20 янв 2023

Как-то я спросил родителей моих учеников: с чем у них ассоциируются русский язык и литература в школе?

Они вспомнили диктанты, сочинения по не очень «живым» темам, непонятные неактуальные слова, задания типа «спишите, вставьте пропущенные буквы». В глазах — равнодушие и скука.
Сейчас в восприятии детей мало что изменилось. Зато изменились они сами. Они не стесняются задавать вопросы вроде «Зачем мне знать, как пишется „канонада“»? Вспоминая себя и своих одноклассников в подростковом возрасте, могу сказать — нам и в голову не пришло бы задать такой вопрос. Надо значит надо. С современными детьми это работает всё реже. Ведь каждый день они сами и много раз делают выбор — что им слушать, смотреть, читать. И урок для них — это в первую очередь контент.
Слушая детей, легко разрушить мифы о восприятии русского языка, литературы и словесности в целом. Вот с какими предубеждениями мы с коллегами научились работать и как.
❗1. Дети не любят писать
Если вы даёте им тему «Сочинение по картине» и предлагаете произведение искусства, которое детям непонятно или от которого они далеки, то да. Если настаиваете, что у текста обязательно должно быть вступление, основная часть и заключение — и писать их надо по порядку, то писать, разумеется, никто не захочет. То же происходит, когда ребёнок говорит: «Я не знаю, о чём ещё написать» и вы просто отвечаете: «Подумай ещё, не торопись».
Но когда вы как учитель или родитель предлагаете продолжить фильм, который посмотрел ребёнок, написать спин-офф (историю о приключениях второстепенного персонажа) или приквел (о событиях, происходящих до основной части сюжета) — вы удивитесь увлечённости ребёнка. Когда вы в ситуации «Я не знаю, что ещё написать» предложите детям выбрать вслепую карточки с наводящими вопросами в формате игры — они будут писать и чувствовать себя легче и свободнее с каждой сессией.
Вовлечённость зависит и от возраста. В 9-13 лет ребята любят ноогеновские темы («Построй мир, в котором…») или темы «Ты попал в книгу/фильм/компьютерную игру…». Подростков лучше спрашивать о том, что их волнует в обществе, о людях вокруг. Именно следуя такому подходу, мы с детьми сделали номер журнала о проблемах в обществе, которые они видят. Условий было два: все авторы сохраняют анонимность и, если они видят проблему, то не только описывают её, но и предлагают решение. Номер стал самым успешным по мнению детей, учителей и родителей. Кстати, концепцию номера предложили старшеклассники.
❗2. Словесность — это только русский и литература
Казалось бы, похоже на правду. Но вот из чего состояла словесность в России в XIX веке: риторика, упражнения в слоге (как бы мы сейчас сказали, писательские практики), логика, история словесности, грамматика, переводы с иностранных языков на русский, избранные места из французской и немецкой словесности, упражнения в логическом и риторическом разборе, поэтика (Устав гимназий 1828 года). То есть в дореволюционной России язык рассматривался как инструмент создания текстов и выражения своих мыслей, а также как знакомство с лучшими произведениями стран Европы (американская литература тогда была очень молодой) и как инструмент перевода. Звучит современно? Да, очень. Особенно учитывая разборы конкретных произведений с точки зрения риторики и логики, то есть того, как текст работает.
Мы с коллегами решили последовать за широким пониманием словесности: устроили несколько риторических конкурсов, писательские недели, занятия по истории языка, после которых один молодой человек попросил спецкурс по старославянскому языку. Мы разобрали тексты с точки зрения их логической структуры и выяснили, какой текст лучше воспринимается или, например, какой отзыв лучше помогает выбрать продукт. В то же время мы работали с грамотностью и языковым анализом по программе.
❗3. Урок-лекцию дети воспринимают только с 10-го класса
Когда я впервые услышал это утверждение, оно показалось сомнительным — не может так быть, чтобы это работало на всех и во всём. Мы решили устроить проверку: каждый по-своему сделал презентацию «Что вы не знаете о русском языке и не могли себе представить». Дети в 4-м классе держали внимание все 40 минут, эмоционально реагировали и задавали вопросы. То же я проверил в 6-м классе, но с более объёмным контентом — и получил такой же результат. Так что, как обычно в популярной науке, всё зависит от контента и подачи, а не от методических установок. Этот опыт мы перенесли и на занятия по литературе, но здесь действительно лучше выбрать ребят постарше — с 8-го класса.
❗4. Исправление почерка — скучное занятие
Кажется, сложно придумать что-то скучнее, разве что контрольное списывание. Но если сделать работу над почерком небанальной, дети будут выполнять упражнения с интересом. А результатом будет не только более понятный почерк.
Первый приём, который мы проверили, — предлагать ученикам для отработки почерка любопытные тексты. Так наши ребята узнали о девушке, которая выросла в трущобах и поступила в Гарвард, пловце-подводнике Шаварше Карапетяне, который спас из затонувшего автобуса 20 человек, изобретении осязаемой виртуальной реальности и мобильного телефона. Ещё один проверенный приём — дать для отработки почерка историю и попросить продолжить её. Можно сделать текст с пропусками слов и предложений, чтобы ребёнок сам вставил слова или предложения на свой вкус. Можно вместо линеек с буквами сделать прописи в формате комикса — то есть дети будут заполнять подписи под картинками.
❗5. Русский и литература — не самые продуктоориентированные предметы
Всё зависит от подхода и ценностей, а также внимания к детям. Например, мы с детьми сделали 10 номеров журнала «Живое слово». Начали с репортажей о выездах школы и читательских впечатлений, а потом уже сами дети стали предлагать, как развивать журнал. Так появились концептуальные номера — мы выбирали явление или феномен и все тексты писали в связи с ним. Вот некоторые из них: искусство, будущее, проблемы общества, подростки, педагогика, литература.
Почему это возможно? Потому что, с одной стороны, дети учат язык, чтобы выражать свои мысли и отношение к миру, а литературу — чтобы разобраться в человеке вообще, в окружающих и в себе через текст и ситуацию. А с другой — подросткам всегда есть что сказать, и нужно помочь им это сделать, причём не только в тексте. Моя ученица сделала 11 плакатов о мировой литературе — помимо увлечения дизайном ей стало интересно в одном плакате передать смысл произведения. Другая выпускница школы для поступления в один из американских университетов сделала арт-объект из трёх комнат. Каждая комната посвящена литератору Серебряного века. На спецкурсе по историческим событиям XX века в русской литературе мы сделали и опробовали маршрут по Москве Александра Блока. Среди продуктов детей есть и те, которые они делают просто для себя: сценарий сериала о Диком Западе или фильма про одноклассников, книги о людях, которые впечатлили.
В чём ценность этого опыта? Не в том, что мы опровергаем старые утверждения, это естественно: мир меняется, меняются представления о нем и подходы к тому, как готовить наших детей к жизни. Важно, что мы решили попробовать по-другому и посмотреть, что получится. В итоге дети стали учиться лучше, а коллеги — пробовать вместе с нами.
Главный ключ к этому — контент. Поэтому используйте живой, любопытный, интригующий, удивляющий контент и дайте детям проявить себя. Они вознаградят вас интересом к предмету и уважением к вам.
А. Григорян

