К дню рождения Митхуна Чакраборти фильм "Танцор диско " в полной реставрации " Актеру сегодня исполняется 68 лет! Много воды утекло с т ех пор, как он впервые появился в фильме "два незнакомца " 1976 года и вот уже 41 год его имя не сходит с экранов . Хочется пожелать ему дальнейших успехов и сил , новых удачных ролей , а слава и признание у него и так уже есть. В СССР 80 - х он был настоящим кумиром ! Чтобы 18 раз посмотреть "танцора диско " это надо очень любить этот фильм и самого актёра . На него собственно и ходили , без него фильма бы не было . ДЖИММИ, ДЖИММИ, ДЖИММИ! В дни своей работы над «Защитой» режиссёр и продюсер Баббар Субхаш не пользовался уважением титанов и китов Болливуда. Его обижали и всячески третировали, считали халтурщиком, погнавшимся за «длинной рупией». Бездарным неудачником, лузером, не владеющим мастерством кинематографиста. Кинопресса неоднократно советовала Субхашу сменить профессию или начать торговать батарейками для карманных фонариков, Элита тогдашнего Болливуда - Яш Чопра, Пракаш Мехра, Рави Тандон и династия Сиппи - иронически величали своего менее удачливого коллегу не иначе, как «Маму-джи» (Господин Глупец). В их пренебрежении была своя снобистская логика. Конечно, наскоро сляпанная и кое-как смонтированная «Защита» не могла конкурировать, к примеру, со снятым в то же время блокбастером Рамеша Сиппи «Красивая жизнь / Shaan» (1980), где пресловутая «бондовская» тема раскрылась с великолепием, затмившим продукцию самих Зальцмана и Брокколи. Да ещё и с участием признанных звёзд - от Сунила Датта до Шатругхана Синха, Ни говоря уже о Парвин Баби и Амитабхе Баччане, «бриллианте Индии». Баббар Субхаш злился, неоднократно заявлял, что в знак протеста уйдёт из кино, однако сложить оружие не намеревался. И действительно, именно ему вскоре предстояло вывести на орбиту звезду, на время оставившую позади всех прежних кумиров. В рукаве у господина Субхаша был до поры до времени припрятан козырь, который он не спешил открывать потешавшемуся над ним киномиру. У козыря было человеческое имя, и имя это сейчас известно каждому, кто хоть как-то знаком с индийским кино. Произнесите «Баппи Лахири» - и в ваших ушах тут же запульсирует ритмичная и запоминающаяся музыка, а перед глазами всплывут неоновые огни: «Джимми, Джимми, Джимми!» Этого композитора можно по праву назвать соавтором основных кинохитов Чакраборти. Как и Митхун, уроженец Калькутты, Баппи Лахири (ныне автор саундтреков к пятистам фильмам, помножьте это число на семь или восемь музыкальных номеров в каждом из них - впечатляет) с малых лет проявил себя вундеркиндом. И так же, как наш герой, в жизни своей руководствовался популярной городской присказкой: «Сегодня нас слышат в Калькутте, завтра - по всему миру!» Уже в 16 лет Лахири писал полноценные звуковые дорожки к фильмам. Пусть не болливудским, региональным, но это оказалось хорошей школой. Родившись в 1953 году, на рубеже 80-х Баппи находился в самом расцвете своего своеобразного музыкального таланта. Никакие соавторы (как мы знаем, в кино Индии в чести музыкальные тандемы: Шанкар-Джайкишен, Кальянджи-Ананджи, Ананд-Милинд) были ему не нужны; Лахири отлично справлялся с материалом и в одиночку. В этом низеньком толстячке, маленьком щеголе, скрывавшем свои лукавые глаза за стёклами солнцезащитных очков, бушевала энергия, способная сдвинуть с места Джомолунгму. Этот порыв следовало лишь аккумулировать, чем и занялся вскоре после премьеры «Защиты» Баббар Субхаш. На сей раз их команда задумала сотворить нечто из ряда вон выходящее. Быть образованным человеком в Индии означало прежде всего вовремя отслеживать новые тенденции западного искусства. И лишь затем, адаптировав их для понимания «бедных, голодных людей», исподволь переносить на индийскую почву. Это касалось и сценаристов, и режиссёров, и композиторов. Известно, что собственной композиторской школы (если вести речь о киномузыке) в Индии нет. И Лаксмикант с Пьярелалом, и Рахул Дев Бурман, и прочие классики постигали своего ремесла в Соединённых Штатах, а чаще в Лондоне. В