Дед Мороз нашего детства. Как изготовить Дедушку собственными руками, при этом совершив множество открытий?
У каждого человека Дедушка Мороз свой. Он из того времени, когда никаких хлопот, когда молодые папа и мама, когда Новый год - это встреча с волшебством. На Новый год ребенок встречается с настоящим Дедом Морозом и Снегурочкой, которые узнали о его заветной мечте и ее осуществили. Дед Мороз - главный новогодний волшебник выполнялся в виде устойчивой фигуры высотой 20-50 см. Привычный для советского человека облик персонаж приобрел с 30-х гг. XX века. Именно тогда дедушка стал устанавливаться под наряженную елку. Рядом с ним, как правило, занимала место неизменная спутница и помощница – Снегурочка. До революции Дед Мороз не был волшебником и дарителем, его называли по-разному, но чаще всего «святочным и рождественским дедом». Фигурки его производили артели, например, Сергиева Посада. Сам персонаж был очень статичным и на главенство на празднике не претендовал. Исследуя дореволюционные рождественские новогодние открытки и марки, специалисты пришли к выводу, что Дед Мороз «бродит» по лесу, катается на тройке, участвует в колядках, но статичных фигурок под елкой нет. В советский период, до 1935 года, елка была под запретом: Рождество с атрибутами отменили, а советский Новый год еще не утвердили. С 1936 года празднование Нового года с елью и Дедом Морозом стало желательным и даже обязательным. Постепенно налаживается производство елочных украшений и подъелочных фигур. Именно в эти годы происходит формирование образа Деда Мороза – доброго волшебника-дарителя, без которого праздник немыслим. В конце 1930-х гг. артели игрушечников массово начинают изготавливать Дедушек и Снегурочек. При изготовлении используется исключительно ручной труд. Лицо и голову делали из глины или папье-маше. В основе фигуры был каркас. Для наряда использовалась обычная вата, покрытая клейстером. Застывая, наряд становился твердым. Потом фигуру раскрашивали. Для украшения наряда использовали битое стекло, слюду, бертолетову соль. Все фигурки отличались своим особенным выражением лица, костюмом и головным убором. Разброс наблюдался и при определении возраста персонажа. В начале 30-х гг. фигура напоминала чаще всего образ пожилого крестьянина в коротком полушубке, валенках и шапке-ушанке. Основной цвет одежды, обусловленный экономией краски, - белый, с небольшим орнаментом. Орнаментация отражала древнеславянские, финно-угорские, скандинавские мотивы. Позже полушубок трансформировался в длиннополую шубу красного или синего цвета, а ушанка стала высокой «бояркой». В одной руке волшебный посох, в другой – мешок с подарками. Игрушки выбираются покупателями очень тщательно и эксплуатируются в течение нескольких поколений. Такой долгий путь прошли и фигурки Деда Мороза и Снегурочки, которые были подарены бийскому музею в 2011 году. Передала их в музей жительница Бийска, ветеран педагогического труда, Быкова Н.И. Она поведала очень занимательную историю появления этих вещей в ее доме. Оказывается, до этого игрушки принадлежали семье почетного гражданина города Бийска, Федорова Александра Ивановича и более пятидесяти стояли под новогодней елью во время праздника. Изготовила эти вещи в домашних условиях супруга Александра Ивановича в конце 30-х гг. Сама она вспоминала, что действовала интуитивно, так как понятия не имела, из чего игрушки производят артели и даже как должны были выглядеть эти персонажи. Получилось, так, что чутье и золотые руки ее не подвели. Ниже для сравнения мы вам представим игрушки артельные и игрушки семьи Федоровых. Оба экспоната на деревянной подставке.
Лицо Деда Мороза изготовлено из папье-маше, а голова Снегурочки от целлулоидной куклы. Далее на каркасную основу накручивалась вата, закрепленная клейстером. Эффект блеска получился от применения бертолетовой соли. У Дедушки длинная рубаха оранжевого цвета и синие шаровары. Белая шуба нараспашку имеет укороченный вариант. Остальные детали одежды классические. У Снегурочки зимняя шубка и шапочка, две косички навыпуск традиционны для многих коренных народов Севера (карелы, ханты, чукчи и др.), в то же время у нее есть и русские национальные черты. Почти каждый год мы используем эти удивительные экспонаты во время проведения бесед на тему советского Нового года, оформляем витрины к празднику, в особых случаях ставим под елочку. Эти игрушки – часть ушедшей советской эпохи, пример бережного хранения и отношения к рукотворной вещи, образец для желающих сделать новогодние игрушки своими руками.
