О наших потерянных асах

В конце 1938 – начале 1939 гг. советская авиация понесла тяжелейшие потери: погибли летчики – Герои Советского Союза штурман-испытатель Научно-испытательного института ВВС, комбриг Бряндинский А.М.; летчик-испытатель комбриг В. П. Чкалов; заместитель командующего ВВС Белорусского особого военного округа полковник А. А. Губенко; комбриг А. К. Серов и майор П. Д. Осипенко. В целом только за период с января по 15 мая 1939 г. произошли 34 авиакатастрофы, в которых погибло 70 человек личного состава, а также 125 аварий, в которых был разбит 91 самолет[1]. Причины создавшегося в ВВС положения и меры выхода из него были обсуждены 16-17 мая 1939 г. на расширенном заседании Главного военного совета (ГВС) РККА, по итогам которого был издан приказ наркома обороны СССР К. Е. Ворошилова. Основными причинами были признаны следующие: преступное нарушение специальных приказов, положений, летных наставлений и инструкций, но как главная причина была отмечена «расхлябанность», допускавшаяся даже лучшими летчиками[2].

Четвертого июня 1939 г. вышел приказ № 170 Народного комиссара обороны маршала Советского Союза К. Ворошилова с подробным анализом причин происшедших аварий в Военно-Воздушных Силах армии.

ПРИКАЗ О МЕРАХ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ АВАРИЙНОСТИ В ЧАСТЯХ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ РККА:

«16-17 мая с.г. Главный военный совет Рабоче-Крестьянской Армии с участием военных советов и командующих воздушных сил ЛВО (Ленинградский военный округ), БОВО (Белорусский Особый военный округ), КОВО (Киевский Особый военный округ), ХВО (Харьковский военный округ), военных советов АОН (авиация особого назначения), специально вызванных командиров и комиссаров авиабригад, авиаполков и эскадрилий заслушал и обсудил доклад начальника Военно-Воздушных Сил РККА о мерах с катастрофами и летными происшествиями и об улучшении организации летной подготовки в Военно-Воздушных Силах.

В результате обсуждения этого вопроса Главный военный совет устанавливает: … Только за конец 1938 и впервые месяцы 1939 гг. мы потеряли 5 выдающихся летчиков – Героев Советского Союза, 5 лучших людей нашей страны – тт. Бряндинского, Чкалова, Губенко, Серова и Полину Осипенко»[3].

Познакомимся с нашими героями.


Бряндинский Александр Матвеевич (1904-1938) – советский летчик-испытатель, Герой Советского Союза. 27-28 июня 1938 года в качестве штурмана самолёта «Москва», совершил рекордный беспосадочный перелет по маршруту Москва – дальний Восток, протяжённостью 7580 км. За этот полёт ему было присвоено звание Героя Советского Союза. 4 октября 1938 года погиб в авиакатастрофе.

Чкалов Валерий Павлович (1904-1938) – советский летчик-испытатель, Герой Советского Союза. Весной 1936 г. состоялся перелет экипажа Чкалова (Байдуков, Беляков) по маршруту Москва – Петропавловск. Перелет продолжался 56 часов, общая протяженность рекордного маршрута составила 9375 километров. За перелет весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза. В 1937 году командир экипажа, совершившего первый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Америку. Протяженность перелета составила 8504 километра. 
Погиб Чкалов в 1938 году при проведении первого испытательного полета на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме.

Губенко Антон Алексеевич (1908-1939) – советский офицер, летчик-истребитель, Герой Советского Союза. В 1935 г. ведущий летчик по проведению войсковых испытаний истребителя И-16. Всего Губенко было освоено 12 типов самолетов. С 13 марта 1938 года проходил службу в Китае, где воевал до августа 1938 года. В семи воздушных боях сбил семь японских самолетов. Звание Героя Советского Союза Антону Алексеевичу Губенко присвоено 22 февраля 1939 года. Погиб Губенко в авиационной катастрофе 31 марта 1939 года.

Серов Анатолий Константинович (1910-1939) – советский военный летчик, комбриг, Герой Советского Союза. С мая 1937 года по январь 1938 года принимал участие в гражданской войне в Испании. На истребителе И-15 произвёл более 180 боевых вылетов, в 38 воздушных боях сбил 15 самолётов противника (8 лично и 7 в составе группы). За личное мужество и героизм, проявленные при исполнении интернационального долга, Серову 2 марта 1938 года было присвоено звание героя Советского Союза. Погиб в авиационной катастрофе 11 мая 1939 года при выполнении учебного полёта вместе с Героем Советского Союза майором П.Д. Осипенко.

