Комментарии
- 6 апр 2021 22:52Да. Только уже некому учить его. Одни научи и бездыри
- 6 апр 2021 23:03Вы кому это рассказываете, нынешним дебилам, которые с трудом алфавит освоили?
- Комментарий удалён.
- 7 апр 2021 07:52Я так же рассуждаю о политике, как Ирина Смирнова о русском языке)
- 7 апр 2021 08:32Ощущаю. Побеждаю. Убеждаю. Грежу... 1 лицо, единственное число, настоящее время. см. таблицу
- 7 апр 2021 11:41А ТО, ЧТО С ТЕЛЕФОНОВ НЕ ВЫЛАЗЯТ. ИГРЫ И ТИК ТОК ДОРОЖЕ. НА УРОКАХ ЧТО ТВОРИТСЯ ЗА ТЕЛЕФОН. УЧИТЕЛЬ ЗАБИРАЕТ, А УЧЕНИК ДРАТЬСЯ ЛЕЗЕТ. НОГАМИ МАШЕТ. И ЭТО ОПЕЧАТКА. ВОВРЕМЯ НЕ ПРОВЕРИЛА. А ПЛАНШЕТ ТАКОЙ ГРАМОТНЫЙ, КАК ЭТИ УЧЕНИКИ. А ОТВЕТ ТАКОЙ: НЕУЧИ И БЕЗДЫРИ
- Комментарий удалён.
- 7 апр 2021 16:03У меня две внучки учатся в университете - филологи. Не бездари, очень умные, скромные . Посмотрите сколько талатливых детей не нойте
- 7 апр 2021 17:06БездАри . И эти люди критикуют молодёжь
- 7 апр 2021 17:18Попроси их, чтобы тебя научили ставить знаки препинания если, конечно, они знают, что это такое...
- 7 апр 2021 23:48Так сами и приучают к телефонам. Затея с электронным дневником, это что?. Без интернета(телефона, компьютера) ученик не сделает домашнее задание, а вот, когда он сам записал его в дневник, сам и сделает. А так соблазн, посмотрел, что задали, а там ненароком и тик-токи и прочее, Родители на работе, кто проверит.
- 8 апр 2021 22:41Как я сочувствую иностранцам, изучающим русский язык! И как уважаю тех, кто его выучил. Это же дебри!
- 13 апр 2021 16:39Что-то я не помню, чтоб это мы изучали в школе. Хочется взять наши советские учебники и проверить
- Комментарий удалён.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Образование
НЕДОСТАТОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
Подавляющее большинство русских глаголов при спряжении имеет 6 личных форм. Однако существует глаголы, у которых этих форм либо больше, либо меньше шести. Первые называются изобилующими, вторые — недостаточными (дефективными).
Классический пример — “победить”. Он победит, ты победишь, я… победю? побежу? побежду? Приходится пользоваться заменяющей конструкцией “я одержу победу” или “стану победителем”. Поскольку форма первого лица единственного числа отсутствует, глагол является недостаточным.
Эта недостаточность обусловлена законами благозвучия.
Глагол может быть недостаточным и из-за смысла. Возьмём, к примеру, “вызревать”. Мы можем сказать, что “камамбер вызревает” или “сыры вызревают”, но можем ли мы сказать о себе, что “мы вызреваем”? Это будет бессмыслицей, а значит все личные формы, кроме третьего лица, будут невозможны. Но у этого глагола личные формы хотя бы могут быть двух чисел, а вот “светает” всегда в единственном числе. Правда, и у глагола “светать” есть прошедшее время, будущее время и инфинитив. А есть в русском языке и такой глагол, у которого всего одна форма: “неймётся”. Нет у него никакого другого времени, и даже неопределённой формы нет.
В русской грамматике недостаточные глаголы делятся на две неравные группы.
К первой относятся глаголы (их несколько десятков), не имеющие формы 1-го лица единственного числа по причинам фонетическим, т.е. вследствие появления непривычных звуковых сочетаний, проще говоря, это обусловлено традиционным представлением о неблагозвучности произношения.
Такие глаголы, как Победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить и др. (с основами на чередующиеся согласные), образовали бы формы 1-го лица с необычными для нашего слуха и непривычными сочетаниями звуков. Формы Побежу, убежу, чужу и т. п. не употребляются, потому что возможное в этих случаях чередование д//ж не подкрепляется аналогичным сочетанием в родственных (однокоренных) глаголах или в других формах тех же глаголов. "Практическая стилистика" (т.1, М.,1980) приводит примеры: "Необычными представляются встречающаяся у Ф. М. Достоевского форма Очучиваюсь (несов. от Очутиться), также форма Обессмерчиваю у В. И. Даля (несов. от Обессмертить)".
Значительно шире вторая группа (таких глаголов в нашем языке более полутора тысяч). Это глаголы, не употребляющиеся в формах 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа по причинам семантическим, так как они обозначают действия или процессы, которые не могут быть отнесены к говорящему лицу и его собеседнику, т. е. к человеку.
Цитируем "Словарь-справочник лингвистических терминов" Д. Розенталя, М. Теленковой":
Доиться, жеребиться, телиться, щениться (глаголы со значением процессов, свойственных миру животных);
колоситься, куститься, набухнуть, осыпаться, отпочковаться, разрастись (глаголы со значением процессов, протекающих в растительном мире);
впитаться, капать, мерцать, протекать, сквозить, струиться, течь (глаголы со значением процессов, происходящих в неживой природе);
горчить, отпороться, пригореть, продырявиться, рассохнуться, ржаветь, ужариться (глаголы со значением процессов, относящихся к конкретным предметам);
гноиться, заживляться, отняться, рассосаться, слипнуться (глаголы со значением процессов, совершающихся в организме человека);
гласить, заключаться, явствовать (глаголы с отвлечённым значением)
и мн. др.
Образование указанных форм данных глаголов теоретически возможно. Но нужно понимать, что в первой случае они не относятся к литературной норме, а встретить их можно в шутливой разговорной речи:
А стрелок: «Да это что за награда?!
Мне бы — выкатить портвейну бадью!
А принцессу мне и даром не надо —
Чуду-юду я и так победю!» (В. Высоцкий)
Во втором случае формы глаголов легко появляются при использовании переносного значения слова или при метафоризации:
Я таю, жертва злой отравы. (А. Пушкин)
"Что это у вас яйца наполовину битые?"– "Почём я знаю! – весело отозвалась продавщица. – Я ведь сама не несусь" (газ.) и пр.
При этом суть и статус самого глагола не меняется: они остаются дефективными, или недостаточными.
И. Мережко, д.ф.н.