153. УЩЕРБНОСТЬ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО (продолжение) Человеческое знание делится на три составные части, каждая из которых имеет свой источник. 1) опыт - обогащает человека опытным знанием, 2) осмысление опытного знания превращает его в знание теоретическое, 3) концептуальное (трансцендентное) знание имеет своим источником Откровение. Модерн был восстанием против Бога. Концептуальное знание коренится в трансцендентном. Изгнав Бога из трансцендентного горделивому разуму удалось сконструировать три идеологические схемы – нацизм, коммунизм и либерализм. Трансцендентное без Бога оказалось инфернальным. Каждая из идеологических схем, становясь идеологией государственной, превращается в эрзац-религию. В итоге все три идеологические схемы скомпрометировали себя как дьявольский обман. Право высшей нации господ распоряжаться судьбами иных народов требовало сакрального подтверждения и должно было основываться на божественном избранничестве. В выгравированном на пряжке немецких солдат got mit uns речь шла не о сыне Божьем, а о князе мира сего. Гитлер планировал реформировать христианскую церковь, сделав её церковью исключительно германского племени и поселить в ней Бога, избранником которого был провозглашён арийский народ. Практикой гитлеризма выявилась абсолютная несовместимость нацизма с Благой вестью Христа. Нацизм скомпрометировал и разоблачил себя как самозванчество в богоизбранности. Показал, что истинным нацизмом, так сказать, классикой нацизма может быть только нацизм еврейский, нацизм богоборческий, христоненавистнический. Всякий же нацизм, возникающий в нееврейской среде, представляет собой самозванничество и неизбежно становится антисемитизмом. Адепты гитлеризма пытаются реабилитировать нацизм, пытаясь разорвать связь нацистских преступлений с политической практикой фашизма. Всякое деяние, направленное против Бога, не может служить интересам человека, враждебно ему. Светлое будущее, созидаемое без Бога и вопреки Богу, оборачивается адом. В наше время адепты богоборческих идеологических схем не гнушаются гонимого ими христианства, даже пытаются солидаризироваться с ним. В наше время не в диковинку увидеть руку в крестном знамении со свастикой на рукаве, с партбилетом в кармане, со значком ЛГБТ на груди. Подчас грешит этим и отечественная философская мысль: целый ряд сомнительных высказываний можно найти у Ильина; перу Отца Сергия Булгакова принадлежит труд «Христианский социализм»; пытаются затушевать свою ненависть к Христианству и современные либералы. Будет небезынтересно познакомиться с текстом современного автора Сергея Дементьева «Либерализм»: «Кто только не хулил, не проклинал его последними словами. И в то же время существует масса его поклонников. Тем не менее ни те ни другие толком так и не поняли истинную сущность либерализма. Почему общество так радикально разделилось в отношении либерализма, особенно в России? Эта публикация – продолжение статьи про терминологию, в которой я и попытаюсь прояснить сущность либерализма. Традиционно первые либеральные идеи относят к эпохе античности, в частности к учению Сократа об истине и его взглядам на справедливое государство. Позднее римскими истоиками развивалась идея об универсальной природе человека, а их этическое учение о внутренней духовной свободе личности и естественном праве вновь привлекло внимание многих философов и средневековых мыслителей в Европе. Но всё это были лишь предпосылки формирования истинной либеральной идеологии. Реальную основу классической либеральной идеи заложила политическая группа, пришедшая на землю в XVIII веке во главе с Калиостро – Идейными вдохновителями группы были Чезаре Беккариа и Шарль Луи Монтескьё, труды которых послужили основой в теории политического обустройства государственных систем континентальной Европы, России и Америки. А само понятие – либерализм – окончательно закрепилось в политической терминологии в 1812 году, когда впервые в Испании группу людей, готовивших текст конституции страны, назвали либералами. Позднее, основываясь на доктрине Монтескьё о всеобщем равенстве граждан перед законом, которому должны подчиняться даже монархи, идею либерализма подхватили его последователи: Руссо, Кант, Т. Джефферсон, Б. Франклин, Кондорсе