6 ноября 1794 года родился Константин Андреевич ТОН (в Санкт-Петербурге), русский архитектор, один из крупнейших архитекторов XIX века.
Ректор Императорской Академии художеств (АХ), коллежский советник. Автор так называемого «русско-византийского стиля» храмового зодчества, который получил широкое распространение в правление благоволившего ему императора Николая I. Вошел в историю мировой культуры как создатель храма Христа Спасителя, Малого и Большого Кремлевского дворцов, Оружейной палаты в Кремле, здания Малого театра и первых столичных железнодорожных вокзалов. Брат архитекторов Александра и Андрея Тонов. Константин обучался в Петришуле – школе при лютеранском приходе Св. Петра и Павла в Санкт-Петербурге (1801-1804). Затем был принят в воспитанники Императорской АХ, где с 1808 года специально изучал архитектуру под руководством главного наставника А.Н. Воронихина. Академический курс окончил в 1815 году со званием художника 1-й степени и малой золотой медалью, присуждённой за проект здания сената, и был оставлен при академии, чтобы впоследствии быть посланным в чужие края. За границей Константин Тон пробыл почти 10 лет. По возвращении в Россию он получил ответственное задание: разработать проекты оформления парадных залов АХ. Одновременно по его проекту, разработанному в 1829 году, переделывалась и академическая церковь, размещенная в центре северного корпуса здания. Эти проекты сыграли в жизни архитектора важную роль – именно за них, а также и за пенсионерские работы, привезенные из Италии, он в 1830 году был удостоен звания академика. Константин Андреевич начал преподавать в архитектурном классе; через 2 года занял в АХ должность «профессора 2-й степени». В 1837 году ему было поручено составление проекта грандиозного сооружения в Москве – Большого Кремлевского дворца. Строительные работы по его сооружению начались в 1838 году одновременно со строительством Храма Христа Спасителя (закончены в 1849 году). Занятость крупномасштабными московскими постройками отнюдь не помешала архитектору продолжать разработку проектов для Петербурга и других городов страны. Вслед за церковью Св. Екатерины в столице по проектам Константина Тона было сооружено еще несколько храмов. Зодчему принадлежит честь проектирования первых столичных железнодорожных вокзалов. Вокзалы, возведенные в обеих столицах, стали последними большими постройками Тона. В конце 1840-х годов Константин Андреевич был удостоен звания профессора 1-й степени АХ, стал действительным статским советником. 17 марта 1844 года «пожалован ему с потомством диплом на дворянское достоинство», право на которое давали заслуженные им ордена Св. Анны (за работы в Зимнем дворце), Св. Станислава (за иконостас Казанского собора), Св. Владимира (по случаю закладки храма Христа Спасителя). В 1854 году Константин Тон вступил в должность ректора Академии художеств по архитектуре, а в 1861 году ему присвоили звание «архитектора Его Императорского Величества». Награжден редким орденом Белого Орла (1869). В 1874 году австрийский император прислал ему командорский крест ордена Франца Иосифа. Скончался Константин Андреевич Тон 6 февраля 1881 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Волковском православном кладбище. Созданное им архитектурное направление вошло в историю под названием «русско-византийского». Этот стиль сумел наиболее полно выразить в области зодчества идеологическое содержание правительственной программы, суть которой определила известная триада: «православие, самодержавие, народность» и которому Николай I присвоил статус официального. Императорская резолюция того времени гласила: «...При составлении проектов православных церквей преимущественно и по возможности сохранять вкус древнего византийского зодчества, для чего могут быть принимаемы в соображение чертежи Тона».
Художник Карл Павлович Брюллов. Портрет архитектора Константина Тона
Жена Константина Тона Елена Ивановна (урожд. Берг, 1820—1911). Художник Карл Брюллов.
