«Если не были в Солохауле, то вы отстали от жизни» - смело заявляет автор сочинского глянца Scapp. В 26 километрах от Дагомыса находится поселок Солох-Аул. Сейчас это одно из культовых мест для туристов. А всё благодаря Солохаул-парку, где процветает активный экотуризм: рафтинг по реке Шахе, катание на переделанных БТР по уши в грязи, километровый троллей (в «Скайпарке» он в два раза короче) и предзакатный подъём на воздушном шаре. Однако, давайте по порядку. 🚩АРАВИЙСКИЙ ЭМИР Интересна история самого места. По одной из версий - название «Солох-Аул» хранит память о фамилии владетельцев здешних земель — адыгских бесленеевских князей. Бесленеевцы — один из старейших черкесских этносов, княжеские фамилии которого произошли от прародителя аристократии адыгов - Инала. Согласно одной из версий, Инал происходил из ветви аравийских эмиров. Одно из подтверждений этой теории — более темная пигментация кожи и волос князей, по сравнению с обычными представителями народности. У великого основателя черкесского народа Инала было четверо сыновей, между которыми отец разделил территории правления, в результате чего сложились основные адыгские субэтносы. • От сына Инала Темрюка произошли темиргоевцы. • Карпат заложил основу кабардинского народа. • Заноко управлял шапсугами, не взявшими названия от имени правителя. • Сын Инала по имени Беслан стал во главе народа, близкого к кабардинцам, который начал называться по его имени бесленеевцами, или беслъэней. Именно они, по одной из версий и проживали в долине реки Шахе. Что же касается названия местности, то в основе перевода топонима лежит имя собственное — Солох или Шолох (адыг. Шъолэхъу), который ранее являлся распространённым родовым адыгским именем. Адыгское название села — адыг. Шъолэхъу къуадж (адыг. къуадж — «аул»). То есть Солохаул в переводе с адыгского означает «аул Шеолуха». 🚩КАВКАЗСКИЙ УЗЕЛ До середины XIX века долина реки Шахе, где и расположен посёлок, была густо заселена: по ней проходил Абазинский караванный путь через Черкесский перевал в долину р. Белой. Обилие исторических памятников разных времен (дольмены, руины крепостей, курганные могильники) говорит о незапамятной древности этой дороги. В 1862 году Россия полностью овладела землями адыгов в горах. Это было необходимо, чтобы объединить земли Восточной Грузии и Северного Азербайджана с Россией. Чему как раз и мешали черкесы, занимающие территории Северо-Западного Кавказа. Русско-черкесская война носила чрезвычайно ожесточенный характер. Черкесский историк Самир Хотко пишет: "Длительный период противостояния завершился своего рода холокостом 1856–1864 гг., когда Черкесия была уничтожена огромной военной машиной Российской империи. Весь Западный Кавказ представлял собой одну огромную черкесскую крепость, захватить которую можно было лишь путем поэтапного постепенного разрушения ее отдельных бастионов. После 1856-го года, мобилизовав огромные военные ресурсы, российская армия стала откалывать от Черкесии узкие полоски земли, тут же уничтожая все адыгские села и занимая захваченную территорию крепостями, фортами, казачьими станицами. Поэтапная аннексия дала свои результаты уже к 1860 году ввиду того, что изнуренная Черкесия стала испытывать сильнейший продовольственный кризис: в еще независимых долинах скопились сотни тысяч беженцев". Эти факты подтверждаются свидетельствами нечеркесских историков. "Черкесские аулы выжигались сотнями, посевы их истреблялись или вытаптывались лошадьми, а жители, изъявившие покорность, выселялись на равнинные части под управлением приставов, непокорные же отправлялись на берег моря для переселения в Турцию" (Е.Д. Фелицын) После изгнания черкесов из горных районов край обезлюдел, но названия сохранились. Несколько раз Солох-Аул пытались заселить русскими, но незнание особенностей горного земледелия губило все начинания. 