и др. Человек обладает естественным правом на максимальную свободу, и государство обязано её защищать, в равной мере как люди вправе защищать свою свободу от государства. Эти основополагающие идеи естественного права нашли своё отражение в американской Декларации независимости, во французской Декларации прав человека и гражданина, а также во Всеобщей декларации прав человека. Итак, работа политической группы, пришедшей в XVII–XVIII вв., произвела революционные перемены в Англии, Франции, России, Северной Америке. Вместе с политической группой на землю пришли и другие группы – культурная, религиозная, финансовая и научная. Работа политической группы в Англии привела к «Славной революции» в 1688 году, в результате которой был положен конец вековой борьбе между королём и парламентом. В Англии установилась конституционная монархия, при которой главную роль стал играть парламент, а монарх оставался в качестве символа государства. Результатом революции стало введение двухпартийной системы управления государством и принятие Билля о правах, который впоследствии послужит основой прав и свобод в США, Канаде, Австралии и других странах. Влияние политической группы прослеживается и на Американском континенте. Война за независимость 1775–1783 годов привела, как известно, к утверждению 4 июля 1776 года конгрессом Декларации о независимости Соединённых Штатов Америки. Наиболее известными представителями тогдашней политической группы были конгрессмен Джефферсон и Джордж Вашингтон, ставший первым президентом США. И если активность культурной группы на Европейском континенте привела к эпохе возрождения во всех сферах искусства, архитектуры и градостроительства, то активность политической группы была направлена на политическую реорганизацию Европы, чтобы превратить её в единый политический организм. И начало было положено Великой французской революцией, а завершал дело уже Наполеон Бонапарт. С собой политическая группа принесла откровение трёх фундаментальных идей – Свобода, Равенство, Братство, – а также обосновала и закрепила либеральные принципы в политике, экономике, финансах. Вот и настала пора разобраться с этим самым либерализмом. Но для начала посмотрите короткий ролик.
Надія на Савченко
СМЫСЛ СЛОВ.
153. УЩЕРБНОСТЬ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО (продолжение)
Человеческое знание делится на три составные части, каждая из которых имеет свой источник.
1) опыт - обогащает человека опытным знанием,
2) осмысление опытного знания превращает его в знание теоретическое,
3) концептуальное (трансцендентное) знание имеет своим источником Откровение.
Модерн был восстанием против Бога. Концептуальное знание коренится в трансцендентном. Изгнав Бога из трансцендентного горделивому разуму удалось сконструировать три идеологические схемы – нацизм, коммунизм и либерализм. Трансцендентное без Бога оказалось инфернальным. Каждая из идеологических схем, становясь идеологией государственной, превращается в эрзац-религию. В итоге все три идеологические схемы скомпрометировали себя как дьявольский обман. Право высшей нации господ распоряжаться судьбами иных народов требовало сакрального подтверждения и должно было основываться на божественном избранничестве. В выгравированном на пряжке немецких солдат got mit uns речь шла не о сыне Божьем, а о князе мира сего. Гитлер планировал реформировать христианскую церковь, сделав её церковью исключительно германского племени и поселить в ней Бога, избранником которого был провозглашён арийский народ. Практикой гитлеризма выявилась абсолютная несовместимость нацизма с Благой вестью Христа. Нацизм скомпрометировал и разоблачил себя как самозванчество в богоизбранности. Показал, что истинным нацизмом, так сказать, классикой нацизма может быть только нацизм еврейский, нацизм богоборческий, христоненавистнический. Всякий же нацизм, возникающий в нееврейской среде, представляет собой самозванничество и неизбежно становится антисемитизмом. Адепты гитлеризма пытаются реабилитировать нацизм, пытаясь разорвать связь нацистских преступлений с политической практикой фашизма. Всякое деяние, направленное против Бога, не может служить интересам человека, враждебно ему. Светлое будущее, созидаемое без Бога и вопреки Богу, оборачивается адом.
