Почему поганые?

🏞 Деревня, куда каждое лето родители отправляли Вову в гости к бабушке-дедушке, стояла почти на границе между Пермским Краем и Свердловской областью. Места были красивые, почти таёжные, не чета тем болотам, что окружали город, где он жил с мамой и папой. Почти сразу за околицей деревни начинались леса: сперва не густые и не слишком высокие, одиноко стоящие ёлочки, берёзки и осинки постепенно и совершенно незаметно переходили в тайгу. Красота уральских лесов, то взбегающих на отроги гор, то спускающихся в распадки, не сравнима ни с какими лесами на свете! А уж сколько там было ягод и грибов – хоть возами вези. Живности всякой тоже было в избытке. Особой свирепостью отличались росомахи, которые нападали на одиноких грибников и ягодников и могли запросто загрызть человека. Население близлежащих деревень, конечно, знало о такой опасности, поэтому поодиночке в лес старались не ходить, а если уж была какая необходимость, то в таёжные дебри опасались забираться.
Местных ребятишек тоже не заманишь в таёжную чащу без взрослых, но когда из соседней области приехал новый товарищ, совершенно не знакомый ни с лесом, ни с его правилами, да ещё и выразивший горячее желание сходить в лес по малину, «тормоза» у местной ребятни отказали! Три друга, три дошколёнка отправились на поиски приключений.
Легко и быстро пробежав по деревне, вышли за околицу, поднырнув под жердями слегового* забора, и зашагали по тропинке к лесу. Шли почти налегке, только маленькие туески были в руках для ягод. Мальчуганы знали, куда надо идти: почти сразу за реденькими деревцами начиналась просека, а на ней – малинник, где ягод было видимо-невидимо! Лето выдалось не слишком жаркое, малинник не выгорел, и ягоды на веточках висели крупные, сочные. Они так и просились в рот! Мальчикам хватило и поесть их вдоволь, и туески наполнить. Что же, пора бы и домой возвращаться… Только в какую сторону идти? Увлекшись сбором малины, дети и не заметили, что просека повернула в сторону, а высокие кусты малины и буйно цветущего иван-чая заслоняли обзор. Продравшись сквозь заросли кустарника, дети оказались на открытом пространстве, что-то вроде небольшой лесной тропинки наметилось между деревьями. Не сговариваясь, они и пошли по ней.
Идти пришлось долго, перелезая иногда через стволы деревьев, поваленные поперёк тропинки. Ребята явно притомились, но не хныкали, не жаловались друг другу, боясь показаться «слабаками» в глазах товарищей. Вдруг ветер донёс откуда-то издалека собачий лай, кукареканье петуха, мычание коров… Ура, деревня, – пришли! Прибавив шаг, друзья буквально вылетели на край леса и остановились в недоумении: да, деревня, но не своя, чужая. Дома построены совсем не так, как в их деревне, люди ходят в странной одежде…
Однако, усталость взяла своё и мальчуганы не без робости вошли в чужую деревню.
С опаской продвигаясь по деревенской улице, они поравнялись с домом, из которого вышла пожилая, доброго вида женщина и, всплеснув руками спросила:
– Детоцки, да откуль это вы взялися-то?
Друзья, видя её приветливость, охотно назвали свою деревню, рассказали, что ходили по малину да заплутали немножко.
– Ой, да как же далёко-то вас занесло? – причитала женщина. – Ой, да вы, поди-ко голодные? Заходите, заходите в избу-то.
Взяв большой тяжёлый табурет, женщина, кряхтя и охая, взгромоздилась на него, чтобы достать что-то с верхней полки, приговаривая тем временем:
– Да куды ж это у меня посуда-то поганая задевалася?
Ребята с сомнением переглянулись: «поганая» – это как? Вова и его друзья знали, что поганой посудой в их семьях называют либо помойное ведро, либо бадейку для скота. Это что же? Их кормить собираются из таких шаек?!
Добрая женщина, отыскав тем временем, нужную посудину, слезла с табуретки, держа в руках затянутую паутиной медную кружку. Тщательно вытряхнув из неё следы пауков и вымыв с мылом, женщина, «цокая» по-уральски, спросила:
– Дак вам цего налить-то? Молоцка, кваску или водицы?
Странная хозяйка заметила, с каким недоверием её маленькие гости смотрели на эту кружку, и пояснила, что это – специальная посуда для гостей и путников, что по их вере не гоже кормить пришлых людей из той же посуды, из которой едят члены семьи. Проголодавшиеся дети были согласны на всё! На «ура» пошло молоко, которое сердобольная хозяйка достала из погреба. Когда мальчишки подкрепившись, повеселели, женщина вывела их за околицу и показала рукой, в какую сторону идти.
Обратный путь не занял много времени – дорога домой всегда короче! Пришли горе-ягодники домой, а в домах-то пусто: все жители с их улицы ушли в лес на поиски заблудившихся неслухов. Мальчики нашли на столе слегка зачерствевший хлеб, накрытый чистым рушником, поели его, обгрызая вкусные хрустящие корочки и довольные окончанием своего приключения, вышли на улицу, по которой к ним навстречу уже бежали взрослые.
– Нашли-и-ись, нашли-и-ись, – кричали мужчины соседям, а женщины с плачем и причитаниями обнимали и своих чад, и чужих мальчишек.
_______________________________________
*Слеговый забор – забор из горизонтально закреплённых между столбиками-опорами в два-три ряда жердей, слег.
Татьяна Алексеева-Никулина
Взгляните:
💥 https://ok.ru/group/58284126568484/topic/151690628638756

Комментарии