музыкальном мире Европы последним писком моды тогда служил стиль диско. Рок-н-ролл давно впал в упадок, его былые адепты постарели, остепенились, и всё чаще сочиняли монументальные опусы, больше пригодные для консерватории. На смену ему в Британии пришло и быстро угасло бунтарское буйство ряженых панков с петушиными гребнями. Их эпатаж был хорош тем, но под этот «сумбур вместо музыки» можно было заниматься только двумя вещами: размышлять над социальными текстами и в пьяном угаре творить вещи, нездоровые с точки зрения обывателя. Тех, кто не хотел и не собирался бунтовать, было подавляющее большинство. Им тоже нужна была своя музыка. Для них, решивших быть ради самого бытия, и было придумано диско. Этот стиль вызывал эротический транс и решал проблемы взросления с простотой удара тамтама. Эстетика Первого свидания в папином автомобиле. Направление это (элементарное производное от французского discotheque) прежде всего характеризовалось бешеным ритмом с частотой 120 ударов в минуту, что вдвое превышает частоту биения пульса нормального человека. Ритм подчеркивался ударами бас-бочки и непрерывными линиями баса, струнные и духовые также не оставались без дела. Живые ударники из плоти и крови резво осваивали монотонный бит драм-машины. Не танцевать под всю эту красоту было решительно невозможно. Сами песни, как правило, состояли из нескольких мелодических блоков, разных по темпу и тональности, что не позволяло композиции надоесть молодым прожигателям жизни. Ведь продолжительность каждой композиции, как правило, была в два-три раза больше, чем стандартной эстрадной песни. Итак, по всему земному шару гремели лабораторным путем созданные в этом ключе хиты «Бони М» и «Би Джиз», «Сикрет Сервис» и «Вилледж Пипл», космические заклинания Аманды Лир и зажигательные серенады итальянцев, героев Сан-Ремо; чуть позже в топах прочно обосновался Майкл Джексон. Именно эту музыку уже давно слушал Баппи Лахири, именно она подсказала ему, как следует поступить с очередным сценарием о пути скромного юноши к звёздным подмосткам. Песни из «Защиты» ещё сложно было назвать рафинированным диско, но ориентир всё равно был выбран верно. Баббар Субхаш же, оперативно просмотрев несколько сотен роликов актуальных евродискотек, одним из первых в Индии отметил и ещё одну важную составляющую этой культуры: её невероятную и яркую кинематографичность. Появились на Западе в то время и специальные диско-фильмы, эксплуатирующие танцевальную эпидемию: знаменитая «Лихорадка субботнего вечера» с Джоном Траволтой, итальянский «Бриллиантиновый рок» Мауро Вомбати. Многие зрители помнят, с какими аншлагами шла на наших экранах шведско-австралийская «Абба»... Но чего стоили все эти жалкие опыты в сравнении с грандиозным замыслом Баббара Субхаша и его команды? Дело оставалось за малым: найти актёра, которой полностью соответствовал бы повторно изобретённому стилю. Но и здесь поиск длился недолго. Митхун, прекрасно сработавшийся с Субхашем и его группой во время производства «Защиты», мгновенно уловил, что именно от него требуется. Едва закончились его съемки в грустной драме «Я и мой слон / Мain Аиг Мега Наthi» (1981), как он уже был в их распоряжении. «Господин Баббар, - как гласит легенда, ответил он режиссеру. - Вам нужен Джимми, и я стану им!» Всё остальное - уже достояние истории кино. Без всякой поправки на массовую культуру. «Первый раз, - вспоминает Баббар Субхаш, - я увидел Митхуна на рекламном плакате «Королевской охоты». Что поразило меня в нём, так это его лицо - чёрное и интригующее. Оно очень отличалось от традициониого лица героя. Митхун - очень смышлёный актёр. Он прекрасно понимает, что от него требуется. У него сеть особое шестое чувство. К тому же, многое в его работе приходит из личного опыта. Он перенёс в жизни так много, что теперь эмоции достаются ему очень легко... Поэтому я сделал «Танцора диско». Роль подходила Митхуну! Митхун - отличный актёр и такой же великолепный танцор. Сила Митхуна - эмоция, так как он сам очень эмоциональный человек. Неудачи действуют на пего очень