Бийский краеведческий музей имени В.В. Бианки выражает огромную благодарность Быковой Н.И., которая передала эти экспонаты в наш музей, сопроводив их замечательной легендой (музейный термин). Благодаря таким неравнодушным людям пополняются фонды нашего музея, а значит укрепляется и предметная память о событиях и людях прошлого нашего города.
Бийский краеведческий музей имени В.В. Бианки
Из фондов музея.
Дед Мороз нашего детства.
Как изготовить Дедушку собственными руками, при этом совершив множество открытий?
Дед Мороз - главный новогодний волшебник выполнялся в виде устойчивой фигуры высотой 20-50 см. Привычный для советского человека облик персонаж приобрел с 30-х гг. XX века. Именно тогда дедушка стал устанавливаться под наряженную елку. Рядом с ним, как правило, занимала место неизменная спутница и помощница – Снегурочка.
До революции Дед Мороз не был волшебником и дарителем, его называли по-разному, но чаще всего «святочным и рождественским дедом». Фигурки его производили артели, например, Сергиева Посада. Сам персонаж был очень статичным и на главенство на празднике не претендовал. Исследуя дореволюционные рождественские новогодние открытки и марки, специалисты пришли к выводу, что Дед Мороз «бродит» по лесу, катается на тройке, участвует в колядках, но статичных фигурок под елкой нет.
В советский период, до 1935 года, елка была под запретом: Рождество с атрибутами отменили, а советский Новый год еще не утвердили.
С 1936 года празднование Нового года с елью и Дедом Морозом стало желательным и даже обязательным. Постепенно налаживается производство елочных украшений и подъелочных фигур. Именно в эти годы происходит формирование образа Деда Мороза – доброго волшебника-дарителя, без которого праздник немыслим. В конце 1930-х гг. артели игрушечников массово начинают изготавливать Дедушек и Снегурочек. При изготовлении используется исключительно ручной труд. Лицо и голову делали из глины или папье-маше. В основе фигуры был каркас. Для наряда использовалась обычная вата, покрытая клейстером. Застывая, наряд становился твердым. Потом фигуру раскрашивали. Для украшения наряда использовали битое стекло, слюду, бертолетову соль.
Все фигурки отличались своим особенным выражением лица, костюмом и головным убором. Разброс наблюдался и при определении возраста персонажа. В начале 30-х гг. фигура напоминала чаще всего образ пожилого крестьянина в коротком полушубке, валенках и шапке-ушанке. Основной цвет одежды, обусловленный экономией краски, - белый, с небольшим орнаментом. Орнаментация отражала древнеславянские, финно-угорские, скандинавские мотивы. Позже полушубок трансформировался в длиннополую шубу красного или синего цвета, а ушанка стала высокой «бояркой». В одной руке волшебный посох, в другой – мешок с подарками.
Игрушки выбираются покупателями очень тщательно и эксплуатируются в течение нескольких поколений.
Такой долгий путь прошли и фигурки Деда Мороза и Снегурочки, которые были подарены бийскому музею в 2011 году. Передала их в музей жительница Бийска, ветеран педагогического труда, Быкова Н.И. Она поведала очень занимательную историю появления этих вещей в ее доме.
Оказывается, до этого игрушки принадлежали семье почетного гражданина города Бийска, Федорова Александра Ивановича и более пятидесяти стояли под новогодней елью во время праздника. Изготовила эти вещи в домашних условиях супруга Александра Ивановича в конце 30-х гг.
Сама она вспоминала, что действовала интуитивно, так как понятия не имела, из чего игрушки производят артели и даже как должны были выглядеть эти персонажи. Получилось, так, что чутье и золотые руки ее не подвели. Ниже для сравнения мы вам представим игрушки артельные и игрушки семьи Федоровых.
Оба экспоната на деревянной подставке.
У Дедушки длинная рубаха оранжевого цвета и синие шаровары. Белая шуба нараспашку имеет укороченный вариант. Остальные детали одежды классические. У Снегурочки зимняя шубка и шапочка, две косички навыпуск традиционны для многих коренных народов Севера (карелы, ханты, чукчи и др.), в то же время у нее есть и русские национальные черты.
Почти каждый год мы используем эти удивительные экспонаты во время проведения бесед на тему советского Нового года, оформляем витрины к празднику, в особых случаях ставим под елочку.
Эти игрушки – часть ушедшей советской эпохи, пример бережного хранения и отношения к рукотворной вещи, образец для желающих сделать новогодние игрушки своими руками.
Бийский краеведческий музей имени В.В. Бианки выражает огромную благодарность Быковой Н.И., которая передала эти экспонаты в наш музей, сопроводив их замечательной легендой (музейный термин). Благодаря таким неравнодушным людям пополняются фонды нашего музея, а значит укрепляется и предметная память о событиях и людях прошлого нашего города.