Осипенко Полина Денисовна (1907-1939) – советская летчица, Герой Советского Союза. Летом 1937 года П. Д. Осипенко побила три мировых рекорда высотных полётов с грузом и без нагрузки. 24-25 сентября 1938 года Гризодубова, Осипенко и раскова осуществили беспосадочный перелет на Дальний Восток. Установили рекорд по дальности перелёта среди женщин протяжённостью 6450 км, и каждая из трех лётчиц была удостоена звания Героя Советского Союза. Осипенко погибла в авиационной катастрофе 11 мая 1939 года вместе с начальником главной лётной инспекции ВВС РККА А.К.Серовым.

Это наши легендарные герои, обладающие незаурядным мужеством, многогранным талантом, прославившие нашу страну своими выдающимися достижениями, гордость граждан России.

Они по своей силе духа сродни с нашими былинными героями, с их молодцеватостью и удалью, беззаветным служением Родине, любовью к своей стране.

Так что же стало причиной их гибели в самом расцвете сил и больших потенциальных возможностей?

Расследование причин катастроф народным комиссариатом обороны показало:

«В конце прошлого года в полете на место посадки экипажа самолета «Родина» произошло столкновение двух самолетов «Дуглас» и ТБ-3, в результате чего погибли 15 человек. В числе погибших был и командующий воздушными силами 2-ой Отдельной Краснознаменной армии комдив Сорокин и Герой Советского Союза комбриг Бряндинский.
АНТ-37бис («Родина»)

Командующий Сорокин без какой бы то ни было надобности и разрешения центра вылетел на ТБ-3 к месту посадки самолета «Родина», очевидно, с единственной целью, чтобы потом можно было сказать, что он, Сорокин, также принимал участие в спасении экипажа, хотя ему этого никто не поручал и экипаж «Родина» уже был обнаружен.

Вслед за Сорокиным на «Дугласе» вылетел Бряндинский, который также не имел на то указаний, ни права, целью которого были, очевидно, те же мотивы, что и у Сорокина.

Оба этих больших авиационных начальника, совершив проступок и самовольство, в дополнение к этому в самом полете проявили недисциплинированность и преступную халатность в летной службе, результатом чего и явилось столкновение в воздухе, гибель 15 человек и двух дорогостоящих самолетов»[4].

Прежде чем ознакомиться с расследованием гибели Чкалова государственной комиссией, рассмотрим версию его дочери.

Согласно версии, изложенной дочерью Чкалова Валерией Валерьевной в фильме телепроекта «Искатели» «Охота на Чкалова», в гибели лётчика виновны НКВД, а также Иосиф Сталин и Лаврентий Берия, сознательно подводившие Чкалова к смерти во время испытательного полёта (например, разрешение на вылет неисправного самолёта, срез жалюзи у мотора).

Другие авторы более подробно развивают версию дочери Чкалова без всякого снисхождения к причастным к гибели летчика по версии дочери.

Настоящими причинами гибели Чкалова стали не домыслы, а выводы комиссии расследовавшей аварию:

«Герой Советского Союза, известный всему миру своими рекордными полетами, комбриг В.П. Чкалов погиб только потому, что новый истребитель, который комбриг Чкалов испытывал, был выпущен в испытательный полет в совершенно неудовлетворительным состоянии, о чем Чкалов был полностью осведомлен. Больше того, узнав от работников НКВД о состоянии этого самолета, т. Сталин лично дал указание о запрещении т. Чкалову полетов впредь до полного устранения недостатков самолета, тем не менее комбриг Чкалов на этом самолете в не устраненными полностью дефектами через три дня не только вылетел, но начал совершать свой первый полет на самолете и новом моторе вне аэродрома, в результате чего, вследствие вынужденной посадки на неподходящей захламленной местности, самолет разбился и комбриг Чкалов погиб»[5]. Известно, что сам конструктор истребителя И-180, Н.Н. Поликарпов, разрешения на вылет не давал, поскольку во время испытаний был выявлен ряд серьезных дефектов, на которые он как разработчик, и указывал в докладных записках, требуя отложить летные испытания… Оставим на совести дочери Чкалова и подхвативших ее версию единомышленников измышления на Сталина, Берию и НКВД.

Знакомимся с дальнейшими расследованиями причин аварии:

«Герой Советского Союза заместитель командующего ВВС БОВО полковник Губенко, прекрасный и отважный летчик, погиб потому, что производил на И-16 полет высшего пилотажа на недопустимо низкой высоте. Полковник Губенко, невзирая на свой высокий пост.., невзирая на то, что еще накануне своей гибели, проводя совещание с подчиненными… по вопросам аварийности в воздушных силах, сам указывал на недисциплинированность как главную причину всех несчастий в авиации, допустил личную недисциплинированность, граничащую с преступлением.