плохо». Разумеется, нет нужды подробно останавливаться на пересказе сюжета «Танцора диско / Disco dancer» (1982). Этот фильм знаком каждому, даже тем, кто по незнанию или из глупого чванства игнорирует индийское кино. Популярность «Танцора Диско» (при всём различии уровня этих фильмов) сравнима лишь с всенародной славой «Бродяги» Раджа Капура. Только в СССР (в первый год проката и лишь по официальным данным) историю певца Джимми посмотрело свыше 60 миллионов зрителей: сейчас любой голливудский блокбастер с убойными спецэффектами не привлечёт у нас и десятой части этой огромной аудитории. Копии изнашивались за пару месяцев, их не успевали допечатывать. Говорят, что гонцы из республик Средней Азии, где индийское кино всегда было в особом почёте, ночами дежурили на копировальных фабриках, чтобы конкуренты из других регионов не перехватили инициативу. Не забрали себе экземпляры, необходимые южным народам, как воздух. Не меньшей популярностью пользовались и музыкальные шлягеры Баппи Лахири. Жителям Индии было куда как легче! Студийная система грамзаписи, позаимствованная у англичан, позволяла компаниям заблаговременно издавать музыку из предполагаемых кинохитов на виниле. К моменту выхода в кинотеатр публика, как правило, уже знала песни из фильма наизусть; эта практика существует в Болливуде и по сей день. У нас же единственным, чем могли довольствоваться охваченные «митхуноманией» поклонники и поклонницы (первых привлекало его умение наносить удары, вторых - внешние данные), были гибкие пластинки, вложенные в знаменитый звуковой журнал «Кругозор», мутировавший молодёжный вариант детсадовского «Колобка». Качество этих дисков было таким, что пятнадцати-двадцати прослушиваний они обычно не выдерживали. На помощь спешили тогда ещё полуподпольные студии звукозаписи, но и они не могли обеспечить всех заказов. Большинство же фанатов попросту брали с собой в кино «Электронику-302», заряженную батарейками, и записывали голос, как они считали, Митхуна (в те годы мало кто знал о закадровых исполнителях) непосредственно в зале, «с воздуха». Автор этой книги помнит, что тем из сидящих неподалёку, кто осмеливался нарушить тишину выкриком или смехом, могло в этот момент сильно не поздоровиться. Так начинался величайший советский «Митхун-бум». Главное его отличие от всех подобных западных «бумов», начиная от «битломании» и заканчивая нынешним ажиотажем вокруг Болливуда в крупных столицах мира, в том, что Митхун Чакраборти с триумфом покорял города нерушимого Союза при полном невнимании прессы. В лучшем случае она безмолвствовала. В худшем - позволяла себе резкие выпады против болливудской продукции как факта искусства. «Дикие страсти конфетно-красивых, ничего не делающих людей», - так писал о подобных «Танцору диско» фильмах «Советский экран». Впрочем, гонениям подвергалось не только индийское кино, но и цикл фильмов об Анжелике - маркизе ангелов, во всех отношениях безобидные французские комедии, да и вообще любая заграничная лента с острым сюжетом. В случае «Танцора» в пример обычно ставились картины «параллелыциков» - Шьяма Бенегала, Говинда Нихалани или того же Мринала Сена, что выглядело более чем странно: в кинотеатрах СССР их было не отыскать днем с огнём. Кино региональных мастеров считалось прогрессивным, но при этом не утруждало себя задачей быть увлекательным. Его не смотрели даже в Индии, где эти картины были привязаны к месту и времени, к тем социальным проблемам, о которых писали газеты. Что уж тут говорить о Советском Союзе... Формально многие «параллельные» ленты («Королевство алмазов», «Парашурам», «Трудная роль») были куплены в качестве нужного и идейно выдержанного кино страны-побратима. На практике же директора кинотеатров бежали подобных фильмов как огня, ибо понимали: с такой тематикой кассы не сделаешь. Уставшим от собственных проблем и окружающей серости людям хотелось отдыха. И «Танцор диско» предоставлял такой отдых по полной программе: лучшего нельзя было и желать. Когда всем стало ясно, что народ если и читает «индийские» публикации «Советского экрана», то