мая 21:43
    Часто кажется, что о чем- то думаешь только ты один; волнует только тебя одного. И как удивительно и радостно, что многие люди переживают одинаковым! Спасибо автору за воспоминания. Удивительно и то, что мы, как под копирку переживаем события, одинаковым страдаем и вдохновляемся . Но при этом физически ничего ( почти ничего) не меняется. Про это надо подумать… Как же нам набраться смелости и вернуться в свои родные края?!
  • 13 мая 21:45
    и ещё продублирую замечательные слова автора: «… для меня лично- это память о тех далеких временах, когда жили здесь мои деды и прадеды далеко до моего рождения, о тех замечательных людях, которых я хорошо или кого-то смутно помню, которые жили здесь долгие годы и здесь же похоронены или здравствуют поныне , но в других городах и селах. Царствие небесное тем, кого уже нет и дай Бог здоровья и долгих лет жизни всем живущим по сей час.
    "РОДИНА БЕЗЛЮДНАЯ МОЯ!...(Посвящается родным и землякам)
    Затерянный в полях раздольных,
    Забытый Богом милый уголок,
    О нем лишь вспомню- сердцу станет больно,
    Как будто в жизни что-то не сберег.
    Малые хутора и села, давшие начало тому, что мы называем душой народа, продолжают исчезать, оставаясь еще в сердцах людей, как остается память об ушедших предках. Но память, к сожалению, не бывает вечной. Она, подобно родникам, постепенно замывается, теряется в глубине времен, если ее не хранить бережно, передавая от поколения к поколению, напоминая детям и внукам о своих корнях и истоках. Мы не должны допустить, чтобы наши родники, наши истоки жизни умирали.