🚩И ЕСТЬ И БУДЕТ… Важное место Салохаула - Храм Воздвижения Креста Господня, объединённый с мужской обителью, Крестова пустынь. Здесь царит умиротворение и покой, несмотря на заметный интерес туристов к данному месту. Крестовая Пустынь, основанная в 1997 году, стала символом русско-сербского единения. Во время бомбежек православной Сербии, сербские строители возводили храм в далекой сочинской земле, в благодарность за поддержку России. В храме имеется чудотворная икона Богородицы «Троеручица». В Сербии она является национальной святыней. К ней обращаются за помощью при бесплодии. Святой источник Св. Великомученика Пантелеимона расположен на территории монастыря. В нем оборудованы две купели для погружений. Чуть дальше русло Шахе освящается еще тремя источниками: Двенадцати Апостолов, Пророка Иоанна и Божией Матери (водопад). По свидетельствам паломников, погружавшихся в святые воды монастыря, их целительная сила неоспорима. 🚩УСАДЬБА ИУДЫ КОШМАНА Дом-музей Иуды Кошмана это небольшая усадьба, превращённая в музей чая. Когда-то в ней жил и работал человек, который смог вырастить самый северный чай в мире. Иуда Антонович Кошман работал на чайных плантациях Грузии, но потом решил попробовать вырастить чай и в Сочи. В посёлок Солох-Аул Иуда Антонович Кошман переехал когда ему было 62 года, в 1900 году. Посёлок тогда был совсем маленький, можно сказать захудалый. Иуда Антонович скупил большое количество земли и везде высадил чай. В первый год на зиму он укутывал каждый куст, чтобы не погибли. Позднее он вывел морозостойкий сорт и дальше чай прекрасно чувствовал себя и в самые суровые сочинские зимы. Сегодня дом стал музеем чая прямо посреди плантации. Здесь находится большое количество документов, фотографий и бытовых предметов, некоторым из которых перевалило за 100 лет. Также в музее есть экспозиция чайной утвари: чашек чайников и т.д. и местных археологических находок. Также здесь продегустировать этот чудесный напиток. 🚩КАК ДОБРАТЬСЯ? • На автотранспорте. Со стороны Лазаревского: по Новороссийско-Сухумскому шоссе до Дагомыса. Недалеко от въезда в поселок — поворот налево по ул. Армавирской, по указалелю на Солох-аул. От поворота до Солохаула 28 км асфальтированной дороги. Монастырь находится в Нижнем Солох-ауле, на развилке — направо. • На общественном транспорте: из пос. Дагомыс на автобусах 145, 154. 8 рейсов в день по расписанию.
отдых в Лазаревском глазами отельера
СОЛОХ-АУЛ – ХРАНИТЕЛЬ ВРЕМЕНИ
«Если не были в Солохауле, то вы отстали от жизни» - смело заявляет автор сочинского глянца Scapp.
В 26 километрах от Дагомыса находится поселок Солох-Аул. Сейчас это одно из культовых мест для туристов. А всё благодаря Солохаул-парку, где процветает активный экотуризм: рафтинг по реке Шахе, катание на переделанных БТР по уши в грязи, километровый троллей (в «Скайпарке» он в два раза короче) и предзакатный подъём на воздушном шаре.
Однако, давайте по порядку.
🚩АРАВИЙСКИЙ ЭМИР
Интересна история самого места. По одной из версий - название «Солох-Аул» хранит память о фамилии владетельцев здешних земель — адыгских бесленеевских князей.
Бесленеевцы — один из старейших черкесских этносов, княжеские фамилии которого произошли от прародителя аристократии адыгов - Инала. Согласно одной из версий, Инал происходил из ветви аравийских эмиров. Одно из подтверждений этой теории — более темная пигментация кожи и волос князей, по сравнению с обычными представителями народности.
У великого основателя черкесского народа Инала было четверо сыновей, между которыми отец разделил территории правления, в результате чего сложились основные адыгские субэтносы.
• От сына Инала Темрюка произошли темиргоевцы.
• Карпат заложил основу кабардинского народа.
• Заноко управлял шапсугами, не взявшими названия от имени правителя.
• Сын Инала по имени Беслан стал во главе народа, близкого к кабардинцам, который начал называться по его имени бесленеевцами, или беслъэней. Именно они, по одной из версий и проживали в долине реки Шахе.
Что же касается названия местности, то в основе перевода топонима лежит имя собственное — Солох или Шолох (адыг. Шъолэхъу), который ранее являлся распространённым родовым адыгским именем. Адыгское название села — адыг. Шъолэхъу къуадж (адыг. къуадж — «аул»). То есть Солохаул в переводе с адыгского означает «аул Шеолуха».
🚩КАВКАЗСКИЙ УЗЕЛ
До середины XIX века долина реки Шахе, где и расположен посёлок, была густо заселена: по ней проходил Абазинский караванный путь через Черкесский перевал в долину р. Белой. Обилие исторических памятников разных времен (дольмены, руины крепостей, курганные могильники) говорит о незапамятной древности этой дороги.