Как-то я спросил родителей моих учеников: с чем у них ассоциируются русский язык и литература в школе? - 938652788281

Комментарии

  • 20 янв 2023 20:08
    Очень интересный подход к учёбе!
  • 20 янв 2023 20:32
    Главное не превращать реальную жизнь в контент. Не спорю с тем, что опыт интересный, но не для каждого дня он приемлем. Учёба- это прежде всего труд. Об этом важно не забывать. Элементы игры в обучении - это да, но не подмена обучения игрой.
  • 20 янв 2023 20:50
    У меня уроки русского языка и литературы ассоциируются с моими замечательными учителями-языковедами. Обе были моими классными руководителями. Тетрадь по русской литературе храню до сих пор....нам там разрешалось делать иллюстрации, высказывать свои мысли, анализировать героев не так, как требовали партия и правительство. У меня биологическое образование, но любовь к русской литературе и языку осталась на всю жизнь благодаря урокам моих учителей.
  • 20 янв 2023 21:09
    Как партия правительство требовало от вас относится к Марфе Игнатьевне Кабановой и как относились вы к ней лично?
  • 20 янв 2023 21:17
    Молодец, автор! С фантазией у А.Григорян полный порядок. Вот если бы ещё всё это было правдой.
    Видно, что он весьма далёк от наших реалий.
  • 20 янв 2023 21:58
    Нет, у нашей учительницы фантазия была без спин-оффов и приквелов.)) Она просто говорила: "поднимитесь в 6 утра на Городищенский угор и опишите всё, что с него увидите. Выберите на доске почёта льнокомбината передового работника, узнайте его адрес домашний и возьмите у него интервью."
  • 20 янв 2023 22:21
    Да уж, зачем, вообще, русский язык в России нужен, когда столько новшеств: спин-офф, приквел...
  • 20 янв 2023 23:07
    Очень с Вами солидарна! Русский язык в первую очередь ! а и всё остальное! у нас должно быть русским !!!! без всяких там ...,,новшеств"!!!!
  • 21 янв 2023 00:49
    Как-то не фонтан читать статеечку о русском языке, напичканную иностранными словами и терминами, что, не хватает словарного запаса обозначить все русскими словами? Да и не вижу ничего особо нового, практически все это у нас было, а насчёт почерка или анализа содержания, что ни говори, а требуется просто упорная, систематическая работа, и никакими танцами с бубнами ее не заменить, и что можно обсуждать, если не знать содержания произведения, а для этого надо его прочитать несколько раз...новаторы, блин...
  • 21 янв 2023 04:18
    Сделать трудное привычным, привычное станет легким, легкое станет приятным! Труд будет приятным. А если идти на поводу ребёнка, то и кормите его всю жизнь.амебу такую.
  • 21 янв 2023 11:51
    Спасибо Вам.
  • 21 янв 2023 12:55
    "...И урок для них — это в первую очередь контент." цитата. И это пишет учитель русского языка?! Он хоть осознаёт, что контент и контейнер - однокоренные слова? Интересно, какой смысл он вкладывает в это чужеродное слово?
  • 21 янв 2023 15:35
    По русскому ставят тройки и даже двойки, а по иностранному четверки и пятерки, как такое может быть в России? Иностранные слова сами засоряем русский язык "контент " Это русское слово? Патриоты РФ!
  • 22 янв 2023 10:30
    Слишком много иностранных слов в статье о русском языке.