Нереальная «Всадница»: вы много раз видели эту картину Брюллова, но возможно не знаете, что она противоречит законам физики.
Если художнику очень хочется представить девушку на портрете идеальным созданием, достоверностью можно пренебречь «Люблю тебя более, чем изъяснить умею, обнимаю тебя и до гроба буду душевно тебе привержена», — писала Карлу Брюллову женщина, заказавшая ему картину «Всадница». С графиней Юлией Самойловой живописец познакомился в 1827 году в Италии. Туда наследница внушительного состояния, меценатка и светская львица переехала после разрыва с мужем. Несколько лет у художника и графини был роман; до конца жизни Брюллова они оставались близкими друзьями. В Италии Самойлова, у которой не было своих детей, взяла на воспитание двух местных девочек — Джованнину и Амацилию. Их-то и изобразил Брюллов на полотне, созданном по заказу Юлии. Новаторство Брюллова в том, что он первый из российских художников написал обычную юную дворянку в духе парадных конных портретов полководцев и императоров; это было довольно смело. Ради создания идеализированного образа романтической героини Брюллов сознательно пренебрег законами физики. Сразу после того как картина была закончена, ее выставили в Милане, в Академии изящных искусств Брера. Зрители восхищались возвышенной красотой наездницы, называя девушку летящим ангелом. Некоторые, правда, указывали, что безмятежное выражение лица и статичная поза всадницы не соответствуют ситуации, в которой героиня показана. Девушка словно парит над лошадью, придерживая поводья кончиками пальцев, тогда как разгоряченный конь едва не встает на дыбы. Однако художник сделал так намеренно: ему важно было подчеркнуть, насколько ангелоподобная красавица превыше окружающей обстановки и несовершенства мира. «Всадница» Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю.П. Самойловой, 1832. Холст, масло. 291,5 x 206 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия 1. Амацилия. То, как переданы эмоции младшей из девочек, доказывает, что Брюллов сделал лицо старшей бесстрастным намеренно, а не от недостатка мастерства. Амацилия — дочь композитора Джованни Пачини, автора более 70 опер. Одна из них, «Последний день Помпеи», вдохновила Брюллова на одноименное полотно.
2. Джованнина. «Удержать лучшее лица и облагородить его — вот настоящее дело портретиста», — говорил Брюллов. Художник пишет в идеализированном виде и осанку девушки (в реальной жизни она наклонилась бы к лошади и натянула поводья), и невозмутимый взгляд, устремленный на зрителя.
3. Конь. Возвышенная красота, подчиняющая дикую силу, — популярный мотив романтизма, ярким представителем которого был Брюллов. Художник подчеркивает контраст между хрупкостью наездницы и мощью коня.
4. Ветер. Его направление подчинено желанию художника эффектнее показать разные объекты. Если судить по движению вуали на шляпе, ветер дует в одну сторону, если смотреть на деревья — в другую, а локоны наездницы вообще почти неподвижны.
5. Освещение. Искусствовед Наталья Калугина отмечает: «Рассеянный свет, отражающий лишь общее впечатление от реального освещения, создает ощущение иллюзорности изображения. В картине отсутствует связь между многочисленными световыми рефлексами и их источниками». В парадном портрете эффектность важнее правдивости.
6. Пейзаж. Ожидающий буйства стихии парк, над которым перед грозой сгущаются тучи, — идеальный фон, чтобы подчеркнуть возвышенную невозмутимость романтической героини.
7. Собака у ног коня. Из-за надписи Samoylo на ошейнике говорили, что это чуть ли не портрет графини Самойловой, но художник всего лишь намекнул так на имя заказчицы.
Автопортрет. 1848 Холст, масло. 64,1 × 54 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
1799 — родился в Санкт-Петербурге в семье преподавателя орнаментальной скульптуры в Академии художеств.
1809–1821 — учился в Академии художеств; по окончании получил большую золотую медаль за картину «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского».
1822–1835 — работал за границей, преимущественно в Италии.
1828–1833 — писал картину «Последний день Помпеи», главный шедевр, прославивший Брюллова по всей Европе.
1832–1834 — работал над картиной «Портрет Юлии Павловны Самойловой с Джованниной Пачини и арапчонком».
1839 — женился на талантливой пианистке, дочери рижского бургомистра Эмилии Тимм, но спустя 41 день разорвал отношения, вероятно, из-за неверности супруги.
