Так пели во время Великой Отечественной войны. По словам одного фронтовика, многие солдаты имели особые тетради, в которые записывали полюбившиеся им стихи и песни. В большинстве случаев это было творчество самих солдат. «Я не буду лгать, - писал он. Язык солдатский суров, малограмотен. Но если бы вы знали, сколько любви, юмора и остроумия идет из глубины сердца». Народное поэтическое творчество в годы Великой Отечественной войны получает невиданный размах. Песни и частушки, пословицы, поговорки и рассказы создавались в это время всюду: на фронте, в тылу, на временно оккупированных территориях и у партизан. Особенно большое развитие во время Великой Отечественной войны получили песенные жанры фольклора. Всенародная война в песенном творчестве народа отразилась необычайно полно: с ее самого первого дня 22 июня 1941 года и до Дня Победы 9 мая 1945 года. Одной из наиболее распространенных в начале войны была песня, которая начиналась куплетом: Двадцать второго июня, Ровно в четыре часа, Киев бомбили, нам объявили, Что началася война… Центральное место в песнетворчестве периода Великой Отечественной войны занимают песни фронтовиков. Во фронтовых песнях отразились все важнейшие этапы и события войны. Заканчивается этот военно-исторический цикл песнями, в которых рассказывается о победе над врагом, о разгроме фашизма на его собственной территории. Трагическое в песня, рассказывающих о гибели советских воинов, возвышается до героического. Основными сочинителями песен были молодые бойцы. Большой популярностью пользовались стихи и песни современных поэтов: К. Симонова «Жди меня», И. Френкеля «Давай закурим», А. Суркова «Землянка», М. Исаковского «Огонек» и другие. Но большинство песен создавалось непосредственно на фронте. Среди них многие посвящены отдельным воинским частям. Такова, например, песня дивизии московского народного ополчения: Гремит боевая тревога, И в сумрак июльских ночей По старым московским дорогам Проходят полки москвичей. Были песни и о бойцах: Ой ты, Саша, гордость наша. Твоя дружба дорога. Посоветуй, друг наш Саша, Как сильнее быть врага. Особая тема – смерть героя: На горизонте заря догорает, Тихо бледнеет закат. А у сестры на руках помирает Краснобалтийский моряк.
Особенно много на фронте, да и в тылу бытовало переделок известных песен 1920 – 1930-х годов. И чем популярнее был прототип, тем больше он рождал переработок. Так «Синенький скромный платочек» дал толчок появлению «Беленького скромного халатика»: Беленький скромный халатик Лучше, чем синий платок. Ты говорила, что не забудешь Дать мне для сна порошок. Зимой – не весной Мы повстречались с тобой. Был я снарядом ранен на фронте, Ты там была медсестрой. Эти переделки представляют собой подлинно фольклорный материал. Часто несоответствие между подлинником и подражанием создавало требуемый комический, сатирический или иронический эффект. Вот как перелицовывалась песня Исаковского «И кто его знает» для высмеивания Гитлера и фашистов: Видит Гитлер – сила тает Лютой армии его. Он глазами поморгает И не скажет ничего. И кто его знает, Зачем он моргает… Или на мотив «крутится, вертится шар голубой»: Крутятся, вертятся фрицы в песках, Крутятся, вертятся, чувствуют крах. Крутятся, вертятся, пальцы грызут, Базу советскую никак не возьмут. Как цензура накладывала свою руку на печать, так сразу начинали развиваться устное поэтическое и песенное творчество. Не столько военная, сколько идеологическая цензура накладывала запрет на такие песни, как «Землянка», которой пришлось пройти массу мытарств, прежде чем дойти до народа. Блюстителей чистоты нравов на устраивало в ней «упадническое настроение». Но ее полюбили. Песня, ненавидя врага, не переставала замечать многое негативное, что творилось у себя дома: на фронте и в тылу. Тема верности и любви – одна из самых важных в фольклоре Отечественной войны. Она разрабатывалась и в лирических произведениях, а также в юмористических и сатирических. В советском тылу возникают патриотические песни и частушки, в которых рассказывается о героическом труде советских людей для фронта. Многие девичьи частушки военного времени имели грустный характер, в них говорилось о горечи расставании я с милым: Черна туча, черна туча – Гитлер с запада идет. Наша армия могуча – Эту тучу разобьет.
Далеко дорога вьется, В бой идет герой-боец, Красна Армия дерется – Будет Гитлеру конец.
Медицинские вы сестры В беленьких косыночках, Осторожненько кладите Дролю на носилочки
Наши тракторы как танки, А девчата как бойцы: Распахали все полянки, Все засеяли концы.
Тебя, Волга, мать родная, Хочет Гитлер осквернить, Но фашистскому солдату Из тебя воды не пить.
Расцвела черемуха, И поют соловушки. Мы фашистов выгнали Из своей сторонушки.
Наши славные герои Родину прославили И в Берлине над рейхстагом Красный флаг поставили.