исключительно ради «фоток» кумиров и пересказа сюжетов тех боевиков, которые не довелось посмотреть, к «делу о Джимми» подключилась партийная печать. «Комсомольская правда», в основном занимавшаяся в те годы «охотой на ведьм» из числа спекулянтов, тунеядцев и любителей красивой жизни - «хайлафистов», поместили разгромную статью о «Танцоре диско» и индийском кино вообще, где упрекали публику в тупости и невежестве. В ответ по всей стране прошёл возмущённый гул. Чем-то это напоминало уже полузабытую в то время историю с критической заметкой о группе «Машина времени»; тогда едва ли не вся молодёжь страны поднялась на защиту пусть примитивной, но «своей», понятной ей, музыки. В поддержку же «Танцора» пришло столько писем (под общим лозунгом «Руки прочь от Джимми!»), что для их публикации пришлось отвести целый подвал популярной, хотя и маловменяемой газеты. Так жители СССР не дали в обиду Митхуна Чакраборти! Знают ли об этом в Индии? Митхун - да! Не только в не слишком избалованном яркими зрелищами Советском Союзе, но и по всему миру, особенно в Азии, люди с восторгом присматривались к новому герою, подкупающему «лица необщим выраженьем». «Танцора диско» купили и прокатывали даже в консервативном социалистическом Китае. Неплохо прошёл фильм и в Европе. Об этом свидетельствует ещё один фрагмент из воспоминаний Баббара Субхаша: «Случай, который оставил след в моей памяти, произошёл в Лондоне, где мы были на показе «Танцора диско». В зале присутствовало 14.000 зрителей. Я был за кулисами и внезапно услышал, что в микрофон произнесли моё имя. «Сейчас я представлю вам человека, который сделал меня», - сказал Митхун. Едва я вышел на сцену, раздался оглушительный шквал оваций. И тут, прямо перед этой толпой людей, Митхун припал к моим ногам. Мои глаза были полны слёз. Я крепко обнял его и поцеловал. После этого, куда бы я ни шёл, люди указывали на меня и говорили: «Это Баббар Субхаш, он сделал из Митхуна человека!» Когда до Индии докатились первые видеоклипы Майкла Джексона, мулата с телодвижениями андроида, жителям страны уже было с чем их сравнить. За Митхуном тут же был закреплён титул «Джексона Индии». Сейчас этот стиль воспринимается как чистейшей воды ретро. Но в те времена пластика Мита служила выражением всего нового, современного, дерзкого, и воспринималась как откровенный сигнал, которым мода властно зовёт следовать за собой. К новым горизонтам. «Я никогда не учился танцу, - откровенно объясняет Митхун. - Я был кем-то вроде уличного танцора, танцевал во время молитвы в храмах, наблюдал за танцующими, старался повторить их движения. Во времена моей юности были очень популярны Шамми Капур и Джитендра, но я предпочитал подражать чувственному Элвису Пресли . Все откровенно потешались надо мной, говорили, что я выгляжу глупо, но ведь они не знали, что я изображаю самого «Короля рок-н-ролла»! Потом появился и Майкл Джексон, и я сделал своего рода коктейль из разных стилей. И создал свой собственный; душа была моей, и зрителю не казалось, что я кого-то копирую». Впоследствии, всё это и назвали «стилем Митхуна Чакраборти». Впрочем, прозвище «индийский Джексон» уже закрепилось за Митом, позже он даже записал одноименную пластинку, где - назло всем злопыхателям -пел сам. Титул «хинди Джексона» Мит воспринимает чуть иронично, с полуулыбкой усталого победителя. Уж он то знает, кто чего стоит в балансе на этой острой грани между бизнесом и искусством. Уже пo прошествии времени Чакраборти вспоминал, «Я не имитировал никого из них. Я начал танцевать ногами, а не так, как это делали до меня - просто размахивая руками в воздухе. И после «Танцора диско» мои стиль танцев стал так популярен, что меня и вправду стали величать бенгальским Джексоном», Майклом Джексоном из Азии и бог знает как ещё. Что же касается драк, го они настолько отличались от обычного мордобоя в индийском кино, что скоро все стали подражать им. Так что меня нельзя назвать чьим-то клоном, я сам внес в обиход несколько современных мод». Митхун прав.
Наши любимые сериалы
КАЧЕСТВО 1080 HD , ТАНЦОР ДИСКО!!!!
