Песня, написанная впопыхах

Ну вот, пока закончились домашние дела, я наконец-то добрался до текста песни Олега Михайловича Газманова «Бессмертный полк» и ужаснулся. Мне и раньше отдельные слова песни резали слух, но совершенно было некогда обратить внимание на текст. Я пенсионер и жизнь в деревне в маленьком, неблагоустроенном доме накладывает определённые трудности. Дело в том, что на моих руках находятся жена после инсульта и её тридцатисемилетний сын – инвалид 1-ой группы. Оба частично парализованы – она на левую сторону, а сын на правую. В основном всю работу по дому делаю один, они мне по мере сил помогают. С весны до осени времени практически нет, особенно на разборы чужих стихов. Но здесь, я считаю, затронута моя честь, как гражданина и автора стихотворения «Книга памяти» (впоследствии текста песни «Бессмертный полк»), которое на Региональном поэтическом конкурсе было отмечено Гран-при, а на Международном 2-м местом. Значит, придётся поднапрячься…
Насколько я осведомлён, стихи и песни – это малые формы всё той же литературы, имеющей, как известно, свои правила. И сочинение стихов требует порой огромных душевных усилий, особых подходов, чутья, бессонных ночей и времени (рукопись должна «отлежаться» перед завершением), потому что каждое предложение должно быть однозначным по смыслу и желательно точным по содержанию и фразеологии. Это в прозе автор имеет возможность по ходу сюжета пояснять, растолковывать, комментировать и т.д. – в поэзии этого не дано, особенно в наше время, когда поэмы не в чести и лаконичность «правит бал». Тем и хороши стихи! Недаром даже одно стихотворение иногда стоит целой книги, а то и книг. На тематических конкурсах, например, так и происходит – довольно объёмный рассказ и стихотворение в четыре строфы оцениваются одинаково и достойны одинаковых призов. Если отступить от этих правил, можно незаметно скатиться в такую несуразицу, что читателям будет трудно, а порой и невозможно, понять произведение автора. Кроме того, небрежное отношение к этим правилам исподволь прививает дурной вкус молодёжи, ничему их не учит и убивает необходимость думать. Вон их сколько сейчас мыкается по жизни, не разбирающихся даже в элементарных вещах, не находящих приложения своим силам, благодаря низкопробной попсе. Поэтому настоящий автор просто обязан следить за своим творчеством и анализировать то, что выпускает на всеобщее обозрение, тем более, если пишет или поёт о столь деликатной теме, как «Бессмертный полк».
Тема «Бессмертный полк», да и вообще патриотические темы – не попса, к словам которой мало кто прислушивается. Здесь всё иначе. Здесь надо выстрадать каждое предложение, каждое слово, потом пропустить произведение через фильтры своего сердца и души, выставить на суд компетентного жюри, и только после этого, доработав, читать или петь на людях.
Я не критик и не эксперт (они, конечно, сделают это лучше), поэтому не стану подробно анализировать. Просто пробегусь по местам в тексте, которые сразу бросаются в глаза. Может быть, где-то буду не прав, но это мой личный взгляд. Свои замечания буду делать прямо в тексте. Текст взят из Интернета и сверен с текстом видеоклипа Олега Газманова «Бессмертный полк».
Итак:
Течёт река бессмертного полка:
По улицам, проспектам, по стране. (По какой стране? Шествие проходит во многих странах.)
Шагают в ряд (не в ряд, а беспорядочно) с портретами (С чьими? Со своими? – из текста не понять) в руках (основная масса людей не с портретами в руках, а со штендерами, на которых прикреплены портреты, групповые фото, просто надписи и тому подобное, а некоторые идут налегке).
Потомки (не только потомки, но и ветераны, и дети войны, и т.д.) победителей в войне.
По тексту второго предложения можно предположить, что автор, который это писал, не то что не участвовал в шествии, но даже не видел картинок и пишет понаслышке.
Подвожу итог:
В этой строфе присутствуют два предложения совершенно не связанные между собой и не понятно о чём идёт речь: в одном предложении течёт река по какой-то стране, и в другом где-то шагают потомки, причём именно в ряд.
На старых фото вечно молодые, (Почему? Воевали не только молодые и на фото изображены люди разных возрастов.)
Свою оставив вахту в небесах,
Шагают предки (Как можно погибших и умерших участников войны называть предками – очень грубо.) с нами как живые – (Получается – на старых фото шагают предки с нами, то есть на фото они и мы изображены шагающим вместе – нонсенс. Почему на старых? Я, например, на шествии несу портрет своего отца – участника ВОВ, который умер в 1999 году и фото далеко не старое. Потом, предки сами не шагают – их фото несут родные.)
Течёт река бессмертного полка.
Течёт река бессмертного полка…
(Нет рифмы «небесах – полка».
Здесь также присутствуют два не связанных предложения: где-то шагают предки и где-то течёт река.
Течёт река, и нет конца колоннам, (Колоннам – неудачное сравнение – на шествии никого не строят ни в ряды, ни в колонны и т.п. Я думаю, это слово автор взял просто для рифмы.)
Шагают в ряд (Опять в ряд. Может рядом?) и маршал, и солдат. (Маршал и солдат шагают только вдвоём или, всё-таки, и другие люди тоже?)
И с фотографий лица как с иконы, (С фото не лица глядят, а изображения лиц, как бы глядят. Повторюсь, что несут разные фото, а не только портреты.)
Не закрывая глаз, на нас глядят. (С какой именно иконы? Не со всех икон изображения Ликов Святых «глядят» прямо на нас.) («…глаз, на нас…» трудно произносимо)
Итог:
В этой строфе три несвязанных между собой события: где-то течёт река, на которой, по-видимому, нет конца каким-то колоннам, где-то шагают в ряд маршал и солдат и где-то на нас глядят лица.
Шагают с нами, смертью смерть поправ, (Кто «шагают с нами»: предки или маршал и солдат? «Смертью смерть поправ» трудно произносимо.)
Как в сорок первом, мир прикрыв собою.
И наша жизнь не кончится пока
Течёт река бессмертного полка.
Ещё раз:
Шагают с нами, смертью смерть поправ,
Как в сорок первом, мир прикрыв собою.
И наша жизнь не кончится пока
Течёт река бессмертного полка. Как ни старался, так и не понял, что хотел выразить автор в этой строфе, а это читают и слушают русскоязычные люди разных стран и главное молодёжь.
Течёт река бессмертного полка…
(Очень слабая рифма «поправ – пока или полка»)
Чтоб мир спасённый не забыл героев,
Идёт, взорвав забвенья тишину. (Кто идёт, взорвав тишину? – Не закончено предложение. )
Проходит вечность – полк бессмертный строем (Не строем, а беспорядочно)
Идёт опять (Почему опять? В тексте не сказано, что полк уже сражался.) сражаться за страну. (Так же не понятно: полк проходит или идёт? Сражаться за какую страну и почему именно сражаться? Получается, что полк проходит строем – т.е. завершает действие (проход) в этой стране и идёт опять сражаться со всеми остальными странами за страну, в которой проходит. Боже мой!.. Надо же хоть как-то следить за тем, что пишешь, не говоря уже о том, что поёшь на людях! Мы – россияне – мирные люди и не хотим ни с кем сражаться.
Я считаю, глядя на этот текст: песня не то, что сделана впопыхах – её просто нет. Есть набор фраз с повторениями «течёт, шагают», со слабыми рифмами и неудачными образами, если не сказать больше. Эксперты, я думаю, найдут ещё больше несоответствий. Но, по-моему, даже десятой доли таких замечаний было бы достаточно для того, чтобы этот текст не попал даже в лонг-лист какого-нибудь детского конкурса.
А спеть так же убеждённо можно и страницу из телефонной книги, но делать это надо в виде шутки и в узкой компании друзей.
Ой, что-то мне расхотелось дальше анализировать – пойду лучше попью чайку и выйду подышать на улицу. Пусть автор сам анализирует – осталось совсем немного.
Погибших души с нашими сливаясь,
Волной вскипают прямо в облака.
В своих потомках снова возрождаясь,
Течёт река бессмертного полка.
Течёт река бессмертного полка…
Виктор Шаханин, село Знаменское, Омская область. 10/11/2019

Комментарии

Комментариев нет.