Комментарии
- Комментарий удалён.
- 22 фев 2021 19:58Филолог - а эко навязала слов . как корзину . которую невозможно поднять . а для кого это ? И зачем ? И начали тут умничать Эллочки Людоедки . не читавшие А.С.Пушкина Что только там , читая , можно освоить в совершенстве великий русский язык ! А все эти нынешние филологи. еще и там в их академиях Матвиенко вклады свои вносит в язык - диву даешься. так похабят язык. что кажется и они получают деньги извне ! Бедный Василий Тредиаковский скоро из гроба встанет и всех их крышкой гроба ушибет до смерти !
- 25 фев 2021 14:38С точки зрения банальной эрудиции не любой индивидуум обучен подчинять априорные инсталляции и манипулировать детерминизиом.
- 26 фев 2021 04:20Скажите Макаревичу, что с начала битвы с дураками, умные проиграли, а дураки размножились.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Образование
БЕЗУСЛОВНО?
Судя по материалам Национального корпуса русского языка, "безусловно" распространяется с 1820-х гг. и достигает пика уже в XX веке. Оно есть у М.А. Корфа, А.И. Герцена, И.А. Гончарова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.И. Буслаева, Ф.М. Достоевского, А.Ф. Писемского, Н.Г. Чернышевского, Н.С. Лескова, П.Д. Боборыкина, В.В. Крестовского, В.П. Мещерского, П.И. Чайковского, А.Ф. Кони, И.И. Мечникова, С.Ю. Витте. Очень любили безусловно В.С. Соловьев и С.Л. Франк (в их работах отмечено более 100 раз), а также В.И. Ленин, Л.И. Шестов, А.И. Деникин, И.В. Сталин, Б.В. Савинков, Л.М. Каганович, П.Л. Капица, Н.С. Хрущев, М.М. Бахтин, Ю. Олеша, Ю. Домбровский, А. Рыбаков, В. Быков, В. Богомолов и другие. В советский период, судя по примерам из Национального корпуса русского языка, безусловно вошло в обиход партийных деятелей, причем часто использовалось при описании ситуаций, которые не предполагали дискуссии. «Право на декларирование безусловности» приписывал себе сам говорящий:
Марксисты безусловно убеждены в буржуазном характере русской революции» [В. И. Ленин. Две тактики социал-демократии в демократической революции (1905)].
Нужно ли уничтожить "ножницы" между городом и деревней, все эти недоплаты и переплаты? Да, безусловно, нужно уничтожить [И.В. Сталин. Об индустриализации и хлебной проблеме (1928)].
Есть ли у нас вообще зерновая проблема, как актуальный вопрос? Безусловно, есть. Только слепые могут сомневаться, что зерновая проблема бьет теперь во все поры советской общественности» [И.В. Сталин. Об индустриализации и хлебной проблеме (1928)].
Есть ли у нас среди членов партии люди, выражающие правый уклон? Безусловно, есть [И.В. Сталин. Об индустриализации страны и о правом уклоне в ВКП(б) (1928)].
В конце 1990-х гг. это слово стало визитной карточкой ведущего «Радио-Монморанси» Александра Лаэртского.
Лаэртский: А мы периодически отвечаем на ваши вопросы, приходящие на пейджер, мне помогает в этом сложном деле Александр Минаев, вот такой вопрос: "Как вы думаете, каким образом группа "Блестящие", ну, это опечатка, безусловно, "Дристящие" ансамбль называется, попали в "ЭмТиВи". Вот ты в своё время тоже работал в этой, скажем так, преступной организации телевизионной...»
Произносительная норма, продиктованная этим ведущим (с искусственно долгим [о], твердым [б], иногда двойным ударением (на первом и третьем слогах), была быстро усвоена молодежной тусовкой и регулярно воспроизводилась вместо утвердительного ответа в неформальном общении: «бЭзуслОвно».
"Безусловно" звучит и в передаче «Школа злословия», в репликах Т. Толстой. Например:
Арбенина. «Хорошо / я скажу просто / меня зовут Диана Арбенина».
Толстая. «"Меня зовут Диана Арбенина" / это / безусловно / эффектный пиар-ход / я вас поздравляю / я не понимаю / почему зрители не аплодируют» (2003.12.08).
Это высказывание, содержащее прямую оценку (безусловно эффектный пиар-ход), сразу определяет статусы адресата и адресанта: гостя оценивают гостеприимные хозяева, они же «хозяева» диалога.
«безУсловно» (именно так, с прописной буквой У) – название передачи Уральского телевидения, освещающей сложные социальные и политические проблемы, по поводу которых телезрители могут выразить свое мнение в режиме он-лайн; при этом на экране появляется табло с подсчетом мнений «безУсловно, да – безУсловно, нет».
Безусловно ли?
У адресата очень часто возникает вопрос о степени безусловности того, что ему сообщают. Например:
Крупный охват мировой войны; «безусловно серьезные» заявления и обязательства (безусловно ли?) [В.В. Вишневский. Дневники военных лет (1943-1945)].
Буддизм – это безусловно религия, что не означает что у него нет других любопытных аспектов, философского, культурного и т. п. Безусловно ли? есть оба мнения, и они небезосновательны [chelcom].