К дню рождения Митхуна Чакраборти фильм "Танцор диско " в полной реставрации "
Актеру сегодня исполняется 68 лет! Много воды утекло с т ех пор, как он впервые появился в фильме "два незнакомца " 1976 года и вот уже 41 год его имя не сходит с экранов . Хочется пожелать ему дальнейших успехов и сил , новых удачных ролей , а слава и признание у него и так уже есть. В СССР 80 - х он был настоящим кумиром ! Чтобы 18 раз посмотреть "танцора диско " это надо очень любить этот фильм и самого актёра . На него собственно и ходили , без него фильма бы не было .
ДЖИММИ, ДЖИММИ, ДЖИММИ!
В дни своей работы над «Защитой» режиссёр и продюсер Баббар Субхаш не пользовался уважением титанов и китов Болливуда. Его обижали и всячески третировали, считали халтурщиком, погнавшимся за «длинной рупией». Бездарным неудачником, лузером, не владеющим мастерством кинематографиста. Кинопресса неоднократно советовала Субхашу сменить профессию или начать торговать батарейками для карманных фонариков, Элита тогдашнего Болливуда - Яш Чопра, Пракаш Мехра, Рави Тандон и династия Сиппи - иронически величали своего менее удачливого коллегу не иначе, как «Маму-джи» (Господин Глупец).
В их пренебрежении была своя снобистская логика. Конечно, наскоро сляпанная и кое-как смонтированная «Защита» не могла конкурировать, к примеру, со снятым в то же время блокбастером Рамеша Сиппи «Красивая жизнь / Shaan» (1980), где пресловутая «бондовская» тема раскрылась с великолепием, затмившим продукцию самих Зальцмана и Брокколи. Да ещё и с участием признанных звёзд - от Сунила Датта до Шатругхана Синха, Ни говоря уже о Парвин Баби и Амитабхе Баччане, «бриллианте Индии». Баббар Субхаш злился, неоднократно заявлял, что в знак протеста уйдёт из кино, однако сложить оружие не намеревался. И действительно, именно ему вскоре предстояло вывести на орбиту звезду, на время оставившую позади всех прежних кумиров. В рукаве у господина Субхаша был до поры до времени припрятан козырь, который он не спешил открывать потешавшемуся над ним киномиру. У козыря было человеческое имя, и имя это сейчас известно каждому, кто хоть как-то знаком с индийским кино. Произнесите «Баппи Лахири» - и в ваших ушах тут же запульсирует ритмичная и запоминающаяся музыка, а перед глазами всплывут неоновые огни: «Джимми, Джимми, Джимми!»
Этого композитора можно по праву назвать соавтором основных кинохитов Чакраборти. Как и Митхун, уроженец Калькутты, Баппи Лахири (ныне автор саундтреков к пятистам фильмам, помножьте это число на семь или восемь музыкальных номеров в каждом из них - впечатляет) с малых лет проявил себя вундеркиндом. И так же, как наш герой, в жизни своей руководствовался популярной городской присказкой: «Сегодня нас слышат в Калькутте, завтра - по всему миру!» Уже в 16 лет Лахири писал полноценные звуковые дорожки к фильмам. Пусть не болливудским, региональным, но это оказалось хорошей школой.