1849 – уехал за границу, жил на Мадейре, затем в Италии.
1852 – умер от болезни сердца в селении Манциана, похоронен на римском кладбище Тестаччо.
Материал опубликован в журнале "Вокруг света" в июне 2021, частично обновлен в июне 2024 Автор текста: Семён Мартынов
Вдохновение
Нереальная «Всадница»: вы много раз видели эту картину Брюллова, но возможно не знаете, что она противоречит законам физики.
Если художнику очень хочется представить девушку на портрете идеальным созданием, достоверностью можно пренебречь
«Люблю тебя более, чем изъяснить умею, обнимаю тебя и до гроба буду душевно тебе привержена», — писала Карлу Брюллову женщина, заказавшая ему картину «Всадница». С графиней Юлией Самойловой живописец познакомился в 1827 году в Италии. Туда наследница внушительного состояния, меценатка и светская львица переехала после разрыва с мужем. Несколько лет у художника и графини был роман; до конца жизни Брюллова они оставались близкими друзьями.
В Италии Самойлова, у которой не было своих детей, взяла на воспитание двух местных девочек — Джованнину и Амацилию. Их-то и изобразил Брюллов на полотне, созданном по заказу Юлии. Новаторство Брюллова в том, что он первый из российских художников написал обычную юную дворянку в духе парадных конных портретов полководцев и императоров; это было довольно смело. Ради создания идеализированного образа романтической героини Брюллов сознательно пренебрег законами физики.
Сразу после того как картина была закончена, ее выставили в Милане, в Академии изящных искусств Брера. Зрители восхищались возвышенной красотой наездницы, называя девушку летящим ангелом. Некоторые, правда, указывали, что безмятежное выражение лица и статичная поза всадницы не соответствуют ситуации, в которой героиня показана.
Девушка словно парит над лошадью, придерживая поводья кончиками пальцев, тогда как разгоряченный конь едва не встает на дыбы. Однако художник сделал так намеренно: ему важно было подчеркнуть, насколько ангелоподобная красавица превыше окружающей обстановки и несовершенства мира.
«Всадница»
Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю.П. Самойловой,
1832.
Холст, масло. 291,5 x 206 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
1. Амацилия. То, как переданы эмоции младшей из девочек, доказывает, что Брюллов сделал лицо старшей бесстрастным намеренно, а не от недостатка мастерства. Амацилия — дочь композитора Джованни Пачини, автора более 70 опер. Одна из них, «Последний день Помпеи», вдохновила Брюллова на одноименное полотно.
5. Освещение. Искусствовед Наталья Калугина отмечает: «Рассеянный свет, отражающий лишь общее впечатление от реального освещения, создает ощущение иллюзорности изображения. В картине отсутствует связь между многочисленными световыми рефлексами и их источниками». В парадном портрете эффектность важнее правдивости.
6. Пейзаж. Ожидающий буйства стихии парк, над которым перед грозой сгущаются тучи, — идеальный фон, чтобы подчеркнуть возвышенную невозмутимость романтической героини.
ХУДОЖНИК
Карл Брюллов
Холст, масло. 64,1 × 54 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
1799 — родился в Санкт-Петербурге в семье преподавателя орнаментальной скульптуры в Академии художеств.
1809–1821 — учился в Академии художеств; по окончании получил большую золотую медаль за картину «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского».
1822–1835 — работал за границей, преимущественно в Италии.
1828–1833 — писал картину «Последний день Помпеи», главный шедевр, прославивший Брюллова по всей Европе.
1832–1834 — работал над картиной «Портрет Юлии Павловны Самойловой с Джованниной Пачини и арапчонком».
1839 — женился на талантливой пианистке, дочери рижского бургомистра Эмилии Тимм, но спустя 41 день разорвал отношения, вероятно, из-за неверности супруги.
1849 – уехал за границу, жил на Мадейре, затем в Италии.
1852 – умер от болезни сердца в селении Манциана, похоронен на римском кладбище Тестаччо.
Материал опубликован в журнале "Вокруг света" в июне 2021, частично обновлен в июне 2024
Автор текста: Семён Мартынов
https://www.vokrugsveta.ru/articles/krasota-protiv-prirody-8-tain-vsadnicy-karla-bryullova-id654727/