В наше время адепты богоборческих идеологических схем не гнушаются гонимого ими христианства, даже пытаются солидаризироваться с ним. В наше время не в диковинку увидеть руку в крестном знамении со свастикой на рукаве, с партбилетом в кармане, со значком ЛГБТ на груди. Подчас грешит этим и отечественная философская мысль: целый ряд сомнительных высказываний можно найти у Ильина; перу Отца Сергия Булгакова принадлежит труд «Христианский социализм»; пытаются затушевать свою ненависть к Христианству и современные либералы. Будет небезынтересно познакомиться с текстом современного автора Сергея Дементьева «Либерализм»:
«Кто только не хулил, не проклинал его последними словами. И в то же время существует масса его поклонников. Тем не менее ни те ни другие толком так и не поняли истинную сущность либерализма. Почему общество так радикально разделилось в отношении либерализма, особенно в России? Эта публикация – продолжение статьи про терминологию, в которой я и попытаюсь прояснить сущность либерализма.
Традиционно первые либеральные идеи относят к эпохе античности, в частности к учению Сократа об истине и его взглядам на справедливое государство. Позднее римскими истоиками развивалась идея об универсальной природе человека, а их этическое учение о внутренней духовной свободе личности и естественном праве вновь привлекло внимание многих философов и средневековых мыслителей в Европе. Но всё это были лишь предпосылки формирования истинной либеральной идеологии.
Реальную основу классической либеральной идеи заложила политическая группа, пришедшая на землю в XVIII веке во главе с Калиостро –
Идейными вдохновителями группы были Чезаре Беккариа и Шарль Луи Монтескьё, труды которых послужили основой в теории политического обустройства государственных систем континентальной Европы, России и Америки. А само понятие – либерализм – окончательно закрепилось в политической терминологии в 1812 году, когда впервые в Испании группу людей, готовивших текст конституции страны, назвали либералами.
Позднее, основываясь на доктрине Монтескьё о всеобщем равенстве граждан перед законом, которому должны подчиняться даже монархи, идею либерализма подхватили его последователи: Руссо, Кант, Т. Джефферсон, Б. Франклин, Кондорсе и др. Человек обладает естественным правом на максимальную свободу, и государство обязано её защищать, в равной мере как люди вправе защищать свою свободу от государства. Эти основополагающие идеи естественного права нашли своё отражение в американской Декларации независимости, во французской Декларации прав человека и гражданина, а также во Всеобщей декларации прав человека.
Итак, работа политической группы, пришедшей в XVII–XVIII вв., произвела революционные перемены в Англии, Франции, России, Северной Америке. Вместе с политической группой на землю пришли и другие группы – культурная, религиозная, финансовая и научная. Работа политической группы в Англии привела к «Славной революции» в 1688 году, в результате которой был положен конец вековой борьбе между королём и парламентом. В Англии установилась конституционная монархия, при которой главную роль стал играть парламент, а монарх оставался в качестве символа государства.
Результатом революции стало введение двухпартийной системы управления государством и принятие Билля о правах, который впоследствии послужит основой прав и свобод в США, Канаде, Австралии и других странах. Влияние политической группы прослеживается и на Американском континенте. Война за независимость 1775–1783 годов привела, как известно, к утверждению 4 июля 1776 года конгрессом Декларации о независимости Соединённых Штатов Америки. Наиболее известными представителями тогдашней политической группы были конгрессмен Джефферсон и Джордж Вашингтон, ставший первым президентом США.
И если активность культурной группы на Европейском континенте привела к эпохе возрождения во всех сферах искусства, архитектуры и градостроительства, то активность политической группы была направлена на политическую реорганизацию Европы, чтобы превратить её в единый политический организм. И начало было положено Великой французской революцией, а завершал дело уже Наполеон Бонапарт. С собой политическая группа принесла откровение трёх фундаментальных идей – Свобода, Равенство, Братство, – а также обосновала и закрепила либеральные принципы в политике, экономике, финансах.
Вот и настала пора разобраться с этим самым либерализмом. Но для начала посмотрите короткий ролик.