Родившись в 1953 году, на рубеже 80-х Баппи находился в самом расцвете своего своеобразного музыкального таланта. Никакие соавторы (как мы знаем, в кино Индии в чести музыкальные тандемы: Шанкар-Джайкишен, Кальянджи-Ананджи, Ананд-Милинд) были ему не нужны; Лахири отлично справлялся с материалом и в одиночку. В этом низеньком толстячке, маленьком щеголе, скрывавшем свои лукавые глаза за стёклами солнцезащитных очков, бушевала энергия, способная сдвинуть с места Джомолунгму. Этот порыв следовало лишь аккумулировать, чем и занялся вскоре после премьеры «Защиты» Баббар Субхаш. На сей раз их команда задумала сотворить нечто из ряда вон выходящее. Быть образованным человеком в Индии означало прежде всего вовремя отслеживать новые тенденции западного искусства. И лишь затем, адаптировав их для понимания «бедных, голодных людей», исподволь переносить на индийскую почву. Это касалось и сценаристов, и режиссёров, и композиторов. Известно, что собственной композиторской школы (если вести речь о киномузыке) в Индии нет. И Лаксмикант с Пьярелалом, и Рахул Дев Бурман, и прочие классики постигали своего ремесла в Соединённых Штатах, а чаще в Лондоне. В музыкальном мире Европы последним писком моды тогда служил стиль диско. Рок-н-ролл давно впал в упадок, его былые адепты постарели, остепенились, и всё чаще сочиняли монументальные опусы, больше пригодные для консерватории. На смену ему в Британии пришло и быстро угасло бунтарское буйство ряженых панков с петушиными гребнями. Их эпатаж был хорош тем, но под этот «сумбур вместо музыки» можно было заниматься только двумя вещами: размышлять над социальными текстами и в пьяном угаре творить вещи, нездоровые с точки зрения обывателя. Тех, кто не хотел и не собирался бунтовать, было подавляющее большинство. Им тоже нужна была своя музыка. Для них, решивших быть ради самого бытия, и было придумано диско. Этот стиль вызывал эротический транс и решал проблемы взросления с простотой удара тамтама. Эстетика Первого свидания в папином автомобиле.
Направление это (элементарное производное от французского discotheque) прежде всего характеризовалось бешеным ритмом с частотой 120 ударов в минуту, что вдвое превышает частоту биения пульса нормального человека. Ритм подчеркивался ударами бас-бочки и непрерывными линиями баса, струнные и духовые также не оставались без дела. Живые ударники из плоти и крови резво осваивали монотонный бит драм-машины. Не танцевать под всю эту красоту было решительно невозможно. Сами песни, как правило, состояли из нескольких мелодических блоков, разных по темпу и тональности, что не позволяло композиции надоесть молодым прожигателям жизни. Ведь продолжительность каждой композиции, как правило, была в два-три раза больше, чем стандартной эстрадной песни. Итак, по всему земному шару гремели лабораторным путем созданные в этом ключе хиты «Бони М» и «Би Джиз», «Сикрет Сервис» и «Вилледж Пипл», космические заклинания Аманды Лир и зажигательные серенады итальянцев, героев Сан-Ремо; чуть позже в топах прочно обосновался Майкл Джексон.
Именно эту музыку уже давно слушал Баппи Лахири, именно она подсказала ему, как следует поступить с очередным сценарием о пути скромного юноши к звёздным подмосткам. Песни из «Защиты» ещё сложно было назвать рафинированным диско, но ориентир всё равно был выбран верно. Баббар Субхаш же, оперативно просмотрев несколько сотен роликов актуальных евродискотек, одним из первых в Индии отметил и ещё одну важную составляющую этой культуры: её невероятную и яркую кинематографичность. Появились на Западе в то время и специальные диско-фильмы, эксплуатирующие танцевальную эпидемию: знаменитая «Лихорадка субботнего вечера» с Джоном Траволтой, итальянский «Бриллиантиновый рок» Мауро Вомбати. Многие зрители помнят, с какими аншлагами шла на наших экранах шведско-австралийская «Абба»... Но чего стоили все эти жалкие опыты в сравнении с грандиозным замыслом Баббара Субхаша и его команды? Дело оставалось за малым: найти актёра, которой полностью соответствовал бы повторно изобретённому стилю. Но и здесь поиск длился недолго. Митхун, прекрасно сработавшийся с Субхашем и его группой во время производства «Защиты», мгновенно уловил, что именно от него требуется. Едва закончились его съемки в грустной драме «Я и мой слон / Мain Аиг Мега Наthi» (1981), как он уже был в их распоряжении. «Господин Баббар, - как гласит легенда, ответил он режиссеру. - Вам нужен Джимми, и я стану им!» Всё остальное - уже достояние истории кино. Без всякой поправки на массовую культуру.