Полковник Губенко обратился к командующему БОВО разрешить ему полеты высшего пилотажа. Командующий Белорусским особым военным округом командарм 2 ранга т. Ковалев категорически запретил полковнику Губенко летать. И все же Губенко не только грубо нарушил прямой приказ своего высшего и прямого начальника, но одновременно нарушил все приказы и наставления по полетам, начав высший пилотаж на недопустимо низкой высоте»[6].

И следующая авария – одновременная гибель двух выдающихся летчиков:

«Два Героя Советского Союза – начальник летной инспекции ВВС комбриг Серов и инспектор по технике пилотирования МВО майор Полина Осипенко погибли потому, что организация тренировки по слепым полетам на сборах для инспекторов по технике пилотирования, начальником которого являлся сам комбриг Серов, не была как следует продумана и подготовлена, а главное, полет комбрига Серова и майора Полины Осипенко, выполнявших одну из первых задач по полету под колпаком, производился на высоте всего лишь 500-600 метров вместо установленной для этого упражнения высоты не ниже 1000 метров. Это безобразное, больше того, преступное нарушение элементарных правил полетов, обязательных для каждого летчика, и начальников в первую голову, и являлось роковым для Серова и Полины Осипенко.

Это последний случай, также как и случай гибели Героя Советского Союза Губенко, является ярким свидетельством того, что нарушение правил полетной работы не может пройти безнаказанно ни для кого, в том числе и для самых лучших летчиков, каковыми в действительности и являлись погибшие товарищи Губенко, Серов и Полина Осипенко»[7].

Почему же выдающиеся летчики, асы, краса и гордость нашей авиации гибнут так нелепо и бездарно? Да, можно их сравнить с нашими былинными героями, с их исключительными качествами, но которые никогда не были наделены чертами тщеславия и самонадеянности, как погибшие летчики.

Эти качества и не позволяли придерживаться армейской дисциплины. Что для них какие-то инструкции?! Кто для них начальники, когда они сами для себя – высшие командиры?! А для Чкалова и Сталин не авторитет, и можно не обращать внимания на всякие запреты, исходящие от них.

Они забыли, что эти инструкции написаны кровью погибших летчиков, во избежание подобных катастроф. Запреты их прямых начальников – это личная ответственность перед государством за жизнь и здоровье подчиненных.

Гибель героев – невосполнимая утрата для нашей авиации, усугубляющаяся надвигающейся войной. За время войны тысячи наших летчиков стали Героями Советского Союза, среди самых прославленных были Покрышкин и Кожедуб. И они – Бряндинский, Чкалов, Губенко, Серов и Полина Осипенко – должны были стать первыми среди равных, сражаясь с смертельным врагом защищая нашу Родину и приближая нашу Победу.
........................................................................................................
[1] Сахаров В. О гибели комбрига Анатолия Серова и майора Полины Осипенко в авиационной катастрофе // Гасырлар авазы – Эхо веков. 2011. №3-4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/o-gibeli-kombriga-anatoliya-serova-i-mayora-poliny-osipenko-v-aviatsionnoy-katastrofe

[2] Сахаров В. О гибели комбрига Анатолия Серова и майора Полины Осипенко в авиационной катастрофе // Гасырлар авазы – Эхо веков. 2011. №3-4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/o-gibeli-kombriga-anatoliya-serova-i-mayora-poliny-osipenko-v-aviatsionnoy-katastrofe

[3] РГВА. Ф.4. оп. 3. Д.3312. Л.91-96.

[4] РГВА. Ф.4. оп. 3. Д.3312. Л.91-96.

[5] РГВА. Ф.4. оп. 3. Д.3312. Л.91-96.

[6] РГВА. Ф.4. оп. 3. Д.3312. Л.91-96.

[7] РГВА. Ф.4. оп. 3. Д.3312. Л.91-96.
..........................................................................................

Махновщина, зародившаяся в рядах РРКА в годы Гражданской войны, косила ряды как командиров, так и рядовых.
Один из краскомов, побывавший в Германии на учениях рейхсхеера на рубеже 20-30 годов, с удивлением для себя отметил, что
"... и речи не могло идти о неисполнении приказа, отданного старшим по званию, в рядах немецкой армии..."
Героизация особо отличившихся лётчиков, с госнаградами, внеочередными званиями и должностями во второй половине 30-х, имела обратную сторону, ведшую к массовой аварийности на фоне отсутствия контроля. Ну не мог вчерашний лейтенант Рычагов умело и эффективно руководить авиацией в масштабах всей страны. Но не смог самому себе в этом признаться, ведь он Герой!
#эпохассср

Комментарии