МБУК Алексинский художественно-краеведческий музей
«Судьбы песен военных лет»
#ГОД_ЗАЩИТНИКА_ОТЕЧЕСТВА_2025#Победа80#ЗащитникиОтечестваКто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
Так пели во время Великой Отечественной войны. По словам одного фронтовика, многие солдаты имели особые тетради, в которые записывали полюбившиеся им стихи и песни. В большинстве случаев это было творчество самих солдат. «Я не буду лгать, - писал он. Язык солдатский суров, малограмотен. Но если бы вы знали, сколько любви, юмора и остроумия идет из глубины сердца».
Народное поэтическое творчество в годы Великой Отечественной войны получает невиданный размах. Песни и частушки, пословицы, поговорки и рассказы создавались в это время всюду: на фронте, в тылу, на временно оккупированных территориях и у партизан. Особенно большое развитие во время Великой Отечественной войны получили песенные жанры фольклора.
Всенародная война в песенном творчестве народа отразилась необычайно полно: с ее самого первого дня 22 июня 1941 года и до Дня Победы 9 мая 1945 года.
Одной из наиболее распространенных в начале войны была песня, которая начиналась куплетом:
Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа,
Киев бомбили,
нам объявили,
Что началася война…
Центральное место в песнетворчестве периода Великой Отечественной войны занимают песни фронтовиков. Во фронтовых песнях отразились все важнейшие этапы и события войны. Заканчивается этот военно-исторический цикл песнями, в которых рассказывается о победе над врагом, о разгроме фашизма на его собственной территории. Трагическое в песня, рассказывающих о гибели советских воинов, возвышается до героического.
Основными сочинителями песен были молодые бойцы. Большой популярностью пользовались стихи и песни современных поэтов: К. Симонова «Жди меня», И. Френкеля «Давай закурим», А. Суркова «Землянка», М. Исаковского «Огонек» и другие. Но большинство песен создавалось непосредственно на фронте. Среди них многие посвящены отдельным воинским частям. Такова, например, песня дивизии московского народного ополчения:
Гремит боевая тревога,
И в сумрак июльских ночей
По старым московским дорогам
Проходят полки москвичей.
Были песни и о бойцах:
Ой ты, Саша, гордость наша.
Твоя дружба дорога.
Посоветуй, друг наш Саша,
Как сильнее быть врага.
Особая тема – смерть героя:
На горизонте заря догорает,
Тихо бледнеет закат.
А у сестры на руках помирает
Краснобалтийский моряк.
Особенно много на фронте, да и в тылу бытовало переделок известных песен 1920 – 1930-х годов. И чем популярнее был прототип, тем больше он рождал переработок. Так «Синенький скромный платочек» дал толчок появлению «Беленького скромного халатика»:
Беленький скромный халатик
Лучше, чем синий платок.
Ты говорила, что не забудешь
Дать мне для сна порошок.
Зимой – не весной
Мы повстречались с тобой.
Был я снарядом ранен на фронте,
Ты там была медсестрой.
Эти переделки представляют собой подлинно фольклорный материал. Часто несоответствие между подлинником и подражанием создавало требуемый комический, сатирический или иронический эффект. Вот как перелицовывалась песня Исаковского «И кто его знает» для высмеивания Гитлера и фашистов:
Видит Гитлер – сила тает
Лютой армии его.
Он глазами поморгает
И не скажет ничего.
И кто его знает,
Зачем он моргает…
Или на мотив «крутится, вертится шар голубой»:
Крутятся, вертятся фрицы в песках,
Крутятся, вертятся, чувствуют крах.
Крутятся, вертятся, пальцы грызут,
Базу советскую никак не возьмут.
Как цензура накладывала свою руку на печать, так сразу начинали развиваться устное поэтическое и песенное творчество. Не столько военная, сколько идеологическая цензура накладывала запрет на такие песни, как «Землянка», которой пришлось пройти массу мытарств, прежде чем дойти до народа. Блюстителей чистоты нравов на устраивало в ней «упадническое настроение». Но ее полюбили.
Песня, ненавидя врага, не переставала замечать многое негативное, что творилось у себя дома: на фронте и в тылу.
Тема верности и любви – одна из самых важных в фольклоре Отечественной войны. Она разрабатывалась и в лирических произведениях, а также в юмористических и сатирических.
В советском тылу возникают патриотические песни и частушки, в которых рассказывается о героическом труде советских людей для фронта. Многие девичьи частушки военного времени имели грустный характер, в них говорилось о горечи расставании я с милым:
Черна туча, черна туча –
Гитлер с запада идет.
Наша армия могуча –
Эту тучу разобьет.
Далеко дорога вьется,
В бой идет герой-боец,
Красна Армия дерется –
Будет Гитлеру конец.
Медицинские вы сестры
В беленьких косыночках,
Осторожненько кладите
Дролю на носилочки
Наши тракторы как танки,
А девчата как бойцы:
Распахали все полянки,
Все засеяли концы.
Тебя, Волга, мать родная,
Хочет Гитлер осквернить,
Но фашистскому солдату
Из тебя воды не пить.
Расцвела черемуха,
И поют соловушки.
Мы фашистов выгнали
Из своей сторонушки.
Наши славные герои
Родину прославили
И в Берлине над рейхстагом
Красный флаг поставили.
Отдел современности МБУК «АХКМ»