«Первый раз, - вспоминает Баббар Субхаш, - я увидел Митхуна на рекламном плакате «Королевской охоты». Что поразило меня в нём, так это его лицо - чёрное и интригующее. Оно очень отличалось от традициониого лица героя. Митхун - очень смышлёный актёр. Он прекрасно понимает, что от него требуется. У него сеть особое шестое чувство. К тому же, многое в его работе приходит из личного опыта. Он перенёс в жизни так много, что теперь эмоции достаются ему очень легко... Поэтому я сделал «Танцора диско». Роль подходила Митхуну! Митхун - отличный актёр и такой же великолепный танцор. Сила Митхуна - эмоция, так как он сам очень эмоциональный человек. Неудачи действуют на пего очень плохо». Разумеется, нет нужды подробно останавливаться на пересказе сюжета «Танцора диско / Disco dancer» (1982). Этот фильм знаком каждому, даже тем, кто по незнанию или из глупого чванства игнорирует индийское кино. Популярность «Танцора Диско» (при всём различии уровня этих фильмов) сравнима лишь с всенародной славой «Бродяги» Раджа Капура. Только в СССР (в первый год проката и лишь по официальным данным) историю певца Джимми посмотрело свыше 60 миллионов зрителей: сейчас любой голливудский блокбастер с убойными спецэффектами не привлечёт у нас и десятой части этой огромной аудитории. Копии изнашивались за пару месяцев, их не успевали допечатывать. Говорят, что гонцы из республик Средней Азии, где индийское кино всегда было в особом почёте, ночами дежурили на копировальных фабриках, чтобы конкуренты из других регионов не перехватили инициативу. Не забрали себе экземпляры, необходимые южным народам, как воздух. Не меньшей популярностью пользовались и музыкальные шлягеры Баппи Лахири.
Жителям Индии было куда как легче! Студийная система грамзаписи, позаимствованная у англичан, позволяла компаниям заблаговременно издавать музыку из предполагаемых кинохитов на виниле. К моменту выхода в кинотеатр публика, как правило, уже знала песни из фильма наизусть; эта практика существует в Болливуде и по сей день. У нас же единственным, чем могли довольствоваться охваченные «митхуноманией» поклонники и поклонницы (первых привлекало его умение наносить удары, вторых - внешние данные), были гибкие пластинки, вложенные в знаменитый звуковой журнал «Кругозор», мутировавший молодёжный вариант детсадовского «Колобка».
Качество этих дисков было таким, что пятнадцати-двадцати прослушиваний они обычно не выдерживали. На помощь спешили тогда ещё полуподпольные студии звукозаписи, но и они не могли обеспечить всех заказов. Большинство же фанатов попросту брали с собой в кино «Электронику-302», заряженную батарейками, и записывали голос, как они считали, Митхуна (в те годы мало кто знал о закадровых исполнителях) непосредственно в зале, «с воздуха». Автор этой книги помнит, что тем из сидящих неподалёку, кто осмеливался нарушить тишину выкриком или смехом, могло в этот момент сильно не поздоровиться. Так начинался величайший советский «Митхун-бум». Главное его отличие от всех подобных западных «бумов», начиная от «битломании» и заканчивая нынешним ажиотажем вокруг Болливуда в крупных столицах мира, в том, что Митхун Чакраборти с триумфом покорял города нерушимого Союза при полном невнимании прессы. В лучшем случае она безмолвствовала. В худшем - позволяла себе резкие выпады против болливудской продукции как факта искусства. «Дикие страсти конфетно-красивых, ничего не делающих людей», - так писал о подобных «Танцору диско» фильмах «Советский экран». Впрочем, гонениям подвергалось не только индийское кино, но и цикл фильмов об Анжелике - маркизе ангелов, во всех отношениях безобидные французские комедии, да и вообще любая заграничная лента с острым сюжетом. В случае «Танцора» в пример обычно ставились картины «параллелыциков» - Шьяма Бенегала, Говинда Нихалани или того же Мринала Сена, что выглядело более чем странно: в кинотеатрах СССР их было не отыскать днем с огнём. Кино региональных мастеров считалось прогрессивным, но при этом не утруждало себя задачей быть увлекательным. Его не смотрели даже в Индии, где эти картины были привязаны к месту и времени, к тем социальным проблемам, о которых писали газеты. Что уж тут говорить о Советском Союзе... Формально многие «параллельные» ленты («Королевство алмазов», «Парашурам», «Трудная роль») были куплены в качестве нужного и идейно выдержанного кино страны-побратима. На практике же директора кинотеатров бежали подобных фильмов как огня, ибо понимали: с такой тематикой кассы не сделаешь. Уставшим от собственных проблем и окружающей серости людям хотелось отдыха. И «Танцор диско» предоставлял такой отдых по полной программе: лучшего нельзя было и желать. Когда всем стало ясно, что народ если и читает «индийские» публикации «Советского экрана», то исключительно ради «фоток» кумиров и пересказа сюжетов тех боевиков, которые не довелось посмотреть, к «делу о Джимми» подключилась партийная печать. «Комсомольская правда», в основном занимавшаяся в те годы «охотой на ведьм» из числа спекулянтов, тунеядцев и любителей красивой жизни - «хайлафистов», поместили разгромную статью о «Танцоре диско» и индийском кино вообще, где упрекали публику в тупости и невежестве. В ответ по всей стране прошёл возмущённый гул. Чем-то это напоминало уже полузабытую в то время историю с критической заметкой о группе «Машина времени»; тогда едва ли не вся молодёжь страны поднялась на защиту пусть примитивной, но «своей», понятной ей, музыки. В поддержку же «Танцора» пришло столько писем (под общим лозунгом «Руки прочь от Джимми!»), что для их публикации пришлось отвести целый подвал популярной, хотя и маловменяемой газеты.