Храм Христа Спасителя и Большой каменный мост, Москва, 1905
Благовещенская церковь — прообраз множества пятишатровых храмов в характерном для Тона «русско-византийском» стиле
Здание Оружейной палаты с любимыми Тоном ренессансными окнами
Елецкий собор был одним из самых высоких в дореволюционной России
Ветлуга. Церковь Святой Екатерины (вид с юга)
Большой Кремлевский дворец. Архитектор К. Тон. 1838-1849
Вдохновение
6 ноября 1794 года родился Константин Андреевич ТОН (в Санкт-Петербурге), русский архитектор, один из крупнейших архитекторов XIX века.
Ректор Императорской Академии художеств (АХ), коллежский советник.
Автор так называемого «русско-византийского стиля» храмового зодчества, который получил широкое распространение в правление благоволившего ему императора Николая I.
Вошел в историю мировой культуры как создатель храма Христа Спасителя, Малого и Большого Кремлевского дворцов, Оружейной палаты в Кремле, здания Малого театра и первых столичных железнодорожных вокзалов.
Брат архитекторов Александра и Андрея Тонов.
Константин обучался в Петришуле – школе при лютеранском приходе Св. Петра и Павла в Санкт-Петербурге (1801-1804). Затем был принят в воспитанники Императорской АХ, где с 1808 года специально изучал архитектуру под руководством главного наставника А.Н. Воронихина.
Академический курс окончил в 1815 году со званием художника 1-й степени и малой золотой медалью, присуждённой за проект здания сената, и был оставлен при академии, чтобы впоследствии быть посланным в чужие края.
За границей Константин Тон пробыл почти 10 лет. По возвращении в Россию он получил ответственное задание: разработать проекты оформления парадных залов АХ. Одновременно по его проекту, разработанному в 1829 году, переделывалась и академическая церковь, размещенная в центре северного корпуса здания. Эти проекты сыграли в жизни архитектора важную роль – именно за них, а также и за пенсионерские работы, привезенные из Италии, он в 1830 году был удостоен звания академика.
Константин Андреевич начал преподавать в архитектурном классе; через 2 года занял в АХ должность «профессора 2-й степени».
В 1837 году ему было поручено составление проекта грандиозного сооружения в Москве – Большого Кремлевского дворца. Строительные работы по его сооружению начались в 1838 году одновременно со строительством Храма Христа Спасителя (закончены в 1849 году).
Занятость крупномасштабными московскими постройками отнюдь не помешала архитектору продолжать разработку проектов для Петербурга и других городов страны. Вслед за церковью Св. Екатерины в столице по проектам Константина Тона было сооружено еще несколько храмов.
Зодчему принадлежит честь проектирования первых столичных железнодорожных вокзалов. Вокзалы, возведенные в обеих столицах, стали последними большими постройками Тона.
В конце 1840-х годов Константин Андреевич был удостоен звания профессора 1-й степени АХ, стал действительным статским советником. 17 марта 1844 года «пожалован ему с потомством диплом на дворянское достоинство», право на которое давали заслуженные им ордена Св. Анны (за работы в Зимнем дворце), Св. Станислава (за иконостас Казанского собора), Св. Владимира (по случаю закладки храма Христа Спасителя).
В 1854 году Константин Тон вступил в должность ректора Академии художеств по архитектуре, а в 1861 году ему присвоили звание «архитектора Его Императорского Величества».
Награжден редким орденом Белого Орла (1869). В 1874 году австрийский император прислал ему командорский крест ордена Франца Иосифа.
Скончался Константин Андреевич Тон 6 февраля 1881 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Волковском православном кладбище.
Созданное им архитектурное направление вошло в историю под названием «русско-византийского». Этот стиль сумел наиболее полно выразить в области зодчества идеологическое содержание правительственной программы, суть которой определила известная триада: «православие, самодержавие, народность» и которому Николай I присвоил статус официального. Императорская резолюция того времени гласила: «...При составлении проектов православных церквей преимущественно и по возможности сохранять вкус древнего византийского зодчества, для чего могут быть принимаемы в соображение чертежи Тона».