Паника на европейских фондовых рынках 11 сентября, безусловно, является следствием американских событий. Но "безусловно" ли? [hrono].
Однако вопрос безусловно ли? лишен смысла, поскольку адресат в этом случае – лицо подчиненное, не имеющее права голоса. Он, конечно, может сомневаться, но претендовать на роль ментора уже не может: она занята.
Дело в том, что слова "безусловно", "бесспорно", "несомненно" и др. являются маркерами безальтернативности. С ними «соотносится другое слово, обладающее альтернативным значением (условие, спор, сомнение). Сами отрицательные приставки бес-/без- и не- содержат в себе значения отрицания, отсутствия того, что заключено в значении слова или основы без "не-" и "без-/бес-". [Ю.Р. Тагильцева]. По мнению автора, человек, включающий в речь эти слова, «претендует на полное знание о предмете речи, сомнений в выборе одного из возможных вариантов у него нет и потенциально не должно быть у его собеседника. Основная цель употребления… слов данной группы – исключение всех других вариантов и исключение возможных сомнений».
Эта группа слов входит в состав средств подавления адресата, подобно отмеченным К.Ф. Седовым формулам навязывания собственных убеждений на основе представления о большей ценности своего жизненного опыта «Я считаю…», «Я бы на вашем месте...», «Ты должен…». Таким образом «манипулятор самоутверждается, ставя собеседника на нижнюю по сравнению с собой статусную позицию.
Кроме слова-манипулятора, имеющего прямое отношение к сообщаемой информации, "безусловно" может быть семантически опустошенным элементом, просто маркирующим распределение статусов в диалоге, но не принуждающим адресата принять чужую позицию. Это происходит в тех случаях, когда смысл высказывания изначально не является дискуссионным («Волга впадает в Каспийской море»). Например:
Особое место в водно-ресурсном потенциале, безусловно, принадлежит озеру Байкал. [Национальное богатство республики Бурятия // Вопросы статистики, 2004].
Безусловно / каждый человек выдаёт формулы / ему свойственные. [Беседа с Д. Арбениной, лидером группы «Ночные снайперы». «Школа злословия», канал «Культура» (2003.12.08)].
Подобно герою-резонеру, очевидцу, не принимающему активного участия в действии, остающемуся «над схваткой», слово-резонер безусловно оценивает происходящее, проводило границу между адресантом и адресатом, «расставляет по местам» участников коммуникации. Эту способность безусловно отделять агнцев от козлищ, видимо, и заметил Е. Шварц:
На двери надпись готическими буквами: "Людям вход безусловно (курсив наш. – Е.М.) запрещен" [Е. Л. Шварц. Дракон (1943)].
Иронические контексты для безусловно есть у И. Ильфа и Е. Петрова:
Он ушел, объяснив вдове, что дополнительные следы ее мужа безусловно найдутся в редакции газеты "Станок", где уж, конечно, все на свете известно [И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев (1927)].
А то можно устроить дуэль на мясорубках – это элегантнее. Каждое ранение безусловно смертельно» [там же].
Не всякий участник диалога имеет право утверждать, что естественно и разумеется, а что далеко не безусловно. В текстах, посвященных объективным данным, это слово «выражает оценку говорящим степени достоверности информации»:
Если не принимать во внимание члены, умноженные на f, то уравнения (1) и (2) станут несравненно более простыми, но, безусловно, менее точными; мы получим тогда » [М.В. Остроградский. Заметка о движении сферических снарядов в сопротивляющейся среде (1840)].
А вот если речь идет не об объективных данных, а о неверифицируемой информации, слово это выглядит по-другому: «Получив прошение, императрица, безусловно, должна была испытывать удовлетворение». Хочется спросить: и для кого же это безусловно?
Эта особенность функционирования безусловно отражается в анекдотах, причем распределение коммуникативных статусов изначально ограничивает нас в возможности предполагать, кто же скажет «безусловно». «Проситель» так не скажет, зато так скажет врач, фотограф, милиционер, оператор, продавец и многие другие, от кого зависит успешность «просителя». Например:
Больному звонит лечащий врач:
– По результатам ваших обследований у Вас выявлен сифилис, чесотка, туберкулез, брюшной и сыпной тиф, туляремия, желтая лихорадка, гепатит А и С, дизентерия, корь, рожа, СПИД, гонорея и стригущий лишай…
– Что вы говорите!!! Не может быть! Ну Вы хоть будете меня лечить?!
– Да, конечно–конечно! Безусловно! Мы даже уже назначили Вам блинную диету!
– А это хоть как–то поможет мне?
– Ну… Насчет поможет или нет фиг знает, но это единственная еда, которая пролезает под дверь…
Звонок в пейджинговую компанию:
– Алло! Вы конфиденциальность сообщений гарантируете?
– Безусловно!
– Тогда - для абонента 1234: "Колян! Забери труп из моего багажника".
Подобно своим синонимам ("разумеется", "естественно", "конечно"), "безусловно" может быть не только средством выражения согласия, но и показателем театрализованной солидаризации участников диалога, и способом выражения иронии или самоиронии, как в известном анекдоте о том, может ли двойное утверждение стать отрицанием. При этом оно, естественно, сохраняет свою «манипуляторскую» сущность.
Е. Маркасова, д.ф.н.