Так жители СССР не дали в обиду Митхуна Чакраборти! Знают ли об этом в Индии? Митхун - да!
Не только в не слишком избалованном яркими зрелищами Советском Союзе, но и по всему миру, особенно в Азии, люди с восторгом присматривались к новому герою, подкупающему «лица необщим выраженьем». «Танцора диско» купили и прокатывали даже в консервативном социалистическом Китае. Неплохо прошёл фильм и в Европе. Об этом свидетельствует ещё один фрагмент из воспоминаний Баббара Субхаша:
«Случай, который оставил след в моей памяти, произошёл в Лондоне, где мы были на показе «Танцора диско». В зале присутствовало 14.000 зрителей. Я был за кулисами и внезапно услышал, что в микрофон произнесли моё имя. «Сейчас я представлю вам человека, который сделал меня», - сказал Митхун. Едва я вышел на сцену, раздался оглушительный шквал оваций. И тут, прямо перед этой толпой людей, Митхун припал к моим ногам. Мои глаза были полны слёз. Я крепко обнял его и поцеловал. После этого, куда бы я ни шёл, люди указывали на меня и говорили: «Это Баббар Субхаш, он сделал из Митхуна человека!»
Когда до Индии докатились первые видеоклипы Майкла Джексона, мулата с телодвижениями андроида, жителям страны уже было с чем их сравнить. За Митхуном тут же был закреплён титул «Джексона Индии». Сейчас этот стиль воспринимается как чистейшей воды ретро. Но в те времена пластика Мита служила выражением всего нового, современного, дерзкого, и воспринималась как откровенный сигнал, которым мода властно зовёт следовать за собой. К новым горизонтам. «Я никогда не учился танцу, - откровенно объясняет Митхун. - Я был кем-то вроде уличного танцора, танцевал во время молитвы в храмах, наблюдал за танцующими, старался повторить их движения. Во времена моей юности были очень популярны Шамми Капур и Джитендра, но я предпочитал подражать чувственному Элвису Пресли . Все откровенно потешались надо мной, говорили, что я выгляжу глупо, но ведь они не знали, что я изображаю самого «Короля рок-н-ролла»! Потом появился и Майкл Джексон, и я сделал своего рода коктейль из разных стилей. И создал свой собственный; душа была моей, и зрителю не казалось, что я кого-то копирую».
Впоследствии, всё это и назвали «стилем Митхуна Чакраборти». Впрочем, прозвище «индийский Джексон» уже закрепилось за Митом, позже он даже записал одноименную пластинку, где - назло всем злопыхателям -пел сам. Титул «хинди Джексона» Мит воспринимает чуть иронично, с полуулыбкой усталого победителя. Уж он то знает, кто чего стоит в балансе на этой острой грани между бизнесом и искусством.
Уже пo прошествии времени Чакраборти вспоминал, «Я не имитировал никого из них. Я начал танцевать ногами, а не так, как это делали до меня - просто размахивая руками в воздухе. И после «Танцора диско» мои стиль танцев стал так популярен, что меня и вправду стали величать бенгальским Джексоном», Майклом Джексоном из Азии и бог знает как ещё. Что же касается драк, го они настолько отличались от обычного мордобоя в индийском кино, что скоро все стали подражать им. Так что меня нельзя назвать чьим-то клоном, я сам внес в обиход несколько современных мод». Митхун прав.