В 1862 году Россия полностью овладела землями адыгов в горах. Это было необходимо, чтобы объединить земли Восточной Грузии и Северного Азербайджана с Россией. Чему как раз и мешали черкесы, занимающие территории Северо-Западного Кавказа.
Русско-черкесская война носила чрезвычайно ожесточенный характер.
Черкесский историк Самир Хотко пишет: "Длительный период противостояния завершился своего рода холокостом 1856–1864 гг., когда Черкесия была уничтожена огромной военной машиной Российской империи. Весь Западный Кавказ представлял собой одну огромную черкесскую крепость, захватить которую можно было лишь путем поэтапного постепенного разрушения ее отдельных бастионов. После 1856-го года, мобилизовав огромные военные ресурсы, российская армия стала откалывать от Черкесии узкие полоски земли, тут же уничтожая все адыгские села и занимая захваченную территорию крепостями, фортами, казачьими станицами. Поэтапная аннексия дала свои результаты уже к 1860 году ввиду того, что изнуренная Черкесия стала испытывать сильнейший продовольственный кризис: в еще независимых долинах скопились сотни тысяч беженцев".
Эти факты подтверждаются свидетельствами нечеркесских историков. "Черкесские аулы выжигались сотнями, посевы их истреблялись или вытаптывались лошадьми, а жители, изъявившие покорность, выселялись на равнинные части под управлением приставов, непокорные же отправлялись на берег моря для переселения в Турцию" (Е.Д. Фелицын)
После изгнания черкесов из горных районов край обезлюдел, но названия сохранились. Несколько раз Солох-Аул пытались заселить русскими, но незнание особенностей горного земледелия губило все начинания.
🚩И ЕСТЬ И БУДЕТ…
Важное место Салохаула - Храм Воздвижения Креста Господня, объединённый с мужской обителью, Крестова пустынь. Здесь царит умиротворение и покой, несмотря на заметный интерес туристов к данному месту.
Крестовая Пустынь, основанная в 1997 году, стала символом русско-сербского единения. Во время бомбежек православной Сербии, сербские строители возводили храм в далекой сочинской земле, в благодарность за поддержку России.
В храме имеется чудотворная икона Богородицы «Троеручица». В Сербии она является национальной святыней. К ней обращаются за помощью при бесплодии.
Святой источник Св. Великомученика Пантелеимона расположен на территории монастыря. В нем оборудованы две купели для погружений. Чуть дальше русло Шахе освящается еще тремя источниками: Двенадцати Апостолов, Пророка Иоанна и Божией Матери (водопад). По свидетельствам паломников, погружавшихся в святые воды монастыря, их целительная сила неоспорима.
🚩УСАДЬБА ИУДЫ КОШМАНА
Дом-музей Иуды Кошмана это небольшая усадьба, превращённая в музей чая. Когда-то в ней жил и работал человек, который смог вырастить самый северный чай в мире.
Иуда Антонович Кошман работал на чайных плантациях Грузии, но потом решил попробовать вырастить чай и в Сочи. В посёлок Солох-Аул Иуда Антонович Кошман переехал когда ему было 62 года, в 1900 году. Посёлок тогда был совсем маленький, можно сказать захудалый. Иуда Антонович скупил большое количество земли и везде высадил чай. В первый год на зиму он укутывал каждый куст, чтобы не погибли. Позднее он вывел морозостойкий сорт и дальше чай прекрасно чувствовал себя и в самые суровые сочинские зимы.
Сегодня дом стал музеем чая прямо посреди плантации. Здесь находится большое количество документов, фотографий и бытовых предметов, некоторым из которых перевалило за 100 лет. Также в музее есть экспозиция чайной утвари: чашек чайников и т.д. и местных археологических находок. Также здесь продегустировать этот чудесный напиток.
🚩КАК ДОБРАТЬСЯ?
• На автотранспорте.
Со стороны Лазаревского: по Новороссийско-Сухумскому шоссе до Дагомыса. Недалеко от въезда в поселок — поворот налево по ул. Армавирской, по указалелю на Солох-аул. От поворота до Солохаула 28 км асфальтированной дороги. Монастырь находится в Нижнем Солох-ауле, на развилке — направо.
• На общественном транспорте: из пос. Дагомыс на автобусах 145, 154. 8 рейсов в день по расписанию.